Методическая разработка: " Сказка в русской живописи"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Инновационный долговременный проект о сказках в живописи русских художников для дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_na_temu_skazka_v_zhivopisi_russkih_hudozhnikov.docx | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: « СКАЗКА В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ»
С.М. Косолапова
ГБДОУ детский сад N 116 Адмиралтейского района
г. Санкт-Петербурга
Современное общество предъявляет новые требования к системе дошкольного образования. Задача всех педагогов, согласно ФГОС – воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом. У человека должны быть сформированы творческие способности, развито нестандартное видение мира, новое мышление. «Художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние» - В.А.Сухомлинский.
Воздействие на ребёнка средствами художественно-изобразительного искусства способствуют развитию у детей творческих способностей, мышления, активизации познавательной деятельности, приобщают к истории и культуре своего народа. Учитывая контингент детей (ДОУ для детей с нарушением зрения, речи), работа над проектом имеет коррекционную направленность, помогает нивелировать недостатки зрительного восприятия, обеспечивает положительное эмоциональное состояние, обогащение словарного запаса, накопление социального опыта жизни.
В настоящее время педагогами осознана актуальность проблемы восприятия детьми произведений искусства и созданию новых форм работы, поиску методик по ознакомлению детей с миром искусства, которые бы содержали психологически обоснованную концепцию эстетического воспитания, которая учитывает специфику развития художественной деятельности на разных этапах детства.
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста протекает внутри ведущего вида деятельности – игры. Поэтому, прежде чем знакомить детей даже с простой предметной картинкой, мы развиваем предметные представления, обследуя натуральные предметы и их заместители - игрушки, модели. Необходимо давать ребенку потрогать, понюхать, погладить предмет, поиграть с ним, т.е. познакомиться с предметом на основе полисенсорного восприятия. Обыгрываем и моделируем различные жизненные ситуации. Чем больше ребенок знает о воспринимаемом предмете или явлении, тем легче воспринимать более сложные произведения. Не просто созерцать картину, а видеть в ней главное и второстепенное, замечать мелкие, но, возможно, значимые для понимания сути, детали. Находить в картине средства выразительности художником того или иного объекта. Предварительная работа по изучению визуальной грамоты, в том числе видеоролики Е.Даниловой « Школа искусств от 5 до 10 лет» помогает детям глубже понять, о чем хотел сказать, художник. Встать на его место; увидеть и разгадать сюжет картины, установить причинно-следственные связи, дать объяснение – толкование увиденного, что в свою очередь показывает уровень восприятия детьми художественного произведения.
Анализ изученной литературы по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством показал, что наиболее доступными для понимания детьми 6-7 лет являются картины пейзажного жанра, жанровые картины. Неслучайно, ознакомление детей с изобразительным искусством, мы начали с изучения жанровых картин через доступные, известные сказки.
Эпиграфом к проекту послужила цитата русского поэта – патриота Е.А. Баратынского: «Я всегда был убежден, что в сказках, песне, былине сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».
Название проекта: « Сказка в русской живописи»
Вид проекта: долговременный (1 учебный год); коллективный, направленный на взаимодействие педагогов, родителей, детей группы.
Возраст детей: 6-7 лет;
Цель: Использовать новые формы работы с детьми и родителями – Проектный метод с использованием мультимедийных технологий. Формировать представление детей об изобразительном искусстве; приобщать к культурно-эстетическим, историческим ценностям народа;
Задачи: - Формировать умение детей последовательно смотреть картину, согласно зрительному алгоритму последовательного восприятия сюжетной картины;
- Развивать зрительное восприятие, зрительное внимание, память детей;
- Развивать познавательные интересы, аналитико-синтетическое мышление, речь;
- Способствовать обогащению развивающей среды группы;
-Побуждать детей к творчеству, развивая фантазию, воображение;
- Активизировать эмоциональное восприятие, в том числе чувство гордости, любви и доброты, чувство эмпатии - сопереживание героям сказок.
Содержание проекта – непосредственное знакомство с картинами Государственного Русского музея (с родителями); показ репродукций картин, слайдов в условиях созданного мини-музея ДОУ.
Практическая часть работы заключается также в предварительной работе педагогов: изучение тематической литературы, в том числе, изучение Энциклопедии Живописи для детей «Сказка в русской живописи» - М.Казиева; проведение бесед, дискуссий, тематических презентаций для детей, игр (мемо-игры на узнавание и сравнение картин, игры-пазлы, игры-задания на различение с изображением картин в условиях рельефности и зашумления фона), показ видеороликов, просмотр иллюстраций, чтение детской литературы, подбор стихов, музыки, слайдов с изображением портрета художников.
