Родительская гостиная - эффективная форма сопровождения семьи ребенка с ОВЗ
учебно-методическое пособие

Шаповалова Ольга Сергеевна

В своей гостиной мы постарались использовать нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod_gost_repka.docx16.25 КБ
Файл na_festival_praktik.docx54.03 КБ

Предварительный просмотр:

Городская гостиная «Развиваемся вместе». Сказка « Репка» на фартуке с использованием элементов логоритмики, артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Цель: обучение родителей использовать различные приемы для вызывания звукопроизношения и звукоподражания.

Здравствуйте, мои дорогие

И маленькие и большие!

Вижу как вы подросли.

До чего же хороши!

Дети в кругу. Ведущий: -Здравствуй, здравствуй. не зевай и ладошку подставляй (протянуть  руки в центр  круга ).

Мы приглашаем вас в сказку. Но чтобы в нее попасть. Нужно немного поиграть. Готовы?

Все идут за воспитателем. Повторяя доступные звуки  звукокомплексы).

-Топ. Топ, топ-зашагали ножки. То-топ-топ прямо по дорожке.

По широкой, а теперь по узкой..(ходьба по ребристой доске).

Шелестят листочки ш-ш-ш, дует ветерочек ш-ш-ш (дыхательное упр.)

Веточки качаются, деревья наклоняются  

(Ходьба с движением рук). Вот и огород, встанем в хоровод. (встают в круг).

Од-од-од-мы вскопали огород (хлопают в ладоши)

Ода-ода-ода-стоит  хорошая погода(хлопки по коленям)

Да-да-да- растениям нужна вода (щелчки пальцами)

Ду-ду-ду- за водой иду (перетопы ногами).

ВХОДИТ СКАЗОЧНИЦА: Принесла вам сказку, а она у меня в сундучке, но чтобы его открыть нужно произнести волшебные слова:

Тук-тук-чок-чок

Ты откройся, сундучок.

Ой, что-то не открывается. Слышите, а в сундучке что-то шуршит.( показываю мышку).  Ребята, в этой сказке живет мышка.

Мы сидим как репка - ух.

Топаем ногами как дедка-топ-топ.

Руки на поясе как бабка –ох.

Заплетаем косы как внучка-ах.

Руками хлопаем как Жучка –гав.

Глазки умываем как кошка-мяу-мяу.

Хвостиком машем как мышки пи-пи-пи.

Догадались какую сказку я вам расскажу. Да еще и покажу. САДИТЕСЬ ПОУДОБНЕЕ

До чего же я волшебна,

До чего же хороша, фартук сказочный надела

, сказку начала.

Ну  слушайте, да мне помогайте. Посадил дед репку в огороде за забором. Покажите свой забор . УПР. «Забор». Выросла репка большая-пребольшая.  Взял дед лопату и пошел репку выкапывать. Покажите какая у деда лопата .Упр.»Лопата». Тянул дед репку да не вытянул . Никак не может справиться с ней. Позвал дед…кого?. А бабака варила вкусное варенье. Вот такое вкуное. Упр. «Вкусное варенье». Пришла бабка помогать деду. . Не смогли они вытянуть репку. Позвали они…(внучку). Прибежала внучка помогать деду с бабой. Никак не вытянули репку. Стали они звать Жучку. А Ж учка убежала. Давайте пойдем и найдем ее.. Как собачка лает (аф-аф-аф).

Вот собачка Жучка

Хвостик закорючка.

Зубки острые, шерстка пестрая.

Ты собачка не лай, лучше с нами поиграй, мы бежим, ты догоняй.

Ну вот, поиграли, пора и репку тянуть. Стала Жучка помогать, никак не могут вытянуть.. Огорчились все.(показать ).

У кого усатая морда полосатая

Спинка словно мостик

За мостиком-хвостик.

Стали они Кошку звать. Давайте вместе позовем кису «кис-кис-кис».. Прибежала кошка да как замяукала. Как мяукала кошка? (мяу.мяу).

Кошка хвостиком играла-

Вот так, вот так.

Веселилась, хохотала

Вот так, вот, так.

Мячик по полу катала

Вот так. Вот так.

А потом устала кошка

Вот так, вот так.

И поплакала немножко

Вот так, вот так.

Раз, два, три. Четыре, пять

Будем кошку утешать.

