Родительская гостиная - эффективная форма сопровождения семьи ребенка с ОВЗ
учебно-методическое пособие
В своей гостиной мы постарались использовать нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorod_gost_repka.docx | 16.25 КБ |
na_festival_praktik.docx | 54.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Городская гостиная «Развиваемся вместе». Сказка « Репка» на фартуке с использованием элементов логоритмики, артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
Цель: обучение родителей использовать различные приемы для вызывания звукопроизношения и звукоподражания.
Здравствуйте, мои дорогие
И маленькие и большие!
Вижу как вы подросли.
До чего же хороши!
Дети в кругу. Ведущий: -Здравствуй, здравствуй. не зевай и ладошку подставляй (протянуть руки в центр круга ).
Мы приглашаем вас в сказку. Но чтобы в нее попасть. Нужно немного поиграть. Готовы?
Все идут за воспитателем. Повторяя доступные звуки звукокомплексы).
-Топ. Топ, топ-зашагали ножки. То-топ-топ прямо по дорожке.
По широкой, а теперь по узкой..(ходьба по ребристой доске).
Шелестят листочки ш-ш-ш, дует ветерочек ш-ш-ш (дыхательное упр.)
Веточки качаются, деревья наклоняются
(Ходьба с движением рук). Вот и огород, встанем в хоровод. (встают в круг).
Од-од-од-мы вскопали огород (хлопают в ладоши)
Ода-ода-ода-стоит хорошая погода(хлопки по коленям)
Да-да-да- растениям нужна вода (щелчки пальцами)
Ду-ду-ду- за водой иду (перетопы ногами).
ВХОДИТ СКАЗОЧНИЦА: Принесла вам сказку, а она у меня в сундучке, но чтобы его открыть нужно произнести волшебные слова:
Тук-тук-чок-чок
Ты откройся, сундучок.
Ой, что-то не открывается. Слышите, а в сундучке что-то шуршит.( показываю мышку). Ребята, в этой сказке живет мышка.
Мы сидим как репка - ух.
Топаем ногами как дедка-топ-топ.
Руки на поясе как бабка –ох.
Заплетаем косы как внучка-ах.
Руками хлопаем как Жучка –гав.
Глазки умываем как кошка-мяу-мяу.
Хвостиком машем как мышки пи-пи-пи.
Догадались какую сказку я вам расскажу. Да еще и покажу. САДИТЕСЬ ПОУДОБНЕЕ
До чего же я волшебна,
До чего же хороша, фартук сказочный надела
, сказку начала.
Ну слушайте, да мне помогайте. Посадил дед репку в огороде за забором. Покажите свой забор . УПР. «Забор». Выросла репка большая-пребольшая. Взял дед лопату и пошел репку выкапывать. Покажите какая у деда лопата .Упр.»Лопата». Тянул дед репку да не вытянул . Никак не может справиться с ней. Позвал дед…кого?. А бабака варила вкусное варенье. Вот такое вкуное. Упр. «Вкусное варенье». Пришла бабка помогать деду. . Не смогли они вытянуть репку. Позвали они…(внучку). Прибежала внучка помогать деду с бабой. Никак не вытянули репку. Стали они звать Жучку. А Ж учка убежала. Давайте пойдем и найдем ее.. Как собачка лает (аф-аф-аф).
Вот собачка Жучка
Хвостик закорючка.
Зубки острые, шерстка пестрая.
Ты собачка не лай, лучше с нами поиграй, мы бежим, ты догоняй.
Ну вот, поиграли, пора и репку тянуть. Стала Жучка помогать, никак не могут вытянуть.. Огорчились все.(показать ).
У кого усатая морда полосатая
Спинка словно мостик
За мостиком-хвостик.
Стали они Кошку звать. Давайте вместе позовем кису «кис-кис-кис».. Прибежала кошка да как замяукала. Как мяукала кошка? (мяу.мяу).
Кошка хвостиком играла-
Вот так, вот так.
Веселилась, хохотала
Вот так, вот, так.
Мячик по полу катала
Вот так. Вот так.
А потом устала кошка
Вот так, вот так.
И поплакала немножко
Вот так, вот так.
Раз, два, три. Четыре, пять
Будем кошку утешать.
