Практика специалистов ДОУ по сопровождению семьи ребенка с особенностями развития в кризисные периоды
консультация
В современном обществе произошли значительные перемены в отношении к детям с отклонениями в развитии, несмотря на это, их родители оказываются в ситуации сильнейшего психологического стресса, когда начинают осознавать, что ребёнок не соответствует психофизической нормативности. Боязнь пренебрежительно-снисходительного отношения к своей семье, воспитывающей не нормотипичного ребёнка, а как следствие отчуждению от общества, родители отрицают очевидные факты психофизических нарушений своего ребёнка.
В настоящее время даже дети с тяжелыми нарушениями развития могут получить доступное их психофизическому состоянию образование. Для качественной коррекционно-развивающей помощи необходимо использовать принцип раннего выявления и коррекции нарушений по адаптированной образовательной программе. Однако, возникают трудности: родители ребёнка, имеющего проблемы в развитии или обучении, отказываются проходить психолого-медико-педагогическую комиссию, утверждая, что с их ребёнком всё в порядке. В худшем случае родители могут обвинить педагогов и специалистов в профессиональной непригодности, в предвзятом отношении к ребенку, в личной неприязни. Зачастую это происходит именно потому, что родители не готовы принять существующую проблему.
В психологии описаны стадии принятия горя (Модель американского психолога Элизабет Кюблер-Росс), эти стадии так же относятся и к принятию тяжелого диагноза, и проблем в развитии ребенка. Педагоги и специалисты нашего детского сада имеют большой опыт работы с родителями, имеющими детей с нарушениями в развитии, в каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход к семье, но, тем не менее, прослеживается тенденции перехода всех родителей от одной стадии принятия проблем, связанных с развитием ребёнка к другой. Изучая проблему принятия родителями психофизических проблем ребенка дошкольника, педагоги учитывали опыт родителей уже преодолевших кризисные периоды. Брали у них интервью, проводили анкетирования. В результате педагогам удалось выработать некоторые приемы помощи родителям на разных стадиях принятия.
Первая стадия «отрицание» характеризуется как отказ от понимания того, что случилось. Человек может игнорировать не только внешние события, но и свое внутреннее состояние, продолжая жить так, как будто ничего не произошло. Субъект из-за всех сил пытается скрыть свою проблему от своих близких и третьих лиц. То есть закрывается от всех и уклоняется от обсуждения данной темы.
Из интервью родителей: «…Мы испытывали шок, было пролито много слёз, не верилось. Мы говорили родным и друзьям: «С возрастом всё пройдёт. Это такой характер. Когда пойдёт в детский сад, заговорит». Со стороны казалось, что наш ребёнок невоспитанный, как будто мы родители не занимаемся с малышом».
Приёмы взаимодействия с родителями в период «отрицания»: осторожно с помощью доверительных бесед вернуть родителей к реальности. Необходимо проговаривать вопросы, которых семья пытается избегать. Проанализировать проблемы под разными углами, а также то, какое именно они оказала влияние на жизнедеятельность членов семьи. Стоит ожидать, что проработка проблем повлечет за собой бурю негативных эмоций со стороны родителей, целесообразно позволить им высказаться.
На стадии «гнев» родители жалуются на тяжелое стечение обстоятельств, думают, что их никто не понимает и не проявляет необходимого сострадания. Агрессия направлена на врачей, которые не в состояние оказать помощь в лечении, виноваты в случившемся. Обвинение супруга в плохом генетическом наследстве, или других обстоятельств, сложившихся по вине кого-то.
Из интервью родителей: «Нас не хотели принимать друзья. Подруга сказала: «Я не хочу, чтобы мои дети видели вашего ребёнка». Мы чувствовали не понимание, злились. Часть друзей просто перестали с нами общаться, нас такая позиция выводила из себя. Врачи говорили: «Ждите, всё будет хорошо». А через некоторое время стали предлагать оставить ребёнка в интернате. Мы ругались с докторами и педагогами. В детском саду тоже сначала было не просто, мы считали, что педагоги не были готовы принять нашего особенного ребёнка. Нам казалось, что от нашего ребёнка отказываются и стараются нас убедить, что малышу не нужен детский сад».