Ай да молодцы! А теперь пора репку тянуть. Тянут-потянут-вытянуть не могут. Огорчились!

Этот пальчик дедка

Этот пальчик бабка

Этот пальчик внучка

Этот пальчик Жучка

Этот пальчик кошка.

А где же мышка?

Эй., мышка помоги,

Тянем репку из земли.

Прибежала мышка. Как она бегает и пищит? (пи-пи-пи)Потянули все вместе, все дружно и вытянули репку!! Обрадовались все, вот так !!!

Вот какая репка! Пойдем все вместе к деду к бабке:

К деду к бабушке опять

Будем весело шагать

По тропиночке пойдем

Друг за дружкою гуськом

На носочки встали

К дому побежали.

Ноги выше поднимаем

 И на кочки наступаем

И снова по дорожке мы весело шагаем.

(НА ПОДНОСАХ РЕПКИ С ПРИЩЕПКАМИ). Игра «Очисти ботву».

В конце раздать памятки для родителей.

 



Предварительный просмотр:

МБДОУ №54  «Золушка»

Родительская гостиная - эффективная форма сопровождения семьи ребенка с ОВЗ

   Разработали воспитатели:

Стародубцева Е.Г.

Шаповалова О.С.

Лесосибирск 2020г.

Родительская гостиная- эффективна форма сопровождения семьи ребенка с ОВЗ

Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства не зависимо от психофизиологических и других особенностей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи и окружающих его взрослых. Семья является надёжным фундаментом в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные сферы, становление детей с ОВЗ, как активных членов общества. Поэтому в своей работе мы применяем личностно-ориентированный, гуманно-личностный подход к детям и к родителям.

В своей гостиной мы постарались использовать нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии. Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагогов на родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства и диалога.

В 2019-2020году на базе дошкольного учреждения начал свою работу ресурсный Центр, где из одной из эффективных форм взаимодействия с родителями является организация работы гостиной «Поможем друг другу» – это перспективная форма работы с семьей, учитывающая актуальные потребности семьи, способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи и передаче опыта в воспитании детей.

Цель работы гостиной: повышение педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, развития, укрепления здоровья детей с ОВЗ, а также помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Задачи гостиной:

-оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения, воспитания и развития детей;

-формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации;

-формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй;

-повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей;

-просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции;

-пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

Свой вклад в организацию деятельности гостиной вносят администрация дошкольного учреждения , специалисты(педагоги, работающие на группах компенсирующей направленности, учитель-логопед, музыкальный руководитель, ).

Педагоги и специалисты дошкольного учреждения учат родителей лучше чувствовать и понимать своего ребенка, грамотно строить взаимоотношения, уметь использовать необходимые средства и методики.

Для эффективного сотрудничества с родителями учитываем их личностные проблемы, прежде всего, чтобы заслужить их доверие, раскрепостить их, получить эмоциональный отклик, что не всегда позволяют сделать традиционные формы работы с родителями. Общение в рамках гостиной создает положительную эмоциональную атмосферу, как для педагогов, так и для родителей.

В рамках гостиной организовали встречи родителей, заинтересованных в решении проблем своих детей. В условиях неформального общения участники гостиной знакомятся друг с другом, делятся собственным опытом взаимодействия со своим ребенком, встречаются со специалистами, обмениваются размышлениями о себе и своей работе.

Использовали различные формы проведения гостиной такие как:

-консультации;

-беседы;

-дискуссии ;

-логоритмические и театрализованные игры;

-использование информационных технологий: выпуск буклетов, памяток.

.Родители, в свою очередь, говорили о своих проблемах, задавали вопросы, принимали совместные решения, что помогало родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, они научились эффективному взаимодействию с ним, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию.

Во время встречи в гостиной родители имеют возможность встретиться друг с другом, обменяться опытом и оказать друг другу поддержку, и это дает родителям ощущение того, что «они не одиноки».

Результатом работы гостиной является:

-включение родителей в  сотрудничество с педагогами в вопросах воспитания и коррекционной работы;

-родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы;

-убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху;

-формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

В заключении необходимо отметить, что работа гостиной способствует укреплению позиции семьи, имеющей ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, как партнёра и активного субъекта образовательной среды дошкольного учреждения.

