Игры для детей с умственной отсталостью
картотека по коррекционной педагогике

Игры для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_detey_s_uo.docx712.66 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

        

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ

Игра «Прятки с игрушками»

Цель: развитие у детей устойчивости внимания в ходе игрового упражнения «Прятки с игрушками»

Ход игры: педагог ставит на стол несколько новых игрушек, подзывает к себе троих детей и предлагает им по очереди выбрать игрушку, которая больше всего нравится. Дети должны внимательно рассмотреть свои игрушки. Затем дети встают лицом к стене и закрывают глаза. Пока дети стоят с закрытыми глазами, взрослый прячет каждую из игрушек в какое-нибудь заметное место. Игрушка должна находиться среди других знакомых детям предметов. Далее педагог предлагает найти спрятанную игрушку.

Игра «Зашумленные картинки»

Цель: развитие произвольное внимание в ходе игрового упражнения «Зашумленные картинки»

Ход игры: перед ребенком картинка, на которой изображены хаотично переплетающиеся линии, за которыми скрыто изображение – его надо найти.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ

 «Найди Машу»

Цель: развитие зрительного восприятия в ходе игрового упражнения «Найди Машу»

Ход игры: взрослый побуждает ребенка найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом за ее перемещением (с дивана на ковер, с ковра на стул, со стула на стол и т.п.) Активизировать внимание малыша можно с помощью стихотворных текстов:

Где же кукла наша,

Найдем мы куклу Машу!

Вова к кукле подойдет,

Вова куколку найдет

«Что пропало?»

Цель: развитие зрительного восприятия в ходе игрового упражнения «Что пропало?»

Ход игры: взрослый убирает одну из картинок и просит назвать ее. используя звукоподражание в ходе игрового упражнения «Что пропало?»

Вопросы:

Кто ушел? (кукла: "Уа - уа!")

Что улетело? (самолет: "У - у - у!")

Кто убежал? (волк: "У - у - у!")

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ

«Запомни картинку»

Цель: развитие зрительной памяти в ходе игрового упражнения «Запомни картинку»

Ход игры: предложить ребёнку внимательно посмотреть в течение 50 сек. на картинку и постараться запомнить детали картинки, затем посмотреть на вторую картинку и ответить, что изменилось?

«Запомни слова»

Цель: развитие слуховой памяти в ходе игрового упражнения «Запомни картинку»

Ход игры: Вариант 1: предложить ребёнку внимательно прослушать несколько слов (овал, треугольник, круг, ромб, прямоугольник, квадрат, пятиугольник) постараться их запомнить.

Вариант 2: на какие две группы можно разделить эти слова.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ

«Найди свою пару»

Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль в ходе игрового упражнения «Найди свою пару»  

Оборудование: парные флажки разного цвета (например: 2 красных, 2 оранжевых, 2 желтых) и бубен.

Ход игры: педагог раздает флажки, по одному для каждого ребенка. По сигналу бубна дети разбегаются по классу (комнате), затем по другому сигналу останавливаются и каждый ищет свою пару – того, у кого флажок такого же цвета. При продолжении игры дети вновь разбегаются, а педагог дает им флажки другого цвета. Ориентируясь на новый цвет флажка, они опять ищут свою пару. Ошибки разбираются коллективно.

«Одинаковое и разное»

Цель: формирование умения у детей слушать, классифицировать объекты (по самостоятельно найденному основанию – дополнению слов, относящихся к одной группе) в ходе игрового упражнения «Одинаковое и разное»

Оборудование: цепочки картинок, входящих в общую группу, например: лошадь, собака, корова; ложка, вилка, тарелка; платье, пальто, юбка

Ход игры: игру можно проводить по - разному: сначала воспитатель предлагает ребенку продолжить цепочку теми карточками, которые подходят к данной группе; затем можно предложить продолжить цепочки теми карточками, которые совсем не подходят. Ошибки разбираются совместно.

«Цветные кружочки»

Цель: формирование умения соотносить предмет, его цвет в ходе игрового упражнения «Цветные кружочки»

Оборудование: четыре связанных больших круга с пуговицами, (красный, желтый, зеленый, синий), и по 5 на каждый круг связанных маленьких круга такого же цвета.

