Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка с ЗПР 5 лет, первый год обучения в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_na_rebenka.docx | 39.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Красноярский край
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад №1 «Садко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»
662610, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Комарова, 17. тел. (8 39132) 2
66 77. Email: ds1@uo-minusinsk.ru
Согласовано с педагогическим
советом МДОБУ
«Детский сад№1»
Протокол № 5
Индивидуальный образовательный маршрут
Мирон 5 лет 2 месяца
Согласовано: ______________ (ФИО родителя)
Срок реализации:2022-2023 учебный год.
Индивидуальный образовательный маршрут разработан на основе адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития.
По заключению ПМПК ребенку рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития.
АОП для ребенка составлена с опорой на 1 год обучения адаптированной основной образовательной программы дошкольного учреждения.
Результаты диагностики
Сильные стороны в развитии ребенка | Слабые стороны в развитии ребенка |
Социально-коммуникативное развитие: | |
Избирательно идет на контакт с некоторыми детьми и взрослыми | Не достаточно сформировано доброжелательное отношение к детям и взрослым |
По желанию может поздороваться или попрощаться с детьми и со взрослыми, назвать работников дошкольного учреждения по имени и отчеству | Часто является причиной конфликта между детьми |
Развита эмоциональная отзывчивости, сопереживание | Нет самостоятельности и само регуляции собственных действий |
Развита совместное с детьми игровая деятельность | Вмешивается в разговор взрослых, не может вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу; |
Развиты культурно гигиенические навыки: умеет снимать и вешать на место своѐ полотенце; развешивать вещи на стульчик, пользуется столовыми приборами, салфеткой
| Не формирована готовности к совместной деятельности со сверстниками и со взрослыми |
Умеет правильно сидеть на стуле в процессе всего приѐма пищи и на занятиях | Нет желания заниматься общественно – полезным трудом |
Проявляет инициативу в игровой деятельности | Нет желания поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребенком и взрослыми людьми |
Принимает помощь взрослого и детей | Не развиты волевых качества: умения ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру |
| Низкая самостоятельности ребѐнка |
| Не развито эмоциональное и ситуативноделовое общение с педагогическим работником |
| Не достаточно развито общение и сотрудничество ребенка с другими детьми; |
| Не развита совместное с педагогическим работником и детьми предметно- практическая деятельность |
| учить наводить порядок в кабине; учить застѐгивать застѐжку-молнию с частичной |
помощью; учить развешивать вещи на стульчик;
| |
| Не умеет наводить порядок в кабинке; заправлять свою кровать, застѐгивать застѐжку-молнию с частичной помощью, ножницами |
| Не умеет самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.); |
| Не проявляет инициативу в продуктивных видах деятельности |
Физическое развитие | |
Хорошо развит интерес к спортивным играм и упражнениям | Не достаточно хорошо развита: техника выполнения основных движений, легкость, точность, выразительность выполнения упражнений |
| Не развиты психофизические качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость |
| Не достаточно развито статическое и динамическое равновесие, координация движений и ориентировка в пространстве |
| Не сформировано начальные представления о здоровом образе жизни; не понимает ценности здорового образа жизни, закаливания, физических упражнений |
| Не развита ручная моторика, присутствует мышечный тонус пальцев и кистей рук |
| Присутствуют недостатки и развитии психомоторных функций: пространственной организации движений; моторной памяти; |
Познавательное развитие: | |
| Не достаточно сформирована целостная картина мира, кругозор |
Сформировано первичное представления о себе | Не достаточно сформировано представление о других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об их взаимосвязях и закономерностях; |
Знает все цвета и некоторые оттенки | Низкая познавательная активность, интерес в познавательных действиях ребенка в различных видах деятельности; |
Группирует предметы по цвету | Не достаточно сформированы элементарные математические представления: путает геометрические фигуры |
| Не знает временные и пространственные представления |
| Не ориентируется на листе бумаги |