Для более глубокого понимания детьми исторического прошлого нашей страны, в рамках проекта был осуществлен показ презентации на тему: «Народно-прикладное искусство. История русского народного костюма». Дети познакомились с образом жизни людей прошлого, соблюдением и хранением ими народных традиций.
Примерная схема предварительной работы с детьми перед рассматриванием картины «Богатыри»:
- Чтение русских народных сказок: « Финист – ясный сокол», «Никита Кожемяка»;
- Чтение былин: «Илья Муромец и Соловей – разбойник», « Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович и Тугарин Змей Змеевич»;
- Рассматривание с детьми иллюстраций старинного оружия и доспехов;
- Чтение пословиц и поговорок о Родине, о воинской славе;
- Словарная работа: Русь, имена богатырей, меч, кольчуга, палица, доспехи, былина, свиток, булатный, гнедой, свинцовые тучи.
Картины В.М. Васнецова – великого сказочника были представлены детям для рассматривания в течение проведения всего проекта по плану: « Аленушка», «Богатыри», « Витязь на распутье» (в условиях Русского музея), « Снегурочка». К концу проведения проектной деятельности дети познакомились с произведениями И.Я.Билибина. Художника-иллюстратора русских народных сказок, который имел свой стиль изображения – сказочные сюжеты с орнаментом, состоящим из диковинных зверей, птиц, рыб, цветов, деревьев.
Музыкальное сопровождение при демонстрации картин – фрагменты оперы Н.Ф. Римского-Корсакова «Снегурочка»; песня «Аленушка» - А.Пинегин, стихи А.Усачева; песня «Богатырская наша сила» А.Пахмутова, стихи Н.Добронравого.
Практика работы над проектом показала, что наиболее эффективным из методических приемов, способствующих развитию художественного восприятия, оказалась беседа по картине или дискуссия, которая включала несколько групп вопросов. К ним относятся вопросы, направленные на усвоение содержания картины, т.е. насколько у детей верное осмысление увиденного. Например: «Про что эта картина?», « Что произошло?», «Нравится тебе эта картина?», « Как бы ты ее назвал?», « Какое настроение у тебя вызывает картина?» Также задавались детям вопросы на выделение выразительных средств в изображении. Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточно большой объем представлений о сенсорных эталонах и способны свободно оперировать ими при анализе того или иного изображения. Это и цветовая гамма, включая оттенки разных цветов, и определение формы предметов, пространственного взаиморасположения предметов, отнесенность к различным величинам. Беседу можно продолжить с вопросами « С помощью чего художник написал картину? Какие нужно было взять краски?», «Какие события в жизни художника вдохновили его на создание картины? (при условии предварительного знакомства с биографией художника).
Очень эффективны игровые приемы: « Отгадай картину по описанию», « Найди картину по ее фрагменту», «Сравни 2 картины и найди сходство и различие», « Запомни изображение и моделируй ее по памяти с помощью силуэтов». Особый интерес у детей вызывает работы с фотомонтажом картины. Также охотно играют в игры-имитации, изображая действующих персонажей картин и предметов.
Итоговым результатом проведенной работы по проекту: «Сказка в русской живописи» является продуктивная деятельность детей - участие их в создании различных выставок: конкурсах тематических рисунков, детских поделок; участие в викторинах. Выполнение заданий в творческих рабочих тетрадях. Создание собственных картин и составление творческих рассказов с описанием персонажей, что способствует развитию образного мышления, фантазии, творческого воображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка экскурсии в Русский музей "Образ Петра I в искусстве".
Описание экскурсионного муршрута по залам Русского музея....
Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »
Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »...
Методическая разработка . Викторина по русским народным сказкам
Цель:1. Закрепление знаний русских народных сказок , развитие интереса к данному литературному творчеству.2. Формирование умения отвечать на вопросы и рассуждать.3. Активизация словарного ...
Методическая разработка занятия по русской народной сказке "Снегурочка и лиса"
методическая разработка...
Методическая разработка занятия по русской народной сказке "Зимовье зверей"
Цель: Развивать и совершенствовать речь у детей дошкольного возраста.Задачи:Образовательные: Активизировать словарный запас детей, формировать умения использовать в речи - обобщения, передавать содерж...
Методическая разработка по теме:"Русская народная сказка "Волк и семеро козлят"
В конспект игрового занятия входит :сюрпризный момент, показ презентации по сказке ''Волк и семеро козлят" и подвижная игра " Зайка серенький сидит"...
Методическая разработка "Камышин ВОВ в живописи, музыке и литературных произведениях"
Интегрированная образовательная деятельность, цель которой воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к историческому прошлому своего города....