Публикация на тему "Игровые технологии как средство социализации и ранней профориентации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике
В статье описан опыт работы проекта Беби-Абилимпикс. Социальными партнёрами по реализации проекта являются МБДОУ 28 детский сад Матрёшка г.Южно-Сахалинска и Сахалинский Техникум Сервиса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ktv_2021god.docx | 39.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Т. В. Кочеткова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №28 детский сад «Матрёшка» г.Южно-Сахалинска
В психолого-педагогических работах детские игры объективно различают по двум параметрам:
- по центральному элементу их структуры – сюжетно-ролевые и игры с правилами (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин, и др.);
- по форме организации – регламентируемые воспитателем и самостоятельные игры детей (Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.).
В человеческой практике игровая технология выполняет такие функции:
- развлекательная – это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
- коммуникативная – освоение компетенций общения, развития коммуникативных способностей, освоение диалектики общения;
- самореализация в игре, как полигоне человеческой практики
- игротерапевтическая – преодоление различных игровых ситуаций, трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическая – выявить отклонения от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функция коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональная коммуникация – усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализация – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого и межличностного общения.
Анализ основных источников активности детей старшего дошкольного возраста в игре показывает соответствующее направление ее педагогической организации:
- Вовлечение детей старшего дошкольного возраста в игровую ситуацию и включение в различные сферы общения, через сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности.
- Предоставление возможностей проявления своих творческих, лидерских способностей, коммуникативных способностей.
- Помощь в овладении средствами социального общения.
Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка – один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Задача педагога – воспитывать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и побуждений [10, с. 154-160].
Технология проведения игры состоит из следующих этапов:
1.Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правила, консультации).
2.Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).
3. Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).
Прежде всего, в организации сюжетной игры руководствоваться следующими принципами:
Первый принцип – воспитатель должен играть вместе с детьми, должен занять позицию «играющего партнера, который умеет интересно играть».
Второй принцип – воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
Третий принцип – при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
Рассмотрим некоторые примеры использования игровых технологий в конкретной педагогической деятельности.
Содержание игры – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношений между взрослыми. Содержание включает в себя: предметную деятельность, отношения между людьми, поведенческие реакции людей. В них отражаются их знания, впечатления, представления об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Ребенок придумывает разнообразные комбинации и превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным, по выражению Д. Б. Эльконина, «участником жизни взрослых», отражая окружающую жизнь и создавая желанное будущее [15, с. 65-72].
В обществе стремительно развиваются новые информационные технологии, создающие специфическую коммуникативную среду (компьютерная сеть, телевизионные мосты и т.д.), возрастает роль диалога при решении задач международного значения и внутриполитического характера, межнациональные контакты. В этом контексте социализация и её значение для развития личности детей с ОВЗ - важная проблема научных исследований.
Межличностные взаимоотношения исследовались отечественными и зарубежными учеными, такими как Ф. Дэнс, К. Ларсон, К. Левина, Ж. Пиаже Ж. Шато, Дж. Дьюи, З. М. Богуславская, A. B. Запорожец, М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Д. Б. Эльконин и многими другими.
Мир находиться в постоянном информационном буме, и каждый раз что-либо меняется, очень важно быть мобильным и уметь быстро усваивать, анализировать и доносить до людей необходимую информацию. Создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, знакомство на практике детей с ОВЗ с профессиями, востребованными на рынке труда Сахалинской области, а также обеспечение информационного сопровождения родителей и детей с ОВЗ на наш взгляд очень актуальна.
Затрагивая ее, хотелось бы показать необходимость организации социального партнёрства и сетевого взаимодействия с образовательными организациями Сахалинской области по развитию и обучению детей с ОВЗ.
Следует отметить, что умение свободно общаться необходимо для формирования полноценной социализации детей с ОВЗ и зависит от закладывания основ межличностного общения со сверстниками именно в дошкольном возрасте. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности. У дошкольников с ограниченными возможностями здоровья выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и образовательной деятельности, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, по отношению к взрослому.
Игра как ведущий вид деятельности является эффективным средством формирования личности дошкольника с ОВЗ, его морально-волевых качеств, межличностных отношений. Она вызывает существенное изменение в психике, способствует социализации личности ребенка. Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...» [56; 73].
Рассмотрим некоторые примеры использования игровых технологий в конкретной педагогической деятельности.
В своей статье мы представляем опыт работы МБДОУ № 28 детский сад «Матрёшка» г.Южно-Сахалинска. В ДОУ реализуется Проект для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования. Реализация Программы социализации и ранней профориентации для детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование интереса к миру профессий. Социальным партнёром в рамках реализации программы «Беби-Абилимпикс» выступает ГБПОУ «Сахалинский Техникум Сервиса». Программа разработана на 2020-2021 учебный год.
