«Руководящий контроль – основа сотрудничества с ребенком в спектре аутизма»
консультация по коррекционной педагогике

Чеканова Светлана Николаевна

описывается необходимость и решающее значение руководящего контроля  для поддержания сотрудничества с ребенком в спектре аутизма

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_rukovodyashchiy_kontrol.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. «Руководящий контроль – основа сотрудничества
  2. с ребенком в спектре аутизма»

(консультация для родителей)

 Поливанова М.А. педагог – психолог,

Чеканова С.Н. учитель-дефектолог                                                                                                      

Иногда мы даже и не подозреваем, что у ребенка есть какие-либо способности, потому что он не желает с нами сотрудничать, и показать нам то, что он знает. 
Более того, ребенок не позволяет нам его обучить - показать, рассказать, объяснить... Он хочет делать только то, что ему интересно, и криками добивается, чтобы от него отстали и оставили в покое. Поэтому нам необходим прочный контроль над поведением ребенка или «Руководящий контроль».

Многие проблемы, которые мешают родителям и окружающим ребенка наладить с ним отношения и обучать его, накладываются именно на платформу «Руководящего контроля»:

  • Как сделать так, чтобы ребенок не выбегал на дорогу?
  • Как сделать так, чтобы ребенок сидел во время занятий?
  • Как сделать так, чтобы ребенок отвечал на обращенные к нему вопросы?
  • Как сделать так, чтобы ребенок ходил в туалет в унитаз, а не в штаны?
  • И так далее, и так далее - тысячи вещей, которые дети с особенностями развития предпочитают делать по-своему.

Все эти проблемы являются симптомами отсутствия «Руководящего контроля». И если с помощью поведенческих методов или других видов лечения убрать один из симптомов, то на его месте туже окажется какое-то новое проблематичное поведение. Поэтому, достижение «Руководящего контроля» является самой важной частью обучения особого ребенка.  Без него мы бессильны, и не можем ничем помочь ребенку. Пока мы не способны помочь ребенку преодолеть себя и свои собственные желания и начать сотрудничать, мы неспособны привести его развитие к существенному прогрессу.

Роберт Шрамм, один из ведущих специалистов в поведенческом анализе, предлагает пошаговый метод приобретения «Руководящего контроля», который могут использовать как родители, так и начинающие тераписты и специалисты, для установления взаимодействия с особыми детьми. Применение всех этапов этого метода приводит к тому, что в дальнейшем уже не будет необходимости постоянно контролировать поведение ребенка. Ребенок будет самостоятельно выбирать сотрудничество, взаимодействие и социальную интеракцию - без особых усилий с вашей стороны.

Но, как и другие поведенческие методы - это не волшебная палочка, это - процесс обучения, труд, который требует концентрации, усилий и применения всех без исключения инструментов и этапов.

Итак, первый шаг для достижения «Руководящего контроля» состоит в следующем - Покажите ребенку, что только вы контролируете те предметы, которые он хочет держать или с ними играть, и только вы решаете, когда ребенок может получить к ним доступ.

Все, что ребенок предпочитает делать или играть, когда он находится в одиночестве, является потенциальным усилителем - поощрением его позитивного поведения. Контроль этих предметов является необходимой частью для достижения «Руководящего контроля». Это не говорит о том, что нужно лишить ребенка всех радостей жизни и всех любимых занятий. Скорее, это говорит о том, что ребенок научится рассчитывать получить доступ к этим предметам, если он хорошо себя ведет и выполняет простые требования.

Для начала, необходимо решить какие предметы ребенок может иметь в свободном доступе, и что он должен сделать, для того, чтобы вы решили предоставить ему этот доступ. Начните с того, что пройдясь по дому, соберите все любимые предметы ребенка и положите в такое место, в котором он сможет их видеть, но не сможет их достать. Прозрачные контейнеры могут подойти для маленьких детей. Запертая на ключ комната или шкаф могут подойти для старших детей.

