Консультация для педагогов "Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ"
материал по коррекционной педагогике
Родители детей с ОВЗ испытывают трудности различного характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovozhdenie_semi_rebenka_s_ovz.docx | 15.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ.
Подготовила учитель- логопед Караулова А.В. МБДОУ детский сад «Ромашка»
Родители ребенка с ОВЗ испытывают трудности различного характера: чувство тревоги, отчаяния, вызванные отсутствием перспектив, одиночеством, непониманием со стороны окружающих. Они опасаются, что не удастся сохранить семью, сталкиваются с материальными трудностями, проблемами на работе, часто переживают психотравмирующие ситуации, связанные с состоянием здоровья ребенка, социальными проблемами. Результат- полная поглощенность проблемами, связанными с детьми, изоляция семьи от общества.
Реакции, которые наиболее часто встречаются у родителей, имеющих детей с ОВЗ.
1.Отрицание. Неверие в существование болезни. Члены семьи могут сомневаться в компетентности врача, поэтому консультируются у других специалистов. В основе такого поведения лежит отчаянная надежда на то, что первоначальный диагноз ошибочен.
2.Гнев.Ранний этап осознания состояния ребенка. Возникает на почве ощущения беспомощности, безысходности и разочарования.
3.Чувство вины. Родители переживают, пытаются осознать ситуации, а потом начинают обвинять друг друга.
4.Эмоциональная адаптация. Родители начинают принимать особенности своего ребенка, сотрудничать со специалистами.
Родители детей с ОВЗ нуждаются в постоянной психологической помощи и поддержке. Семья переживает серию критических состояний, они описываются родителями как чередования взлетов и глубоких падений. Как показывает опыт благоприятный терапевтический эффект на такие семьи оказывают ассоциации родителей (обмен опытом, контакт с людьми, имеющими аналогичные проблемы, их моральная поддержка позволяют избавиться от чувства одиночества и ненужности).
Методы изучения семьи.
Важно изучить психологический климат семьи, воспитательскую компетентность, ценностные ориентации, самооценку родителей.
1.Интервью по генограмме (семейная родословная, записывается информация минимум в трех поколениях).
2.Метод анкетирования (письменный опрос)
3.Беседа отличается от интервью большей свободой и в организации, и в содержании, неформальными атмосферой и отношениями между собеседниками.
4.Методика «Рисунок семьи»: для исследования восприятия детьми семейных взаимоотношений.
5.Кинетический рисунок семьи: ребенка просят нарисовать каждого члена семьи, делающего что- нибудь.
6.Игровые задания. Ребенку предлагают поиграть в игру «Чем я порадую, чем могу огорчить своих близких». Демонстрируются два изображения лица человека (хмурое и улыбающееся) и набор сюжетных картинок, отражающих и плохие и хорошие поступки детей. Ребенок рассматривает картинки, представляет себя главным действующим лицом и затем раскладывает их следующим образом: если родителям поступок нравится, кладет картинку к улыбающемуся лицу, а сели нет – к хмурому. Анализ выполнения задания дает основание судить о взаимоотношениях взрослых и ребенка, единстве требований, ценностных ориентациях семьи.
7.Методика комментирования картинок. Ребенку предъявляют картинки, на которых изображены сцены из семейной жизни. Предлагают описать картинку.
Мотивация родителей к психологической работе.
Родители многие рекомендации специалистов игнорируют. Причины этого- специфические личностные изменения родителей, которые не позволяют им правильно оценить ситуацию и установить отношения, как с больным ребенком, так и с педагогом.
При определении форм работы с родителями важно учитывать их степень готовности к сотрудничеству. Т.Н.Волковская выделила несколько уровней:
- Родители с высоким уровнем мотивации адекватно воспринимают состояние ребенка, готовы к полноценному сотрудничеству.
- Родители со средним уровнем мотивации адекватно воспринимают состояние ребенка, готовы к сотрудничеству, но при минимальной затрате усилий с их стороны, соглашаются со всеми доводами, но не выполняют рекомендации, аргументируя свою пассивность недостатком времени.
- Родители с низким уровнем мотивации:1 вариант- отсутствует адекватная оценка родителями состояния своего ребенка, непонимание необходимости коррекционной помощи; 2 вариант- адекватная оценка состояния своего ребенка, необходимость и возможность сотрудничества с педагогами отрицается.
Формы работы специалистов с родителями.
1.Консультативная.Необходимо расположить родителей к себе. Важно вселить уверенность и надежду.
2.Лекции и просветительская работа. На них родители получают знания, также знакомятся с другими родителями со схожими проблемами.
3.Театрализованная деятельность, проведение праздничных мероприятий. Организация мероприятий происходит совместно с родителями.
4.Совместные спортивные занятия детей и родителей. Положительный эмоциональный настрой.
5.Практические занятия. Проведение совместных игр детей и родителей. Или обсуждение конкретных ситуаций.
6.Круглые столы, мастер- классы. Непринужденная форма, родители делятся опытом.
7.Индивидуальная работа. Ориентирована на конкретный случай.
8.Нетрадиционные формы работы. «Семейная» кофейня, «субботние встречи»- члены семьи делятся мыслями по поводу досуга детей; видеоматериалы с занятиями детей, онлайн- консультации.
9.Тренинги для родителей. Направлены на гармонизацию детско- родительских отношений, обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Если в семье ребенок с ДЦП"
Консультация для родителей...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ" «ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»
Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»...
Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»
Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...
Консультация для родителей «Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»
Консультация для родителей «Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»...
Консультация для родителей- "Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе?"
-Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться. Л. А. Венгер...
Консультация "Если в семье ребенок с ЗПР"
Диагноз «Задержка психического развития» зачастую ставит родителей ребёнка перед неожиданными, а подчас и серьёзными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себ...