«Арт-терапевтический подход в преодолении речевых нарушений и развитии высших психических функций детей с ОВЗ»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Долина Екатерина Сергеевна

Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современности.

Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности и качество развития ребенка с речевым недоразвитием, в какой педагог умеет им грамотно управлять.

Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных и наиболее интересных в наши дни стал метод арт-терапии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolina_ekaterina_sergeevna_esse.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Долина Екатерина Сергеевна

Учитель-дефектолог муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 11 «Ромашка» г. Южно-Сахалинск

«Арт-терапевтический подход в преодолении речевых нарушений и развитии высших психических функций детей с ОВЗ»

Современная педагогика находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.

Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современности. Способствуют этому снижение уровня культуры, примитивный язык мультфильмов и рекламных роликов. В связи с этим перед современной наукой встает задача поиска новых форм воспитания и обучения детей, формирующих предпосылки для их всестороннего развития. На первый план в этом процессе выходит созидание грамотной речи ребенка. Стоит отметить, что от уровня развития речевых способностей зависит интеллектуальный рост ребенка, поэтому такой проблеме нужно уделять серьезное внимание.

Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности и качество развития ребенка с речевым недоразвитием, в какой педагог умеет им грамотно управлять.

Успех определяют методы и приемы образования воспитанника.

Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных и наиболее интересных в наши дни стал метод арт-терапии.

При всем многообразии арт-терапевтических направлений цель ее едина – это гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.

Основные функции арт-терапии:

1. Катарсическая — очищающая, освобождающая от негативных состояний.

2. Регулятивная — снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.

3. Коммуникативно-рефлексивная — обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.

К преимуществам метода арт-терапии можно отнести следующие:

1. Арт-терапия не имеет возрастных ограничений в использовании. Нет противопоказаний к участию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.

2. Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения.

3. Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания.

4. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает положительные эмоции, помогает сформировать более активную жизненную позицию.

5. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

6. Применение методов арт-терапии в работе способствует гармонизации взаимоотношений в образовательном процессе, более близкому и успешному установлению контакта между педагогом и воспитанником; за счет эмоционального подъема повышается коэффициент восприятия и усвоения материала.

7. Создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей, позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка способность к сотрудничеству со сверстниками;

8. Оказывается влияние на осознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности саморегуляции, уверенности в себе за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.

К направлениям арт-терапии относят:

-изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством;

-имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;

-музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;

-сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;

-кинезитерапия — воздействие через танцевально-двигательную; коррекционную ритмику (воздействие движениями), хореотерапию;

-фототерапия – использование фотоматериалов и слайдов в работе;

-куклотерапия — метод комплексного воздействия на детей, который предполагает использование кукол и театральных приёмов (этюдов, игр, упражнений, специальных заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра);

-игровая терапия – метод коррекции посредством игры;

-песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе);

-ароматерапия – включает в себя применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека. Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.

-смехотерапия–вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности. Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям;

-цветотерапия– способствует восстановлению индивидуального биологического ритма с помощью специально подобранного цвета.

Опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями подсказывает, что использование всевозможных приемов и методов арт-терапии позволяет в разы повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, у таких детей, как правило, снижены. Наукой доказано, что для полноценного психического развития дошколёнка важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств. Детская сказка — одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Никакие, даже сверхнужные, знания не должны опережать нравственного развития ребенка!

Многие ученые с помощью проведенных исследований доказали, что развитие речи дошкольника при помощи сказки – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Еще с древних времен человечеству известны сказки. Они всегда служили вспомогательным инструментом для формирования и корректировки поведения ребенка, прививали ему представления о добре и зле, справедливости и несправедливости. Теперь же сказки стали объектом целой науки – сказкотерапии, которая на профессиональном уровне формирует рекомендации по развитию и воспитанию детей.

Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребенку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретенным опытом и знаниями. Как говорил легендарный писатель Д. Родари: «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Сказки — это первые литературные произведения, к которым каждый ребенок опосредованно или самостоятельно прикасается в период дошкольного детства. Сказка появляется в жизни ребенка с самого младенчества и сопровождает его на протяжении всего дошкольного возраста, оставаясь с ним на всю жизнь. Именно со сказок ребенок начинает знакомиться с книгой, с окружающим миром, с социумом.

Какую же роль играют сказки в развитии ребенка?

