Руководящий контроль
презентация к уроку по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Татьяна Юрьевна Момот
Сотрудничество и руководящий контроль

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сотрудничество и руководящий контроль

Слайд 2

Первое время посвящается установлению сотрудничества и руководящего контроля. Не стоит торопиться начинать осуществлять задания по программе, гораздо важнее установить добрые отношения с ребёнком , найти сильную мотивацию и начать сотрудничать.

Слайд 3

Поиск мотивационных стимулов Поиск и расширение набора мотивационных стимулов (поощрений). Прежде всего, надо провести предварительную подготовку и начать поиск «поощрений», которые будут использоваться в дальнейшей работе с ребёнком . Для поиска мотивационных стимулов используются: опрос родителей; наблюдение за ребёнком; тестирование мотивационных стимулов.

Слайд 4

Поиск мотивационных стимулов Опрос родителей: что делает ребёнок в свободное время; есть ли у него любимая еда, напитки; любимые мультфильмы; нравится ли ему музыка на телефоне; на какие игрушки обращает внимание (запишите их особые характеристики ); с удовольствием ли катается на качелях, прыгает на батуте; любит ли играть с водой и т.д. Уточните также, что ребёнок точно не любит, чтобы случайно не использовать это в оценке поощрений.

Слайд 5

Поиск мотивационных стимулов Наблюдение за ребёнком . Следуйте за ребёнком , отмечайте все предметы, которыми он заинтересовался на сколько-нибудь значительное время. Если вы заметите, что ребёнок пытается получить какой-либо предмет, играет с ним, держит в руке или рассматривает что-то, что вы не считали привлекательным для ребёнка , запишите это и, как только он закончит играть, уберите предмет в недоступное для ребёнка место. Добавляйте новые игровые действия в игры ребёнка , отмечайте, пытается ли он повторить за вами, просит ли каким-то образом продолжить совместную игру.

Слайд 6

Поиск мотивационных стимулов Предъявление одиночного стимула. Основываясь на опросе родителей, наблюдении за ребёнком и собственном опыте, составьте список игр, которые, возможно, заинтересуют его. Поиграйте с ребёнком в каждую игру из составленного вами списка. Обратите внимание: отталкивает ли вас ребёнок; просто «терпит» вас, без взаимодействия; проявляет интерес; выказывает признаки удовольствия – смеется, тянет руки, бежит за вами; прервитесь и оцените реакцию ребёнка – даёт ли он каким-либо образом понять, что хочет продолжения игры.

Слайд 7

Поиск мотивационных стимулов Составьте полный список предпочтений ребёнка , основанный на опросе родителей, прямых наблюдений и результатах вашего игрового взаимодействия Выберите из этих предпочтений: доступ к которым можно ограничить (например, это не может быть основной едой или питьём , или, если ребёнку нравится прыгать на диване – сложно убрать диван из комнаты), приемлемые по социальным нормам (например, качать на коленях 2-3 летних детей, а не 10-12-ти), посильные в исполнении (например, «лошадку» могут изображать не все), лёгкие в применении (например, лепить снеговика или плавать в бассейне не всегда возможно).

Слайд 8

Поиск мотивационных стимулов Таблица для записи мотивационных стимулов Пищевые стимулы Материальные (предметы, игрушки) Совместная деятельность (занятия, игры, щекотка) 1. 1. 1. 2. 2. 2. 3. 3. 3. 4. 4. 4. 5. 5. 5. 6. 6. 6. 7. 7. 7. 8. 8. 8. 9. 9. 9. 10. 10. 10.

Слайд 9

Поиск мотивационных стимулов Помните , что поиск новых мотивационных стимулов должен вестись на постоянной основе.

Слайд 10

Тестирование мотивационных стимулов Тестирование мотивационных стимулов: Предъявление одиночного стимула; Выбор из множества с возвращением в комплект; Выбор из множества без возвращения в комплект; Выбор из двух (попарное сравнение ).

Слайд 11

Тестирование мотивационных стимулов Предъявление одиночного стимула. Хорошо подходит для игровых взаимодействий или для знакомства с новыми стимулами, которые потенциально могут стать мотивационными. Продемонстрируйте ребёнку стимул (покажите, как с этим играть, если это игрушка, какие кнопки нажимаются, поиграйте вместе, если это активность) и оцените реакцию ребёнка . Рекомендуется делать несколько проб для каждого стимула, для того, чтобы точнее оценить отношение ребёнка к предложенному.

Слайд 12

Тестирование мотивационных стимулов Выбор из множества с возвращением в комплект. Разложите на полу, столе или плоской крышке от коробки все предметы из списка. Предложите ребёнку выбрать один из них. Дайте возможность поиграть с ним какое-то время, затем предупредите, что нужно отдать предмет и заберите. Поставьте предмет туда же, где и все остальные. Предложите ещё раз выбрать что-нибудь. Действуйте таким же образом. Запишите предметы, которые ребёнок выбирал чаще всего, поскольку они, скорее всего, являются наиболее мотивационными для него.