| Не достаточно сформированы элементарные содержательные представления: о свойствах и |
отношениях объектов окружающего мира (форме, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях); способах их обследования | |
| Не группирует предметы по форме и величине |
| Не достаточно развита способность выполнять операции мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) |
| Не может контролировать себя и не умеет действовать по правилам (релаксационные упражнения, ролевые игры, элементы арттерапии, сказкотерапии, песочной терапии); |
Речевое развитие: | |
Понимает обращенную к нему речь | Низкий уровень развития фонематических процессов, лексико-грамматического строя в специально организованных играх-занятиях. |
Достаточно активно использует речь в игровой деятельности | Низкий уровень развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи |
Использует речевые и неречевые средства коммуникации | Не умеет поддерживать речевое общение и речевую культуру на занятии и игровой деятельности |
Использует экспрессивную речь в повседневном общении с окружающими | Недостаточно развита звуковая и интонационная культура речи, фонематический слух |
| Плохо развит артикуляционный аппарат |
| Плохо развита ручная и мелкая моторика, графомоторные навыки |
Художественно-эстетическое развитие: | |
Занимается конструктивной деятельностью | Нет интереса к самостоятельной творческой деятельности |
Развит интерес к конструктивной деятельности, знаком с различными видами конструкторов и их деталями | Нет потребности в самовыражении |
Есть интерес к игре на детских музыкальных инструментах | Не знает и не владеет разными техниками изобразительной деятельности; |
Способна воспринимать музыку | Не достаточно развита продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация |
| Не проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах изобразительной деятельности |
| Не проявляет интереса к пению и развитию певческих умений |
| Музыкально-ритмические способности не достаточно развиты |
Задачи и педагогические условия реализации индивидуального образовательного маршрута
| В начале года | В середине года | В конце года | |
Социально-коммуникативное развитие | ||||
Коррекция эмоционально-волевой, произвольной регуляции поведения |
|
|
| |
Устанавливать эмоциональный контакт, пробуждать чувство доверия и желание сотрудничать с педагогическим работником; |
|
|
| |
Поддержка инициативу ребенка к совместной продуктивной деятельности рядом, вместе; |
|
|
| |
Выполнение с ребятами совместные действия (рисование мелом, рисование карандашом, раскатывание теста и т.д.); |
|
|
| |
Ситуативные разговоры в течение дня об элементарных правилах поведения |
|
|
| |
Формировать готовность к совместным действиям со взрослым |
|
|
| |
Приобщение к труду, задания на выполнение поручений. |
|
|
| |
Формировать навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место |
|
|
| |
Обсуждение с Аней конфликтных и проблемных ситуаций |
|
|
| |
Обращать внимание на заинтересованность ребенка в признании его усилий, стремления к сотрудничеству с педагогическим работником, направленности на получение результата. |
|
|
| |
Учить обучающихся взаимодействовать на положительной эмоциональной основе, не причиняя друг другу вреда, обмениваться игрушками; |
|
|
| |
Учить находиться рядом с детьми, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта; соблюдать правила поведения |
|
|
| |
Учит использовать психокоррекционные игры и приемы для снятия эмоционального напряжения, негативных поведенческих реакций; |
|
|
| |
Развивать умение разрешать конфликтные ситуации, используя диалог, монолог (умение идти на компромисс для бесконфликтного решения возникшей проблемы, быть терпеливыми, терпимыми и милосердными); |
|
|
| |
Формировать адекватную самооценку в совокупности |
|
|
| |
эмоционального и когнитивного компонентов: принятие себя "я хороший" и умения критично анализировать и оценивать продукты своей деятельности, собственное поведение; | ||||
Развивать трудовые навыки с опорой на карточки-схемы, отражающие последовательность действий; привлекать внимание к поддержанию опрятного внешнего вида; содержать в порядке собственную одежду |
|
|
| |
Учить брать и ставить предметы на место, наводить порядок после игровой деятельности |
|
|
| |
Речевое развитие | ||||
учить пользоваться различными типами коммуникативных высказываний (задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения); |
|
|
| |
стимулировать речевое общение на занятиях и вне занятий, побуждение к внимательному выслушиванию других обучающихся, фиксирование внимания ребенка на содержании высказываний обучающихся; |
