Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Григорьева Екатерина Викторовна

Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка с ЗПР 5 лет, первый год обучения в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_na_rebenka.docx39.11 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Красноярский край

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад №1 «Садко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»

662610, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Комарова, 17. тел. (8 39132) 2

66 77. Email: ds1@uo-minusinsk.ru

 

Согласовано с педагогическим  

советом МДОБУ  

«Детский сад№1»

Протокол № 5

 

 

Индивидуальный образовательный маршрут

 

Мирон 5 лет 2 месяца

 

 

Согласовано:                                                        ______________ (ФИО родителя)

 

 

Срок реализации:2022-2023 учебный год.

 

 

 

Индивидуальный образовательный маршрут разработан на основе адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития.

По заключению ПМПК ребенку  рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития.  

АОП для ребенка составлена с опорой на 1 год обучения адаптированной основной образовательной программы дошкольного учреждения.

 

                                             Результаты диагностики

Сильные стороны в развитии ребенка

Слабые стороны в развитии ребенка

Социально-коммуникативное развитие: 

Избирательно идет на контакт с некоторыми детьми и взрослыми

Не                  достаточно         сформировано доброжелательное отношение к детям и взрослым

По желанию может поздороваться или попрощаться с детьми и со взрослыми,  назвать работников дошкольного учреждения по имени и отчеству

Часто является причиной конфликта между детьми

Развита         эмоциональная         отзывчивости, сопереживание

Нет самостоятельности и само регуляции собственных действий

Развита         совместное         с         детьми         игровая

деятельность

Вмешивается  в разговор взрослых, не может вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

Развиты культурно гигиенические навыки:  умеет снимать и вешать на место своѐ полотенце;  развешивать вещи на стульчик, пользуется столовыми приборами, салфеткой

 

Не формирована готовности к совместной деятельности со сверстниками и со взрослыми  

Умеет  правильно сидеть на стуле в процессе всего приѐма пищи и на занятиях

Нет желания заниматься общественно – полезным трудом

Проявляет         инициативу         в         игровой деятельности

Нет желания поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребенком и взрослыми людьми

Принимает помощь взрослого и детей

Не развиты волевых качества: умения ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру

 

Низкая самостоятельности ребѐнка

 

Не развито эмоциональное и ситуативноделовое общение с педагогическим

работником

 

Не         достаточно         развито         общение         и

сотрудничество ребенка с другими детьми;

 

Не развита совместное с педагогическим работником и детьми предметно-

практическая деятельность  

 

учить  наводить порядок в кабине;  учить застѐгивать застѐжку-молнию с частичной

помощью;         учить         развешивать         вещи         на стульчик;

 

 

Не умеет   наводить порядок в кабинке; заправлять свою кровать, застѐгивать застѐжку-молнию с частичной помощью, ножницами

 

Не умеет самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией

(мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.);

 

Не проявляет инициативу в продуктивных видах деятельности

 

Физическое развитие 

Хорошо развит интерес к спортивным играм и упражнениям

Не достаточно хорошо развита: техника выполнения основных движений, легкость, точность, выразительность выполнения упражнений

 

Не развиты психофизические качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость

 

Не достаточно развито статическое и динамическое равновесие, координация движений и ориентировка в пространстве

 

Не сформировано начальные  представления о здоровом образе жизни; не понимает ценности здорового образа жизни,

закаливания, физических упражнений

 

Не развита ручная моторика, присутствует мышечный тонус пальцев и кистей рук

 

Присутствуют недостатки и развитии психомоторных функций: пространственной организации движений; моторной памяти;

Познавательное развитие:  

 

Не достаточно сформирована целостная картина мира, кругозор

Сформировано  первичное представления о себе

Не достаточно сформировано представление о других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об их взаимосвязях и закономерностях;

Знает все цвета и некоторые оттенки

Низкая познавательная активность, интерес в познавательных действиях ребенка в

различных видах деятельности;

Группирует предметы по цвету

Не достаточно сформированы элементарные математические         представления:         путает геометрические фигуры  

 

Не знает временные и пространственные представления

 

Не ориентируется на листе бумаги

 

Не достаточно сформированы  элементарные содержательные представления: о свойствах и

отношениях объектов окружающего мира (форме, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях); способах их обследования

 

Не         группирует         предметы         по         форме         и величине

 

Не достаточно развита способность выполнять операции мышления (анализа,

синтеза, сравнения, обобщения)

 

 

Не может контролировать себя и не  умеет действовать по правилам (релаксационные упражнения, ролевые игры, элементы арттерапии, сказкотерапии, песочной терапии);

Речевое развитие: 

Понимает обращенную к нему речь

Низкий уровень развития фонематических процессов,  лексико-грамматического строя в специально организованных играх-занятиях.