Приёмы взаимодействия с родителями на стадии «гнев»: необходимо выслушать, а субъекту – выговориться. Гнев и агрессию родителям не следует удерживать в себе, ее необходимо направлять в другое русло. Например, посоветовать родителям занятия спортом, или посветить своё свободное время, пока ребёнок в детском саду творческой деятельности или любимому занятию. При этом педагоги должны научиться, не принимать близко к сердцу негативные выбросы, адресованные в их адрес. Агрессия может выражаться не только в отношении определенного человека, но и на все окружение. Соответственно, любой человек может попасть под «горячую руку».
На стадии «торг» родители питают себя надеждой, что сложившуюся ситуацию еще можно исправить, если совершить какие-либо действия.
Из интервью родителей: «Мы думали, что если ребёнок пойдёт в детский сад, то научится всему от сверстников. Пичкала таблетками, сумасшедшей реабилитацией, обращались в различные частные клиники. Засоряла себе мозг информацией о народных методах лечения, о чудесных исцелениях. Думали, что нашего ребёнка можно чем-то вылечить, и он станет как все».
Приёмы взаимодействия с родителями на стадии «торг»: поддерживать инициативу родителей искать адекватные ресурсы в оказании помощи ребёнку (медицина, адаптивный спорт, коррекционная помощь и т.д.). Показать возможности развития ребёнка не скрывая истинную перспективу. Направить семью к рассмотрению приемлемых способов повышения их качества жизни.
В период «депрессии» родители находятся в состоянии переживания повторяющихся отрицательных чувств и мыслей. На этой стадии многие семьи замыкаются в себе: стараются сидеть дома, не появляться в обществе, нередко родителей посещают мысли о суициде, так как они не видят выхода из сложившейся ситуации.
Из интервью родителей: «Мы чувствовали растерянность, жесткое отчаянье. Было желание прекратить всю эту сумасшедшую жизнь».
Приёмы взаимодействия с родителями в период «депрессии»: педагогам необходимо демонстрировать даже самый минимальный прогресс в развитии ребёнка, на практических примерах показываем все положительные изменения в сравнении с тем, что было. Знакомим с маршрутом дальнейших действий, помогаем увидеть новую перспективу, оказываем поддержку. Родители должны видеть, что педагоги принимают ребенка таким, какой он есть.
На этапе «принятия» приходит осознание того, что проблему, на которую ни кто не в состоянии повлиять, следует отпустить, чтобы жить и развиваться дальше. С одной стороны родителю очень плохо, потому что он как будто сам уже разрешает ребёнку «не выздоравливать», с другой стороны он ощущает некую свободу и независимость от состояния своего ребёнка, за счет чего начинает чувствовать себя комфортно.
Из интервью родителей: «Когда мы осознали всю тяжесть заболевания нашего малыша, то поняли, как дальше жить, что другим он уже не будет. Сегодня ребёнок посещает коррекционную школу, учителя хвалят, говорят, что есть прогресс. Мы не строим высоких перспектив. Есть прогресс, который мы видим в каждом новом слове, действии. Мы привыкли, знаем, что ожидать от нашего малыша. Видим, что есть дети с более тяжёлым диагнозом, а наш ребёнок сам ходит, ест, играет, отзывается, и это прекрасно. Наша семья учится не погружаться в болезнь ребёнка с головой, чтобы самим не чувствовать себя больными. У нас есть младший сын, который компенсирует то, что не можем почувствовать от старшего ребёнка. У нас крепкая семья, близкие, готовые прийти на помощь, друзья и другие люди, которым мы тоже нужны. Мы видим перспективы ребёнка, а так же возможности для нашего личного развития».
Исходя из опыта, педагоги могут определить стадию принятия родителями особенностей развития своего ребёнка, что способствует выстраиванию тактики дальнейших взаимодействий с семьёй для успешной коррекционной помощи.
Родители ребенка с особенностями в развитии могут принять решение сразу обратиться в ТПМПК, а так же этот путь принятия родителями решения о важности обследования специалистами ТПМПК может растянуться на продолжительный период в зависимости от стадии принятия.
В случае, когда родители согласны обратиться в ТПМПК от специалистов ДОУ требуется подготовить пакет документов: логопедическое представление на ребенка, психологическое и педагогическое представления на ребенка, заключение невролога, социальный паспорт семьи, анамнестические данные развития ребенка, продукты творческой деятельности ребенка.