|
|
| |
создавать условия для понимания вопросов, сообщений, побуждений, связанных с различными видами деятельности; |
|
|
| |
организовывать и поддерживать речевое общение на занятиях и вне занятий, побуждение к внимательному выслушиванию других обучающихся, фиксирование внимания ребенка на содержании высказываний обучающихся; |
|
|
| |
побуждать к обращению к педагогическому работнику, другим детям с сообщениями, вопросами, побуждениями (то есть к использованию различных типов коммуникативных высказываний); |
|
|
| |
создавать ситуации общения для обеспечения мотивации к речи; |
|
|
| |
закреплять и автоматизировать правильное произнесение всех звуков в слогах, словах, фразах, спонтанной речи по заданиям учителялогопеда; |
|
|
| |
следить за голосовым режимом, не допускать голосовых перегрузок; |
|
|
| |
поддерживать и развивать интерес к звукам окружающего мира; побуждать к узнаванию различных шумов (шуршит бумага, звенит колокольчик, стучит молоток); |
|
|
| |
развивать способность составлять цельное и связное высказывание на основе: пересказа небольших по объему текстов, составления рассказов с опорой на серию картин, отдельные сюжетные картинки, |
|
|
| |
описательных рассказов и рассказов из личного опыта; | ||||
формировать умения участвовать в диалоге, побуждать к речевой активности, к постановке вопросов, развивать единство содержания (вопрос - ответ); |
|
|
| |
совершенствовать навыки штриховки, закрашивание контуров предметов, орнаментов и сюжетных картинок: учить срисовывать, дорисовывать, копировать и закрашивать контуры простых предметов; |
|
|
| |
формировать базовые графические умения и навыки на нелинованном листе: точки, штрихи, обводка, копирование; |
|
|
| |
Познавательное развитие |
|
|
| |
группировка предметов по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы); |
|
|
| |
формирование понятий: вверху - внизу, впереди - сзади, на, над - под, верхняя - нижняя (полоска); |
|
|
| |
формировать понятия: утро - вечер, день - ночь, связывает части суток с режимными моментами; |
|
|
| |
развитие всех видов восприятия: зрительного, тактильно- двигательного, слухового, вкусового, обонятельного; |
|
|
| |
совместная предметная деятельность: познание и называние свойства и качества предметов (характер поверхности, материал, из которого сделан предмет, способы его использования и другие); |
|
|
| |
совместные с педагогом обследовательские действия (метод практического промеривания и зрительного соотнесения) и практические действия: погладить, сжать, смять, намочить, разрезать, насыпать; |
|
|
| |
формировать полноценные эталонные представления о цвете, форме, величине, закреплять их в слове: переводить ребенка с уровня выполнения инструкции "Дай такой же" к уровню "Покажи синий, красный, треугольник, квадрат" и далее - к самостоятельному выделению и словесному обозначению признаков цвета, формы, величины, фактуры материалов; |
|
|
| |
развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования, классификации на основе выделения наглядно воспринимаемых признаков. |
|
|
| |
совершенствовать счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия; |
|
|
| |
знакомить с количеством в пределах пяти; |
|
|
| |
развивать цифровой гнозис: учить узнавать знакомые цифры 0, 1-9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносить их с количеством объектов; |
|
|
| |
учить возможным способам изображения цифр: рисованию на бумаге, на песке, на доске, в воздухе; конструированию из различных материалов (ниток, шнуров, мягкой цветной проволоки, палочек); лепке из глины, теста, пластилина; |
|
|
| |
формировать умение называть числовой ряд, выкладывая цифры в аналогичной последовательности, подбирать соответствующую цифру к количеству объектов, выделять цифровые знаки среди других изображений (букв, схематических изображений объектов, геометрических фигур) и называть их обобщающим словом; |
|
|
| |
учить собирать целостное изображение предмета из частей, складывать разрезные картинки, постепенно увеличивая количество частей и конфигурацию разреза; |
|
|
| |
развивать ориентировку в пространстве "от себя" (вверху-внизу, впереди-сзади, справа-слева); |
|
|
| |
развивать ориентировку в линейном ряду, выполняя задания: назови соседей, какая игрушка справа от мишки, а какая слева, пересчитай игрушки в прямом и в обратном порядках; |
|
|
| |
формировать ориентировку на листе и на плоскости; |
|
|
| |