Цель: гостинная для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов создается с целью оказания семьям, имеющим детей с ОВЗ и детей-инвалидов, информационной, психологической, педагогической и консультативной помощи.

Задачи:

- формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития;

 - расширить видение родителями своих воспитательных функций в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- познакомить родителей с эффективными методами родительско-детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка;

- формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами образовательных, организаций;

- способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.

Организация работы  специалистов:

  • повышение роли семьи в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ;

Предполагаемые результаты:

  • возрастающее доверие между родителями и детским садом;
  • взаимное признание ответственности;
  • усиление уверенности в необходимости расширения взаимодействия;
  • формирование эмоциональной стабильности у детей, учебных навыков и знаний, личностной зрелости, устойчивости к любым жизненным невзгодам.

В формате гостиной эффективно решаются такие задачи, как:

  • Обеспечить родителей достоверной научной информацией о возрастных и личностных особенностях детей, педагогическими и психологическими знаниями.
  • Способствовать овладению родителями продуктивными формами и методами воспитания, направленных на коррекцию детско-родительских отношений.
  • Создать условия для успешного преодоления возможных конфликтных ситуаций, как в семье, так и в детском коллективе.
  • Способствовать разграничению ответственности между педагогами и родителями в вопросах обучения и воспитания.
  • Оказание адресной педагогической и психологической помощи детям и их родителям.

 

Актуальность

В данное время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с новым утвержденным Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). который учитывает образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства не зависимо от психофизиологических и других особенностей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи и окружающих его взрослых. Семья является надёжным фундаментом в решении определённых вопросов: воспитан с я детей, включение их в социальные сферы, становление детей с ОВЗ, как активных членов общества. Поэтому в своей работе мы применяем личностно-ориентированный гуманно-личностный подход к детям и к родителям.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО роль родителей в реализации задач образовательных областей Программы возрастает, и работа специалистов детского сада заключается в том, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей.

В рамках гостиной появляется возможность организации тематических встреч - диалога между родителями и специалистами. Гостиная дает возможность обсуждать интересующие родителей вопросы со специалистами, а также друг с другом. Ведь у каждого родителя имеется свой ценный опыт, которым он может поделиться с другими родителями.

Чтобы обеспечить родителей нужной информацией по проблемам воспитания, существует напор информационных материалов, которые раздаются родителям.

Гостиная - это перспективная форма работы с семьей, учитывающая актуальные потребности семьи, способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи и передаче опыта в воспитании детей.

Цель работы гостиной: повышение педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, развития, укрепления здоровья детей с ОВЗ, а также помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Задачи гостиной:

  • оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения, воспитания и развития детей:
    формирование родительских навыков содержания ч воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации;
  • формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй;
  • повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей;
  • просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции;
  • пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

Организацией работы гостиной занимается администрация детского учреждения, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель. Темы занятий  и формы проведения педагоги выбирают сами, через анкетирование Занятия предусматривают теоретическую и практическую части, общая их продолжительность - 60 мин. По окончании занятия родители получают разнообразные памятки, рекомендации.

Каждое занятие состоит из 3-x частей: вступление, основная часть и заключение. Во вступлении ведущий сообщает тему занятия, задает вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а в завершении каждого занятия проводится итоговая рефлексия.

Занятия  проводятся в соответствие с учебным планом, и являются дополнением к образовательно-воспитательному процессу детского сада. К проведению привлекаются заинтересованные темой встречи специалисты, а также и воспитанники. Занятия построены таким образом, что в конце встречи родители получают домашнее задание, которое выполняется, в том числе и всей семьей, что также способствует установлению дружеских, позитивных, конструктивных взаимоотношений между родителями и детьми. Программа рассчитана на 9 месяцев.

Анализ эффективности деятельности клуба осуществляется на всех этапах ее реализации: через сбор данных, анкетирование участников.

На последнем занятии проводится блок диагностических методик, направленный на изучение степени удовлетворенности родителей, и результативности психолого-педагогического просвещения родителей.