Ай да молодцы! А теперь пора репку тянуть. Тянут-потянут-вытянуть не могут. Огорчились!
Этот пальчик дедка
Этот пальчик бабка
Этот пальчик внучка
Этот пальчик Жучка
Этот пальчик кошка.
А где же мышка?
Эй., мышка помоги,
Тянем репку из земли.
Прибежала мышка. Как она бегает и пищит? (пи-пи-пи)Потянули все вместе, все дружно и вытянули репку!! Обрадовались все, вот так !!!
Вот какая репка! Пойдем все вместе к деду к бабке:
К деду к бабушке опять
Будем весело шагать
По тропиночке пойдем
Друг за дружкою гуськом
На носочки встали
К дому побежали.
Ноги выше поднимаем
И на кочки наступаем
И снова по дорожке мы весело шагаем.
(НА ПОДНОСАХ РЕПКИ С ПРИЩЕПКАМИ). Игра «Очисти ботву».
В конце раздать памятки для родителей.
Предварительный просмотр:
МБДОУ №54 «Золушка»
Родительская гостиная - эффективная форма сопровождения семьи ребенка с ОВЗ
Разработали воспитатели:
Стародубцева Е.Г.
Шаповалова О.С.
Лесосибирск 2020г.
Родительская гостиная- эффективна форма сопровождения семьи ребенка с ОВЗ
Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства не зависимо от психофизиологических и других особенностей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи и окружающих его взрослых. Семья является надёжным фундаментом в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные сферы, становление детей с ОВЗ, как активных членов общества. Поэтому в своей работе мы применяем личностно-ориентированный, гуманно-личностный подход к детям и к родителям.
В своей гостиной мы постарались использовать нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии. Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагогов на родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства и диалога.
В 2019-2020году на базе дошкольного учреждения начал свою работу ресурсный Центр, где из одной из эффективных форм взаимодействия с родителями является организация работы гостиной «Поможем друг другу» – это перспективная форма работы с семьей, учитывающая актуальные потребности семьи, способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи и передаче опыта в воспитании детей.
Цель работы гостиной: повышение педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, развития, укрепления здоровья детей с ОВЗ, а также помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Задачи гостиной:
-оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения, воспитания и развития детей;
-формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации;
-формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй;
-повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей;
-просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции;
-пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Свой вклад в организацию деятельности гостиной вносят администрация дошкольного учреждения , специалисты(педагоги, работающие на группах компенсирующей направленности, учитель-логопед, музыкальный руководитель, ).
Педагоги и специалисты дошкольного учреждения учат родителей лучше чувствовать и понимать своего ребенка, грамотно строить взаимоотношения, уметь использовать необходимые средства и методики.
Для эффективного сотрудничества с родителями учитываем их личностные проблемы, прежде всего, чтобы заслужить их доверие, раскрепостить их, получить эмоциональный отклик, что не всегда позволяют сделать традиционные формы работы с родителями. Общение в рамках гостиной создает положительную эмоциональную атмосферу, как для педагогов, так и для родителей.
В рамках гостиной организовали встречи родителей, заинтересованных в решении проблем своих детей. В условиях неформального общения участники гостиной знакомятся друг с другом, делятся собственным опытом взаимодействия со своим ребенком, встречаются со специалистами, обмениваются размышлениями о себе и своей работе.
Использовали различные формы проведения гостиной такие как:
-консультации;
-беседы;
-дискуссии ;
-логоритмические и театрализованные игры;
-использование информационных технологий: выпуск буклетов, памяток.
.Родители, в свою очередь, говорили о своих проблемах, задавали вопросы, принимали совместные решения, что помогало родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, они научились эффективному взаимодействию с ним, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию.
Во время встречи в гостиной родители имеют возможность встретиться друг с другом, обменяться опытом и оказать друг другу поддержку, и это дает родителям ощущение того, что «они не одиноки».
Результатом работы гостиной является:
-включение родителей в сотрудничество с педагогами в вопросах воспитания и коррекционной работы;
-родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы;
-убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху;
-формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
В заключении необходимо отметить, что работа гостиной способствует укреплению позиции семьи, имеющей ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, как партнёра и активного субъекта образовательной среды дошкольного учреждения.