Далее проводится обследование ребенка специалистами ТПМПК, ребенок получает, либо не получает статус «Ребенок с ОВЗ». В ДОУ создаются специальные условия для получения образования ребенка, разрабатывается АООП, ребенок зачисляется в группу комбинированной, либо компенсирующей направленности.
Если ТПМПК не устанавливает ребенку статус «Ребенок с ОВЗ», то родителям необходимо следующее: выполнять рекомендации ТПМПК, пройти дополнительное медицинское обследование; педагогам ДОУ -разработать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут для ребенка, продолжать педагогическое наблюдение за ребенком, отслеживать динамику развития ребенка с фиксацией результатов.
В случае не согласия родителей обратиться в ТПМПК в нашем ДОУ специалисты ППК проводят беседы с родителями с целью выяснения причин отказа. Чаще всего родители озвучивают следующие причины:
1. «У ребенка всё хорошо!» - родители не замечают проблемы ребенка.
Стратегия поведения специалистов ДОУ:
- познакомить родителей с дневником наблюдений за ребенком, фиксировать свои наблюдения в таблице (дневник ведут педагоги);
- предложить родителям самостоятельно провести мониторинг развития ребенка, зафиксировать результаты в таблице;
- пригласить родителей на занятия, режимные моменты для того, чтобы родители наглядно увидели, в чем заключаются проблемы ребенка;
- педагоги заранее получают разрешение родителей на видеосъемку ребенка, осуществляют видеосъемку проблемных ситуаций для ребенка и затем демонстрируют родителям данные видеофрагменты;
- специалисты ППк проводят психолого – педагогическую диагностику ребенка в присутствии родителей;
- педагоги знакомят родителей с планом индивидуальной работы с ребенком и его результатами освоения этого плана.
2. «Дома ребенок другой, нормальный!» - родители обвиняют педагогов в профессиональной некомпетентности.
Стратегия поведения специалистов ДОУ:
- педагоги просят родителей осуществлять видеосъемку «проблемных» моментов, с которыми ребенок успешно справляется дома;
- специалисты ППк проводят психолого – педагогическую диагностику ребенка в присутствии родителей;
- диагностика ребенка другими специалистами в присутствии родителей.
3. Страх родителей, что ребенок получит статус «Ребенок с ОВЗ», родители считают, что это является клеймом на всю оставшуюся жизнь.
Стратегия поведения специалистов ДОУ:
- консультация для родителей со специалистами ППк о том, что есть возможность снятия статуса «Ребенок с ОВЗ»;
- предложить родителям обратиться за консультациями к другим специалистам, не из этого ДОУ;
- посещение родителями дней открытых дверей в группах компенсирующей и комбинированной направленности;
- организация встреч с другими родителями детей с ОВЗ.
4. У родителей нет понимания для чего проходить ТПМПК? – педагогическая некомпетентность родителей.
Стратегия поведения специалистов ДОУ:
- проведение консультации специалистами ППк ДОУ о сути ТПМПК, подготовить памятку для родителей;
- дать ссылку на сайт ТПМПК, положение о ТПМПК;
- предложить обратиться родителям за консультативной помощью в краевую ПМПК без ребенка;
- объяснить родителям о возможности не приносить заключение ТПМПК в ДОУ, можно обратиться в ТПМПК для себя, так как заключение ТПМПК носит для родителей рекомендательный характер.
Если положительной динамики в развитии ребенка не отмечается, то через некоторое время специалисты ППк ДОУ повторно приглашают родителей на консультацию, и находят другие, более веские аргументы, способствующие принять родителями решения о создании необходимых условий для получения их ребенком качественного образования в соответствии с его возможностями и способностями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практика специалистов ДОУ по сопровождению семьи ребенка с особенностями развития в кризисные периоды
педагог-психлог Дорогова Марина Владимировна
педагог-психолог Зверева Ирина Валерьевна
В современном обществе произошли значительные перемены в отношении к детям с отклонениями в развитии, несмотря на это, их родители оказываются в ситуации сильнейшего психологического стресса, когда начинают осознавать, что ребёнок не соответствует психофизической нормативности. Боязнь пренебрежительно-снисходительного отношения к своей семье, воспитывающей не нормотипичного ребёнка, а как следствие отчуждению от общества, родители отрицают очевидные факты психофизических нарушений своего ребёнка.