  1. Сказки развивают воображение, располагают к фантазированию. Ведь каждый сюжет наполнен необычными и удивительными персонажами, моментами, историями и действиями, которые располагают к образному представлению их в сознании ребенка.
  2. Развивают грамотную, последовательную, четкую и структурированную речь. Сюжеты популярных сказок описываются последовательно, четко и словарно обогащено.
  3. Формируют базовые нравственные и моральные принципы. Сюжетная линия сказки часто отражает принцип «что такое хорошо, что такое плохо».
  4. Развивают и обогащают внутренний мир ребенка, мотивируют к познанию.
  5. Сказки формируют умение сопереживать – эмпатию.
  6. Сказки влияют на полоролевое развитие детей.

В педагогической работе особую роль следует отводить просвещению родителей. Рассказывать о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультировать по использованию сказки как средства речевого развития подрастающего поколения. Разъяснить им о значимости семейного чтения. Такая работа в дальнейшем повлияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки. Чтение и обсуждение сказок может стать доброй семейной традицией, создать тёплую задушевную атмосферу в доме. Особенности умственного развития детей таковы, что хорошо развитое образное мышление позволяет им думать о явлениях и предметах, а также сравнивать их даже тогда, когда они недоступны зрению. Слушая сказку, ребенок формирует модель действительности, интерпретирует происходящее в ней в реальность.

Исходя из уже имеющего опыта применения сказки в работе с детьми с речевыми нарушениями, можно сказать о ее эффективности. Произнесение каждого слова ребенком, отработка четкости, громкости речи, развитие творческих способностей, театральных навыков, привлечение родителей к процессу обучения и воспитания, все это способствовало большому скачку в развитии детей.

Таким образом, новизна темы «Арт-терапевтический подход в преодолении речевых нарушений и развитии высших психических функций детей с ОВЗ» состоит в том, что мы видим новое решение проблемы речевых нарушений у воспитанников и их развития. Использование одной авторской сказки в различных направлениях развития детей. Это позволяет сделать обучение увлекательным, интересным и соответственно, более результативным, так как каждый ребенок будет вовлечен в процесс основываясь на своей внутренней мотивации, интересе. Использование в коррекционной работе новой, еще не изведанной сказки, индивидуализирует процесс коррекции речи, способствует повышению уровня высших психических функций и развитию творческих способностей детей, создает положительное эмоциональное отношение детей к процессу обучения и воспитания.

Сказкотерапия направлена на гармоничное сочетание интеллектуального и психического развития и воспитания с эмоциональным, что помогает детям с ОВЗ легче воспринять, понять и «принять» новую информацию, освоить новый навык или скоррегировать старый.

Список использованной литературы

  1. Аксенова Л. И. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями // Специальная педагогика. – М., 2001.
  2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. М. , 2001.
  3. Арт-терапия в работе с детьми./ М.В. Киселева. Изд. Речь. С-П., 2016.
  4. Арт-терапия для детей и их родителей. Психологический практикум. Армине Воронова/М. Издательство Феникс., 2013.
  5. Бурно Е.М. Терапия творческим самовыражением. Екатеринбург,1999.
  6. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб: Речь, 2003.
  7. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб., 2005.
  8. Шустрик, Нюха и другие. Е. Майорова./ Изд. Перо, 2020.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста

В материале освящены вопросы развития высших психических функций и мелкой моторики детей дошкольного возраста...

«Незнайкины друзья » Сценарий занятия по развитию высших психических функций детей старшего дошкольного возраста.

Сценарий занятия по развитию высших психических функций детей старшего дошкольного возраста....

Сравнительный анализ развития высших психических функций у детей с ЗПР, ЗРР и нормой развития в возрасте 3-4 лет

Сравнительный анализ развития ВПФ у детей с ЗПР, ЗРР и нормой развития в возрасте 3-4 лет...

Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»

Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации  среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...

ПРОГРАММА «Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (речевые нарушения)

Пояснительная записка Программа включает в себя традиционные психолого-педагогические методы коррекции: развивающие игры и упражнения. Так как данные методы не приносят сто процентных  резул...

«Значение речевых игр в развитии высших психических функций»

Выступление на педагогическом совете. Перечень  и описание речевых игр, направленных на развитие не только речи, но и мышления, памяти, восприятия....

Ритмизация как метод развития высших психических функций и произвольности у детей, имеющих речевые нарушения.

Целесообразность использование метода ритмизации в комплексном развитии детей, имеющих речевые нарушения. Виды ритмизации. Практические приемы к каждому виду ритмизации....