Цель: гостинная для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов создается с целью оказания семьям, имеющим детей с ОВЗ и детей-инвалидов, информационной, психологической, педагогической и консультативной помощи.
Задачи:
- формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития;
- расширить видение родителями своих воспитательных функций в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- познакомить родителей с эффективными методами родительско-детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка;
- формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами образовательных, организаций;
- способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.
Организация работы специалистов:
- повышение роли семьи в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ;
Предполагаемые результаты:
- возрастающее доверие между родителями и детским садом;
- взаимное признание ответственности;
- усиление уверенности в необходимости расширения взаимодействия;
- формирование эмоциональной стабильности у детей, учебных навыков и знаний, личностной зрелости, устойчивости к любым жизненным невзгодам.
В формате гостиной эффективно решаются такие задачи, как:
- Обеспечить родителей достоверной научной информацией о возрастных и личностных особенностях детей, педагогическими и психологическими знаниями.
- Способствовать овладению родителями продуктивными формами и методами воспитания, направленных на коррекцию детско-родительских отношений.
- Создать условия для успешного преодоления возможных конфликтных ситуаций, как в семье, так и в детском коллективе.
- Способствовать разграничению ответственности между педагогами и родителями в вопросах обучения и воспитания.
- Оказание адресной педагогической и психологической помощи детям и их родителям.
Актуальность
В данное время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с новым утвержденным Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). который учитывает образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства не зависимо от психофизиологических и других особенностей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи и окружающих его взрослых. Семья является надёжным фундаментом в решении определённых вопросов: воспитан с я детей, включение их в социальные сферы, становление детей с ОВЗ, как активных членов общества. Поэтому в своей работе мы применяем личностно-ориентированный гуманно-личностный подход к детям и к родителям.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО роль родителей в реализации задач образовательных областей Программы возрастает, и работа специалистов детского сада заключается в том, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей.
В рамках гостиной появляется возможность организации тематических встреч - диалога между родителями и специалистами. Гостиная дает возможность обсуждать интересующие родителей вопросы со специалистами, а также друг с другом. Ведь у каждого родителя имеется свой ценный опыт, которым он может поделиться с другими родителями.
Чтобы обеспечить родителей нужной информацией по проблемам воспитания, существует напор информационных материалов, которые раздаются родителям.
Гостиная - это перспективная форма работы с семьей, учитывающая актуальные потребности семьи, способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи и передаче опыта в воспитании детей.
Цель работы гостиной: повышение педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, развития, укрепления здоровья детей с ОВЗ, а также помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Задачи гостиной:
- оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения, воспитания и развития детей:
формирование родительских навыков содержания ч воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации; - формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй;
- повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей;
- просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции;
- пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Организацией работы гостиной занимается администрация детского учреждения, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель. Темы занятий и формы проведения педагоги выбирают сами, через анкетирование Занятия предусматривают теоретическую и практическую части, общая их продолжительность - 60 мин. По окончании занятия родители получают разнообразные памятки, рекомендации.
Каждое занятие состоит из 3-x частей: вступление, основная часть и заключение. Во вступлении ведущий сообщает тему занятия, задает вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а в завершении каждого занятия проводится итоговая рефлексия.
Занятия проводятся в соответствие с учебным планом, и являются дополнением к образовательно-воспитательному процессу детского сада. К проведению привлекаются заинтересованные темой встречи специалисты, а также и воспитанники. Занятия построены таким образом, что в конце встречи родители получают домашнее задание, которое выполняется, в том числе и всей семьей, что также способствует установлению дружеских, позитивных, конструктивных взаимоотношений между родителями и детьми. Программа рассчитана на 9 месяцев.
Анализ эффективности деятельности клуба осуществляется на всех этапах ее реализации: через сбор данных, анкетирование участников.
На последнем занятии проводится блок диагностических методик, направленный на изучение степени удовлетворенности родителей, и результативности психолого-педагогического просвещения родителей.
Ожидаемые результаты и социальный эффект:
- Повышение у родителей заинтересованности, активности и компетентности в вопросах обучения и психического развития своего ребенка (критериями эффективности будут служить стабильная посещаемость, результаты анкетирования, положительные отзывы.
