План коррекционной работы для ребёнка с ЗПР на месяц
картотека по коррекционной педагогике
План предназначен для проведения коррекционно-развивающей работы с воспитанником, имеющим трудности в освоении программы своей возрастной группы и индивидуальные образовательные потребности в связи с имеющимися нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_korrektsionnoy_raboty_dlya_rebyonka_s_zpr_na_mesyats.docx | 32.16 КБ |
Предварительный просмотр:
План коррекционной работы для ребёнка с ЗПР на месяц
Задачи | Содержание | Предполагаемые результаты | |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми: поддерживать доброжелательное отношение детей друг к другу и положительное взаимодействие детей друг с другом в разных видах деятельности. | 1 неделя | 1. Игровая ситуация «Что не так?» (Цель: объяснить и продемонстрировать правила поведения в группе и детском саду). 2. Игра с мячом «Волшебные слова» (Цель: называть и понимать значение вежливых слов). 3. Беседа «Что я умею и смогу?» (Цель: описать представления о своих личностных качествах, определить возможности их достижения и развития). | - Знает правила поведения и морально-этические нормы в соответствии с возрастными возможностями, в основном руководствуется ими. - Взаимодействует с товарищами по группе, стремится удержать их от «плохих» поступков, объясняет возможные негативные последствия. - Чутко реагирует на оценки взрослых и других детей. |
2 неделя | 1. Игровая ситуация «В магазине» (Цель: объяснить и показать правила культурного поведения в общественных местах). 2. Игровое упражнение «Азбука настроения» (Цель: сравнение разнообразия эмоциональных состояний, их выражения в мимике, пантомимике, действиях, интонации, речи.) | ||
3 неделя | 1. Проблемная ситуация «Что не так со мной» (Цель: определять и перечислять умения ухаживать за собой, личными вещами (одежда, обувь и пр.) 2. Проблемная ситуация «Мы играем» (Цель: создать условия для формирования культуры поведения и общения; закрепление представлений о способах разрешения проблемных ситуаций). | ||
4 неделя | 1. Беседа «Мир вокруг нас» (Цель: повторить правила культурного общения со взрослыми и сверстниками). 2. Игровая ситуация «Мы едем, едем…» (Цель: объяснить и показать правила культурного поведения в общественном транспорте). | ||
Содействие развитию общения и игровую деятельности: создавать условия для позитивной социализации и развития инициативы ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формировать умения и навыки общения со сверстниками в игровой деятельности; развивать коммуникативные способности дошкольников. | 1 неделя | 1. Игра «Секрет» (Цель: уметь находить общий язык со сверстниками, развивать добрые, тёплые отношения между детьми). 2. Игра «Живая картина» (Цель: демонстрировать выразительность движений, произвольности, коммуникативных навыков). | - Активно общается со взрослыми на уровне внеситуативно-познавательного общения. - Самостоятельно придумывает новые и оригинальные сюжеты игр, творчески интерпретируя прошлый опыт игровой деятельности и содержание литературных произведений (рассказ, сказка, мультфильм), отражает в игре широкий круг событий. - Проявляя осведомленность и представления об окружающем мире, объясняет товарищам содержание новых для них игровых действий. - Стремится регулировать игровые отношения, аргументируя свою позицию. - Взаимодействует с товарищами по игре, стремиться договориться о распределении ролей. - Использует ролевую речь. Роль выразительная, устойчивая. - Выполняет правила в игре и контролирует соблюдение правил другими детьми. |
2 неделя | 1. Игра «Тропинка» (Цель: демонстрировать умения действовать сообща, в команде). 2. Игра «Небоскреб» (Цель: демонстрировать умения договариваться, работать в команде). | ||
3 неделя | 1. Игра «Я хороший» (Цель: определять свои положительные качества, развивать чувство собственного достоинства). 2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» (Цель: излагать свои мысли точно и лаконично; определять свою роль в игре; имитировать модель поведения). | ||
4 неделя | 1. Игра «Земля, вода, воздух, ветер» (Цель: создать условия для развития внимания, памяти, реакции. Учить детей слушать друг друга и ведущего). 2. Игра «Королевство» (Цель: понимать и обсуждать закономерности возникновения взаимопонимания; выбирать роли и функции, которые они хотели бы выполнять). | ||