уделять внимание как запоминанию названий дней недели, месяцев, так и пониманию последовательности и цикличности времен года, месяцев, дней недели, времени суток на основе наглядных моделей; |
|
|
| |
углублять и расширять представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях, связывая их с изменениями в жизни людей, животных, растений в различных климатических условиях; |
|
|
| |
формировать операции анализа, сравнения, синтеза на основе наглядно воспринимаемых признаков; |
|
|
| |
развивать наглядно-образное мышление в заданиях по узнаванию целого по фрагментам (чьи лапы, хвосты, уши; дом - по элементам); |
|
|
| |
развивать способность к замещению и наглядному моделированию в играх на замещение, кодирование, моделирование пространственных ситуаций (игры с кукольной комнатой); |
|
|
| |
формировать обобщающие понятия, учить делать обобщения на |
|
|
| |
основе существенных признаков, осуществлять классификацию; | ||||
развивать слуховое и зрительное сосредоточение на ранних этапах работы; |
|
|
| |
развивать устойчивость, концентрацию и объем внимания в разных видах деятельности и посредством специально подобранных упражнений |
|
|
| |
развивать способность к переключению и к распределению внимания; |
|
|
| |
развивать произвольную регуляцию и самоконтроль при выполнении бытовых, игровых, трудовых действий и в специальных упражнениях |
|
|
| |
Художественно-эстетическое развитие |
|
|
| |
организовывать совместные действия с ребенком, направляя на ассоциирование каракулей с обликом знакомых предметов, поощрять их "узнавание" и называние с целью "опредмечивания", |
|
|
| |
рисовать для ребенка по его просьбе или специально с целью вызвать у него интерес к изображению и к себе как объекту для изображения; |
|
|
| |
отражать в создаваемых изображениях жизнь самого ребенка, его бытовой, предметно-игровой, положительный эмоциональный опыт; рисование сопровождать эмоциональными высказываниями; |
|
|
| |
знакомить с изобразительными средствами и формировать изобразительные навыки в совместной деятельности с педагогическим работником; |
|
|
| |
учить анализировать строение предметов, выделять форму, цвет целого объекта и его частей, отражать их с помощью различных изобразительных средств; |
|
|
| |
побуждать экспериментировать с цветом, эстетически воспринимать различные сочетания цветов; |
|
|
| |
развивать интерес к пластическим материалам (тесту, глине), в процессе лепки, которые можно разминать, разрывать, соединять, расплющивать, а затем придавать этим кускам предметный вид, что закрепляется в слове и дальнейшем обыгрывании; |
|
|
| |
знакомить с алгоритмами деятельности при изготовлении поделок с помощью аппликации; |
|
|
| |
совершенствовать ориентировку в пространстве листа при аппликации по образцу или словесной инструкции; |
|
|
| |
побуждать к самостоятельности и творческой инициативе; положительно оценивать первые попытки участия в творческой деятельности; |
|
|
| |
вызывать интерес к лепным поделкам, расширяя их представления о скульптуре малых, поддерживать стремление обучающихся лепить самостоятельно. |
|
|
| |
организовывать игры по развитию слухового восприятия, на основе знакомства со звучащими игрушками и предметами (барабан, бубен, дудочка), учить различать скрытые от ребенка игрушки по их звучанию, определять по звукоподражаниям, как подают голос животные; |
|
|
| |
создавать условия для развития внимания при прослушивании музыки, умения реагировать на начало и окончание музыки; |
|
|
| |
использовать в организации различных занятий с ребенком музыкальную деятельность как средство для активизации и повышения эмоционального фона восприятия окружающего; |
|
|
| |
развивать певческие способности (чистота исполнения, интонирование, дыхание, дикция, слаженность); учить пропевать по возможности все слова песни, соблюдая ее темп, ритм, мелодию; |
|
|
| |
формировать разнообразные танцевальные умения, динамическую организацию движений в ходе выполнения коллективных (групповых и парных) и индивидуальных танцев; |
|
|
| |
стимулировать желание эмоционально откликаться на понравившееся музыкальное произведение, передавать свое отношение к нему вербальными и невербальными средствами; отражать музыкальные образы изобразительными средствами. |
|
|
| |
Физическое развитие | ||||
систематически проводить игровые закаливающие процедуры с использованием полифункционального оборудования (сенсорные тропы, сухие бассейны), направленные на улучшение венозного оттока и работы сердца, улучшение тактильной чувствительности тела, подвижности суставов, связок и сухожилий, преодоление нервно-психической возбудимости, расслабление гипертонуса мышц; |
