Игры для детей с умственной отсталостью
картотека по коррекционной педагогике
Игры для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_detey_s_uo.docx | 712.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ
Игра «Прятки с игрушками»
Цель: развитие у детей устойчивости внимания в ходе игрового упражнения «Прятки с игрушками»
Ход игры: педагог ставит на стол несколько новых игрушек, подзывает к себе троих детей и предлагает им по очереди выбрать игрушку, которая больше всего нравится. Дети должны внимательно рассмотреть свои игрушки. Затем дети встают лицом к стене и закрывают глаза. Пока дети стоят с закрытыми глазами, взрослый прячет каждую из игрушек в какое-нибудь заметное место. Игрушка должна находиться среди других знакомых детям предметов. Далее педагог предлагает найти спрятанную игрушку.
Игра «Зашумленные картинки»
Цель: развитие произвольное внимание в ходе игрового упражнения «Зашумленные картинки»
Ход игры: перед ребенком картинка, на которой изображены хаотично переплетающиеся линии, за которыми скрыто изображение – его надо найти.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ
«Найди Машу»
Цель: развитие зрительного восприятия в ходе игрового упражнения «Найди Машу»
Ход игры: взрослый побуждает ребенка найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом за ее перемещением (с дивана на ковер, с ковра на стул, со стула на стол и т.п.) Активизировать внимание малыша можно с помощью стихотворных текстов:
Где же кукла наша,
Найдем мы куклу Машу!
Вова к кукле подойдет,
Вова куколку найдет
«Что пропало?»
Цель: развитие зрительного восприятия в ходе игрового упражнения «Что пропало?»
Ход игры: взрослый убирает одну из картинок и просит назвать ее. используя звукоподражание в ходе игрового упражнения «Что пропало?»
Вопросы:
Кто ушел? (кукла: "Уа - уа!")
Что улетело? (самолет: "У - у - у!")
Кто убежал? (волк: "У - у - у!")
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ
«Запомни картинку»
Цель: развитие зрительной памяти в ходе игрового упражнения «Запомни картинку»
Ход игры: предложить ребёнку внимательно посмотреть в течение 50 сек. на картинку и постараться запомнить детали картинки, затем посмотреть на вторую картинку и ответить, что изменилось?
«Запомни слова»
Цель: развитие слуховой памяти в ходе игрового упражнения «Запомни картинку»
Ход игры: Вариант 1: предложить ребёнку внимательно прослушать несколько слов (овал, треугольник, круг, ромб, прямоугольник, квадрат, пятиугольник) постараться их запомнить.
Вариант 2: на какие две группы можно разделить эти слова.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ
«Найди свою пару»
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль в ходе игрового упражнения «Найди свою пару»
Оборудование: парные флажки разного цвета (например: 2 красных, 2 оранжевых, 2 желтых) и бубен.
Ход игры: педагог раздает флажки, по одному для каждого ребенка. По сигналу бубна дети разбегаются по классу (комнате), затем по другому сигналу останавливаются и каждый ищет свою пару – того, у кого флажок такого же цвета. При продолжении игры дети вновь разбегаются, а педагог дает им флажки другого цвета. Ориентируясь на новый цвет флажка, они опять ищут свою пару. Ошибки разбираются коллективно.
«Одинаковое и разное»
Цель: формирование умения у детей слушать, классифицировать объекты (по самостоятельно найденному основанию – дополнению слов, относящихся к одной группе) в ходе игрового упражнения «Одинаковое и разное»
Оборудование: цепочки картинок, входящих в общую группу, например: лошадь, собака, корова; ложка, вилка, тарелка; платье, пальто, юбка
Ход игры: игру можно проводить по - разному: сначала воспитатель предлагает ребенку продолжить цепочку теми карточками, которые подходят к данной группе; затем можно предложить продолжить цепочки теми карточками, которые совсем не подходят. Ошибки разбираются совместно.
«Цветные кружочки»
Цель: формирование умения соотносить предмет, его цвет в ходе игрового упражнения «Цветные кружочки»
Оборудование: четыре связанных больших круга с пуговицами, (красный, желтый, зеленый, синий), и по 5 на каждый круг связанных маленьких круга такого же цвета.
