Презентация для коррекционных педагогов "Технологии сопровождения семьи ребенка с ОВЗ".
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Группы детей с ОВЗ; Классификация семей детей с ОВЗ; Т ехнологии психолого-педагогического сопровождения по С.В. Алёхиной; Цель психолого-педагогического сопровождения семьи; Задачи сопровождения семьи ребенка с ОВЗ; Процесс психолого-педагогического сопровождения ; Этапы сопровождения семей ребенка с ОВЗ; Индивидуальный маршрут сопровождения семьи с ребенком с ОВЗ; Список литературы Содержание
Группы детей с ОВЗ страдающие нарушениями общения и поведения; с комплексными нарушениями; с нарушениями слуха (позднооглохшие, глухие, слабослышащие); с нарушениями зрения (слабовидящие или слепые); с речевыми отклонениями; с задержкой умственного развития (всевозможные нарушения интеллекта); с заболеваниями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития
П ервую группу составляют семьи, которым нужна помощь со стороны реабилитационного учреждения в обучении методике правильных занятий с ребёнком; Вторую группу составляют семьи, которые нуждаются в психолого-педагогической помощи. Это семьи благополучие, которых нарушено с рождением больного ребёнка. Сюда входят семьи, один из родителей которых не имеет возможности трудиться из-за ухода за ребёнком. Как правило, не в состоянии сами выйти из сложившейся ситуации, нуждаются в помощи не только реабилитационного учреждения, но и со стороны государства; Третью группу составляют семьи, которые крайне нуждаются в психолого-педагогической помощи. Сюда входят неполные семьи, семьи, из которых ушёл отец, семьи алкоголиков, наркоманов. Родитель, воспитывающий ребёнка, не имеет возможности содержать семью материально. Семья живёт в крайней нищете. Такие семьи крайне нуждаются со стороны государства в постоянной помощи и поддержке Классификация семей детей с ОВЗ
построение адекватной возможностям ребенка адаптивной образовательной программы для различных категорий детей с ОВЗ; технологию проведения междисциплинарных консилиумов специалистов; технологию выделения детей группы риска по различным видам дезадаптации; технологию оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов его проблем; технологии коррекционно-развивающей работы с включаемыми детьми и, при необходимости, с другими субъектами инклюзивного образовательного пространства; технологии психо-коррекционной работы с различными участниками образовательного процесса: педагогами, специалистами, родителями, старшеклассниками, администрацией С.В. Алёхина рассматривает следующие технологии психолого-педагогического сопровождения
Реабилитация семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, через использование современных инновационных методов и приемов психолого-педагогической работы семьей Цель психолого-педагогического сопровождения семьи
Задачи сопровождения семьи ребенка с ОВЗ Сопровождение родителей ребенка с ОВЗ — это деятельность, активизирующая коррекционно-развивающие ресурсы семьи, обеспечивающая эффективность ее функционирования. Основными задачами сопровождения семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья является: нормализация родительско -детских отношений; повышение родительской компетентности в вопросах организации ухода и заботы о детях, их воспитания; содействие в создании условий для успешной социализации ребенка
1. Консультативно-диагностическое направление. На этом этапе осуществляется сбор сведений о членах семьи, ребенке; определение характера внутренних и внешних взаимоотношений семьи; 2. Коррекционно-развивающее направление. Работа данного этапа основывается базе данных консультативно-диагностического блока. На этом этапе проводится индивидуальная и мелкогрупповая коррекционно-развивающая работа с семьей, направленная на нормализацию психологического, социального статуса семьи; 3. Социокультурная реабилитация семьи. На данном этапе проводятся мероприятия по социокультурной реабилитация семьи: родительские конференции; культурно-досуговые мероприятия; выставки семейного творчества. Данный этап помогает семье восстановить внешние и внутренние взаимосвязи, увидеть себя со стороны, оценить свои достоинства, обобщить свой семейный опыт, поделиться с ним с другими Процесс психолого-педагогического сопровождения
