Игры на развитие речи умственно отсталых дошкольников.
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Михайлова Мария Петровна

Игры на развитие речи умственно отсталых дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_rechi_umstvenno_otstalyh_dosholtnikov.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие речи умственно отсталых дошкольников.

Развитие делового эмоционального общения.

          Игра «Позови».

          Цель: формировать у детей предпосылки к деловому общению; учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей.

          Оборудование: мяч.

          Ход игры: дети сидят за столом. Педагог рассматривает с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает ему поиграть вместе с мячом – покатать его друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля с кем ты хочешь играть? Позови».

          Мальчик зовет друга: «Вова иди играть».

          Через некоторое время Коля садиться, теперь Вова зовет друга.

         

Игра «Зайка».

          Цель: вызывать у детей потребность в эмоциональном общении; учить согласовывать свои действия с действиями своих товарищей; называть друг друга по имени; оказывать предпочтение одному из товарищей.

          Ход игры. Дети взявшись за руки, вместе с педагогом ходят по кругу. Один ребенок – «зайка», он сидит в кругу на стуле – «спит». Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной,

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

          На слова «зайка, зайка, попляши…» дети останавливаются и хлопают в ладоши.

        «Зайка» встает и выбирает на свою роль другого ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.

         

Игра «Чего не хватает».

          Цель: продолжать учить деловому общению, обращаться к взрослому; учитывая определенный уровень развития речи детей, вводить выражение «дайте, пожалуйста», благодарить за оказанную помощь (спасибо) или допускать употребление указательного жеста.

          Оборудование: из картона выполнены отдельно части предметов: машина (кузов, кабина, два колеса), дом (два этажа, окна, двери, крыша), паровоз (корпус, труба, три колеса и д.т).

          Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог раздает конверты с набором частей предметов – каждому ребенку один предмет.

Во всех конвертах не хватает по одной детали. Они находятся у педагога. Он просит детей сложить из деталей предмет. Дети складывают и обнаруживают отсутствие необходимой детали и обращаются к взрослому. Педагог объясняет, что у него есть какие-то части предметов, которые выпали из конвертов, и он не знает, кому какую дать.Каждый называет педагога по имени и отчеству и говорит: «Ольга Сергеевна, дайте мне, пожалуйста, колесо для машины» или «крышу для дома» и т.д.

Педагог раздает недостающие детали и дети завершают свое изображение.

ПОДБЕРИ ПРИЗНАК

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

 Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

        Сапоги (какие?) – коричневые,         удобные, теплые…

        Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

        Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

        Шляпа (какая?) – черная, большая…

        Туфли (какие?) – осенние, красивые…

        Платье (какое?) -  новое, нарядное, зеленое…

        Рубашка (какая?) -  белая, праздничная….

        Шуба (какая?) -  меховая, теплая…

       

НАЗОВИ ЛАСКОВО

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

,

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

           

УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.

Ход игры: воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

 Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя».

БЛИЗКИЕ СЛОВА

Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Материал: Фишки.        

Осенью дни пасмурные,…                                    серые, унылые…       

Осенью часто погода бывает холодной,…       ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное,…                           печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые,…                                                холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи,…                             тёмные, дождевые…

В начале осени бывают ясные дни,…                  безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно,…                 пасмурно, ветрено…

                       

ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) — мамин, 
Шляпка (чья?) — бабушкина, 
Поднос (чей?)  - дедушкин,

 Книга (чья?) – бабушкина,
Тапочек (чей?) – дедушкин.

Игра «Скажи наоборот»

 Цель игры: расширять словарь антонимов.

Ход игры: у этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал:

Дедушка старый, а внук…

Дерево высокое, а куст…

Дорога широкая, а тропинка…

Перо легкое, а гиря…

 Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого:

Пирожное сладкое, а лекарство…

Ночью темно, а днем…

У волка хвост длинный, а у зайца…

Чай горячий, а лед…

 

 Игра «Похожие слова» 

Цель игры: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Ход игры: Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Например: приятель —друг —враг;

грусть —радость —печаль;
еда —очистки —пища;
труд —завод —работа;
танец —пляска —песня;
бежать —мчаться —идти;
думать —хотеть —размышлять;
шагать —сидеть —ступать.;

 

 Игра «Логопеду мяч бросай и…» (в зависимости от темы игры возможны варианты «Логопеду мяч бросай и животных называй (транспорт, фрукты и т.д.))Цель игры: расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память.Ход игры: Логопед называет обобщающее понятие и бросает поочередно мяч каждому ребенку. Ребенок, возвращая  мяч логопед, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предмет. Возможет второй вариант игры, когда логопед называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

Игра «Животные и их детеныши»

 Цель  игры: закреплять в речи детей названия детенышей животных, закреплять навыки словообразования,  развивать ловкость, память, внимание.

Ход игры: бросая мяч ребенку, логопед называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного (возможно дополнительное усложнение задания при особом кидании мяча: с ударом об пол, из-за головы и т.д.). До начала игры логопед вместе с детьми вместе говорят:

Человеческие дети

Знают всех зверей на свете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития речи и мышления дошкольников (рекомендации родителям).

Основная трудность для родителей - нежелание ребёнка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей - игровая....

Тема: «Игры для развития речи и мышления дошкольников»

Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так важно играть вме­сте! Родителям до...

Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям

Рекомендации родителям по развитию речи и мышления дошкольников...

Игры для развития речи и мышления дошкольников

Игры для развития речи и мышления дошкольников...

Игры для развития речи и мышления дошкольников

В материале для родителей даются советы по домашним развивающим занятиям и играм с детьми, а также предлагаются игры, в которые можно играть в поездке, на прогулке, на даче....

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ (НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ)

           Привитие культурно-гигиенических навыков является одной из важных задач воспитания дошкольника. Процесс воспитания навыков самообслуживания тесно связан...