Содействие развитию всех компонентов устной речи детей: создание условий для формирования полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия); подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты; уточнение, расширение и обогащение лексического запаса, то есть практическое усвоение лексических средств языка; формирование грамматического строя речи, то есть практическое усвоение грамматических средств языка; развитие навыков связной речи. | 1 неделя | 1. Д/и «Наоборот» (Цель: подбирать противоположные по смыслу слова). 2. Д/и «Четвертый лишний» (Цель: сравнивать предметы по общим признакам, определять лишний). | - Умеет: подбирать точные слова для выражения мысли; выполнять операцию классификации деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков. - Дифференцирует слова-предметы, слова-признаки и слова-действия, может сгруппировать их и определить «лишнее». - Использует в речи слова, обозначающие название объектов природы, профессии и социального явления. - Употребляет в речи обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. - Использует слова, передающие эмоции, настроение и состояние человека. - Использует дифференцированную морально-оценочную лексику. |
2 неделя | 1. Игра «Разговор по телефону» (Цель: использует слова «вверх», «направо», «налево», «вниз», «прямо»; развивает пространственные представления). 2. Драматизация сказки «Человек и животные» (Цель: пользуется простым распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, демонстрирует навык диалоговой речи.) | ||
3 неделя | 1. Д/и «Отгадай предмет по названиям его частей» (Цель: называть знакомые предметы; составлять правильные предложения). 2. Д/и «Назови одним словом» (Цель: называть группы предметов одним словом; активизировать словарный запас). | ||
4 неделя | 1. Д/и «Игра в слова» (Цель: синтезировать и группировать слова по признаку, объяснять свой ответ). 2. Д/и «Отгадай-ка» (Цель: составлять описательные рассказы; внимательно слушать товарища). | ||
Создание условий для формирования целостной картины мира, расширения кругозора; развития познавательной деятельности. | 1 неделя | 1. Д/и «Какое бывает?» (Цель: классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, материалу; сравнивать, сопоставлять, подбирать наименования, подходящие под определение). 2. Игра-забава «Что изменилось?» (Цель: определять и перечислять изменения, описывать то, что видит). 3. Игра «Цветочный магазин» (Цель: различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; группировать растения по цвету, составлять красивые букеты). | - Сформированы представления о себе, о своей семье, своем доме. - Имеет представление о некоторых социальных и профессиональных ролях людей. - Достаточно освоены правила и нормы общения и взаимодействия с детьми и взрослыми в различных ситуациях. - Есть представления о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических. - Понимает цикличность сезонных изменений в природе (цикл года как последовательная смена времен года). - Обобщает с помощью взрослого представления о живой природе (растениях, животных, человеке) на основе существенных признаков (двигаются, питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, чувствуют). - Демонстрирует в своих рассуждениях и продуктах деятельности умение решать познавательные задачи, передавая основные отношения между объектами и явлениями окружающего мира с помощью художественных образов. Рассказывает о них, отвечает на вопросы, умеет устанавливать некоторые закономерности, характерные для окружающего мира, любознателен. |
2 неделя | 1. Д/и «Отгадай-ка!» (Цель: описывать предмет, не глядя на него, выделяя в нём существенные признаки, узнавать предмет по описанию). 2. Д/и «Кому что нужно» (Цель: упражнять в классификации предметов; называть предметы, необходимые людям определённой профессии). 3. Д/и «Где спрятан предмет?» (Цель: запоминать расположение предметов, находить и называть изменения в их расположении). | ||
3 неделя | 1. Игра «Найди листок, какой покажу» (Цель: находить предмет по сходству). 2. Д/и «Найди листок» (Цель: находить часть по целому). 3. Д/и «Построй домик для животного» (Цель: называет особенности жизни различных диких животных, их жилье, стройматериалах, которые они используют). | ||