Достаточно активно использует речь в игровой деятельности

Низкий         уровень         развития         связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Использует речевые и неречевые средства коммуникации  

Не умеет поддерживать речевое общение и речевую культуру на занятии и игровой деятельности

Использует         экспрессивную         речь         в

повседневном общении с окружающими

Недостаточно развита звуковая и интонационная культура речи,

фонематический  слух

 

Плохо развит артикуляционный аппарат  

 

Плохо развита ручная и мелкая моторика, графомоторные навыки

Художественно-эстетическое развитие:  

Занимается конструктивной деятельностью  

Нет интереса к самостоятельной творческой деятельности

Развит интерес к конструктивной деятельности, знаком с различными видами конструкторов и их деталями

Нет потребности  в самовыражении

Есть интерес к игре на детских музыкальных инструментах

Не знает и не владеет разными техниками изобразительной деятельности;

Способна воспринимать музыку  

Не         достаточно         развита         продуктивная

деятельность: лепка, рисование, аппликация  

 

Не проявляет инициативу и самостоятельность  в различных видах

изобразительной деятельности

 

Не проявляет интереса к пению и развитию певческих умений

 

Музыкально-ритмические         способности         не достаточно развиты

 

 Задачи и педагогические условия реализации индивидуального образовательного маршрута 

 

В начале года

В середине года

В конце года

Социально-коммуникативное  развитие

Коррекция         эмоционально-волевой,         произвольной         регуляции поведения

 

 

 

Устанавливать эмоциональный контакт, пробуждать чувство доверия и желание сотрудничать с педагогическим работником;

 

 

 

Поддержка инициативу ребенка к совместной  продуктивной  деятельности  рядом, вместе;

 

 

 

Выполнение с ребятами совместные действия

 (рисование мелом, рисование карандашом, раскатывание теста и т.д.);

 

 

 

Ситуативные разговоры в течение дня об элементарных  правилах поведения  

 

 

 

Формировать готовность к совместным действиям со взрослым

 

 

 

Приобщение к труду, задания на выполнение поручений.

 

 

 

Формировать навыки бережного отношения к вещам, учить

использовать их по назначению, ставить на место

 

 

 

Обсуждение с Аней конфликтных и проблемных  ситуаций

 

 

 

Обращать внимание на заинтересованность ребенка в признании его усилий, стремления к сотрудничеству с педагогическим работником, направленности на получение результата.

 

 

 

Учить обучающихся взаимодействовать на положительной эмоциональной основе, не причиняя друг другу вреда, обмениваться игрушками;

 

 

 

Учить находиться рядом с детьми, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта; соблюдать правила поведения

 

 

 

 Учит использовать психокоррекционные игры и приемы для снятия эмоционального напряжения, негативных поведенческих реакций;

 

 

 

Развивать умение разрешать конфликтные ситуации, используя диалог, монолог (умение идти на компромисс для бесконфликтного решения возникшей проблемы, быть терпеливыми, терпимыми и милосердными);

 

 

 

        Формировать         адекватную         самооценку         в         совокупности

 

 

 

эмоционального и когнитивного компонентов: принятие себя "я хороший" и умения критично анализировать и оценивать продукты своей деятельности, собственное поведение;

Развивать трудовые навыки с опорой на карточки-схемы, отражающие последовательность действий; привлекать внимание к поддержанию опрятного внешнего вида; содержать в порядке собственную одежду

 

 

 

Учить брать и ставить предметы на место,  наводить порядок после игровой деятельности 

 

 

 

Речевое развитие

учить пользоваться различными типами коммуникативных высказываний (задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения);

 

 

 

стимулировать  речевое общение на занятиях и вне занятий, побуждение к внимательному выслушиванию других обучающихся, фиксирование внимания ребенка на содержании высказываний обучающихся;

