Мастер-класс Коррекция звукопроизношения у дошкольников с ОНР в системе индивидуальной лого-коррекционной работы
консультация по логопедии на тему
Комплекс упражнений артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики для постановки и автоматизации звуков на индивидуальном логопедическом занятии. В основу положены авторские разработки, пособия, игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги!
Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс по следам конкурса «Учитель-логопед Солнечногорья 2016».
Я продемонстрирую вам комплекс упражнений по индивидуальной работе в постановке и автоматизации звуков. Основу предлагаемой системы составляют формы и приемы работы с использованием авторских дидактических игр и пособий.
Девиз: Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь,
сделай - и ты научишься.
Оборудование:
1. игрушка петушок.
2. мешочки с песком, камушками, листочками.
3. бумажные салфетки.
4. зеркало.
Цель: Предоставление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории учителей-логопедов ДОУ.
Задачи:
1. Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.
Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень развития речи. Ведь все-таки сначала ребенок осваивает звуковую стОрону речи. Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.
Работа по звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы:
• развитие слухового внимания
• Фонематического слуха
• темпа и ритма речи
Произносительная сторона речи:
• правильного произношения всех звуков родного языка
• артикуляционного аппарата
• Работа над речевым дыханием
• умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения
• Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слОва и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию
• Формирование нормального темпа речи, не убыстряя и не замедляя ее.
Интонационная выразительность речи – это умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
Работа по развитию артикуляционного аппарата
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Артикуляционная гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.
Работа над общей и мелкой моторикой
У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с нарушением речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Развитие правильного речевого дыхания
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
С детьми ежедневно проводятся упражнения для развития речевого дыхания.
Развитие фонематического слуха
Умением сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание.
Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.
Практическая часть
А теперь, я предлагаю вам побывать на таком логопедическом занятии и поучаствовать в нём вместе со мной.
1 этап в постановке звуков – АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА сопряжённая с пальчиковой гимнастикой
За высоким забором (упражнение «Забор»), стоял дом с окошком (упражнение «Окошко»). В том доме жили Кот и Петух. Рано вставали, смотрели на часы (упражнение «Часики») и садились пить чай (упражнение «Чашечка») с очень вкусным вареньем (упражнение «Вкусное варенье). Петушок за порядком следил, паутину с потолка сметал (упражнение «Маляр»), посуду на полки расставлял (упражнение «Футбол»).
2 этап – РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Упражнения для речевого дыхания
- Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки.
Котик в лес уходил, дрова рубил (упражнение «Дровосек»), складывал их на тележку (упражнение «Повороты»). Не скучно было Котику в лесу, то услышит как грибники кричат (упражнение «Ау»), то услышит, как ёжик фыркает (упражнение «Ф-\ф-Ф»).
3 этап - ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]
Мы с вами выполнили артикуляционную гимнастику, поработали над мелкой моторикой, а теперь пора перейти к постановке звука. В данном случае будем ставить звук [Р]. Для правильного произношения звука Р необходимо заставить наш кончик язычка задрожать. Вот как раз здесь нам потребуется еще раз вспомнить упражнение «Пулемёт».
(показываю на 1 человеке используя логопедический зонд, остальные пробую сделать тоже самое, только самостоятельно используя свой палец и напальчник).
Услышал как-то Петушок стук в окно (упражнение «Пулемёт») –Д-Д-Д. Стал он окошко открывать, сильно толкает, старается (Дррррррр). Никак не получается окошко открыть, слышит опять стук, Петушок ещё сильнее толкает окошко. Открыл, а там Лиса. Схватила она Петушка и унесла в лес.
4 этап – дифференциация звуков Ш-Ж
Важнейшей предпосылкой успешного обучения грамоте является умение слышать отдельные звуки в слове, отделять от рядом стоящих, отличать один звук от другого по акустическим признакам и анализировать весь звуковой состав слова.
Работать по дифференциации звуков следует в следующих направлениях: развивать слуховую дифференциацию, закреплять произносительную дифференциацию, формировать фонематический анализ и синтез.
Услыхал Котик, что Лиса унесла Петушка и побежал за ней следом:
Бежит по песочку – ша-жа-ша-жа; опускаем указательный и средний пальцы в мешочек с песком и «шагаем».
Бежит по листочкам – ши-жи-ши-жи; опускаем указательный и средний пальцы в мешочек с сухими листьями и «шагаем».
Бежит по камушкам – шо-жо-шо-жо. опускаем указательный и средний пальцы в мешочек с камушками и «шагаем».
Догнал Лису, забрал Петушка, бежит с ним домой (повторяем упражнения в обратном порядке).
Бежит по камушкам – шо-жо-шо-жо;
Бежит по листочкам – ши-жи-ши-жи;
Бежит по песочку – ша-жа-ша-жа.
Вот и дом! Тут и сказке конец, кто всё сделал, молодец!
Рефлексия
А сейчас подведем итог нашей встречи.
“Дело в шляпе”
Сейчас мы с вами будем передавать шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, выскажет свое мнение о представленной проблеме. Мне было приятно познакомить вас со своей работой, а что интересного, полезного вы для себя узнали, какие приемы хотели бы использовать в своей работе.
Шла весёлая собака, чики-брики-гав!
А за ней бежали гуси, головы задрав,
А за ними поросёнок, чики-брики-хрю!
Чики-брики, повтори-ка, что я говорю?
Раз, два, раз, два,
Вот берёзка, вот трава,
Вот полянка, вот лужок – выходи-ка ты, дружок!
Я думаю, что эта встреча принесёт пользу в нашу совместную работу по коррекции звуков речи.
Мне было приятно с вами работать, всем спасибо!
Желаем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Индивидуальное занятие посвящено автоматизации звука ш в слове.В предложенном занятии применяются разнообразные игровые приемы, с помощью которых удалось добиться положительного эмоционального фона на...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-103281-1514466147.jpg)
Ротацизм и ламбдацизм. Коррекция звукопроизношения у дошкольников.
Описание нарушений,их виды. Способы постановки звуков. Этапы автоматизации, упражнения для автоматизации....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/19/picture-245192-1366397229.jpg)
«Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения у дошкольников»
Примерные задания по развитию артикуляционной и общей моторики дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/16/picture-328767-1416152161.jpg)
Роль дыхания в работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников
Для формирования правильной речи необходим плавный длительный выдох и четкая ненапряженная артикуляция. Несформированность речевого дыхания влечёт за собой нарушение звукопроизношения, так как для пос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/13/picture-666737-1442156298.jpg)
Система логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников.
Вашему вниманию предлагается система логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи у дошкольников. Она разработана мной на основе анализа научной, методической литературы и пра...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/17/picture-1241405-1587119104.jpg)
Использование дидактической игры в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста на индивидуальных занятиях
Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/21/picture-1229271-1584743262.jpg)
План индивидуальной лого коррекционной работы на 20__/20__ уч. год
Индивидуальный план логопедической коррекционной работы - это документ, который составляется на учебный год на основе анализа речевой карты ребенка и мониторинга речевого развития....