4 неделя | 1. Игра «Вершки и корешки» (Цель: составлять целое из частей). 2. Д/и «Созрело – не созрело» (Цель: определять спелость овощей и фруктов по внешним признакам). 3. Д/и «Отгадай кто это?» (Цель: называет животных и их детёнышей; подражает их голосам). | ||
Создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности. | 1 неделя | 1. Игра «Собери в корзину» (Цель: владеть счётом в пределах 10, сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний). 2. Игра «Выставка игрушек» (Цель: сопоставлять определенное количество предметов с цифрами). 3. Эксперимент с водой «Умная галка» (Цель: определять, что уровень воды поднимается, если опускать в неё предмет). | - Проявляет интерес к окружающему, любит экспериментировать вместе со взрослым. - Отражает результаты своего познания в продуктивной и конструктивной деятельности, строя и применяя наглядные модели. - С помощью взрослого делает умозаключения при проведении опытов. - Может предвосхищать результаты экспериментальной деятельности, опираясь на свой опыт и приобретенные знания. |
2 неделя | 1. Игра с водой «Водная мельница» (Цель: знать и называть свойства воды). 2. Игра с водой «Цветные льдинки» (Цель: знать и называть два агрегатных состояния воды – жидкой и твёрдой; сравнивать их). | ||
3 неделя | 1. Эксперимент «Фильтрование воды» (Цель: знает и демонстрирует приёмы фильтрования воды с помощью взрослого). 2. Эксперимент «Где вода?» (Цель: определять, где глина, а где – песок по впитыванию воды; с помощью взрослого формулировать вывод). | ||
4 неделя | 1. Игра с кинетическим песком (Цель: создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких психических процессов, как: ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира) 2. Эксперимент «Из чего состоит песок» (Цель: через игры и опыты определять физические свойства песка). |
Особенности организации и элементы развивающей предметно-пространственной среды для ребёнка с ЗПР
Для эффективного и удобного использования, всё пространство группы поделено на уголки (центры развития):
- «Центр сюжетно-ролевых игр» представлен сюжетно-ролевыми играми: «Больница», «Магазин», «Школа», «Дом», «Семья», «Парикмахерская» и т. д.
- «Цент ИЗО-деятельности» (рисование, лепки, аппликации, моделирования): инструменты и материалы для практической деятельности. Фурнитура и разный природный материал для украшения поделок; бросовый материал, сборники заданий для продуктивного творчества, варианты поделок; трафареты; технокарты по лепке и оригами.
- «Цент для девочек», «Центр для мальчиков»: игрушки для сюжетно-ролевых игр с учётом интересов девочек и мальчиков.
- «Центр патриотического воспитания»: фотографический материал достопримечательностей и интересных мест в городе; герб России; глобус; игры; детские рисунки на тему «Мой двор», «Моя улица».
- «Природно-экспериментальный центр»: календарь погоды, картотека прогулок, настольно – печатные игры по экологии; настенное панно «Времена года». Природные материалы: образцы тканей, металлов, древесины, пластмасс; вещества; стеклянные и пластиковые сосуды и ёмкости. Медицинские материалы; приборы и инструменты для практических исследований; защитные халаты, шапочки, перчатки. Картотека опытов и экспериментов; настенные схемы; бланки для фиксирования результатов исследований.
- «Центр дидактической игры»: дидактические игры; настольно – печатные игры, и сделанные своими руками игры; картотека дидактических игр.
«Книжный центр»: подборка книг и журналов в соответствии с возрастом детей и их интересами. С целью обеспечения психологического комфорта в группе создан «уголок уединения» в виде ширмы. Ширма позволяет ребенку провести несколько мгновений в тишине или организовать игру с 1-2 сверстниками.
- «Логопедический центр»: картинки для проведения артикуляционной гимнастики; настольные игры для автоматизации звуков; карточки с изображения по различным лексическим темам; картотека дидактических игр.
- «Центр двигательной активности»: спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки, кегли и т. д.); иллюстративные материалы по летним и зимним видам спорта; картотека тематических физкультминуток; список подвижные игр.
