Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста по средствам использования приёмов самомассажа
консультация по логопедии (старшая группа)
В данной статье представлен опыт работы учителя - логопеда по использованию приёмов самомассажа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста по средствам использования приёмов самомассажа
В настоящее время существуют разнообразные методы и средства развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка. Одним из таких средств является развивающий самомассаж.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией
Самомассаж - это динамические упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным.
Игровой самомассаж - это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга.
Основные правила самомассажа
- Один сеанс должен длиться около 5-10 минут.
- Каждое движение выполнять около 5 раз.
- Один сеанс может состоять только из нескольких приемов, которые могут меняться в течение дня.
- Все используемые предметы являются индивидуальными.
- Перед самомассажем требуется умыть ребенка.
- Дети должны делать самомассаж сами, сначала имея зрительный контроль, а затем и без него.
- Когда дети изучат все приемы, то массаж можно будет проводить под тихую музыку или под стихотворное произведение.
- Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой логопедом схеме.
- Перед выполнением самомассажа ребенок должен принять спокойную, расслабленную позу.
- Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.
- Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и реакцией ребенка.
Противопоказания
- Острые и хронические заболевания кожных покровов, в т. ч. гематомы на массируемом участке
- Наличие герпеса на губах или др. инфекции полости рта
- Увеличенных лимфатических узлов
- Болезни крови и капилляров
- Острая крапивница, отек Квинке в анамнезе
- Онкологические заболевания
- Фурункулез
- Эпилепсия
- Если ребенок недавно перенес ангину, ОРВИ, то массаж/самомассаж противопоказан после полного выздоровления еще на протяжении 20 дней.
Возможности самомассажа
- Можно проводить индивидуально и с группой детей одновременно
- Можно использовать многократно в течение дня;
- Можно включать в логопедическое занятие, перед или после артикуляционной гимнастики
- Можно использовать без специального медицинского образования.
Мною были подобраны упражнения для детей дошкольного возраста, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальных способностей ребенка. Вначале дети выполняют упражнения молча, по показу, затем по мере запоминания тоже проговаривают текст.
Самомассаж рук без использования предметов
При применении данного вида самомассажа используются следующие приемы: поглаживание (круговое, спиралевидное, зигзагообразное), пиление, растирание, разминание, вибрация, щелчки, поглаживание.
Самомассаж с использованием предметов
Самомассаж ладоней и пальцев с помощью бельевой прищепки, орехов, шишек, веточек ели, шестигранных карандашей, каучуковых мячей, бумаги, массажных шариков, ковриков «травка», фасоли, гороха и т.д.
Самомассаж с прищепками
Самомассаж с орехами (каштанами)
Самомассаж с помощью массажера Су-джок.
Наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием су - джок терапия активизирует развитие речи ребенка. Су-джок терапия это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков («ежиков») и колец удобно массировать пальцы для благотворного влияния на весь организм.
Самомассаж шестигранным карандашом
Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
Сухие бассейны
Это небольшие емкости, наполненные сыпучим материалом с необычной текстурой (фасоль, рис, бусы, горох и т.д. ) Опустив кисти рук в сухой бассейн, дети помешивают горох или фасоль, одновременно сжимают и разжимают пальцы рук.
Шары-шалуны
воздушные шары с наполнителем (песок, мука, соль, камушки).
Игры с песком
«Найди предмет», «Оставь след», «Рисунки на песке» и т.д.
Дети с удовольствием погружают руки в песок, перетирают его между ладонями, сжимают, просеивают, оставляют отпечатки ладоней, геометрических форм, рисуют, пишут буквы на нем. Это вызывает гораздо больший интерес, чем письмо на бумаге.
Самомассаж с помощью коврика «Травка»
Самомассаж артикуляционных органов
Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка
Самомассаж губ
- Поглаживание указательными пальцами над верхней губой и под нижней губой от середины к краям рта.
- Поглаживание указательными пальцами по верхней губе и по нижней губе от середины к краям рта.
- Собирание губ в вертикальную складку. Пальцы ребенка помещаются на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Движения идут к средней линии, так что верхняя губа собирается в вертикальную складку. Такое же движение проделывается с нижней губой, затем с обеими губами вместе.
- «Покажи свои зубки». Пальцы ребенка помещаются в то же положение, но движения идут вниз по нижней губе, обнажая нижние десны, и вверх по верхней губе, обнажая верхние десны.
- «Клювик утёнка». Сжимание губ в «клювик». Указательные и большие пальцы сжимают верхнюю и нижнюю губы и делают из губ «клювик утенка».
- «Играем на гармошке» (растягивание губ). Указательные пальцы помещаются в углы рта и губы растягиваются (как при улыбке). Обратным движением с образованием морщинок губы возвращаются в исходное положение (предлагаю ребенку представить, что он играет на губах, как на гармошке).
- Легкое постукивание щеткой или пальцами от середины к углам губ.
- Пощипывание верхней, а затем и нижней губы пальцами проводится от середины к краям губ. При гипертонусе артикуляционных мышц не применяется. Рекомендуется при гипотонии.
Самомассаж языка
- «Кусаем язычок»
- « Расчёска» -
- «Жвачка»
- «Накажем непослушный язычок»
Список литературы
- Акименко В. М. Новые логопедические технологии. - 2 изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
- Гордеева Т.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Москва 2011.
- Куликовская Т. А. Массаж лицевых мышц. - М.: Книголюб, 2004. - 16 с. цв. ил.
- Т.А. Ткаченко. Веселые пальчики. Развиваем мелкую моторику. М.:Эксмо,2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».В данном сборнике представлены методики и технологии в сфер...
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
Описание используемых здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе со старшими дошкольниками в логопедических группах детского сада...
Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах с детьми старшего дошкольного возраста «ТРОПИНКА ЗДОРОВЬЯ»
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образоват...
«Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»
laquo;Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»...
«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обуч...
Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста
На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речево...
" Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста " Из опыта работы учителя-логопеда.
Статья из опыта работы учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....