 

 

 

создавать условия для понимания вопросов, сообщений, побуждений, связанных с различными видами деятельности;

 

 

 

организовывать и поддерживать речевое общение на занятиях и вне занятий, побуждение к внимательному выслушиванию других обучающихся, фиксирование внимания ребенка на содержании высказываний обучающихся;

 

 

 

побуждать к обращению к педагогическому работнику, другим детям с сообщениями, вопросами, побуждениями (то есть к использованию различных типов коммуникативных высказываний);

 

 

 

создавать ситуации общения для обеспечения мотивации к речи;  

 

 

 

закреплять и автоматизировать правильное произнесение всех звуков в слогах, словах, фразах, спонтанной речи по заданиям учителялогопеда;

 

 

 

следить за голосовым режимом, не допускать голосовых перегрузок;

 

 

 

поддерживать и развивать интерес к звукам окружающего мира; побуждать к узнаванию различных шумов (шуршит бумага, звенит колокольчик, стучит молоток);

 

 

 

развивать способность составлять цельное и связное высказывание на основе: пересказа небольших по объему текстов, составления рассказов с опорой на серию картин, отдельные сюжетные картинки,

 

 

 

описательных рассказов и рассказов из личного опыта;

формировать умения участвовать в диалоге, побуждать к речевой активности, к постановке вопросов, развивать единство содержания

(вопрос - ответ);

 

 

 

совершенствовать навыки штриховки, закрашивание контуров предметов, орнаментов и сюжетных картинок: учить срисовывать, дорисовывать, копировать и закрашивать контуры простых предметов;

 

 

 

        формировать         базовые         графические         умения         и         навыки         на

нелинованном листе: точки, штрихи, обводка, копирование;

 

 

 

Познавательное развитие  

 

 

 

группировка предметов по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы); 

 

 

 

формирование понятий: вверху - внизу, впереди - сзади, на, над - под, верхняя - нижняя (полоска);  

 

 

 

формировать понятия: утро - вечер, день - ночь, связывает части суток с режимными моментами;

 

 

 

        развитие         всех         видов         восприятия:         зрительного,         тактильно-

двигательного, слухового, вкусового, обонятельного;

 

 

 

совместная предметная деятельность: познание и называние свойства и качества предметов (характер поверхности, материал, из которого сделан предмет, способы его использования и другие);

 

 

 

совместные с педагогом обследовательские действия (метод практического промеривания и зрительного соотнесения) и практические действия: погладить, сжать, смять, намочить, разрезать, насыпать;

 

 

 

формировать полноценные эталонные представления о цвете, форме, величине, закреплять их в слове: переводить ребенка с уровня выполнения инструкции "Дай такой же" к уровню "Покажи синий, красный, треугольник, квадрат" и далее - к самостоятельному выделению и словесному обозначению признаков цвета, формы, величины, фактуры материалов;

 

 

 

развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования, классификации на основе выделения наглядно воспринимаемых признаков.

 

 

 

совершенствовать счетные действия  с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;

 

 

 

знакомить с количеством в пределах пяти;  

 

 

 

развивать цифровой гнозис: учить узнавать знакомые цифры 0, 1-9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносить их с

количеством объектов;

 

 

 

учить возможным способам изображения цифр: рисованию на бумаге, на песке, на доске, в воздухе; конструированию из различных материалов (ниток, шнуров, мягкой цветной проволоки, палочек); лепке из глины, теста, пластилина;

 

 

 

формировать умение называть числовой ряд, выкладывая цифры в аналогичной последовательности, подбирать соответствующую цифру к количеству объектов, выделять цифровые знаки среди других изображений (букв, схематических изображений объектов, геометрических фигур) и называть их обобщающим словом;  

 

 

 

учить собирать целостное изображение предмета из частей, складывать разрезные картинки, постепенно увеличивая количество частей и конфигурацию разреза;

 

 

 

развивать ориентировку в пространстве "от себя" (вверху-внизу, впереди-сзади, справа-слева);

 

 

 

развивать ориентировку в линейном ряду, выполняя задания: назови соседей, какая игрушка справа от мишки, а какая слева, пересчитай игрушки в прямом и в обратном порядках;

 

 

 

формировать ориентировку на листе и на плоскости; 