Ожидаемые результаты и социальный эффект:

  • Повышение у родителей заинтересованности, активности и компетентности в вопросах обучения и психического развития своего ребенка (критериями эффективности будут служить стабильная посещаемость, результаты анкетирования, положительные отзывы.
  • Включение родителей в жизнь детского сада, сотрудничество с педагогами в вопросах воспитания и коррекционной работы.
  • Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы.
  • Убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху.
  • Формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
  • Методическая разработка программы встреч родительского клуба «Мозаика» как эффективной формы взаимодействия между родителями и специалистами детского сада.
  • Методическая разработка «Коллекция игр» (СD-диск с играми, памятками и рекомендациями специалистов).

Для эффективной социализации ребенка с проблемами развития большое значение имеет характер родительско-детских взаимоотношений.

Целенаправленная работа с родителями требует комплексности, систематичности, учета индивидуальных особенностей как детей, так и взрослых, что делает клубную деятельность эффективной формой работы по повышению родительской компетенции в вопросах воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

В заключение необходимо отметить, что работа клуба способствует укреплению позиции семьи, имеющей ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, как партнёра и активного субъекта образовательной среды дошкольного учреждения.


Перспективы дальнейшего развития проекта: планируется, что данный проект  будет реализовывать и в следующем учебном году, возможно расширение содержания встреч в зависимости от запросов родителей, а так же привлечение специалистов из других ОУ  для  обмена  опытом.

ПРОЕКТ «Дружеская гостиная — клуб логопедического и психологического просвещения родителей детей с ОВЗ»

ПРОЕКТ

«Дружеская гостиная — клуб логопедического и психологического просвещения родителей детей с ОВЗ»

Паспорт проекта

Название проекта: «Дружеская гостиная — клуб логопедического и психологического просвещения родителей детей с ОВЗ»

Адрес организации: 

Фамилия, имя, отчество разработчиков проекта:

Продолжительность реализации проекта: долгосрочный — 1 учебный год.

 

Актуальность проекта

В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым днем. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, однако, для более эффективного сопровождения развития ребенка, к этому процессу важно подключить и педагога-психолога. Несовершенство речевого развития в детском возрасте не может рассматриваться как изолированный дефект. 

В рамках данного подхода учителем-логопедом и педагогом-психологом разработан долгосрочный проект «Дружеская гостиная» — клуб логопедического  и психологического просвещения родителей детей с ОВЗ”, направленный на создание оптимальных условий для вовлечения родительского коллектива в единое образовательное пространство «ребенок – педагог – семья» при повышении родительской компетенции и формирования речевой активности ребенка в повседневной жизни. 

В рамках проекта предусматривается использование разнообразных форм работы от традиционных до инновационных: беседы, лекции, семинары, круглые столы, упражнения на релаксацию, участие в творческих семейных проектах, игротека и др. Планомерно вписывается в структуру проекта интеграция – включение в работу разных видов деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий при использовании проектной деятельности. 

Участники: родители, дети дошкольного возраста. 

Образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. 

Вид проекта: информационный, семья-центрированный, практико — ориентированный. 

Социальные партнеры: дети, родители, специалисты – учитель-логопед, педагоги.

 

Кадры: 

Ф.И.О., должность, категория

е

 в реализации проекта

 

Цель проекта: создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и узкими специалистами ДОУ, комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи, осуществление компетентностного подхода в работе с родителями и детьми с ОВЗ.

 

Задачи: 

  1. Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития ребенка в семье и ОУ с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семьи.
  2. Подключение «родительского ресурса» к обеспечению совместной практической деятельности коррекционного процесса и уверенности в собственных педагогических возможностях, умение знать, понимать и развивать своих детей для успешной социальной адаптации.
  3. Сплочение групп родителей на основе общих интересов и потребностей, обмен опытом семейного воспитания.
  4. Обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми. 

 

Содержание мероприятий проекта:

Предварительная работа:

  • Анкетирование родителей
  • Знакомство родителей с проектом

Этапы реализации. 

Подготовительный этап

  • Проведение психологической и логопедической диагностики.
  • Изучение научно-методической литературы в рамках данной темы.
  • Обновление предметно-развивающей среды логопункта и кабинета психолога.
  • Составление перспективного плана работы.