Ограничение усилителей является наиболее важным компонентом обучения. Но не стоит применять силу и силой отдирать ребенка от любимой машинки. Как только ребенок наигрался игрушкой и отложил ее в сторону, сразу же поднимите ее и спрячьте. Если ребенок занялся каким-то предметом, держит его, смотрит на него, вертит в руках - запомните его, и когда он закончит им заниматься - тоже спрячьте. Этот предмет в дальнейшем может послужить как поощрение. Если ребенок любит какие-нибудь постоянные действия - качаться на качелях, смотреть в окно, прыгать на батуте - то начните контролировать и их - прикройте окно шторами, переверните батут или прислоните к стене и заверните качели наверх так, чтобы ребенок не мог самостоятельно их развернуть.

Внимательное отслеживание тех мотивационных факторов, которые движут ребенком - это очень полезное упражнение для нас, родителей и учителей. Таким образом, мы можем увидеть множество возможностей не только привести ребенка к сотрудничеству, но и использовать данные ситуации для проявления инициативы, усиления социальной интеракции и поощрения хорошего поведения. Начиная с ограничения доступа к мотивационным стимулам, и в дальнейшем, используя эти стимулы в нужное время и нужным способом, мы можем развить желание ребенка к сотрудничеству, и таким образом, обучать его более эффективно.

Затем покажите ребенку, что вам можно доверять. Научитесь «не бросать слова на ветер», а говорить то, что вы конкретно имеете в виду. Если вы сказали ребенку выполнить что-либо, не позволяйте ему получить то, что он хочет, пока он не выполнит ваше требование. Если это необходимо - помогите ребенку выполнить ваше требование и используйте подсказки.

Многие родители и учителя разговаривают без умолку с ребенком, искренне надеясь, что хоть что-нибудь из их слов осядет в голове ребенка. Например, знакомый человек заходит в гости, и мама ребенка начинает щебетать: "Сашенька, посмотри, кто пришел, иди, поздоровайся, скажи «здрасте», ну посмотри, ты же любишь, когда тетя Юля приходит, смотри, кто пришел, иди сюда, поздоровайся за руку, ну что же ты, ты, наверное, стесняешься, ну не стесняйся, идем, поздороваемся". И при этом, постоянно щебечущая мама пытается притащить Сашеньку поближе к тете Юле, а Сашенька отчаянно пытается вырваться и убежать подальше.

Родителям и терапистам следует помнить, что слова - это не последствия, и уж для детей с особенностями развития они не имеют достаточного веса (расстройство речи является одной из причин этого). Слова - это предзнаменование последствий, это символы, которые знаменуют, что действительно произойдет. И если вы не следуете собственным словам - у вашего ребенка нет ни малейшего понятия, на основе которого он сможет сделать правильные решения.

Каждое слово, с которым вы обращаетесь к ребенку в процессе установления и достижения «Руководящего контроля» должно быть тщательно взвешенным. Если вы просите ребенка выполнить то или иное требование - вы не можете позволить ему, не выполнив требования, пойти дальше и получить то, что он хочет.

Когда вы выставляете требование или инструкцию (определенный стимул SD) вы ожидаете от ребенка удовлетворить данное требование - то есть выбрать сотрудничество с вами. И Вы не можете поощрять выбор «не сотрудничества». Только таким образом выбор сотрудничества станет для ребенка выгодным и желанным. Другими словами, если вы требуете от ребенка поздороваться с тетей Юлей доступным ему способом - у ребенка нет других вариантов (убежать в другую комнату, отвернуться, или уставиться в телевизор). Если вы решили, что ребенок должен поздороваться с тетей Юлей, и вы видите, что самостоятельно он не сможет сделать этого в данный момент - не «экономьте», дайте подсказку. Спокойно подойдите к ребенку, протяните ему руку, проведите к тете Юле, и скажите: «Поздоровайся!» или «Скажи – привет». Таким образом, вероятность того, что ребенок избежит этого требования, уменьшается.