 

 

 

уделять внимание как запоминанию названий дней недели, месяцев, так и пониманию последовательности и цикличности времен года, месяцев, дней недели, времени суток на основе наглядных моделей;  

 

 

 

углублять и расширять представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях, связывая их с изменениями в жизни людей, животных, растений в различных климатических условиях;

 

 

 

формировать операции анализа, сравнения, синтеза на основе наглядно воспринимаемых признаков;

 

 

 

развивать наглядно-образное мышление в заданиях по узнаванию целого по фрагментам (чьи лапы, хвосты, уши; дом - по элементам);

 

 

 

развивать способность к замещению и наглядному моделированию в играх на замещение, кодирование, моделирование пространственных ситуаций (игры с кукольной комнатой);

 

 

 

формировать обобщающие понятия, учить делать обобщения на

 

 

 

основе существенных признаков, осуществлять классификацию;

развивать слуховое и зрительное сосредоточение на ранних этапах работы;

 

 

 

развивать устойчивость, концентрацию и объем внимания в разных видах деятельности и посредством специально подобранных упражнений

 

 

 

развивать способность к переключению и к распределению внимания;

 

 

 

развивать произвольную регуляцию и самоконтроль при выполнении бытовых, игровых, трудовых действий и в специальных упражнениях

 

 

 

Художественно-эстетическое развитие  

 

 

 

организовывать совместные действия с ребенком, направляя на ассоциирование каракулей с обликом знакомых предметов, поощрять их "узнавание" и называние с целью "опредмечивания",

 

 

 

рисовать для ребенка по его просьбе или специально с целью вызвать у него интерес к изображению и к себе как объекту для изображения;

 

 

 

отражать в создаваемых изображениях жизнь самого ребенка, его бытовой, предметно-игровой, положительный эмоциональный опыт; рисование сопровождать эмоциональными высказываниями;

 

 

 

знакомить с изобразительными средствами и формировать изобразительные навыки в совместной деятельности с

педагогическим работником;

 

 

 

учить  анализировать строение предметов, выделять форму, цвет целого объекта и его частей, отражать их с помощью различных изобразительных средств;

 

 

 

побуждать экспериментировать с цветом, эстетически воспринимать различные сочетания цветов;

 

 

 

развивать интерес к пластическим материалам (тесту, глине), в процессе лепки, которые можно разминать,  разрывать, соединять, расплющивать, а затем придавать этим кускам предметный вид, что закрепляется в слове и дальнейшем обыгрывании;

 

 

 

знакомить с алгоритмами деятельности при изготовлении поделок с помощью аппликации;

 

 

 

совершенствовать ориентировку в пространстве листа при аппликации по образцу или словесной инструкции;

 

 

 

побуждать к самостоятельности и творческой инициативе; положительно оценивать первые попытки участия в творческой деятельности;

 

 

 

вызывать интерес к лепным поделкам, расширяя их представления о скульптуре малых, поддерживать стремление обучающихся лепить самостоятельно.

 

 

 

организовывать игры по развитию слухового восприятия, на основе знакомства со звучащими игрушками и предметами (барабан, бубен, дудочка), учить различать скрытые от ребенка игрушки по их звучанию, определять по звукоподражаниям, как подают голос животные;

 

 

 

создавать условия для развития внимания при прослушивании музыки, умения реагировать на начало и окончание музыки;

 

 

 

использовать в организации различных занятий с ребенком музыкальную деятельность как средство для активизации и повышения эмоционального фона восприятия окружающего;

 

 

 

развивать певческие способности (чистота исполнения, интонирование, дыхание, дикция, слаженность); учить пропевать по возможности все слова песни, соблюдая ее темп, ритм, мелодию;

 

 

 

формировать разнообразные танцевальные умения, динамическую организацию движений в ходе выполнения коллективных

(групповых и парных) и индивидуальных танцев;

 

 

 

стимулировать желание эмоционально откликаться на понравившееся музыкальное произведение, передавать свое отношение к нему вербальными и невербальными средствами; отражать музыкальные образы изобразительными средствами.

