Картотека игр для детей с нарушением речи
картотека по коррекционной педагогике
Дети с нарушениями речи ограничены прежде всего в речевом общении. Это связано с нарушениями языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. В играх с детьми полезно создавать ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования. Каждая игра или игровое упражнение направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения будут развивать у детей внимание к слову, к его точному и правильному употреблению в устной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_dlya_detey_s_otstavaniem_rechi.docx | 26.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
Образовательное учреждение «Детский сад №25»
Выполнила воспитатель: Абибулла Екатерина Сергеевна
Картотека игр для детей с нарушением речи
Дети с нарушениями речи ограничены прежде всего в речевом общении. Это связано с нарушениями языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. В играх с детьми полезно создавать ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования. Каждая игра или игровое упражнение направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения будут развивать у детей внимание к слову, к его точному и правильному употреблению в устной речи.
Название игры | Цель игры | Материалы и оборудования для проведения игры | Содержание игры |
1.«Замок» | Развитие у детей мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения. | Инвентарь для проведения не требуется. | На двери висит замок. Кто открыть его бы мог? Потянули, Покрутили, Постучали, И - открыли! Движение: Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок». Повторение движений. Пальцы сцеплены в «Замок», руки потянуть в одну, потом в другую сторону. Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя - к себе. Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга. Пальцы расцепить, ладони в стороны. |
2.«Зоопарк» | Исследование состояния артикуляционного аппарата ребенка. | Инвентарь для проведения не требуется. | Дети повторяют за педагогом «Превращения» в различных животные: слон (Губы трубочкой), лягушка (Растянуть губы в улыбке), гиппопотам (Широко открыть рот), змея (Высовывать и убирать язычок), котенок (Лакает язычок). |
3.«Волшебный мешочек» | Выявление у детей уровня овладения звукоподражанием. | Мешочек. | Ребенок достает из мешочка фигурку животного и показывает, как оно «Говорит». |
4.«Наоборот» | Формирование у детей умения в преобразовании слогов путем замены твердого звука в слоге на мягкий или, наоборот, мягкого на твердый. | Ряды слогов для преобразования. | Педагог показывает ребенку, как превратить твердый слог в мягкий (Или, наоборот, мягкий в твердый), если заменить в нем гласный звук. Например, пы - пи, мо - мё, бэ - бе, ла - ля, ну - ню, сё - со, ке - кэ, дю - ду, вя - ва. Затем ребенок пробует преобразовывать слоги самостоятельно, а педагог подбирает их так, чтобы они содержали звуки, которые ребенок произносит правильно. |
5.«Угадай на ощупь» | Формирование у детей умения узнать предмет на ощупь по перечисленным признакам. | Коробка. Игрушки. | Педагог перечисляет признаки, которые можно воспринять на ощупь: форму, ее детали, поверхность, плоскость - и просит: «Найди в коробке то, что похоже на шарик, но с длинным хвостом, твердое, негладкое». Ребенок по описанию ищет и находит свеклу. Сначала в коробку помещают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме. При повторении игры предметы можно подбирать похожие по форме, но отличающиеся другими признаками. |
6.«Что растет в саду, огороде?» | Скорректирование у детей речевых и двигательных нарушений, позволяющих развивать сенсомоторную сферу, словесно-логическое мышление, улучшить память, тактильные восприятия, внимание, восприятие, развить творческие способности детей. | Овощи и фрукты. | Подбор имен прилагательных к имени существительному. Помидор (Какой?)- большой, круглый, красный, сочный и т.д. Яблоко (Какое?)- зеленое, круглое, твердое, большое и т.д. Обучение правильному употреблению слов «Мой», «Моя», «Моё», «Мои», согласованию слов по родам. Моя - морковка, мой - помидор, Мой - лук, Мое - яблоко. |
7.«Образуй слова» | Формирование у детей словарного запаса, учить образовывать имена прилагательные от имен существительных. | Инвентарь для проведения не требуется. | Поле из васильков - Васильковое поле. Запах луга - Луговой запах. Масло из розы. - Розовое масло. Семена мака - Маковые семена. Аромат цветов - Цветочный аромат. Букет из ландышей - Ландышевый букет. |
8.«Театральное лото» | Закрепление у детей полученных знаний о видах театра, кукольном театре, о видах театральных кукол; упражнять в составлении связного рассказа; активизировать словарь детей. | Карточки с изображением театров. | Попросите любого ребенка взять понравившуюся карточку. Ребенок должен рассказать о том, что изображено на карточке. Если он затрудняется в ответе, поговорите об этом театре и его особенностях со всеми детьми или попросите желающего ребенка рассказать все, что он знает. |
9.«Большая цепочка» | Уточнение знаний детей об объектах живой и неживой природы, активизировать словарь детей. | Предметная картинка живой и неживой природы. | У педагога в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала педагог, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «Белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку. |
10.«Дай определение словам» | Развитие и активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления у детей. | Инвентарь для проведения не требуется. | Педагог начинает, а ребенок должен закончить: Мама (Какая?) – добрая, ласковая, строгая. Праздник (Какой?) – веселый, долгожданный. |