«Взвешивайте» ваши слова тщательно. Если вы задаете ребенку вопрос («Пойдем заниматься?», «Пойдем, поздороваемся?», «Сядешь делать уроки?») - у него есть полное право на него ответить и вам придется принять его решение. Это значит, что вам необходимо заранее продумать все возможные варианты реакций, перед тем как вы задаете вопросы. Например, вы спрашиваете ребенка, хочет ли он сейчас выполнять задание и он отвечает «нет». Реакция вашего ребенка не является проблематичным поведением. Наоборот - его реакция вполне приемлема - он выбрал не заниматься.

Вы должны понимать, что это был ваш выбор - задать вопрос,  который привел к проблемам.

Скажите ребенку точно, что вы хотите чтобы он сделал  - дайте четкую инструкцию или SD.

  • Не «Пойдем заниматься?»  - а «Пойдем заниматься!»
  • Не «Поздороваешься с тетей Юлей?» - а «Поздоровайся с тетей Юлей!».

Когда вы говорите ребенку «Садись», «Иди сюда», «Сделай то-то»  - вы всегда должны ожидать от ребенка нужной реакции. Прежде чем что-то сказать - проанализируйте вероятность выполнения данного требования - слышит ли вас ребенок, внимателен ли он да данный момент к вашему обращению, может ли он вообще выполнить ваше требование (Если у вас неговорящий ребенок, инструкция «Поздоровайся» - должна быть более конкретной «Дай руку тете Юле»). И если вы не уверены, что на данный момент ребенок может выполнить требование - продумайте, как вы можете ему помочь его выполнить (еще перед тем, как вы дали инструкцию!). Если на данный момент вы не можете помочь ребенку выполнить инструкцию  - лучше ее не произносите.

Но если вы уже решили дать инструкцию - вы не можете позволить ребенку избежать ее выполнения и получить доступ к тем вещам, которые он требует. Если у вас в руках мяч, с которым ребенок хочет играть, и вы сказали ему сесть на стул, вы не можете дать ему мяч, пока он не сядет на стул. Если он не садится на стул, вы держите у себя мяч, пока он не сделает лучший выбор, и не начнет сотрудничать.

Помните, что на стадии установления «Руководящего контроля» вы не можете «забомбить» ребенка различного рода инструкциями и требованиями. Интеракция с вами должна быть интересной и приятной для ребенка. Это говорит о том, что вы не можете достать из кармана конфету и помахать у ребенка перед носом, заставить его делать домашнее задание, или забрать у него игрушку, с которой он сейчас играет и подняв высоко вверх, требовать «Сядь за стол!», «Подойди ко мне», и так далее.

Требования и инструкции занимают не более 25% от взаимной интеракции с ребенком, и превышение этой нормы сделает времяпровождение с вами обузой и тяжелой повинностью для ребенка, и тогда «Руководящий контроль» станет недостижим.

Покажите ребенку, что ему выгодно выполнять ваши инструкции и это наилучший способ для него получить то, что он хочет. Давайте ребенку простые инструкции так часто, насколько это возможно и усиливайте его сотрудничество поощрениями.

Когда вы контролируете мотивационные предметы и действия вы можете использовать их для поддержки правильного выбора. Для того, чтобы претворить в жизнь этот шаг, нужно быть знакомыми с "Принципом Примака"*. 

"Принцип Примака" утверждает, что возможность заниматься поведением, которое происходит с большей вероятностью, (например, играть в компьютер) обусловлено появлением  поведения, которое происходит редко и с меньшей вероятностью, (например, сложить учебники в портфель) и является усилением поведения, которое происходит редко и с меньшей вероятностью. То есть, если складывание учебников является условием для игры в компьютер, и ВСЕГДА игра в компьютер происходит только после складывания учебников в портфель - тогда складывание учебников в портфель будет происходить чаще и вероятность возникновения этого поведения возрастет.