- Включение родителей в жизнь детского сада, сотрудничество с педагогами в вопросах воспитания и коррекционной работы.
- Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы.
- Убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху.
- Формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
- Методическая разработка программы встреч родительского клуба «Мозаика» как эффективной формы взаимодействия между родителями и специалистами детского сада.
- Методическая разработка «Коллекция игр» (СD-диск с играми, памятками и рекомендациями специалистов).
Для эффективной социализации ребенка с проблемами развития большое значение имеет характер родительско-детских взаимоотношений.
Целенаправленная работа с родителями требует комплексности, систематичности, учета индивидуальных особенностей как детей, так и взрослых, что делает клубную деятельность эффективной формой работы по повышению родительской компетенции в вопросах воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
В заключение необходимо отметить, что работа клуба способствует укреплению позиции семьи, имеющей ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, как партнёра и активного субъекта образовательной среды дошкольного учреждения.
Перспективы дальнейшего развития проекта: планируется, что данный проект будет реализовывать и в следующем учебном году, возможно расширение содержания встреч в зависимости от запросов родителей, а так же привлечение специалистов из других ОУ для обмена опытом.
ПРОЕКТ «Дружеская гостиная — клуб логопедического и психологического просвещения родителей детей с ОВЗ»
ПРОЕКТ
«Дружеская гостиная — клуб логопедического и психологического просвещения родителей детей с ОВЗ»
Паспорт проекта
Название проекта: «Дружеская гостиная — клуб логопедического и психологического просвещения родителей детей с ОВЗ»
Адрес организации:
Фамилия, имя, отчество разработчиков проекта:
Продолжительность реализации проекта: долгосрочный — 1 учебный год.
Актуальность проекта
В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым днем. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, однако, для более эффективного сопровождения развития ребенка, к этому процессу важно подключить и педагога-психолога. Несовершенство речевого развития в детском возрасте не может рассматриваться как изолированный дефект.
В рамках данного подхода учителем-логопедом и педагогом-психологом разработан долгосрочный проект «Дружеская гостиная» — клуб логопедического и психологического просвещения родителей детей с ОВЗ”, направленный на создание оптимальных условий для вовлечения родительского коллектива в единое образовательное пространство «ребенок – педагог – семья» при повышении родительской компетенции и формирования речевой активности ребенка в повседневной жизни.
В рамках проекта предусматривается использование разнообразных форм работы от традиционных до инновационных: беседы, лекции, семинары, круглые столы, упражнения на релаксацию, участие в творческих семейных проектах, игротека и др. Планомерно вписывается в структуру проекта интеграция – включение в работу разных видов деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий при использовании проектной деятельности.
Участники: родители, дети дошкольного возраста.
Образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Вид проекта: информационный, семья-центрированный, практико — ориентированный.
Социальные партнеры: дети, родители, специалисты – учитель-логопед, педагоги.
Кадры:
Ф.И.О., должность, категория | е |
в реализации проекта |
Цель проекта: создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и узкими специалистами ДОУ, комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи, осуществление компетентностного подхода в работе с родителями и детьми с ОВЗ.
Задачи:
- Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития ребенка в семье и ОУ с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семьи.
- Подключение «родительского ресурса» к обеспечению совместной практической деятельности коррекционного процесса и уверенности в собственных педагогических возможностях, умение знать, понимать и развивать своих детей для успешной социальной адаптации.
- Сплочение групп родителей на основе общих интересов и потребностей, обмен опытом семейного воспитания.
- Обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми.
Содержание мероприятий проекта:
Предварительная работа:
- Анкетирование родителей
- Знакомство родителей с проектом
Этапы реализации.
Подготовительный этап
- Проведение психологической и логопедической диагностики.
- Изучение научно-методической литературы в рамках данной темы.
- Обновление предметно-развивающей среды логопункта и кабинета психолога.
- Составление перспективного плана работы.
Основной этап
- Родительские собрания
- Мастер-класс «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»
- Индивидуальные консультации с родителями
- Семинар-практикум для родителей «Развитие мыслительных процессов и звукобуквенного анализа при подготовке ребенка к школе»
- Выставка «Новогодний карнавал или Буквы на елке»
- Мастер-класс с элементами тренинга «Радостные сказки»
- Семинар-практикум «Тактильные игры и кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики и графомоторных навыков у дошкольников».