Основной этап

  • Родительские собрания
  • Мастер-класс «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»
  • Индивидуальные консультации с родителями
  • Семинар-практикум для родителей «Развитие мыслительных процессов и звукобуквенного анализа при подготовке ребенка к школе»
  • Выставка «Новогодний карнавал или Буквы на елке»
  • Мастер-класс с элементами тренинга «Радостные сказки»
  • Семинар-практикум «Тактильные игры и кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики и графомоторных навыков у дошкольников».
  • «Турнир знатоков  русского языка»
  • Социально-коммуникативный тренинг взаимодействия родителей с детьми
  • Информационный стенд «Развиваем ребенка вместе»

Заключительный этап

  • Анализ проведенной работы, соотнесение результатов с поставленными целями.
  • Подведение итогов,

 

Актуальность

В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым днем. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, однако, для более эффективного сопровождения развития ребенка, к этому процессу важно подключить и педагога-психолога. Несовершенство речевого развития в детском возрасте не может рассматриваться как изолированный дефект. 

В рамках данного подхода учителем-логопедом и педагогом-психологом разработан долгосрочный проект «Дружеская гостиная» — клуб логопедического  и психологического просвещения родителей детей с ОВЗ”, направленный на создание оптимальных условий для вовлечения родительского коллектива в единое образовательное пространство «ребенок – педагог – семья» при повышении родительской компетенции и формирования речевой активности ребенка в повседневной жизни. 

В рамках проекта предусматривается использование разнообразных форм работы от традиционных до инновационных: беседы, лекции, семинары, круглые столы, упражнения на релаксацию, участие в творческих семейных проектах, игротека и др. Планомерно вписывается в структуру проекта интеграция – включение в работу разных видов деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий при использовании проектной деятельности. 

Участники: родители, дети дошкольного возраста. 

Образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. 

Вид проекта: информационный, семья-центрированный, практико — ориентированный. 

Социальные партнеры: дети, родители.

 

Содержание мероприятий проекта:

 

Календарный план выполнения проекта

Месяц

Действия по реализации проекта

Цель

Участники

Сентябрь

Подготовительный этап

1. Проведение психологической и логопедической диагностики.

2. Изучение научно-методической литературы в рамках данной темы.

3. Обновление предметно-развивающей среды логопункта и кабинета психолога.

4. Составление перспективного плана работы. 

Создание специальных условий для реализации проекта на базе ДОУ.

Учитель-логопед, педагог-психолог

Октябрь

Основной этап

1. Родительские собрания

2. Мастер-класс «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»

3. Индивидуальные консультации с родителями

1. Познакомить родителей с итогами диагностики психологического и речевого развития детей, с содержанием коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ.

2.Дать родителям знания о необходимости проведения артикуляционной гимнастики и правильности ее выполнения.

3. Информирование родителей о речевых и психологических нарушениях детей и способах их преодоления

Родители, учитель-логопед, педагог-психолог

Ноябрь

1. Семинар-практикум для родителей «Развитие мыслительных процессов и звукобуквенного анализа при подготовке ребенка к школе»

Познакомить родителей с коррекционно-педагогическими технологиями развития мышления и звуко-буквенного анализа, умение адекватно оценить уровень развития своего ребенка.

Родители, учитель-логопед, педагог-психолог

Декабрь

1. Выставка «Новогодний карнавал в стране Алфавит или Буквы на елке»

2. Мастер-класс с элементами тренинга «Радостные сказки»

1.Развитие детско-родительского сотрудничества.

2. Совместная деятельность педагога-психолога  и учителя-логопеда по развитию речи детей и повышению психолого-педагогической компетентности родителей. 

3. Формирование речевой активности детей через активизацию совместной деятельности всех участников.

Родители, дети, учитель-логопед, педагог-психолог

Январь

1. Семинар-практикум «Тактильные игры и кинезиологические   упражнения для развития мелкой моторики и графомоторных навыков у дошкольников». 

1. Познакомить родителей с играми и упражнениями для развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ОВЗ.

Родители, дети, учитель-логопед, педагог-психолог

Февраль

1. Мероприятия в рамках Недели психологии в ДОУ

2. Информационные стенды

1. Проработка совокупных действий в достижении поставленных целей и задач, направленных на развитие субъектов образовательного процесса в ходе комплексного психолого-педагогического сопровождения семьи.

2. Создание методических разработок и дидактических материалов.