В случае обучения ребенка сотрудничеству, этот принцип означает, что ребенок должен выполнять инструкции и демонстрировать хорошее поведение прежде, чем вы позволите ему взять то, что он хочет. Наилучший путь следовать этому принципу - это предъявить требование или дать инструкцию, прежде чем вы даете ему то, что он хочет от вас. Ваше требование может быть любым:

  • Например, ребенок просит у вас конфету. Вы говорите: «Да, пожалуйста» - и держа конфету перед ребенком, снимаете фантик. Потом протягиваете фантик ребенку, и просите «Выбрось в мусор» - ребенок выбрасывает в мусор (возможно, с помощью) и получает свою конфету.
  • Ребенок просит у вас конфету. Вы говорите: «Да, пожалуйста» - и держа конфету перед ребенком, снимаете фантик. Потом протягиваете фантик ребенку, и спрашиваете «Это какой цвет?» - ребенок отвечает «Желтый» и получает свою конфету.
  • Ребенок указывает на книгу на полке. Вы достаете книгу и, держа ее в руках, говорите «Садись на диван». И после того, как ребенок сел на диван - вы даете ему книгу.
  • Ребенок проголодался и хочет есть. Вы накладываете еду в тарелку, и подойдя к ребенку говорите «Садись за стол». Как только ребенок сел за стол - вы даете ему тарелку с едой.
  • Вы выходите с ребенком на прогулку. Уже взявшись за ручку двери, вы говорите: «Дай мне сумку». Ребенок дает вам сумку, и вы выходите.

Возможно, также попросить имитировать простое движение как первичный путь развития отношений «ты мне - я тебе»:

  • Например, ребенок приносит пульт и просит включить мультик. Вы просите: «Сделай как я» и хлопаете в ладоши. Ребенок хлопает в ладоши, и вы включаете мультик.

Чем в больших случаях ребенок получает поощрение  после того как прежде выполнил инструкцию или хорошо себя ведет, тем быстрее он научится следовать правилам наилучшего пути получить то, что он хочет – сотрудничества.

Но...

Ни в коем случае не спрашивайте ребенка перед тем, как вы даете ему задание.

Например, ребенок смотрит мультики по телевизору, а вы подходите к нему и сунув ему под нос конфету спрашиваете: «Хочешь конфетку? Тогда выключай телевизор!». Или, «Хочешь конфетку? Идем заниматься!».

Другими словами, когда вы предлагаете что-то ребенку - это не его выбор, а ваш.  И если ваше предложение не вызывает достаточно сильную мотивацию у ребенка, чтобы он оставил все на свете, только чтобы получить то, что вы ему предлагаете - вы попадаете в очень нехорошую ситуацию, в которой невозможно установить «Руководящий контроль». То есть, если на данный момент ребенок намного больше хочет смотреть мультики, чем есть конфеты, то он проигнорирует ваше предложение, и не будет выполнять то, о чем вы его просите. И таким образом, ваши слова опять не окажут желаемого действия. Кроме этого, ребенок может начать плакать и сопротивляться, и если вы, в конце концов, ему уступите - то усилия по установлению «руководящего контроля» были потрачены впустую. 

Всегда лучше удивить ребенка предметом или действием уже после того, как он принял решение сотрудничать. То есть, последовательно и постоянно следуйте всем шагам по установлению «Руководящего контроля» - контролируйте доступ к поощрениям, ищите стимулы, которые его заинтересуют, говорите меньше, и ждите инициативы ребенка - и как только ребенок проявляет инициативу - попросите его сделать что-нибудь для вас. В обиходе можно использовать сотни ситуаций в день, для этого просто нужно быть внимательными.

На ранних стадиях установления руководящего контроля поощряйте каждую желаемую реакцию и постепенно переходите на переменный режим поощрений.