- «Турнир знатоков русского языка»
- Социально-коммуникативный тренинг взаимодействия родителей с детьми
- Информационный стенд «Развиваем ребенка вместе»
Заключительный этап
- Анализ проведенной работы, соотнесение результатов с поставленными целями.
- Подведение итогов,
Актуальность
В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым днем. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, однако, для более эффективного сопровождения развития ребенка, к этому процессу важно подключить и педагога-психолога. Несовершенство речевого развития в детском возрасте не может рассматриваться как изолированный дефект.
В рамках данного подхода учителем-логопедом и педагогом-психологом разработан долгосрочный проект «Дружеская гостиная» — клуб логопедического и психологического просвещения родителей детей с ОВЗ”, направленный на создание оптимальных условий для вовлечения родительского коллектива в единое образовательное пространство «ребенок – педагог – семья» при повышении родительской компетенции и формирования речевой активности ребенка в повседневной жизни.
В рамках проекта предусматривается использование разнообразных форм работы от традиционных до инновационных: беседы, лекции, семинары, круглые столы, упражнения на релаксацию, участие в творческих семейных проектах, игротека и др. Планомерно вписывается в структуру проекта интеграция – включение в работу разных видов деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий при использовании проектной деятельности.
Участники: родители, дети дошкольного возраста.
Образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Вид проекта: информационный, семья-центрированный, практико — ориентированный.
Социальные партнеры: дети, родители.
Содержание мероприятий проекта:
Календарный план выполнения проекта
Месяц | Действия по реализации проекта | Цель | Участники |
Сентябрь | Подготовительный этап 1. Проведение психологической и логопедической диагностики. 2. Изучение научно-методической литературы в рамках данной темы. 3. Обновление предметно-развивающей среды логопункта и кабинета психолога. 4. Составление перспективного плана работы. | Создание специальных условий для реализации проекта на базе ДОУ. | Учитель-логопед, педагог-психолог |
Октябрь | Основной этап 1. Родительские собрания 2. Мастер-класс «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях» 3. Индивидуальные консультации с родителями | 1. Познакомить родителей с итогами диагностики психологического и речевого развития детей, с содержанием коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ. 2.Дать родителям знания о необходимости проведения артикуляционной гимнастики и правильности ее выполнения. 3. Информирование родителей о речевых и психологических нарушениях детей и способах их преодоления | Родители, учитель-логопед, педагог-психолог |
Ноябрь | 1. Семинар-практикум для родителей «Развитие мыслительных процессов и звукобуквенного анализа при подготовке ребенка к школе» | Познакомить родителей с коррекционно-педагогическими технологиями развития мышления и звуко-буквенного анализа, умение адекватно оценить уровень развития своего ребенка. | Родители, учитель-логопед, педагог-психолог |
Декабрь | 1. Выставка «Новогодний карнавал в стране Алфавит или Буквы на елке» 2. Мастер-класс с элементами тренинга «Радостные сказки» | 1.Развитие детско-родительского сотрудничества. 2. Совместная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда по развитию речи детей и повышению психолого-педагогической компетентности родителей. 3. Формирование речевой активности детей через активизацию совместной деятельности всех участников. | Родители, дети, учитель-логопед, педагог-психолог |
Январь | 1. Семинар-практикум «Тактильные игры и кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики и графомоторных навыков у дошкольников». | 1. Познакомить родителей с играми и упражнениями для развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ОВЗ. | Родители, дети, учитель-логопед, педагог-психолог |
Февраль | 1. Мероприятия в рамках Недели психологии в ДОУ 2. Информационные стенды | 1. Проработка совокупных действий в достижении поставленных целей и задач, направленных на развитие субъектов образовательного процесса в ходе комплексного психолого-педагогического сопровождения семьи. 2. Создание методических разработок и дидактических материалов. | Родители, дети, учитель-логопед, педагог-психолог |
Март | 1. «Турнир знатоков русского языка» 2. Социально-коммуникативный тренинг взаимодействия родителей с детьми | 1. Установить партнерские отношения с родителями дошкольников 2. Развитие эффективных навыков коммуникации между детьми и родителями, гармонизация детско-родительских отношений. | Родители, дети, учитель-логопед, педагог-психолог |
Апрель | 1. Информационный стенд «Развиваем ребенка вместе» 2. Родительские собрания и консультации | 1. Повысить компетентность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики 2. Побуждать интерес у родителей к процессу развития ребенка в разных видах деятельности в повседневной жизни. | Родители, дети, учитель-логопед, педагог-психолог |
Май | Заключительный этап 1. Анализ проведенной работы, соотнесение результатов с поставленными целями. 2. Подведение итогов, анкетирование родителей. | Определение эффективности реализации проекта. | Учитель-логопед, педагог-психолог |
Основные формы и методы реализации проекта: беседы, родительские собрания, консультации, мастер-классы, семинары–практикумы, детское творчество, дидактические игры.