Ход игры: воспитатель показывает детям вязаный круг - основание и предлагает найти кружочки нужного цвета. На столе в беспорядке лежат маленькие кружочки разного цвета. Ребенок должен для каждого круга найти свой «домик», то есть, чтобы цвет кружочка и основания совпали. Ребёнок находит нужные кружки и пристегивает их к основанию
«Найди цветок для бабочки»
Цель: формирование умения понимать слова: такой, не такой; красный, зелёный, жёлтый, синий в ходе игрового упражнения «Найди цветок для бабочки»
Оборудование: четыре крупных выполненных из картона цветка (красный, синий, желтый, белый) - для наборного полотна; 4 плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы, сомасштабные им; такие же, но меньших размеров трафареты с изображением цветов и бабочек по числу детей (на каждого ребенка по 2-3 цветка и по 2-3 бабочки);
Ход игры: педагог расставляет на наборном полотне цветы четырех цветов и показывает бабочек, объясняет, что бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их было не видно, и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться. Педагог рассматривает бабочек, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают («такой же»), бабочку не видно - она спряталась. Затем дети выполняют задание. У каждого ребенка вначале по две пары объектов. В дальнейшем количество пар увеличивается. В конце занятия педагог подводит итог, называет цвета и показывает их: «Желтая бабочка села на желтый цветок, синяя бабочка села на синий цветок и т. д. Они спрятались, их не видно»
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ
«Лесенка»
Цель: формирование умения сознательно анализировать речь, развивать фонематическое восприятие и понимание речи в ходе игрового упражнения «Лесенка»
Ход игры: поём гласные звуки так, как будто голос поднимается и опускается по лесенке (повышение и понижение тона):
А-а-а!
- О-о-о! И т.д.
«Мыльные пузыри»
Цель: формирование артикуляционных навыков, преодоление явлений артикуляционной апраксии в ходе игрового упражнения «Мыльные пузыри»
Ход игры. Ребёнок лопает мыльные пузыри, пускаемые над столом, сопровождая действие произнесением звуков: «б», «п».
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ
«Пожалуйста»
Цель: формирование умения использования навыка употребления «Волшебных слов» в ходе игрового упражнения «Пожалуйста»
Ход игры: всё становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.
«Комплимент»
Цель: формирование умение замечать в других хорошие качества в ходе игрового упражнения «Комплимент»
Ход игры: дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает ребенку увидеть свои и чужие положительные стороны.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
«Ладушки»
Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым в ходе игрового упражнения «Ладушки»
Ход игры: (проводится индивидуально или с небольшой группой детей). Взрослый сажает ребенка перед собой, ласково берет
его руки в свои и, ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку: «Ладушки, ладушки, где были, у бабушки», повторяя 2—3 раза.
«Хоровод с куклой»
Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле в ходе игрового упражнения «Хоровод с куклой»
Оборудование: кукла средних размеров.
Ход игры: (проводится с подгруппой из 2—3 детей). Взрослый приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого ребенка по голове. Педагог просит по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Взрослый ставит детей в кружок, берет за одну руку куклу, другую дает одному из малышей и вместе с ними двигается по кругу вправо и влево, выражая радость, веселье и напевая простую детскую мелодию (например, «Веселая дудочка» М. Красева).
Вариант: игра проводится с мишкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методические приемы обучения детей с умственной отсталостью сюжетно - отобразительным играм»
Настоящая методическая разработка представляет собой результат многолетнего опыта нашей работы с детьми с умственной отсталостью в легкой степени. Здесь мы постарались осветить вопросы обучения ...
Физическое и умственное воспитание детей с умственной отсталостью
Физическое и умственное воспитание детей с умственной отсталостью...
Игра как средство коррекции внимания детей с умственной отсталостью
В презентации подобраны 10 игр на коррекцию внимания у детей с умственной отстальностью....
Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» для детей с умственной отсталостью умеренной степени. «За обеденным столом» (Семья)
Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» для детей с умственной отсталостью умеренной степени. «За обеденным столом» (Семья)...
Игры на развитие речи умственно отсталых дошкольников.
Игры на развитие речи умственно отсталых дошкольников....
"Развитие сенсорных навыков через дидактические игры у детей с умственной отсталостью".
Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.В рабо...
Подвижные и малоподвижные игры для детей с умственной отсталостью дошкольного возраста
Что такое подвижная игра. Её название, цель и описание игры....