Слайд 13

Тестирование мотивационных стимулов Выбор из множества без возвращения в комплект. Разложите предметы из комплекта так, чтобы ребёнку было удобно рассмотреть их все. Дайте возможность ребёнку рассмотреть весь комплект и предложите выбрать один из них. Дайте возможность поиграть с ним какое-то время, затем предупредите, что нужно отдать предмет и заберите. Уберите предмет из комплекта. Предложите ещё раз выбрать что-нибудь, также уберите этот предмет, затем ещё раз. Таким образом, вероятно, предметы, которые ребёнок выбирал первыми – более мотивационные.

Слайд 14

Тестирование мотивационных стимулов Выбор из двух (попарное сравнение ). Подходит для создания иерархии небольшого количества мотивационных стимулов. Составьте пронумерованный список стимулов, затем предложите ребёнку выбор между первым и вторым, отметьте его выбор в списке. Дайте возможность немного поиграть и заберите стимул. Предложите выбор между первым и третьим, затем первым и четвёртым , первым и пятым и т.д. Фиксируйте выбор ребёнка . После того, как вы сравнили первый стимул со всеми остальными, уберите его из комплекта. Продолжайте сравнение второго с третьим, с четвёртым , пятым и т.д. Затем уберите и его из комплекта. Каждый раз фиксируйте выбор. Тестирование длится , пока не будут попарно сравнены все стимулы в комплекте. Посчитайте , какой стимул ребёнок выбирал чаще всего, составьте иерархию стимулов.

Слайд 15

Тестирование мотивационных стимулов Предпочтения ребёнка могут меняться! Поводите тестирование мотивационных стимулов каждое занятие или чаще. Предпочтения ребёнка могут меняться очень быстро, иногда в течение 2-3 минут, пока вы проводите обучающий блок. Старайтесь всегда давать ребёнку выбор из поощрений. Выбор повышает мотивационную ценность стимула.

Слайд 16

Установление сотрудничества и руководящего контроля Ребёнок должен знать, что вы полностью контролируете все предметы , которые он хотел бы получить или с которыми он хотел бы поиграть , и только вы решаете, когда и как долго они будут в его распоряжении.

Слайд 17

Установление сотрудничества и руководящего контроля Уберите выбранные мотивационные стимулы из свободного доступа ребёнка или же, в случае невозможности полностью их исключить из повседневной жизни – следует существенно их ограничить. Это поможет избежать «выгорания» поощрения и повысит их мотивационную ценность . Это не значит, что ребёнок будет полностью лишен этих привлекательных объектов. Наоборот, у него должна быть возможность получить их, если он станет следовать простым инструкциям и вести себя хорошо.

Слайд 18

Установление сотрудничества и руководящего контроля Докажите ребёнку , что с вами интересно. Каждый эпизод общения должен привносить новый опыт в жизнь ребёнка и быть ему в радость, чтобы в дальнейшем ребёнок следовал вашим указаниям по своему желанию и хотел проводить с вами как можно больше времени. Учитесь играть. Чтобы сформировать в сознании ребёнка связь между вами и подкреплением, следуйте интересам ребёнка и дайте ему возможность играть с любым предметом, игрушкой так долго, как только вы можете находиться с ним.

Слайд 19

Установление сотрудничества и руководящего контроля Связывайте своё присутствие с наиболее сильными подкреплениями. Записывайте все предметы и занятия, которые интересны ребёнку , и подумайте, как сделать их более привлекательными. Постарайтесь, чтобы он получал всё больше удовольствия от занятий с вами — такого удовольствия, которое он не мог бы получить, играя в одиночестве.

Слайд 20

Установление сотрудничества и руководящего контроля Покажите ребёнку зависимость между выполнением инструкции и поощрением. Начинайте с малого, поощряя даже минимальное совместное внимание, взгляд в Вашу сторону, любое сотрудничество и просто спокойное поведение в комнате. Также на начальном этапе можно использовать моменты, когда ребёнок и так уже делает что-то (или явно намерен сделать), и давать инструкцию на это действие, а затем поощрить за её выполнение.

Слайд 21

Установление сотрудничества и руководящего контроля Помните о том, что мотивационные стимулы должны непрерывно находиться под Вашим контролем ! В момент, когда они будут в доступе, после пресыщения они потеряют свою ценность как поощрения для занятий. И конечно регулярно проводите тестирование мотивационных стимулов, это важно для составления иерархии мотивации, отслеживания предпочтений и дальнейшей качественной работы и манипулированию мотивационными стимулами.

Слайд 22

Установление сотрудничества и руководящего контроля Следите за тем, чтоб не было пресыщения мотивационными стимулами. Если это пищевые поощрения, они должны быть маленькими кусочками, если это поощрение, растянутое во времени, то время его использования не должно быть долгим .