Родители, дети, учитель-логопед, педагог-психолог

Март

1. «Турнир знатоков русского языка»

2. Социально-коммуникативный тренинг взаимодействия родителей с детьми

1. Установить партнерские отношения с родителями дошкольников

2. Развитие эффективных навыков коммуникации между детьми и родителями, гармонизация детско-родительских отношений.

Родители, дети, учитель-логопед, педагог-психолог

Апрель

1. Информационный стенд «Развиваем ребенка вместе»

2. Родительские собрания и консультации

1. Повысить компетентность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики

2. Побуждать интерес у родителей к процессу развития ребенка в разных видах деятельности в повседневной жизни.

Родители, дети, учитель-логопед, педагог-психолог

Май

Заключительный этап

1. Анализ проведенной работы, соотнесение результатов с поставленными целями.

2. Подведение итогов, анкетирование родителей. 

Определение эффективности реализации проекта. 

Учитель-логопед, педагог-психолог

 

Основные формы и методы реализации проекта: беседы, родительские собрания, консультации, мастер-классы, семинары–практикумы, детское творчество, дидактические игры. 

Оборудование и материалы: 

Материально-технические: мультимедийный проектор, компьютер, дидактические игры. 

Кадровые: педагог-психолог, учитель-логопед.

Информационные: методическая и художественная литература, иллюстрации. 

Планируемые результаты

  1. Осознанное включение в коррекционно-образовательный процесс родителей, как участников коррекционного процесса и подготовки детей к школьному обучению через реализацию проекта «Дружеская гостиная».
  2. Развитие верного осознания ребёнком и его родителями речевого дефекта, адекватная самооценка и уверенность в собственных силах;
  3. Совершенствование профессионального уровня и творческого характера деятельности педагогов;
  4. Реализация проектной идеи в условиях дошкольного учреждения предполагает внедрение инновационных форм работы с семьей и узкими специалистами, как достижение стратегической цели – новых образовательных результатов воспитанников.

Условия реализации проекта

  1. Подготовка необходимых методических материалов для проекта.
  2. Создание предметно-развивающей среды.
  3. Достаточное ресурсное обеспечение.
  4. Создание интереса у детей.
  5. Заинтересованность родителей результатами проекта. 

 

Возможные риски реализации проекта и меры по их устранению

В ходе реализации проекта может возникнуть ряд рисков. Мы выделяем следующие риски и комплекс мер, которые могут существенно повлиять на ход реализации проекта. 

 

Причины неудач

Условия успешного проектирования деятельности

Отсутствие заинтересованности, недостаточная готовность и формальное отношение родителей и педагогов к реализации проекта.

Разъяснение цели, задач, ожидаемых результатов проекта для всех субъектов образования; индивидуальная работа с педагогами. 

Частая заболеваемость детей.

Укрепление здоровья и профилактика. 

Неудовлетворенность воспитанников, родителей, педагогов при переходе на следующий этап проекта.

Корректировка проекта, плана мероприятий, информационно-разъяснительная работа.

Отказ педагогов от сотрудничества.

Привлечение других педагогов. 

 1«Знакомство. Права и льготы детей с ОВЗ и их семей. Стили семейного воспитания» - Знакомство с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ. - Привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и взаимодействию с ребенком. Задачи:  Информировать родителей о деятельности социального учреждения.∙  Познакомить участников встречи с правами и льготами детей с ОВЗ и их∙ родителей.  Предоставить информацию о родительских стилях воспитания.∙  Мотивировать родителей на участие в мероприятиях, проводимых клубом∙ «Мы вместе».  Создать благоприятную, доброжелательную атмосферу в ходе∙ мероприятия посредством игровых техник. 2«Материнская любовь» - Способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия между мамой и ребенком Задачи:  Создать эмоционально положительный настрой на совместную работу;∙  Снять барьеры в общении и перейти к открытым, доверительным∙ отношениям;  Показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже∙ осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их. 3«Тело как зеркало души» - Рассказать о связи эмоциональных проблем и физического самочувствия человека. Задачи:  Содействовать снижению утомляемости, тревожности, речевых и∙ мышечных зажимов, эмоционального напряжения.  Способствовать укреплению эмоциональной устойчивости, повышение∙ настроения. 4«Почему мой ребенок злой?» - Способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия между мамой и ребенком Задачи:  познакомить с причинами появления агрессивности;∙  помочь участникам встречи в поиске путей преодоления агрессивного∙ поведения детей;  познакомить с основными методами и приемами взаимодействия с∙ детьми, проявляющими агрессию. 5«Детские провокации, или как установить запреты» - Обсуждение проблемы детско-родительских отношений в семье, правил установления запретов и необходимости наказаний.  Обсудить вопросы, касающиеся наказания, запретов, ограничений в∙ процессе воспитания детей.  Предоставить возможность родителям поделиться опытом воспитания.∙  Выработать наиболее приемлемые способы ограничений, запретов в∙ воспитании детей.  Способствовать повышению настроения при помощи коммуникативных∙ игр. 6«Маленькие манипуляторы»  Способствование улучшению детско-родительских отношений и∙ формирование навыков эффективного взаимодействия между мамой и ребенком Задачи:  Познакомить участников встречи с понятием «детская манипуляция» и∙ причинами ее возникновения.  Рассказать о проявлениях детских манипуляций и выработать∙ рекомендации для решения данной проблемы.  Создать эмоционально положительный настрой на совместную работу.∙