В настоящее время даже дети с тяжелыми нарушениями развития могут получить доступное их психофизическому состоянию образование. Для качественной коррекционно-развивающей помощи необходимо использовать принцип раннего выявления и коррекции нарушений по адаптированной образовательной программе. Однако, возникают трудности: родители ребёнка, имеющего проблемы в развитии или обучении, отказываются проходить психолого-медико-педагогическую комиссию, утверждая, что с их ребёнком всё в порядке. В худшем случае родители могут обвинить педагогов и специалистов в профессиональной непригодности, в предвзятом отношении к ребенку, в личной неприязни. Зачастую это происходит именно потому, что родители не готовы принять существующую проблему.
В психологии описаны стадии принятия горя (Модель американского психолога Элизабет Кюблер-Росс), эти стадии так же относятся и к принятию тяжелого диагноза, и проблем в развитии ребенка. Педагоги и специалисты нашего детского сада имеют большой опыт работы с родителями, имеющими детей с нарушениями в развитии, в каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход к семье, но, тем не менее, прослеживается тенденции перехода всех родителей от одной стадии принятия проблем, связанных с развитием ребёнка к другой. Изучая проблему принятия родителями психофизических проблем ребенка дошкольника, педагоги учитывали опыт родителей уже преодолевших кризисные периоды. Брали у них интервью, проводили анкетирования. В результате педагогам удалось выработать некоторые приемы помощи родителям на разных стадиях принятия.
Первая стадия «отрицание» характеризуется как отказ от понимания того, что случилось. Человек может игнорировать не только внешние события, но и свое внутреннее состояние, продолжая жить так, как будто ничего не произошло. Субъект из-за всех сил пытается скрыть свою проблему от своих близких и третьих лиц. То есть закрывается от всех и уклоняется от обсуждения данной темы.
Из интервью родителей: «…Мы испытывали шок, было пролито много слёз, не верилось. Мы говорили родным и друзьям: «С возрастом всё пройдёт. Это такой характер. Когда пойдёт в детский сад, заговорит». Со стороны казалось, что наш ребёнок невоспитанный, как будто мы родители не занимаемся с малышом».
Приёмы взаимодействия с родителями в период «отрицания»: осторожно с помощью доверительных бесед вернуть родителей к реальности. Необходимо проговаривать вопросы, которых семья пытается избегать. Проанализировать проблемы под разными углами, а также то, какое именно они оказала влияние на жизнедеятельность членов семьи. Стоит ожидать, что проработка проблем повлечет за собой бурю негативных эмоций со стороны родителей, целесообразно позволить им высказаться.
На стадии «гнев» родители жалуются на тяжелое стечение обстоятельств, думают, что их никто не понимает и не проявляет необходимого сострадания. Агрессия направлена на врачей, которые не в состояние оказать помощь в лечении, виноваты в случившемся. Обвинение супруга в плохом генетическом наследстве, или других обстоятельств, сложившихся по вине кого-то.
Из интервью родителей: «Нас не хотели принимать друзья. Подруга сказала: «Я не хочу, чтобы мои дети видели вашего ребёнка». Мы чувствовали не понимание, злились. Часть друзей просто перестали с нами общаться, нас такая позиция выводила из себя. Врачи говорили: «Ждите, всё будет хорошо». А через некоторое время стали предлагать оставить ребёнка в интернате. Мы ругались с докторами и педагогами. В детском саду тоже сначала было не просто, мы считали, что педагоги не были готовы принять нашего особенного ребёнка. Нам казалось, что от нашего ребёнка отказываются и стараются нас убедить, что малышу не нужен детский сад».
Приёмы взаимодействия с родителями на стадии «гнев»: необходимо выслушать, а субъекту – выговориться. Гнев и агрессию родителям не следует удерживать в себе, ее необходимо направлять в другое русло. Например, посоветовать родителям занятия спортом, или посветить своё свободное время, пока ребёнок в детском саду творческой деятельности или любимому занятию. При этом педагоги должны научиться, не принимать близко к сердцу негативные выбросы, адресованные в их адрес. Агрессия может выражаться не только в отношении определенного человека, но и на все окружение. Соответственно, любой человек может попасть под «горячую руку».
