Использование доски Бильгоу в логопедической работе
консультация по коррекционной педагогике
Использование доски Бильгоу в логопедической работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_doski_bilgou_v_logopedicheskoy_rabote.docx | 189.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСИРОВОЧНОЙ ДОСКИ БИЛЬГОУ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Мозжечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.
Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. В результате занятий не только улучшается физическая форма ребенка, но повышается пластичность головного мозга, преодолевается его функциональная незрелость, что позволяет добиться рывка в формировании навыков адаптации и коррекции поведенческих нарушений.
До недавнего времени считалось, что мозжечок отвечает только за равновесие и координацию движений, но ученые доказали, что мозжечок также отвечает за интеллект, развитие внимания и речи ребенка.
Одним из современных приемов коррекции речевых, интеллектуальных и психических нарушений является метод мозжечковой стимуляции, который представляет собой комплекс упражнений на специальном тренажере – балансировочной доске Бильгоу.
Программа мозжечковой стимуляции создана в США в середине ХХ века.
Ее основателем стал доктор Фрэнк Бильгоу, который в начале 1960-ых годов, будучи учителем в школе, заметил, что дети, делающие на переменах упражнения на равновесие, координацию движений и развитие зрительно-моторной координации, более успешны в учебе. Этот простой факт и стал основой разработки его системы развития мозжечка как средства повышения успеваемости детей в школе. Именно он первым во время работы с детьми, плохо умеющими читать, выявил связь между двигательной активностью и изменениями навыков чтения. Тогда же Ф. Бильгоу разрабатывает специальный снаряд – балансировочную доску и придумывает целую серию упражнений на ней.
Занятия по программе мозжечковой стимуляции рекомендованы детям, у которых есть нарушения координации, внимания, гиперактивность (СДВГ), есть задержки устной, письменной речи, проблемы с учебой, ЗРР, ЗПР.
Мозжечковая «гимнастика» помогает увеличить эффект любых коррекционных курсов: логопедических, дефектологических и занятий с психологом.
Начинать заниматься на тренажере можно с детьми от 3-4 лет. Рекомендуется проводить курсами по 10 занятий без перерыва. Периодичность занятий: 2-3 раза в неделю по 30-40 минут.
Прежде чем приступить к упражнениям на балансировочной доске, часть упражнений с мячом и мешочком отрабатываются на ровной поверхности. Работа строится по этапам с постепенным усложнением упражнений.
Развитие реакции равновесия на балансировочной доске можно начинать с отработки стояния на четвереньках и при тренировке функций сидения – это подготовительные упражнения, которые вырабатывают вертикальную позу, помогают в овладении навыками самостоятельного сидения и защитную реакцию рук.
Подготовительные упражнения:
- Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.
- Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук – имитация плавания. Можно двумя руками поочередно.
- Вращательные движения руками, двумя сразу и по очереди.
- Упражнения на межполушарное взаимодействие, например, правой рукой взяться за левое ухо, а левой рукой взяться правое плечо и т. д.
- Стоя на доске, ребенок держит перед собой палочку, делает вдох и на выдохе прокатывает палочку между ладонями, произнося поставленный звук.
- Стоя на доске, ребенок переносит центр тяжести на левую ногу, произносит слог, затем на правую ногу, произносит другой слог или повторяет этот же.
- Стоя на доске, ребенок наклоняется вперед, берет мяч, мешочек.
- Расположить мячи спереди и по бокам от доски, попросить наклонившись, взять в руки мяч определенного цвета.
- Подняв руки вверх, ребенок произносит слог, например, «РА», опускает руки, произносит «Ры». Далее руки согнуты в локтях, поворачивается влево, вытягивает руки и произносит слог «Ру», возвращается в исходное положение, аналогичное действие выполняет, повернувшись вправо, и произносит слог «Ро».
Упражнения с мешочками, с мячами:
- Подбрасывает и ловит один мешочек с хлопками;
- Кидает мешочки и мячик в мишень на стене и на полу
- Подкидывает мяч и ловит его, называя автоматизируемый звук.
- Подкидывает мяч, хлопает в ладоши, назвает слог/слово на заданный звук, ловит мяч.
- Ударами мяча об пол, доску, стену, называя слово, делит его на слоги, ловит мяч двумя (одной) руками.
- Ударяет мяч об пол одной рукой, ловит другой, при этом называет слова или слоги на автоматизируемый звук.
- Попасть мячом в цифру на напольной доске с цифрой, соответствующей количеству слогов в слове.
- Осуществлять массаж кистей рук, стоя на доске, как массажными шариками, так и шарами СУ- Джок и колечками из этого же набора, проговаривая различные стихотворения.
- Придумывание слов, как на лексическую тему, так и на закрепляемый звук, попадая мячом в ведерко, корзину.
- Попасть мячом в разные корзинки при работе на дифференциацию звуков, звуковом анализе.
- Попасть мячом в квадрат, соответствующий позиции звука в слове (начало/ середина/ конец).
Несмотря на то, что вся программа в целом кажется довольно простым набором упражнений, не стоит забывать, что при этом ребенку надо пытаться постоянно балансировать на доске и не падать.
Игровая физкультура, полезна для развития ребенка во всех направлениях, в том числе для развития речи.
С помощью данного метода можно реализовать логопедические задачи, вовлекая в работу различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата.
Основа развития, роста и обучения начинается с моторного и сенсорного взаимодействия малыша с окружающим миром. Сенсомоторное развитие является фундаментом общего умственного развития ребенка. С восприятия явлений и предметов окружающего мира начинается познание. Все прочие формы познания – мышление, запоминание, воображение – выстраиваются на основе образов восприятия, они являются результатом их переработки. Именно поэтому нормальное умственное развитие совершенно невозможно без полноценного восприятия и физического развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы. Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.
В презентации представлен опыт работы по теме "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста". Материал был разработан и обобщен в представленных слайдах....
Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми («Логопедический игротренинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»)
Логопедический игротренинг...
«Использование интерактивной доски в коррекционно - логопедической работе, как средство повышение эффективности образовательного процесса»
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути решения данной проблемы. Изв...
Использование балансировочной доски Бильгоу в индивидуальной работе учителя-логопеда.
Несмотря на простую конструкцию, балансировочная доска Бильгоу обладает высокой эффективностью в процессе мозжечковой стимуляции, которая применяется логопедами, педагога...
КОНСПЕКТ индивидуального коррекционно-развивающего занятия по теме: «Путешествие по реке» с использованием доски Бильгоу
Цели занятия:• коррекционные:Проговаривание гласных звуков [а, о, и]. Проговаривание слогов: звукоподражание имитация звуков окружающего мира. Увеличить жизненную ёмкость...
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста по средствам использования приёмов самомассажа
В данной статье представлен опыт работы учителя - логопеда по использованию приёмов самомассажа....
Мастер-класс для педагогов «Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Мастер-класс для педагогов «Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»...