Система комплексного сопровождения детей с РАС в дошкольном учреждении
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В дошкольной образовательной организации сегодня оказываются не только дети с нарушениями речи, опорно-двигательной системы, снижением слуха и зрения, но и те категории детей, которые до этого практически не имели возможности обучаться и быть адаптированными к условиям обычного детского сада - дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Расстройства аутистического спектра (РАС) - это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и интеллектуальными расстройствами, что в большинстве случаев приводит к значительной социальной дезадаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnoe_soprovozhdenie.docx | 24.86 КБ |
Предварительный просмотр:
В дошкольной образовательной организации сегодня оказываются не только дети с нарушениями речи, опорно-двигательной системы, снижением слуха и зрения, но и те категории детей, которые до этого практически не имели возможности обучаться и быть адаптированными к условиям обычного детского сада – дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и интеллектуальными расстройствами, что в большинстве случаев приводит к значительной социальной дезадаптации.
Дети с РАС это целый спектр нарушений развития, характеризующийся различными проявлениями своеобразия эмоциональной, волевой и когнитивной сфер и поведения в целом. Это некая «линейка» состояний.
Проблема коррекционной помощи детям с РАС в последнее время в России встает все острее. Это происходит в связи с увеличением количества таких детей в массовых и специальных учреждениях образования.
В связи с этим возникает необходимость создания условий для их адекватного физического, умственного, духовного и социального развития, реабилитации и интеграции в общество.
(Сдайд 2)
В МАДОУ была открыта группа для детей ЗПР, которую посещают дети с различными нозологиями, среди которых есть воспитанники с РАС.
(Слайд 3)
У детей данной категории наблюдаются расстройства процессов коммуникации, трудности при формировании эмоциональных контактов с окружающими и, как результат - нарушение социальной адаптации.
Эффективность работы с детьми с РАС зависит от создания особых образовательных условий, в которых необходимо сочетать психологическую, педагогическую и другие виды помощи.
(Слайд 4) Работа с данной категорией детей ведется по следующим направлениям:
- осуществление комплексной коррекционной работы с детьми, направленной на реконструкцию психического развития ребенка, его социальную адаптацию и возможно более полную интеграцию в общество;
- взаимосвязь специалистов ДОО и родителей;
- комплексная психолого-педагогическая помощь семье, обучение родителей и других членов семьи методам взаимодействия с ребенком с РАС;
- просветительская работа о проблемах детей с РАС и их семей с помощью консультаций.
Построение коррекционно-развивающей работы в соответствии с названными направлениями обеспечивает наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребенка.
(Слайд5)
В соответствии с рекомендациями ПМПКи ИПРА осуществляется комплексное сопровождение воспитанников с ОВЗ в условиях образовательной организации, определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы команды специалистов.
Контроль за выполнением заключений и рекомендаций и их динамики возложено на психолого - педагогический консилиум (ППк) образовательного учреждения. На заседании была разработана и принята единая форма ИОМ.
Комплексное сопровождение строится на взаимодействии таких специалистов, как педагог-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре (или ЛФК), воспитатели группы, с привлечением в образовательный процесс родителей воспитанников.
(Слайд 6)
Педагог-психолог осуществляет комплексную психологическую диагностику развития детей на разных возрастных этапах, составляет заключения и рекомендации для специалистов по организации работы с ребенком с учетом психодиагностики, принимает участие в разработке и реализации коррекционно-развивающих программ, проводит коррекционно-развивающие индивидуальные занятия, организует консультативно-просветительские мероприятия с родителями детей. (Слайд 7)
(Слайд 8) Учитель-дефектолог проводит диагностическое обследование детей, фронтальные и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия; осуществляет целостное коррекционно-педагогическое (дефектологическое) сопровождение в форме наблюдения за динамикой развития ребенка, усвоением знаний в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, консультирует педагогических работников и родителей. (Слайд 9)
Этот специалист обеспечивает грамотную профессиональную поддержку не только ребенку, но и методическую поддержку воспитателю. Он осуществляет помощь в адаптации учебных, дидактических материалов и образовательной среды.
(Слайд 10) К основным направлениям работы учителя-дефектолога можно отнести:
- формирование стереотипа учебного поведения;
- формирование базовых предпосылок учебной деятельности (навыков имитации, понимания инструкций, навыков работы по образцу и т.д.);
- формирование дефицитарных учебных навыков;
- развитие познавательной деятельности;
- коррекция навыков, препятствующих успешному овладению программным материалом, развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации и т.д.
(Слайд 11) Учитель-логопед обследует детей, с целью определения структуры и степени выраженности нарушения речи; принимает участие в разработке и реализации коррекционно-развивающих программ; проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных речевых функций; консультирует педагогов и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям.
