Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Одежда. Обувь. Головные уборы".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Алентьева Анастасия Денисовна

Цель: Формировать словарь, грамматические категории, развивать связную в рамках темы «Одежда, обувь, головные уборы». Закрепить культурно-гигиенические навыки.

Задачи:

·      обогатить и активизировать предметный словарь детей  - название предметов одежды, обуви, головных уборов: юбка, брюки, пиджак, жилет, пальто, сапоги, тапочки, берет, кепка и др.  Детали одежды: манжеты, воротник, капюшон, петли, пояс, голенище, козырек, помпон, поля, носок, подошва, шнурки.

·      активизировать глагольный словарь – одевать (кого?), надевать (что?), шить, выбирать, вышивать, вязать, зашивать, пришивать, ушивать, гладить, стирать.

·      активизировать словарь признаков – классификация одежды, обуви, головных уборов: женская, мужская, детская, летняя,  зимняя, нижнее бельё, праздничная, рабочая, домашняя. Из какого материала сшита: кожаная, соломенная, трикотажная, шерстяная, меховая и др. Качественные прилагательные: чистая, красивая, удобная, опрятная, аккуратная, модная, нарядная, грязная.

·      обогатить и активизировать словарь наречий: чисто, красиво, удобно, опрятно, аккуратно, модно, нарядно, грязно.

·      совершенствовать навыки словообразования: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов,  относительных прилагательных, образование наречий от прилагательных;

·      закреплять навыки согласования существительных с прилагательными;

·      закреплять навыки согласования числительных с существительными и прилагательными;

·      совершенствовать навыки словоизменения существительных в род. пад. ед. и мн. ч.

·      развивать навыки  составления описательного рассказа о предмете одежды с помощью мнемотаблицы и самостоятельно.

·      развивать сенсорное представления, зрительное и тактильное восприятие, слуховое и вербальное внимание, память, логическое мышление, мелкую и мимическую моторику.

·      воспитывать аккуратность.

Оборудование: картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов, предметы одежды, обуви, головные уборы, дидактические игры «Одень Машу и Ваню», «Без чего нельзя гулять?», «Из чего какая?», «Что делает мама?», словесные игры («Назови ласково», «Один – много», «Сосчитай до 5», «Исправь ошибку», «4 лишний», «О ком я говорю»), картинка (4 лишний), мяч, кусочки материи, магнитная доска, мнемотаблица «Одежда». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_odezhda_obuv._golovnye_ubory.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий

и развитию связной речи.

Тема: Одежда. Обувь. Головные уборы.

Цель: Формировать словарь, грамматические категории, развивать связную в рамках темы «Одежда, обувь, головные уборы». Закрепить культурно-гигиенические навыки.

Задачи:

  • обогатить и активизировать предметный словарь детей  - название предметов одежды, обуви, головных уборов: юбка, брюки, пиджак, жилет, пальто, сапоги, тапочки, берет, кепка и др.  Детали одежды: манжеты, воротник, капюшон, петли, пояс, голенище, козырек, помпон, поля, носок, подошва, шнурки.
  • активизировать глагольный словарь – одевать (кого?), надевать (что?), шить, выбирать, вышивать, вязать, зашивать, пришивать, ушивать, гладить, стирать.
  • активизировать словарь признаков – классификация одежды, обуви, головных уборов: женская, мужская, детская, летняя,  зимняя, нижнее бельё, праздничная, рабочая, домашняя. Из какого материала сшита: кожаная, соломенная, трикотажная, шерстяная, меховая и др. Качественные прилагательные: чистая, красивая, удобная, опрятная, аккуратная, модная, нарядная, грязная.
  • обогатить и активизировать словарь наречий: чисто, красиво, удобно, опрятно, аккуратно, модно, нарядно, грязно.
  • совершенствовать навыки словообразования: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов,  относительных прилагательных, образование наречий от прилагательных;
  • закреплять навыки согласования существительных с прилагательными;
  • закреплять навыки согласования числительных с существительными и прилагательными;
  • совершенствовать навыки словоизменения существительных в род. пад. ед. и мн. ч.
  • развивать навыки  составления описательного рассказа о предмете одежды с помощью мнемотаблицы и самостоятельно.
  • развивать сенсорное представления, зрительное и тактильное восприятие, слуховое и вербальное внимание, память, логическое мышление, мелкую и мимическую моторику.
  • воспитывать аккуратность.

Оборудование: картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов, предметы одежды, обуви, головные уборы, дидактические игры «Одень Машу и Ваню», «Без чего нельзя гулять?», «Из чего какая?», «Что делает мама?», словесные игры («Назови ласково», «Один – много», «Сосчитай до 5», «Исправь ошибку», «4 лишний», «О ком я говорю»), картинка (4 лишний), мяч, кусочки материи, магнитная доска, мнемотаблица «Одежда».

Ход занятия:

Организационный момент.

Лог.: «На место сядет тот, о ком я расскажу» (перечисление предметов одежды на ребенке)

Сообщение темы занятия: Ребята, вы уже догадались о чем мы сегодня будем говорить на занятии: об одежде, об обуви и о головных уборах.