Слайд 23

Установление сотрудничества и руководящего контроля Выдвигайте новые требования постепенно и наблюдайте за поведением ребёнка . Не спешите переходить к трудным заданиям сразу. Использовать сильные мотивационные стимулы для отработки навыка коммуникации можно практически с самого начала работы.

Слайд 24

Установление сотрудничества и руководящего контроля Будьте последовательны и выполняйте обещания . Если Вы даёте инструкцию, не давайте подкрепление пока ребёнок не выполнит требуемое. Не подкрепляйте попытки уклониться от обучения. И не давайте инструкции, если Вы не уверены, что ребёнок способен выполнить её или готов к предоставлению подсказки, либо если мотивация ребёнка слишком слабая.

Слайд 25

Установление сотрудничества и руководящего контроля Также следует избегать многократного повторения инструкций и обращений по имени, поскольку это приучает ребёнка , что на ваши слова или обращения можно отреагировать не сразу или не реагировать вообще. Лучше после первой инструкции выждать несколько секунд, и убедившись, что ребёнок не выполняет её – повторить и тут же помочь (иногда физически) её выполнить.

Слайд 26

Установление сотрудничества и руководящего контроля Предоставляйте поощрения своевременно. Нужные реакции необходимо поощрять сразу же, в течение 2-3 секунд. Используйте обучение без ошибок. Предоставляйте подсказки своевременно, постепенно уменьшая их, не ждите пока ребёнок начнёт нервничать от собственной несостоятельности.

Слайд 27

Установление сотрудничества и руководящего контроля Покажите ребёнку , что игнорирование вашей инструкции или выбор неприемлемого поведения не приведет к получению подкрепления . Таким образом, ребёнок учится понимать, что это в его интересах – сотрудничать с вами и выполнять ваши просьбы и инструкции, и в дальнейшем руководящий контроль и сотрудничество не будут ощущаться им как принуждение или подчинение чужой воле, но как собственный выбор.

Слайд 28

Инструкции Используйте короткие, простые инструкции: Сделай так! Садись ! Покажи ! Положи к таким же! Брось мяч! Не повторяйте инструкции несколько раз. Выждите несколько секунд, и, убедившись, что ребёнок не выполняет её – повторите инструкцию и дайте подсказку.

Слайд 29

Похвала Парируйте материальные поощрения с социальными. Хвалите ребёнка ! Даже если поначалу ваши слова не являются для него поощрением, постепенно, предоставляемые в паре с другим поощрением, они обретут мотивационную ценность. Похвала должна быть конкретной: Молодец! Собрал пазл ! Хорошо! Положил тарелку к тарелке! Отлично! Бросил мяч! Это кот! Умничка ! Сделал как я, молодец! Хорошо сказал «А-а», умничка !

Слайд 30

Ошибки Старайтесь использовать безошибочное обучение на начальном этапе, своевременно предоставляя подсказки. В случае, если ребёнок ошибся, дайте ему это понять: Нет; Попробуй ещё раз. И сделайте новую пробу (дайте ещё раз инструкцию и, при необходимости, подсказку). Не давайте подсказку и не хвалите ребёнка после ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ По дисциплине: «Правовые основы правления образования» Тема: «Аттестация педагогических и руководящих кадров ДОУ»

План:Общие положенияАттестационная комиссия, ее составПорядок проведения аттестацииРеализация решения аттестационной комиссии. Рассмотрение трудовых споров, связанных с аттестациейРЕФЕРАТПо дисц...

Материалы для конкурсного отбора в резерв руководящих кадров системы образования Качканарского городского округа на должность руководителя дошкольного образовательного учреждения

Пакет документов включает в себя:1 Заявление2 Резюме3 Перечень публикаций4 ЭССЭ на тему «Портрет современного управленца в образовании»5 Вопросы для собеседования с кандидатами на включение ...

Аттестация педагогических и руководящих работников

Аттестация - это подведение итогов определённого этапа профессиональной деятельности. Аттестация сегодня - это не столько формальная процедура, сколько составляющая самооценки профессиональн...

Контроль в ДОУ как функция управления (памятка для руководящих кадров ДОУ).

Памятка для руководящих кадров ДОУ о видах контроля и порядке его осуществления....

«Руководящий контроль – основа сотрудничества с ребенком в спектре аутизма»

описывается необходимость и решающее значение руководящего контроля  для поддержания сотрудничества с ребенком в спектре аутизма...

Руководящий контроль - фундамент отношений с ребенком с расстройством аутистического спектра.

Иногда мы даже и не подозреваем, что у ребенка есть какие-либо способности, потому что он не желает с нами сотрудничать, и показать нам то, что он знает. Более того, ребенок не позволяет нам его ...

РУКОВОДЯЩИЙ КОНТРОЛЬ

Иногда мы даже и не подозреваем, что у ребенка есть какие-либо способности, потому что он не желает с нами сотрудничать, и показать нам то, что он знает. Более того, ребенок не позволяет нам его ...