(Слайд 12) Музыкальный руководитель проводит музыкальные занятия: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на инструментах. Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей с учётом индивидуальных особенностей; учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе дидактического и методического материала и формы организации занятий; развивает навыки слухового внимания, фонематического восприятия, чувства темпа и ритма. (Слайд 13)
(Слайд 14) Инструктор по физической культуре обеспечивает выполнение программы по физическому воспитанию с учетом возрастных и психофизических особенностей развития детей; организует и проводит физкультурно-оздоровительные занятия и мероприятия; содействует сохранению и укреплению здоровья детей, их физическому развитию на всех этапах дошкольного детства; совместно с медицинскими работниками контролирует состояние здоровья воспитанников. (Слайд 15)
Деятельность воспитателей направлена на обеспечение физического, познавательного, социального, эстетического развития и является важной составной частью образовательной и коррекционной работы. (Слайд 16)
Воспитатели организуют образовательно-воспитательную деятельность по образовательным областям программы; (Слайд 17)
-организуют: индивидуальную работу с детьми с учетом рекомендаций педагога-дефектолога, учителя-логопеда и педагога-психолога; (Слайд 18)
-развлекательные и оздоровительные мероприятия, режимные процессы; выявляют проблемные точки в образовательном процессе;
-выстраивают индивидуальную траекторию развития ребёнка в соответствии с образовательными потребностями и возможностями; (Слайд 19)
- организации эффективного взаимодействия между специалистами, работающих с детьми с по оказанию своевременной коррекционно-педагогической помощи детям.
Коррекционная работа с детьми с РАС проводится в два этапа:
- Установление эмоционального контакта, преодоление негативизма ребенка к общению с взрослыми, смягчение эмоционального дискомфорта, нейтрализация страхов.
- Преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка, обучение его правильному поведению.
Первым шагом в работе с ребенком служит установление с ним эмоционального контакта. Для этого мы организуем ситуацию общения так, чтобы она была для ребенка комфортной, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него способов взаимодействия.
(Слайд 20)
В работе с детьми с РАС необходимо придерживаться следующих правил:
- Взаимодействовать с ребенком, только когда он готов к этому.
- Принимать его таким, какой он есть.
- Научиться улавливать изменения в поведении ребенка, не давать ему выйти в деструктивную деятельность.
- Придерживаться определенного режима дня.
- Соблюдать ежедневные ритуалы.
- Вступать в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
- Не повышать голос и не издавать громких звуков.
- Не выпускать ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
При включении такого ребенка в среду очень важно быть терпеливым, соблюдать постепенность и не торопиться. (Слайд 21)
Вначале ребенок может находиться в детском саду неполный день, а всего пару (или один) час, постепенно увеличивается объем его пребывания в детском саду. Конечно, хотелось бы, чтобы ребенок данной нозологии сопровождался тьютором или ассистентом. (Слайд 22)
Всесторонний многогранный подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка во многом определяет максимальное раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития. (Слайд 23)
Таким образом, несмотря на важность профессиональной деятельности каждого специалиста в решении задач воспитания и обучения дошкольников с РАС, эффект коррекционного воздействия может быть достигнут в результате их тесного взаимодействия, так как объектом общего внимания являются дети. (Слайд 24,25,26,27)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование накопительной системы оценки (достижений) детей обучающихся (портфолио) в дошкольном учреждении для повышения индивидуального речевого развития
Публикуемый материал представляет собой проект использования накопительной системы оценки (достижений) детей обучающихся (портфолио) в дошкольном учреждении для повышения индивидуального ре...
Статья: «Комплексное сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ослабленным зрением, в системе непрерывного образования в условиях ФГОС».
Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования -...
Презентация " Создание системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ"
Данная презентация определяет основные направления работы педагогов ДОУ по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья....
Психолого-педагогическое направление в системе комплексного сопровождения детей с синдромом Дауна
Материал доклада, представленного на заседании секции Всероссийской научно-практической конференции "Социальное партнерство при реализации моделей развития системы психолого-педагогического и медико-с...
«Система комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО: опыт, проблемы,пути решения»
- Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения ивоспитани...
Презентация : "Система комплексного сопровождения детей с ОВЗ и их семей"
"Система комплексного сопровождения детей с ОВЗ и их семей"...
Использование учителем-логопедом ИКТ в системе речевого развития детей с ОВЗ рамках дошкольного учреждения
На сегодняшний день использование компьютерных технологий в работе с детьми - это важный аспект работы любого педагога. В настоящей методической разработке представлен опыт работы учителя-логопеда по ...