- Работа с родителями: предметно - развивающая среда начинается с приемной. У каждого ребенка есть свой индивидуальный шкафчик с наклейкой, для того чтобы ребёнок без труда мог найти свой шкаф.
Условия группы ДОУ приближены к домашним – создаются центры для самостоятельной деятельности не только в групповом помещении, но и в приемной. Здесь экспонируется фотографии детей и членов их семей, а также выставляются детские рисунки и поделки.
Для комфортного пребывания в детском саду ребёнка с ЗПР, можно предусмотреть наличие следующих элементов обстановки группы:
– универсальные ширмы, которые по желанию детей могут стать кинотеатром, стеной дома, кабинетом врача, входом в магазин и т. д.;
– объемные разноцветные модули, используемые не только для конструирования, но и для разграничения пространства;
– мобильные площадки на колесиках, на которых можно поиграть и сохранить игру на более длительный срок;
– чехлы-маркеры, различные игровые поля помогают детям более реально представить мир моря, пустыню, лес и позволяют успешно приспосабливаться к действительности;
- насыщенность пособий по коррекции и развитию сенсорной сферы;
- гармоничность сочетания различных форм, разнообразие фактуры и цветовой гаммы разных пособий вызывает у детей положительные эмоции и желание заниматься, играть, оперировать с ними, а значит познавать.
- доска, разделенная на секторы, таблицы, «зрительные панно». Доска используется как для графического изображения объектов, схем, моделей, так и для размещения демонстрационного материала по теме занятия. Над доской расположен «Визуальный тренажер», использование которого необходимо для развития зрительного восприятия, мобилизации внимания и зрительной памяти. А также он служит зрительной опорой для закрепления свойств числового ряда;
- экран успешности и планирования деятельности. Он позволяет детям ориентироваться на произведенное действие, получившее положительную оценку взрослого, как на образец, инструкцию к дальнейшей деятельности. А у некоторых детей экран помогает стимулировать желание присоединиться к интересам и деятельности сверстников.
- «Королевский трон» - используется для придания детям уверенности в своих силах.
Для коррекции эмоциональной сферы: игры на развитие эмоций: «Эмоциональный портрет», «Куб эмоций», «Корзина радости», «Такие разные человечки». Чтобы отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно изготовить центр «Мое настроение». Дети учатся соотносить не только свое настроение, но и настроение своих друзей. Настроение может меняться в течение дня. Рассматриваем картинки и обсуждаем с детьми различные ситуации, отображающие поступки людей и варианты реагирования на это («+» можно или «-» так поступать нельзя). Для устойчивого запоминания предлагаем зарисовать некоторые правила поведения.
Для формирования психологической стабильности ребенка в разных помещениях: островки тишины и спокойствия: «Цент уединения» - в виде детской палатки, мягкого кресла, коврика на полу, мягкие подушки-игрушки, «Сухой дождь», «Островок природы» с пением птиц и водопадом.
Для снятия излишнего психологического напряжения - боксерская грушу с перчатками, мягкие палки, панно «Мирилочка», «Волшебное дерево», мешок для криков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком имеющим диффект
Примерный плани ндивидуальный коррекционной работы с ребёнком имеющим ковплексный ДЦП, УО, алалию на пол года...
Индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком
В коррекционной работе с детьми необходим учёт индивидуальных особенностей . Индивидуальный план коррекционной работы поможет их планированию....
Программа коррекционной работы с ребёнком, включающая коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие психических процессов, коммуникативных функций, эмоционально-волевой сферы
планирование на год...
План коррекционной работы с ребёнком ОВЗ
План коррекционной работы с ребёнком ОВЗ...
План индивидуальной коррекционной работы с ребёнком с ОНР во 2 младшей группе
Перспективное планирование коррекционно-развивающего обучения ребёнка с ОНР во второй младшей группеНа период октябрь 2019г – май 2020г Цель: создание оптимальных условий для коррекции рече...
Индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком с проблемами в развитии
План коррекционной работы...