Оборудование и материалы:
Материально-технические: мультимедийный проектор, компьютер, дидактические игры.
Кадровые: педагог-психолог, учитель-логопед.
Информационные: методическая и художественная литература, иллюстрации.
Планируемые результаты
- Осознанное включение в коррекционно-образовательный процесс родителей, как участников коррекционного процесса и подготовки детей к школьному обучению через реализацию проекта «Дружеская гостиная».
- Развитие верного осознания ребёнком и его родителями речевого дефекта, адекватная самооценка и уверенность в собственных силах;
- Совершенствование профессионального уровня и творческого характера деятельности педагогов;
- Реализация проектной идеи в условиях дошкольного учреждения предполагает внедрение инновационных форм работы с семьей и узкими специалистами, как достижение стратегической цели – новых образовательных результатов воспитанников.
Условия реализации проекта
- Подготовка необходимых методических материалов для проекта.
- Создание предметно-развивающей среды.
- Достаточное ресурсное обеспечение.
- Создание интереса у детей.
- Заинтересованность родителей результатами проекта.
Возможные риски реализации проекта и меры по их устранению
В ходе реализации проекта может возникнуть ряд рисков. Мы выделяем следующие риски и комплекс мер, которые могут существенно повлиять на ход реализации проекта.
Причины неудач | Условия успешного проектирования деятельности |
Отсутствие заинтересованности, недостаточная готовность и формальное отношение родителей и педагогов к реализации проекта. | Разъяснение цели, задач, ожидаемых результатов проекта для всех субъектов образования; индивидуальная работа с педагогами. |
Частая заболеваемость детей. | Укрепление здоровья и профилактика. |
Неудовлетворенность воспитанников, родителей, педагогов при переходе на следующий этап проекта. | Корректировка проекта, плана мероприятий, информационно-разъяснительная работа. |
Отказ педагогов от сотрудничества. | Привлечение других педагогов. |
1«Знакомство. Права и льготы детей с ОВЗ и их семей. Стили семейного воспитания» - Знакомство с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ. - Привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и взаимодействию с ребенком. Задачи: Информировать родителей о деятельности социального учреждения.∙ Познакомить участников встречи с правами и льготами детей с ОВЗ и их∙ родителей. Предоставить информацию о родительских стилях воспитания.∙ Мотивировать родителей на участие в мероприятиях, проводимых клубом∙ «Мы вместе». Создать благоприятную, доброжелательную атмосферу в ходе∙ мероприятия посредством игровых техник. 2«Материнская любовь» - Способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия между мамой и ребенком Задачи: Создать эмоционально положительный настрой на совместную работу;∙ Снять барьеры в общении и перейти к открытым, доверительным∙ отношениям; Показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже∙ осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их. 3«Тело как зеркало души» - Рассказать о связи эмоциональных проблем и физического самочувствия человека. Задачи: Содействовать снижению утомляемости, тревожности, речевых и∙ мышечных зажимов, эмоционального напряжения. Способствовать укреплению эмоциональной устойчивости, повышение∙ настроения. 4«Почему мой ребенок злой?» - Способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия между мамой и ребенком Задачи: познакомить с причинами появления агрессивности;∙ помочь участникам встречи в поиске путей преодоления агрессивного∙ поведения детей; познакомить с основными методами и приемами взаимодействия с∙ детьми, проявляющими агрессию. 5«Детские провокации, или как установить запреты» - Обсуждение проблемы детско-родительских отношений в семье, правил установления запретов и необходимости наказаний. Обсудить вопросы, касающиеся наказания, запретов, ограничений в∙ процессе воспитания детей. Предоставить возможность родителям поделиться опытом воспитания.∙ Выработать наиболее приемлемые способы ограничений, запретов в∙ воспитании детей. Способствовать повышению настроения при помощи коммуникативных∙ игр. 6«Маленькие манипуляторы» Способствование улучшению детско-родительских отношений и∙ формирование навыков эффективного взаимодействия между мамой и ребенком Задачи: Познакомить участников встречи с понятием «детская манипуляция» и∙ причинами ее возникновения. Рассказать о проявлениях детских манипуляций и выработать∙ рекомендации для решения данной проблемы. Создать эмоционально положительный настрой на совместную работу.∙