|
|
| |
осуществлять контроль и регуляцию двигательной активности; создавать условия для нормализации двигательной активности: привлекать к более спокойным видам деятельности, деликатно ограничивать повышенную подвижность; |
|
|
| |
объяснять значение, формировать навыки и развивать потребность в |
|
|
| |
выполнении утренней гимнастики, закаливающих процедур (при участии педагогического работника); | ||||
развивать правильное физиологическое дыхание: навыки глубокого, ритмического дыхания с углубленным, но спокойным выдохом; правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах; |
|
|
| |
побуждать рассказывать о своем здоровье, о возникающих ситуациях нездоровья; |
|
|
| |
создавать условия для овладения и совершенствования техники основных движений: ходьбы, бега, ползания и лазанья, прыжков, бросания и ловли, включать их в режимные моменты и свободную деятельность; |
|
|
| |
совершенствование качественной стороны движений - ловкости, гибкости, силы, выносливости; |
|
|
| |
формирование координации движений и слова, сопровождать выполнение упражнений доступным речевым материалом; |
|
|
| |
дифференцированно применять игры и упражнения для нормализации мышечного тонуса ручной моторики; |
|
|
| |
развивать технику тонких движений в "пальчиковой гимнастике"; побуждать выполнять упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением; |
|
|
| |
учить выкладывать мелкие предметы по заданным ориентирам: точкам, пунктирным линиям; |
|
|
| |
формировать базовые графические умения: проводить простые линии - дорожки в заданном направлении, точки, дуги, соединять элементы на нелинованном листе, а затем в тетрадях в крупную клетку с опорой на точки; |
|
|
| |
учить заштриховывать штриховать контуры простых предметов в различных направлениях |
|
|
| |
развивать умения раскрашивать по контуру сюжетные рисунки цветными карандашами, с учетом индивидуальных предпочтений при выборе цвета; |
|
|
| |
вырабатывать самоконтроль за положением органов артикуляции; |
|
|
| |
способствовать развитию произвольной регуляции в ходе выполнения двигательных заданий. |
|
|
|
Критерии оценивания: + выполняет, # с помощью педагога, - не выполняет
Индивидуальный учебный план (на неделю)
Вид деятельности | Количество занятий в неделю | Примечание |
Фронтальные занятия (учитель-дефектолог, воспитатель) | 5 | Ежедневно |
Индивидуальные занятия учителядефектолога | 3 | Вт., ср., чт. |
Индивидуальные занятия воспитателя | 2 | Пн., пт. |
Индивидуальные занятия педагогапсихолога | 1 | Пт. |
Индивидуальные занятия учителя-логопеда | 2 | Пн., ср. |
Индивидуальные занятия музыкального руководителя | 1 | Пт. |
На основании коллегиального заключения ПМПК:
Учитель – дефектолог и педагог психолог организует работу по формированию познавательного интереса, коррекции мыслительной деятельности в соответствии с планом индивидуальной работы;
учитель-логопед организует работу по формированию предпосылок к возникновению речи, коммуникативных навыков в соответствии с планом индивидуальной работы.
Индивидуальный образовательный маршрут составили:
Учитель-дефектолог __________________ Е. В. Григорьева
Педагог – психолог __________________ Д. А. Котова
Учитель – логопед __________________ Е. В. Григорьева
Воспитатель _________________________ С. В. Коноплева
Музыкальный руководитель ___________ Е. Я. Черемных
Инструктор по ФК___________________Т. В. Серебрякова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Индивидуальная карта развития дошкольника. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка
Предмет педагогической диагностики - это индивидуальное развитие дошкольников. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории разви...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново
Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)
Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА И РЕБЕНКА С ОВЗ В ДОУ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №17...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с АООП, ОВЗ; Карта учета индивидуального развития воспитанника.
Успешность детей в освоении АООП ДО отслеживаю в процессе наблюдения за детьми в организованной и свободной деятельности, результаты которого фиксирую в мониторинговых картах. На основании анализа пол...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ
Пример составления индивидуального маршрута на воспитанника ДОУ. Структура, содержание и особенности работы с детьми-инвалидами. План реализации при взаимодействии всех специалистов ДОУ....