Предполагаемый ожидаемый результат  Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка,∙ желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения.  Участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с∙ пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка.  Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со∙ специалистами учреждения; желание участвовать в психологопедагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации т.д.).  Расширение круга общения среди родителей учреждения.∙

Клубная деятельность как форма поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов. Программа клуба для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья «шаг навстречу Клуб для семей воспитывающих ребенка инвалида

В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач.

Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещает дошкольное учреждение, школу, различные центры и другие образовательные учреждения.

Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами - это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Также, появление в семье ребенка-инвалида может вызвать стремление родителей к изоляции от общества.

Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации. При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.

Поэтому в деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети-инвалиды, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, выбора методического подхода, повышает эффективность и результативность деятельности.

Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.

В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей в условиях ГООУ ЦПМСС, на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Цель программы – обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида с множественными нарушениями, привлечение родителей к коррекционно-абилитационному и воспитательному процессу.

Задачи программы:

  • обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком;
  • формирование эффективной родительской позиции,
  • оказание своевременной психологической и информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида;
  • формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей,
  • формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний.

Целевая группа – родители, воспитывающие детей-инвалидов с множественными нарушениями в возрасте от 4 до 12 лет.

Сроки реализации:

  • 18 часов с периодичностью занятий 1-2 раза в месяц.
  • Продолжительность занятия – 3 часа.

Формы и методы работы:

  • Количество участников в группе не более 5-7 человек.
  • В ходе реализации программы используются индивидуальные, групповые формы работы со всеми участниками образовательного процесса.
  • Формы работы варьируются в зависимости от типа семейного воспитания, вида образовательного учреждения, от времени пребывания в нем ребенка, условий содержания, от характера и степени нарушений развития ребенка.
  • Практические занятия организуются с каждой семьёй индивидуально, совместно с родителями и детьми-инвалидами.
  • Методы работы: семинар, лекция, групповой тренинг, практические занятия в группах и индивидуально.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
  2. Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.
  3. Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.
  4. Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.
  5. Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ и изменения уровня родительских притязаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительская гостиная "Эффективное взаимодействие взрослого и ребенка" доклад по теме "Активный или гиперактивный. В чем разница?"

Согласитесь спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: «Ой, что это с ним не так?» Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам своих измученных  род...

Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи

Мастер-класс: «Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи»....

Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи

Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи...

Родительская гостиная - эффективна форма сопровождения семьи ребенка с ОВЗ

Родительская гостиная - эффективна форма сопровождения семьи ребенка с ОВЗ...

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГОСТИНАЯ -ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ.

Статья  посвящена проблеме  создания детского-родительских сообществ как условия успешной социализации детей в контексте ФГОС ДО. Раскрывается непосредственное включение родителей в образова...

Родительская гостиная- эффективная форма работы детского сада и семьи.

Признавая приоритет семейного воспитания, мы постарались перейти к новым формам отношений родителей и педагогов в рамках открытого детского сада. Реализуя принцип открытости ДОУ, т.е. вовлекая родител...

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГОСТИНАЯ -ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ.

Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях, сблизить детей, родителей и воспитателей способствуют «Семейные гостиные» или «Родительские гостин...