Предполагаемый ожидаемый результат Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка,∙ желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения. Участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с∙ пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка. Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со∙ специалистами учреждения; желание участвовать в психологопедагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации т.д.). Расширение круга общения среди родителей учреждения.∙
Клубная деятельность как форма поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов. Программа клуба для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья «шаг навстречу Клуб для семей воспитывающих ребенка инвалида
В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач.
Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещает дошкольное учреждение, школу, различные центры и другие образовательные учреждения.
Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами - это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Также, появление в семье ребенка-инвалида может вызвать стремление родителей к изоляции от общества.
Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации. При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.
Поэтому в деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети-инвалиды, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.
Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, выбора методического подхода, повышает эффективность и результативность деятельности.
Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.
В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей в условиях ГООУ ЦПМСС, на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Цель программы – обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида с множественными нарушениями, привлечение родителей к коррекционно-абилитационному и воспитательному процессу.
Задачи программы:
- обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком;
- формирование эффективной родительской позиции,
- оказание своевременной психологической и информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида;
- формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей,
- формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний.
Целевая группа – родители, воспитывающие детей-инвалидов с множественными нарушениями в возрасте от 4 до 12 лет.
Сроки реализации:
- 18 часов с периодичностью занятий 1-2 раза в месяц.
- Продолжительность занятия – 3 часа.
Формы и методы работы:
- Количество участников в группе не более 5-7 человек.
- В ходе реализации программы используются индивидуальные, групповые формы работы со всеми участниками образовательного процесса.
- Формы работы варьируются в зависимости от типа семейного воспитания, вида образовательного учреждения, от времени пребывания в нем ребенка, условий содержания, от характера и степени нарушений развития ребенка.
- Практические занятия организуются с каждой семьёй индивидуально, совместно с родителями и детьми-инвалидами.
- Методы работы: семинар, лекция, групповой тренинг, практические занятия в группах и индивидуально.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
- Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.
- Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.
- Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.
- Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ и изменения уровня родительских притязаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительская гостиная "Эффективное взаимодействие взрослого и ребенка" доклад по теме "Активный или гиперактивный. В чем разница?"
Согласитесь спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: «Ой, что это с ним не так?» Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам своих измученных род...
Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи
Мастер-класс: «Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи»....
Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи
Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи...
Родительская гостиная - эффективна форма сопровождения семьи ребенка с ОВЗ
Родительская гостиная - эффективна форма сопровождения семьи ребенка с ОВЗ...
РОДИТЕЛЬСКАЯ ГОСТИНАЯ -ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ.
Статья посвящена проблеме создания детского-родительских сообществ как условия успешной социализации детей в контексте ФГОС ДО. Раскрывается непосредственное включение родителей в образова...
Родительская гостиная- эффективная форма работы детского сада и семьи.
Признавая приоритет семейного воспитания, мы постарались перейти к новым формам отношений родителей и педагогов в рамках открытого детского сада. Реализуя принцип открытости ДОУ, т.е. вовлекая родител...
РОДИТЕЛЬСКАЯ ГОСТИНАЯ -ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ.
Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях, сблизить детей, родителей и воспитателей способствуют «Семейные гостиные» или «Родительские гостин...