В проекте принимали участие воспитанники с ограниченными возможностями здоровья, разновозрастных групп 02 «Радуга» и 03 «Лучики», в количестве шести человек, из них: три мальчика и три девочки. В работу проекта включены родители (законные представители), воспитатели групп компенсирующей направленности и специалисты: педагог-психолог; тьютор; учитель-дефектолог, учитель-логопед.
Приступая к работе мы выдвинули следующую гипотезу: уровень социализации у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья будет достаточно высоким при соблюдении следующих условий:
- широкое применение игровой практики детей с ОВЗ с акцентом на сюжетно-ролевые игры;
- учет возрастных и психологических особенностей;
- стимулирование и развитие практики сотрудничества с ГБПОУ «Сахалинский Техникум Сервиса»;
- активное привлечение детей и родителей (законных представителей) при помощи атрибутики, костюмов, инклюзивного просвещения ГБПОУ «Сахалинский Техникум Сервиса».
Целью данного проекта является привлечение внимания к людям с ОВЗ, к их широкому потенциалу и вкладу, который они могут привнести в общество, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом. Создание условий для успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, социального партнёрства в рамках реализации программы «Беби-Абилимипикс».
Цель достигается через решение следующих задач проекта:
Профессиональное воспитание, развитие компетенций (формирование у детей интереса к труду, к миру профессий, с использованием сюжетно-ролевой игры); Инклюзивное просвещение (обеспечение сотрудников ДОУ и родителей детей-инвалидов информацией о профессиях регионального рынка труда, реализация методических разработок, книг, буклетов для родителей и детей о профессиях и специальностях, востребованных в Сахалинской области; Потрогай профессию руками (организация практических занятий по принципу совместных действий с родителями, действий в команде, индивидуальных практических занятий, мастер-классов).
В рамках Программы, реализации блока «Профессиональное воспитание», дети старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья познакомятся в игровой форме с профессиями: «Швея», «Маляр», «Поливод», «Цветовод», «Парикмахер», «Повар», «Кондитер».
Проведение профориентационных практических занятий «Потрогай профессию руками» проходит на базе Сахалинского техникума сервиса г. Южно-Сахалинска, V региональный чемпионат «Беби-Абилимпикс по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Представителями ДОУ и руководителем Базового центра инклюзивного образования разработан и согласован совместный план мероприятий в рамках реализации Программы «Беби-Абилимпикс».
План мероприятий проекта «Беби-Абилимпикс»
на 2020-2021 учебный год
№ | Наименование мероприятия | Форма организации мероприятия | сроки | ответственные | результат |
1 | Разработка и согласование совместного плана мероприятий в рамках реализации Программы «Беби-абилимпикс» | беседа | сентябрь | Руководитель базового центра инклюзивного образования, методист, Руководитель ДОУ, руководитель проекта и участники проекта. | Составлен совместный план мероприятий на 2020-2021 учебный год в рамках реализации Программы «Беби-абилимпикс» |
2 | Реализация блока «Профессиональное воспитание» знакомство с миром профессий | Сентябрь - апрель | руководитель проекта и участники проекта ДОУ | ||
Кондитер | Беседа на тему: «Что я знаю о профессии кондитер?»; рассматривание картин и иллюстраций на тему: «кондитер»; Проведение ОД художественно-эстетическое развитие лепка на тему: «Украшение торта» | 07.09.-18.09.2020 | руководитель проекта и участники проекта ДОУ | Воспитанники познакомились с профессией Кондитер | |
Выезд участников презентационной площадки «Беби-Абилимпикс» V регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» в «Сахалинский техникум сервиса» г. Южно-Сахалинск, ул. Пограничная д.5: | Мастер-класс «Украсим торт на тему Осень» | 08.10.2020 | Руководитель базового центра инклюзивного образования, методист, Руководитель ДОУ, руководитель проекта | Воспитанники приняли участие в презентационной площадке «Беби-Абилимпикс» V регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». Получили сертификат и ценные продарки | |
Повар | Рассматривание картин из серии «Кем быть?» «Повар» Чтение стихотворений, рассказов, загадок о профессии Повар С/р игра «Наша кухня». С/р «Кукла Маша готовит обед». С/р игра «У нас гости» Экскурсия на пищеблок ДОУ | 06.10-21.10.2020 | руководитель проекта и участники проекта ДОУ | Воспитанники познакомились с профессией Повар | |
Мастер-класс | 05.11.2020 | Руководитель базового центра инклюзивного образования, методист, Руководитель ДОУ, руководитель проекта | Воспитанники познакомились с профессией Провар Изготовление бутербродов из булочки «Забавный мишка» | ||
швея | Рассматривание картин из серии «Кем быть?» худ. И. А. Коминарец Швея Закройщица Портной Чтение стихотворений о профессии и отгадывание загадок на тему: «Швейные принадлежности»; | 20.11.- 15.12.2020 | руководитель проекта и участники проекта ДОУ | ||
II половина дня: С/р игра «Ателье»; «Наряд для куклы Кати»; «Скоро Новый год» Работа с книжкой-раскраской; | |||||
Мастер-класс | Руководитель базового центра инклюзивного образования, методист, Руководитель ДОУ, руководитель проекта | ||||