I. 1. Рассматривание картинок, где нарисована мужская, женская одежда, предметы обуви и головных уборов. Называние этих предметов и частей (рубашки, сапог, шапки (шляпы): детали на одежде: воротник, манжеты, пуговицы, рукав, карманы. Детали на обуви: голенище, каблук, ремешки, шнурки, язычок. Детали на головных уборах: козырёк, помпон, поля.

2. Дидактическая игра «Одень Машу и Ваню».

3. Словесная игра «4 лишний» (выделение лишнего глагола)

Одежду стирают, купают, гладят, сушат.

Одежду моют, чистят, отжимают, складывают.

Обувь покупают, шьют, чистят, стирают.

Головные уборы вяжут, носят, пилят, снимают.

II. 4. Дидактическая игра «Из чего какой». Рассматривание кусочков материала и образование относительных прилагательных. Затем рассмотренные кусочки ткани переложить в ящик и предложить детям отгадать на их ощупь (Игра Чудесный ящик»)

Пиджак сшили из шерсти. Он…                              

Платье сшили из шелка. Оно ....                                

Шубу сшили из меха. Она....

Куртку сшили из кожи. Она....

Плащ сшили из кожи. Он ....

Футболку сшили из трикотажа. Она ....                    

5. Словесная игра «Для чего какой?».

Сарафан для лета — ...

Плащ для весны — ....

Майка для детей — ....

Брюки для мужчин —…

Пальто для зимы — зимнее.                                      

Куртка для осени — ....                                              

Халат для дома — ....                                                  

Блуза для женщин — ....  

6. Словесные игры с мячом «Назови ласково», «Один – много»

Футболка - футболочка (много футболок),

Носки-носочки  (много носков), платье – платьице (много платьев),

Пиджак - пиджачок (много пиджаков), плащ - плащик (много плащей),

Юбка  - юбочка (много юбок), рубашка - рубашечка (много рубашек),

Туфли - туфельки (туфель), сапоги – сапожки (много сапог),

Тапки – тапочки  (много тапок), ботинки – ботиночки  (много ботинок),

Валенки - валенки (много валенок).

7. Игра «Четвертый лишний»:

- Сандали, туфли, сапоги, брюки;

- Рубашка, юбка, пиджак, галстук;

- Шуба, шарф, футболка, пальто;

- Косынка, шляпа, сандалии, берет;

- Сапоги, валенки, ботинки, тапки.

(На картинке выделить 4 лишний предмет – зимнюю куртку)

Физминутка

С добрым утром!

– С добрым утром, глазки! (поглаживают веки глаз)

– Вы проснулись? (смотрим в бинокль)

– С добрым утром, ручки! (поглаживаем)

– Вы проснулись? (хлопаем)

– С добрым утром, ножки!

– Вы проснулись? (топают)

– С добрым утром, солнце! (раскрывают руки навстречу солнцу)

8.  «Сосчитай до 5»

Нарядное платье, зеленая футболка, зимнее пальто, домашний халат.

III. Работа с мнемотаблицей. Дешифровка условных обозначений и описание предметов одежды. На втором занятии – Описание,  в какой ты сейчас одежде?

(указать предметы одежды (обуви, головного убора), их цвет, из какого материала сшиты)

Например: на мне синяя фланелевая рубашка,

коричневые шерстяные шорты,

коричневые трикотажные колготки,

красные замшевые  тапки.

Рефлексия. О чем мы сегодня беседовали? Что нового узнали? Если на вас чистая одежда, как вы одеты? – чисто (красиво, удобно, опрятно, аккуратно, модно, нарядно).

Что больше всего понравилось на занятии? В какие игры играли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: “Кубанская весна ”

В представленном конспекте НОД отражен комплексный подход  к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного края. В конспекте НОД использован краеведчес...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Путешествие в царство диких животных"

Конспект занятия способствует закреплениию и активизации словарного запаса детей по теме: "Дикие животные", закреплению навыка образованию притяжательных прилагательных, словообразования, умения соста...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР по теме «Дикие животные» старшей логопедической группы

Цель занятия:  -закрепление знаний детей о диких животных наших лесов; -обогащение предметного и глагольного словаря, словаря признаков; -образование существительных с суффиксами -их-, -иц-; -упо...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группы с ОНР по теме «Дикие животные»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группыс ОНР по теме «Дикие животные»...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы по теме " Зимушка-Зима".

Ход НОД 1. ОРГ. момент Логопед здоровуется с детьми и просит их встать в круг прослушать зимнююю распевку, по ходу распевки дети показывают руками различные вида зимней одежды( пуховик, шапк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей напраленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Путешествие пчелки"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитиюсвязной речи при изучении лексической темы "Насекомые"  в старшей группе компенсирующей нвправленности для де...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Одежда. Обувь. Головные уборы"

Конспект занятия "Одежда. Обувь. Головные уборы" предназначен для детей-логопатов с патологией зрения. Он насыщен дидактическими играми, развивающими слуховые, зрительные , осязательные ощущ...