Постоянство - это один из наиболее важных компонентов в обучении и воспитании ребенка. Благодаря вашим последовательным действиям ребенок учится, что выбрав сотрудничество, он получит то, что хочет  - быстрее и легче.

Понимание того, что правильный выбор приводит нас к желаемым последствиям, отражает все, что происходит в повседневной жизни, и происходит только тогда, если изначально каждый правильный выбор приводит к позитивным результатам.

Другими словами, эти возможности выбора основываются на инструкциях, которые мы даем ребенку, и ребенок должен увидеть, что выполнение инструкций -  это неотъемлемый компонент повседневной жизни. 

Как только ребенок выучил, что в его же самых лучших интересах прислушиваться к вам, он начнет прилагать необходимые усилия, чтобы сфокусироваться на том, что вы хотите от него. В конечном итоге, он начнет подходить к вам и ждать указаний, потому что он научился, что это первый шаг в получении того, что ему нужно.

Как этого добиться? Нужно просто поощрять каждую выполненную инструкцию. Даже если случайно ребенок сел возле вас, когда вы его об этом попросили, или подошел к вам, когда вы попросили его подойти, чтобы поцеловать, или когда вы дали ему любимую игрушку и сказали: «Иди, играй!», и он пошел играть. 

Так в чем же сложность? Во внимании. Очень часто мы  заняты своими делами и воспринимаем хорошее поведение ребенка как должное. Как приятно, когда наконец-то ребенок от тебя отстал, и спокойно чем-то занялся.

В данном случае - все должно быть наоборот. Предельная внимательность - залог успеха! Ребенок сделал то, что ему сказали - поощрение, занялся игрушкой - поощрение, сидит спокойно - поощрение! Даже если от родителей это потребует ходить с набитыми поощрениями карманами Опять-таки, внимательность - помнить, что нужно поощрят желаемые действия ребенка, и подготовиться к этому.

Поначалу, не дайте ни одной хорошей реакции остаться незамеченной и не подкрепленной хоть каким-либо видом поощрения. Всегда под рукой есть такие поощрения, как пощекотать ребенка, подбросить его вверх или обнять крепким любящим объятием. Позже, когда ваш ребенок хочет и может следовать вашим инструкциям вам следует постепенно снижать частоту использования поощрений.

Другими словами, постоянное поощрение правильных реакций и выполненных инструкций - это временный процесс. И именно таким его нужно воспринимать. Как только мы видим, что ребенок начинает выполнять инструкции быстро и постоянно - пришло время продвигаться вперед.

Постепенное, но медленное снижение частоты поощрений приводит к постепенному повышению частоты желаемых реакций. Как только вы заметили, что желание ребенка выполнять ваши инструкции возросло - перейдите от поощрения каждой реакции на поощрение 2-3 реакций в среднем. То есть, после 2-3 реакций в среднем ребенок будет получать какое-нибудь осязаемое поощрение. В дальнейшем, вы можете продвинуться к переменному режиму поощрений VR-5 (то есть поощрять каждую пятую реакцию в среднем), а далее VR-10 и т.д.  Данное постепенное увеличение частоты поощрений основывается на научных принципах обучения поведения, демонстрирующих образование устойчивой и последовательной реакции при переменном режиме поощрений.

Все дело в мотивации, покажите ребенку, что вы знаете о его приоритетах не меньше, чем о своих собственных.

Делайте записи о каждом предмете или действии, которое вызывает интерес ребенка. Записывайте, в каких ситуациях он предпочитает тот или иной предмет.

Постарайтесь ввести в курс дела своих родных и близких, которые находятся в постоянной интеракции с ребенком, и пытайтесь целенаправленно развивать и расширять интересы ребенка. 

Сегодня ребенок любит калейдоскоп, и готов выполнить любые инструкции и задания, чтобы получить калейдоскоп в свои руки. Но никто не гарантирует, что и завтра ребенок будет также интересоваться калейдоскопом. Большинство особых детей быстро теряют интерес к различным играм и поощрениям, а большинство родителей и учителей испытывают огромные трудности в пробуждении интереса ребенка к тому или иному стимулу. 