 

 

 

Физическое развитие 

систематически проводить игровые закаливающие процедуры с использованием полифункционального оборудования (сенсорные тропы, сухие бассейны), направленные на улучшение венозного оттока и работы сердца, улучшение тактильной чувствительности тела, подвижности суставов, связок и сухожилий, преодоление нервно-психической возбудимости, расслабление гипертонуса мышц;

 

 

 

осуществлять контроль и регуляцию двигательной активности; создавать условия для нормализации  двигательной активности: привлекать к более спокойным видам деятельности,  деликатно ограничивать повышенную подвижность;

 

 

 

объяснять значение, формировать навыки и развивать потребность в

 

 

 

выполнении утренней гимнастики, закаливающих процедур (при участии педагогического работника);

развивать правильное физиологическое дыхание: навыки глубокого, ритмического дыхания с углубленным, но спокойным выдохом; правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах;

 

 

 

побуждать рассказывать о своем здоровье, о возникающих ситуациях нездоровья;

 

 

 

создавать условия для овладения и совершенствования техники основных движений: ходьбы, бега, ползания и лазанья, прыжков, бросания и ловли, включать их в режимные моменты и свободную деятельность;  

 

 

 

совершенствование качественной стороны движений - ловкости, гибкости, силы, выносливости;

 

 

 

формирование координации движений и слова, сопровождать выполнение упражнений доступным речевым материалом;  

 

 

 

дифференцированно         применять         игры         и         упражнения         для

нормализации мышечного тонуса ручной моторики;  

 

 

 

развивать технику тонких движений в "пальчиковой гимнастике"; побуждать выполнять упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением;

 

 

 

учить выкладывать мелкие предметы по заданным ориентирам: точкам, пунктирным линиям;

 

 

 

формировать базовые графические умения: проводить простые линии - дорожки в заданном направлении, точки, дуги, соединять элементы на нелинованном листе, а затем в тетрадях в крупную клетку с опорой на точки;

 

 

 

учить заштриховывать штриховать контуры простых предметов в различных направлениях

 

 

 

развивать умения раскрашивать по контуру сюжетные рисунки цветными карандашами, с учетом индивидуальных предпочтений при выборе цвета;

 

 

 

вырабатывать самоконтроль за положением органов артикуляции;

 

 

 

способствовать развитию произвольной регуляции в ходе выполнения двигательных заданий.

 

 

 

 

Критерии оценивания: +   выполняет, #  с помощью педагога, -   не выполняет

Индивидуальный учебный план (на неделю) 

Вид деятельности

Количество занятий в неделю

Примечание

Фронтальные занятия (учитель-дефектолог, воспитатель)

5

Ежедневно

Индивидуальные         занятия         учителядефектолога

3

Вт., ср., чт.

Индивидуальные занятия воспитателя

2

Пн., пт.

Индивидуальные         занятия         педагогапсихолога

1

Пт.

Индивидуальные занятия учителя-логопеда

2

Пн., ср.

Индивидуальные         занятия         музыкального руководителя

1

Пт.

На основании коллегиального заключения ПМПК:

Учитель – дефектолог и педагог психолог организует работу по формированию познавательного интереса, коррекции мыслительной деятельности  в соответствии с планом индивидуальной работы;

учитель-логопед организует работу по формированию  предпосылок к возникновению речи, коммуникативных навыков в соответствии с планом индивидуальной работы.

Индивидуальный образовательный маршрут составили:

Учитель-дефектолог __________________ Е. В. Григорьева  

Педагог – психолог __________________ Д. А. Котова

Учитель – логопед __________________ Е. В. Григорьева

Воспитатель _________________________ С. В. Коноплева  

Музыкальный руководитель ___________ Е. Я. Черемных  

Инструктор по ФК___________________Т. В. Серебрякова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальная карта развития дошкольника. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

Предмет педагогической диагностики - это индивидуальное развитие дошкольников. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории разви...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА И РЕБЕНКА С ОВЗ В ДОУ

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №17...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с АООП, ОВЗ; Карта учета индивидуального развития воспитанника.

Успешность детей в освоении АООП ДО отслеживаю в процессе наблюдения за детьми в организованной и свободной деятельности, результаты которого фиксирую в мониторинговых картах. На основании анализа пол...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ

Пример составления индивидуального маршрута на воспитанника ДОУ. Структура, содержание и особенности работы с детьми-инвалидами. План реализации при взаимодействии всех специалистов ДОУ....