Первый этап — диагностический. Только ясное представление о том, на что будет направлено внимание на диагностическом этапе (что изучать, как изучать, для чего изучать), позволит управлять процессом педагогической помощи; Второй этап — информационный. На данном этапе осуществляется информационная поддержка родителей в общем контексте сопровождения всех участников образовательного процесса. Основной целевой аудиторией являются родители, как детей с ОВЗ, так и нормативно развивающихся сверстников. Задачей данного этапа становится информационная поддержка родителей, в том числе, детальное информирование родителей об инклюзивном образовании, его ценностных ориентирах и смыслах; Третий этап — просветительский. На данном этапе происходит просвещение родителей по вопросам развития детей с ОВЗ, которое может осуществляться как на заранее спланированных мероприятиях, так и на оформленных стендах, информационных листках, сайте образовательного учреждения; Этапы сопровождения семей ребенка с ОВЗ
Четвертый этап — этап привлечения родителей к участию. На данном этапе происходит активное привлечение родителей детей с ОВЗ к участию в жизни учреждения, к проявлению себя, своих талантов и умений, к включению и совместному участию в различного рода мероприятиях класса и школы в целом; Пятый этап — практический. На данном этапе происходит активизация как детей с ОВЗ, так и их родителей. Главной задачей этого этапа становится проведение детских мероприятий с участием всех детей, с активным вовлечением ребенка с ОВЗ в посильные ему мероприятия школы; Шестой этап — аналитический. На данном этапе происходит подведение итогов и анализ достижений. Администрация школы, классный руководитель, педагоги, специалисты психолого-педагогического профиля анализируют результаты совместной деятельности и планирую дальнейшую работу, направленную на развитие инклюзивной практики в образовательном учреждении Этапы сопровождения семей ребенка с ОВЗ
план работы всех специалистов, работающих с семьей; результаты контрольных срезов диагностики семьи с ребенком ОВЗ в начале работы и планируемые показатели; направления и программы коррекционной и развивающей работы в разрезе каждого специалиста, работающего с семьей; направления и мероприятия, направленные на воспитание и социализацию ребенка с ОВЗ. Алгоритм работы специалистов сопровождения образовательного учреждения представляет собой: перспективный план работы; разработка рекомендаций, исходя из имеющихся нарушений и заболеваний каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья; работа по индивидуальному плану; обследование Индивидуальный маршрут сопровождения семьи с ребенком с ОВЗ
Воронцова Т. Н. Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ как проблема специального (дефектологического) образования / Т. Н. Воронцова // Студенческий: электрон. научн . журн. — 2018. — № 23(43). — URL: https://sibac.info/journal/student/43/124905 (дата обращения: 03.05.21). Льготы и привилегии для детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. — URL: https://posobie.center/subsidii/lgoty-invalidam/deti-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/ (дата обращения: 03.05.21). Пазухина С. В. Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Пазухина , З. Н. Калинина, Е. В. Декина // Гуманитарные науки (Ялта). — 2018. — № 2 (42). — С. 128–136. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ [Электронный ресурс] // Образование. — URL: http://5psy.ru/obrazovanie/psihologo-pedagogicheskoe-soprovojdenie-semei-imeyuschih-detei-s-ovz.html (дата обращения: 03.05.21). Старшова , Д. И. Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / Д. И. Старшова . — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 219-221. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63303/ (дата обращения: 03.05.2021). Список литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»
СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....
Консультация для педагогов "Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ"
Родители детей с ОВЗ испытывают трудности различного характера....
Родительская гостиная - эффективна форма сопровождения семьи ребенка с ОВЗ
Родительская гостиная - эффективна форма сопровождения семьи ребенка с ОВЗ...
Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ
В презентации показывается работа по сопровождению семьи ребенка с ОВЗ учителями-логопедами детского сада....
«Организация психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ».
В детский сад все больше прибывает детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители здоровья. Родители таких детей в большинстве этих детей часто находятся в крайне неблагоприятном психоло...
Родительская гостиная - эффективная форма сопровождения семьи ребенка с ОВЗ
В своей гостиной мы постарались использовать нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии....
Практика специалистов ДОУ по сопровождению семьи ребенка с особенностями развития в кризисные периоды
В современном обществе произошли значительные перемены в отношении к детям с отклонениями в развитии, несмотря на это, их родители оказываются в ситуации сильнейшего психологического стресса, когда на...