Развитие и расширение областей интереса требует творческих способностей. Один из способов - это присмотреться к тому, что ребенок уже любит, и попытаться найти похожие стимулы и предметы. Например, ребенку нравится корчить рожицы перед зеркалом. Возможно, ему понравится и игры с переодеванием, маски и грим.  Другому ребенку нравится выбрасывать карточки в окно или запихивать их за диван. Возможно, ему понравится складывать монетки или разноцветные бумажки в копилку, конфетти, воздушные шарики или мыльные пузыри, которые можно выдувать стоя на балконе, и они плавно будут падать вниз. Третьему ребенку, возможно, нравится играть в песке. Возможно, ему понравится возиться с глиной или пластилином, перебирать крупу, или массаж щеткой.

Другой способ - это постоянно показывать ребенку новые игрушки, действия, места. Можно скооперироваться несколькими семьями, и меняться игрушками, чтобы не покупать на постоянной основе. Можно раз в неделю водить ребенка в новые места - разные игровые комнаты, разные парки, ларьки, и так далее. 

Все эти действия помогают расширить круг интересов ребенка, и таким образом, получить «новое оружие в свой арсенал» призов и поощрений. Чем разнообразнее те поощрения, которые вы используете для подкрепления поведения, тем выше вероятность сотрудничества. Всегда используйте разнообразные призы и поощрения, для того, чтобы интерес ребенка «не перегорал».

Старайтесь также использовать самые мотивационные предметы для поощрения самых трудных реакций для ребенка, таких, как использование туалета или речевые навыки.

Покажите ребенку, что игнорирование ваших инструкций или выбор неподходящего поведения не приведут его к поощрению.

Следующий шаг в процессе достижения «Руководящего контроля» является самым сложным, но и незаменимым. Вся суть заключается в том, что если ребенок не выполняет то требование или инструкцию, которые вы ему даете, то он не может получить доступа к тому, что он хочет.

Ребенок не получит желаемый предмет ни при каких условиях, если он не выполняет то, что от него требуют. Его выбор просто не поощряется. На поведенческом языке данное действие называется Extinction или Прекращение Подкрепления / Гашение.

Если во время игры с ребенком, или во время занятий ребенок убегает - отреагируйте спокойно. Не следует хватать ребенка, удерживать или силой тащить обратно заниматься. Наоборот, отвернитесь и даже не смотрите в его сторону, и продолжайте делать то, что делали раньше. Заранее побеспокойтесь о том, что ребенок не сможет в это время начать играть с любимыми игрушками, или съесть любимое лакомство, или заняться любимым делом. Все самые интересные и любимые предметы ребенка в это время находятся под вашим контролем, и единственная возможность для ребенка получить их - это вернуться на место и продолжать сотрудничать с вами.

Возможно, в начале, тот промежуток времени, который вы ожидаете возвращения ребенка, будет долгим, но не стоит жалеть времени - в дальнейшем, это окупится.

Это не даром упущенное время - в это время идет обучение. Ребенок учится сотрудничать с вами и делать правильный выбор. И, постепенно, эти промежутки времени будут сокращаться, и вы сможете прийти к тому, что ребенок не только не будет избегать занятий, а даже будет проявлять инициативу и требовать заниматься.

Использование процедуры прекращения подкрепления / гашения (Extinction) является одним из самых эффективных инструментов для уменьшения нежелательного поведения. Первые шесть шагов для достижения «Руководящего контроля» помогают мгновенно увеличить частоту желательного поведения, и при правильном использовании существенно облегчают повседневную интеракцию с ребенком. Пока ребенок с вами сотрудничает, вы прекрасно и весело проводите время. Но эффект прекращения подкрепления не проявляется мгновенно. Результат приходит в будущем, и основывается на отсутствии подкрепления нежелательного поведения. Вы применяете этап обучения «Руководящего контроля» каждый раз, когда хотите уменьшить нежелательное поведение.