«Парикмахер» | Рассматривание картин из серии «Кем быть?» Худ. И. И. Пчелко Стихи и загадки по теме професии | 15.01-30.01.2021 | руководитель проекта и участники проекта ДОУ | ||
Вторая половина дня: С/р игра «Парикмахерская» «Салон красоты» «Салон причёсок Цирюльник» | |||||
Мастер-класс | Руководитель базового центра инклюзивного образования, методист, Руководитель ДОУ, руководитель проекта | ||||
«Поливод» «Цветовод» | Создание огорода на окошке; Картотека блюд с использованием выращенных овощей; Календарь наблюдений за растениями; Стихи и загадки по теме; Рассматривание картин по теме профессии; | 15.02.-01.03.2021 | руководитель проекта и участники проекта ДОУ | ||
Вторая половина дня: С/р игра «Заготовка семян» «сбор урожая» «сельскохозяйственная ярмарка», и тд. | |||||
Мастер-класс | Руководитель базового центра инклюзивного образования, методист, Руководитель ДОУ, руководитель проекта | ||||
Штукатур-маляр | Прочитать детям стихотворение о профессии строителя «Мой брат» Предложить детям построить из конструктора по своему желанию: гараж, дом, замок и т.д Рассматривание картин из серии «Кем быть?» худ. И. А. Коминарец «Маляр»; «Штукатур»; «Строитель»; Чтение стихов и отгадывание загадок по теме; | Март-Апрель 2021 | |||
С\р «Стройка» С/р игра «Ремонт» С/р игра «Мы штукатуры-маляры». | |||||
Мастер-класс | Руководитель базового центра инклюзивного образования, методист, Руководитель ДОУ, руководитель проекта |
Изученный материал позволил нам разработать методические рекомендации для педагогов и родителей, по реализации игровой технологии, направленной на формирование коммуникативных компетенций:
- Создавать требуемые условия в ходе бесед, экскурсий, чтении художественной литературы и т.д. для организации сюжетно-ролевых игр в помещении и на участке, оборудовать педагогический процесс игрушками и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.
- Развивать содержание сюжетно-ролевых игр, расширять представления дошкольников об окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие события общественной жизни).
- Необходимо использовать косвенные приемы педагогического воздействия: организацию предметно-развивающей среды, постановку перед детьми проблемных игровых задач в форме вопросов, советов, обсуждение с ними плана сюжетно-ролевой игры.
- Систематически, целенаправленно оказывать помощь родителям в организации игровой деятельности и детей (папки-передвижки для родителей, беседы, консультации, совместно проводить мероприятия).
- Учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, опыт ребенка, постепенно расширяя и обогащая его.
Литература:
- Асмолов А. Г. Психология личности. .– М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367с.
2. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 1983. – С. 5,7-9; 40-43; 69-71; 146-147.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008.– С.75-82.
4. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М.: Просвещение, 1981. – С.68-73
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – Издательский дом: АСТ, Астрель, Харвест 2008. –.125с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Воронеж, 1997
- Максакова А.И, Тумакова Г.А. Учите играя. – М.: Просвещение,1983 – С. 56–59
- Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 2008. – Т.1 – 3.С.144-146.
- Никитин Б.П. Развивающие игры. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1985.
- Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольником. – М.: Просвещение, 2000. – С. 144-148; 154-160.
- Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1981. –.С.42-50.
12. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. - СПб.: Речь; – М.: Сфера, 2010. – С.138-145.
13. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей дошкольников. Ростов – на – Дону, Феникс, 2005. – 256с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – С.73-86.
- Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.:, 1989.С. –.65-72.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Применение релаксационных техник в целях психологической коррекции детей раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Методическая разработка...
Консультация «Особенности проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики у детей раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Консультация для педагогов и родителей...
«Сопровождение эффективной социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Статья для сборника РАО - Инновационные площадки Российской академии образования в практику работы образовательных организаций. Сборник статей/ Российская академия образования, науч. ред. О.Венн...
Использование технологий развивающего обучения «Дары Фрёбеля» в развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Использование технологий развивающего обучения «Дары Фрёбеля» в развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....
Статья "Организация работы в ДОУ по ранней профориентации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Актуальность проблемы состоит в том, что необходимо сформировать у детей с ОВЗ конкретно-наглядные представления и расширять знания о различных профессиях, развивая положительное отношение и уважение ...
Создание условий для социализации и реабилитации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционных программ с учётом требования ФГОС ДО и ФАОП к условиям реализации программ, которые исходят из того, что эти ус...