На стадии «торг» родители питают себя надеждой, что сложившуюся ситуацию еще можно исправить, если совершить какие-либо действия.
Из интервью родителей: «Мы думали, что если ребёнок пойдёт в детский сад, то научится всему от сверстников. Пичкала таблетками, сумасшедшей реабилитацией, обращались в различные частные клиники. Засоряла себе мозг информацией о народных методах лечения, о чудесных исцелениях. Думали, что нашего ребёнка можно чем-то вылечить, и он станет как все».
Приёмы взаимодействия с родителями на стадии «торг»: поддерживать инициативу родителей искать адекватные ресурсы в оказании помощи ребёнку (медицина, адаптивный спорт, коррекционная помощь и т.д.). Показать возможности развития ребёнка не скрывая истинную перспективу. Направить семью к рассмотрению приемлемых способов повышения их качества жизни.
В период «депрессии» родители находятся в состоянии переживания повторяющихся отрицательных чувств и мыслей. На этой стадии многие семьи замыкаются в себе: стараются сидеть дома, не появляться в обществе, нередко родителей посещают мысли о суициде, так как они не видят выхода из сложившейся ситуации.
Из интервью родителей: «Мы чувствовали растерянность, жесткое отчаянье. Было желание прекратить всю эту сумасшедшую жизнь».
Приёмы взаимодействия с родителями в период «депрессии»: педагогам необходимо демонстрировать даже самый минимальный прогресс в развитии ребёнка, на практических примерах показываем все положительные изменения в сравнении с тем, что было. Знакомим с маршрутом дальнейших действий, помогаем увидеть новую перспективу, оказываем поддержку. Родители должны видеть, что педагоги принимают ребенка таким, какой он есть.
На этапе «принятия» приходит осознание того, что проблему, на которую ни кто не в состоянии повлиять, следует отпустить, чтобы жить и развиваться дальше. С одной стороны родителю очень плохо, потому что он как будто сам уже разрешает ребёнку «не выздоравливать», с другой стороны он ощущает некую свободу и независимость от состояния своего ребёнка, за счет чего начинает чувствовать себя комфортно.
Из интервью родителей: «Когда мы осознали всю тяжесть заболевания нашего малыша, то поняли, как дальше жить, что другим он уже не будет. Сегодня ребёнок посещает коррекционную школу, учителя хвалят, говорят, что есть прогресс. Мы не строим высоких перспектив. Есть прогресс, который мы видим в каждом новом слове, действии. Мы привыкли, знаем, что ожидать от нашего малыша. Видим, что есть дети с более тяжёлым диагнозом, а наш ребёнок сам ходит, ест, играет, отзывается, и это прекрасно. Наша семья учится не погружаться в болезнь ребёнка с головой, чтобы самим не чувствовать себя больными. У нас есть младший сын, который компенсирует то, что не можем почувствовать от старшего ребёнка. У нас крепкая семья, близкие, готовые прийти на помощь, друзья и другие люди, которым мы тоже нужны. Мы видим перспективы ребёнка, а так же возможности для нашего личного развития».
Исходя из опыта, педагоги могут определить стадию принятия родителями особенностей развития своего ребёнка, что способствует выстраиванию тактики дальнейших взаимодействий с семьёй для успешной коррекционной помощи.
Родители ребенка с особенностями в развитии могут принять решение сразу обратиться в ТПМПК, а так же этот путь принятия родителями решения о важности обследования специалистами ТПМПК может растянуться на продолжительный период в зависимости от стадии принятия.
В случае, когда родители согласны обратиться в ТПМПК от специалистов ДОУ требуется подготовить пакет документов: логопедическое представление на ребенка, психологическое и педагогическое представления на ребенка, заключение невролога, социальный паспорт семьи, анамнестические данные развития ребенка, продукты творческой деятельности ребенка.
Далее проводится обследование ребенка специалистами ТПМПК, ребенок получает, либо не получает статус «Ребенок с ОВЗ». В ДОУ создаются специальные условия для получения образования ребенка, разрабатывается АООП, ребенок зачисляется в группу комбинированной, либо компенсирующей направленности.