На самом деле «непоощрение» нежелательного поведения представляется легким только в теории. На практике, каждый раз, когда ранее подкрепляемое поведение прекращает подкрепляться, происходит так называемый «поведенческий взрыв», и нежелательное поведение может усилиться на краткий период времени, стать более интенсивным, и даже поменять форму. 

Например, если раньше, когда ребенка звали заниматься и выключали телевизор, он начинал визжать и бросался на пол, и после этого ему позволяли продолжать смотреть телевизор («Нe дай бог, у ребенка будет травма! Психологическая!», то теперь, если все-таки телевизор останется выключенным, то ребенок начнет визжать еще больше, еще сильнее, и может начать биться головой об пол. 

Вот здесь, в основном, и происходит основная ошибка родителей и преподавателей - на самом пике визга и криков ребенку включают телевизор, чтобы успокоился («Ну бог с ними, с занятиями, лишь бы травмы не было! Психологической!»).  И таким образом нежелательное поведение, только в еще более тяжелой форме, закрепляется и усиливается.

Другими словами, для эффективного применения седьмого этапа необходимо подготовиться к «взрыву», и морально, и физически, и всегда действовать последовательно и не уступать. Результаты не заставят себя ждать. Если в первый день истерика ребенка будет продолжаться 40 минут, на следующий день она будет длиться намного меньше, а на третий-четвертый день может и вовсе не возникнуть. Конечно, при последовательном применении.

Из-за опасности усиления более тяжелой формы поведения при взрыве желательно заручиться поддержкой близких или специалистов, которые помогут пережить «взрыв», и сохранив хладнокровие, продолжать жизнь дальше.

Многие родители предпочитают не пытаться справиться с «взрывом», т.к. на ранних этапах поведение становится чересчур невыносимым ("Опять травма эта! Психологическая!"), и боятся навредить ребенку своим отказом.  Но, на самом деле, если нет медицинских противопоказаний к такому поведению, усиление более тяжелой формы поведения наносит гораздо больший вред ребенку, чем возможная «психологическая» травма. Ведь ребенок, который не умеет сотрудничать с окружающими, не сможет обучиться необходимым навыкам, стать самостоятельным и интегрироваться в обществе. И кроме этого, существует очень большая вероятность того, что со временем нежелательное поведение станет настолько проблематичным, что возникнет необходимость использовать более неприятные методы коррекции и психотропные лекарства.

Установление «Руководящего контроля» - это тяжелый повседневный труд, причем не только одного конкретного человека, а всех окружающих ребенка. Но, в основном благодаря этому труду, вы можете помочь ребенку проявить себя в полной мере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада (из опыта работы).

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым,...

«Духовно – нравственное воспитание на основе сотрудничества дошкольного учреждения и семьи

Долгосрочный проект по воспитанию духовно – нравственных качеств у дошкольников. (на 3 года)2012 – 2013 уч.г. «Духовно – нравственное воспитание на основе сотрудничества дошкольного учреждения и...

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Социализация дошкольников средствами духовно – нравственной культуры на основе сотрудничества семьи и детского сада

Одна из важных задач детского сада по воспитанию духовно-нравственной культуры дошкольников, это - установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации...

Руководящий контроль - фундамент отношений с ребенком с расстройством аутистического спектра.

Иногда мы даже и не подозреваем, что у ребенка есть какие-либо способности, потому что он не желает с нами сотрудничать, и показать нам то, что он знает. Более того, ребенок не позволяет нам его ...

Руководящий контроль

Сотрудничество и руководящий контроль...

РУКОВОДЯЩИЙ КОНТРОЛЬ

Иногда мы даже и не подозреваем, что у ребенка есть какие-либо способности, потому что он не желает с нами сотрудничать, и показать нам то, что он знает. Более того, ребенок не позволяет нам его ...