Ход игры: воспитатель показывает детям вязаный круг - основание и предлагает найти кружочки нужного цвета. На столе в беспорядке лежат маленькие кружочки разного цвета. Ребенок должен для каждого круга найти свой «домик», то есть, чтобы цвет кружочка и основания совпали. Ребёнок находит нужные кружки и пристегивает их к основанию

«Найди цветок для бабочки»

Цель: формирование умения понимать слова: такой, не такой; красный, зелёный, жёлтый, синий в ходе игрового упражнения «Найди цветок для бабочки»

Оборудование: четыре крупных выполненных из картона цветка (красный, синий, желтый, белый) - для наборного полотна; 4 плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы, сомасштабные им; такие же, но меньших размеров трафареты с изображением цветов и бабочек по числу детей (на каждого ребенка по 2-3 цветка и по 2-3 бабочки);

Ход игры: педагог расставляет на наборном полотне цветы четырех цветов и показывает бабочек, объясняет, что бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их было не видно, и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться. Педагог рассматривает бабочек, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают («такой же»), бабочку не видно - она спряталась. Затем дети выполняют задание. У каждого ребенка вначале по две пары объектов.  В дальнейшем количество пар увеличивается. В конце занятия педагог подводит итог, называет цвета и показывает их: «Желтая бабочка села на желтый цветок, синяя бабочка села на синий цветок и т. д. Они спрятались, их не видно»

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ
«Лесенка»

Цель: формирование умения сознательно анализировать речь, развивать фонематическое восприятие и понимание речи в ходе игрового упражнения «Лесенка»

Ход игры: поём гласные звуки так, как будто голос поднимается и опускается по лесенке (повышение и понижение тона):

А-а-а!

- О-о-о! И т.д.

«Мыльные пузыри»

Цель: формирование артикуляционных навыков, преодоление явлений артикуляционной апраксии в ходе игрового упражнения «Мыльные пузыри»

Ход игры. Ребёнок лопает мыльные пузыри, пускаемые над столом, сопровождая действие произнесением звуков: «б», «п».

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

«Пожалуйста»

 Цель: формирование умения использования навыка употребления «Волшебных слов» в ходе игрового упражнения «Пожалуйста»

Ход игры: всё становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.

«Комплимент»

Цель: формирование умение замечать в других хорошие качества в ходе игрового упражнения «Комплимент»

Ход игры: дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает ребенку увидеть свои и чужие положительные стороны.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

«Ладушки»

Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым в ходе игрового упражнения «Ладушки»

Ход игры: (проводится индивидуально или с небольшой группой детей). Взрослый сажает ребенка перед собой, ласково берет

его руки в свои и, ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку: «Ладушки, ладушки, где были, у бабушки», повторяя 2—3 раза.

«Хоровод с куклой»

Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле в ходе игрового упражнения «Хоровод с куклой»

Оборудование: кукла средних размеров.

Ход игры: (проводится с подгруппой из 2—3 детей). Взрослый приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого ребенка по голове. Педагог просит по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Взрослый ставит детей в кружок, берет за одну руку куклу, другую дает одному из малышей и вместе с ними двигается по кругу вправо и влево, выражая радость, веселье и напевая простую детскую мелодию (например, «Веселая дудочка» М. Красева).

Вариант: игра проводится с мишкой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические приемы обучения детей с умственной отсталостью сюжетно - отобразительным играм»

Настоящая методическая разработка представляет собой результат многолетнего опыта нашей работы с детьми с умственной отсталостью в легкой степени. Здесь мы постарались осветить вопросы обучения ...

Физическое и умственное воспитание детей с умственной отсталостью

Физическое и умственное воспитание детей с умственной отсталостью...

Игра как средство коррекции внимания детей с умственной отсталостью

В презентации подобраны 10 игр на коррекцию внимания у детей с умственной отстальностью....

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» для детей с умственной отсталостью умеренной степени. «За обеденным столом» (Семья)

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» для детей с умственной отсталостью умеренной степени. «За обеденным столом» (Семья)...

Игры на развитие речи умственно отсталых дошкольников.

Игры на развитие речи умственно отсталых дошкольников....

"Развитие сенсорных навыков через дидактические игры у детей с умственной отсталостью".

Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.В рабо...

Подвижные и малоподвижные игры для детей с умственной отсталостью дошкольного возраста

Что такое подвижная игра. Её название, цель и описание игры....