11.«Игра в слова» | Формирование у детей умения синтезировать и группировать слова по признаку, развитие внимания. | Инвентарь для проведения не требуется. | Педагог говорит: сейчас я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Повтори! Как вы думаете, можно ли разделить эти слова на группы? Вспомните вначале животных? Перечислите животных. Перечислите предметы мебели. Педагог называет слова: сокол, сито, сосна, сарафан, сарай, снегурочка. Назовите слова, которые запомнили. Есть ли у этих слов что-то общее (Начинаются с буквы С). Если знаешь, как пишется буква С, напиши. Придумай слова, которые начинаются с этой буквы. |
12.«Ласковые слова» | Развитие и активизация у детей ласкательных существительных | Инвентарь для проведения не требуется. | Все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые: Санки - саночки. Гора - горочка. Зима - зимушка. Шуба - шубка. Шапка - шапочка. Снег - снежок. |
13.«Волшебный мешочек» | Развитие детей в различении звуков «С» и «Ш» на вербальном уровне. | Волшебный мешочек. Игрушки небольшого размера названия которых включают соответствующие звуки. | Педагог предлагает детям по очереди достать игрушки из «Волшебного» мешочка, назвать их и определить наличие звука «С» или «Ш» в ее названии. Победителями являются дети, которые правильно выполнили задание. Примечание: Усложненный вариант игры может быть связан с тем, что дети опознают игрушку посредством описания (В «Волшебном» мешочке), затем проверяют себя, доставая ее и показывая другим детям. Затем продолжают выполнение задания. |
14.«Исправь ошибки Незнайки» | Совершенствование у детей умения употреблять предлоги в предложениях. | Перечень предложений (Цветы стоят на/в/ вазе, дети играют над/под/ деревом). | Педагог предлагает детям оценить предложения, написанные Незнайкой. Дети определяют ошибки Незнайки, заменяют неправильно употребленный предлог правильным. |
15.«Накорми Великана» | Формирование у детей умения в образовании существительных мн. числа. | Игрушки. | Педагог просит детей помочь Коту В Сапогах накормить Великана. С этой целью дети образуют существительные множественного числа от предложенных преподавателем существительных единственного числа, обозначающих продукты питания, овощи и фрукты (Конфета - конфеты, котлета - котлеты, сосиска - сосиски, огурец -огурцы, апельсин - апельсины и т.п.). |
16.«Найди точное слово» | Обучение детей умению точно называть предмет, его качества и действия. | Инвентарь для проведения не требуется. | 1.Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное - что это?» (Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме). 2.Дополни другими словами то, что я начну: Снег белый, холодный.(Еще какой?). Сахар сладкий, а лимон (Кислый). Весной погода теплая, а зимой (Холодная). 3.Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие. 4.Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона (Летает), рыба (Плавает), кузнечик (прыгает), уж (Ползает) 5.Кто из животных как голос подает? Петух (Кукарекает), тигр (Рычит), мышь (Пищит), корова (Мычит) . |
17.«Пускаем кораблики» | Формирование у детей правильного произношения звука Л. | Картинка, на которой звери пускают кораблики. | Ребенку показывается картинка, на которой звери пускают кораблики. Чтобы помочь доплыть кораблику до места назначения, необходимо провести по дорожке пальцем, произнося звук Л. |
18.«Замени звук» | Формирование у детей правильно произношения звука Р в слогах. | Мяч. | Педагог бросает мяч и называет слово, а задача ребенка заменить первый звук на звук Р и назвать новое слово (Хобот-робот, пыжик-рыжик, нога-рога, мука-рука и т.д.). |
19.«Мухи в паутине» | Формирование у детей правильного произношения звука Ж. | Часть детей изображают паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж, влетая и вылетая с круга. По сигналу педагога дети, изображающие паутину берутся за руки. Те которые не успели выбежать из круга попадают в паутину и выбывают из игры. Педагог следит за правильным произношением звука. | |
20.«Мама потерялась» | Формирование у детей умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий «Дикие животные» и «Домашние животные». | Картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. | Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей. Пример: Корова ищет…(Телёнка). Лошадь ищет…(Жеребёнка). Свинья ищет…(Поросёнка). Собака ищет…(Щенка). Кошка ищет…(Котёнка). Коза ищет…(Козлёнка). Овца ищет…(Ягнёнка). Лисица ищет…(Лисёнка). Зайчиха ищет…(Зайчонка). Волчица ищет…(Волчонка). Ежиха ищет…(Ежонка). Медведица ищет…(Медвежонка). Белка ищет…(Бельчонка). В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...
Картотека игр для развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи
Картотека игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста...
Картотека игр по речевому развитию в старшей группе для детей с нарушениями речи
Представлена подборка игр по всем разделам речевого развития детей дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр на развитие словотворчества у детей с нарушениями речи дошкольного возраста
Картотека дидактических игр на развитие словотворчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...
Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")
Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...
Картотека игр и упражнений для детей с нарушениями речи
Задания для развития у дошкольников восприятия, памяти, мышления, воображения и речи...
Картотека речевых игр(для детей с нарушениями речи)ОНР
Картотека речевых игр(для детей с нарушениями речи)с ОНР...