Если ТПМПК не устанавливает ребенку статус «Ребенок с ОВЗ», то родителям необходимо следующее: выполнять рекомендации ТПМПК, пройти дополнительное медицинское обследование; педагогам ДОУ -разработать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут для ребенка, продолжать педагогическое наблюдение за ребенком, отслеживать динамику развития ребенка с фиксацией результатов.
В случае не согласия родителей обратиться в ТПМПК в нашем ДОУ специалисты ППК проводят беседы с родителями с целью выяснения причин отказа. Чаще всего родители озвучивают следующие причины:
1. «У ребенка всё хорошо!» - родители не замечают проблемы ребенка.
Стратегия поведения специалистов ДОУ:
- познакомить родителей с дневником наблюдений за ребенком, фиксировать свои наблюдения в таблице (дневник ведут педагоги);
- предложить родителям самостоятельно провести мониторинг развития ребенка, зафиксировать результаты в таблице;
- пригласить родителей на занятия, режимные моменты для того, чтобы родители наглядно увидели, в чем заключаются проблемы ребенка;
- педагоги заранее получают разрешение родителей на видеосъемку ребенка, осуществляют видеосъемку проблемных ситуаций для ребенка и затем демонстрируют родителям данные видеофрагменты;
- специалисты ППк проводят психолого – педагогическую диагностику ребенка в присутствии родителей;
- педагоги знакомят родителей с планом индивидуальной работы с ребенком и его результатами освоения этого плана.
2. «Дома ребенок другой, нормальный!» - родители обвиняют педагогов в профессиональной некомпетентности.
Стратегия поведения специалистов ДОУ:
- педагоги просят родителей осуществлять видеосъемку «проблемных» моментов, с которыми ребенок успешно справляется дома;
- специалисты ППк проводят психолого – педагогическую диагностику ребенка в присутствии родителей;
- диагностика ребенка другими специалистами в присутствии родителей.
3. Страх родителей, что ребенок получит статус «Ребенок с ОВЗ», родители считают, что это является клеймом на всю оставшуюся жизнь.
Стратегия поведения специалистов ДОУ:
- консультация для родителей со специалистами ППк о том, что есть возможность снятия статуса «Ребенок с ОВЗ»;
- предложить родителям обратиться за консультациями к другим специалистам, не из этого ДОУ;
- посещение родителями дней открытых дверей в группах компенсирующей и комбинированной направленности;
- организация встреч с другими родителями детей с ОВЗ.
4. У родителей нет понимания для чего проходить ТПМПК? – педагогическая некомпетентность родителей.
Стратегия поведения специалистов ДОУ:
- проведение консультации специалистами ППк ДОУ о сути ТПМПК, подготовить памятку для родителей;
- дать ссылку на сайт ТПМПК, положение о ТПМПК;
- предложить обратиться родителям за консультативной помощью в краевую ПМПК без ребенка;
- объяснить родителям о возможности не приносить заключение ТПМПК в ДОУ, можно обратиться в ТПМПК для себя, так как заключение ТПМПК носит для родителей рекомендательный характер.
Если положительной динамики в развитии ребенка не отмечается, то через некоторое время специалисты ППк ДОУ повторно приглашают родителей на консультацию, и находят другие, более веские аргументы, способствующие принять родителями решения о создании необходимых условий для получения их ребенком качественного образования в соответствии с его возможностями и способностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»
СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....
Консультация для педагогов "Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ"
Родители детей с ОВЗ испытывают трудности различного характера....
Родительская гостиная - эффективна форма сопровождения семьи ребенка с ОВЗ
Родительская гостиная - эффективна форма сопровождения семьи ребенка с ОВЗ...
Взаимодействие специалистов образовательной организации и семьи ребенка с ДЦП по физическому развитию
У детей с ДЦП двигательные расстройства сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций и познавательной деятельности. Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям м...
Карта лучшей практики по психолого-педагогическому сопровождению семьи в реалиях современного социокультурного пространства
Карта лучшей практики по психолого-педагогическому сопровождению семьи в реалиях современного социокультурного пространства...
В семье растет и воспитывается ребенок с особенностями развития…
В семье растет и воспитывается ребенок с особенностями развития&helli...
Практика организации психолого-педагогического сопровождения семей участников СВО
Война во все времена оставляет свой след, в настоящее время это коснулось и нас. Участие родителей в военных действиях, оказывает значительное влияние на всю семейную систему, включая детей. Дошкольни...