Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Лаптева Елена Михайловна

Совместно с педагогами составляю индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ, который испытывает существенные трудности в освоении образовательных областей адаптированной образовательной программы дошкольного образования ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_korrektsionno-razvivayushchiy_marshrut.docx54.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 31 "Колокольчик"»

Индивидуальный коррекционно - развивающий маршрут

  сопровождения ребенка с ОВЗ

на 2023 - 2024 учебный год

ФИО ребенка

Дата рождения

ЗАТО Железногорск 2023 г.

1. Общие сведения о ребенке

И.Ф. ребенка: Саша Б.

Дата рождения: 04.09.2019г.

Возраст на 31.08.2023 г. – 3 г 11 мес.

Мама:

Место работы:

Домашний адрес:

Дата поступления в ДОУ

Заключение ТПМПК № …. от 02.02.2023г.

Диагноз: ОНР I уровня речевого развития при  моторной алалии

Режим пребывания: пятидневка

Рекомендации по индивидуальному коррекционно - развивающему маршруту сопровождения ребенка с ОВЗ: обучение и воспитание по адаптированной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 31 «Колокольчик»

Формы организации деятельности – индивидуальные занятия

1.2. Педагогическая характеристика

Общеобразовательную программу детского сада усваивает недостаточно по всем основным областям.

1.3 Психологическое заключение

Особенности и проблемы развития

Беспокойство вызывает отсутствие речи.

Заключение

Уровень психического развития в пределах возрастной нормы.

Данных за стойкое нарушение познавательной деятельности недостаточно.

1.4 Логопедическое представление

Логопедическое заключение ОНР1 уровня речевого развития при моторной алалии.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

1.5 Ресурсные возможности и факторы риска в развитии ребёнка

Ресурсные возможности ребёнка:

-Наличие у ребёнка положительного эмоционального фона и эмоционального контакта при индивидуальной работе со значимым взрослым.

-Проявляет интерес к заданиям, предъявляемым в наглядно-действенной и игровой форме.

-Принимает направляющую, наглядно-действенную, организующую помощь взрослого и помощь в виде прямой подсказки.

-Зрительно-моторная координация развита на среднем уровне.

Коммуникативный потенциал ребёнка:

-мальчик контактный, доброжелательный;

-способен поддерживать контакт при организации взаимодействия с другими детьми;

Факторы риска:

-наличие перинатального поражения центральной нервной системы, моторная алалия;

-индивидуальная социальная ситуация развития

  1. Карта индивидуального сопровождения
  1.  «Целевой блок»

Выписка из протокола психолого-медико-педагогического консилиума МБДОУ № 31 «Колокольчик»» № 1 от 05.10.2023 г.

Цель:

Организация системы комплексной помощи ребенку с ОНР 1 уровня при моторной алалии, в освоении адаптированной образовательной программы дошкольного  образования МБДОУ № 31»Колокольчик».

Задачи:

1.Развивать речевую инициативу, создавать мотивации к речевой деятельности с обогащением активного и пассивного словаря.

2. Развивать  познавательные процессы  и коммуникативные умения, необходимые для развития общения.

3. Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира

4. Развивать и совершенствовать двигательные умения, координацию движений и ориентировку в пространстве.

5. Развивать музыкально – сенсорные способности

Педагоги участвующие в реализации индивидуального коррекционно-развивающего маршрута сопровождения:

Ведущий специалист – учитель-логопед Лаптева Е.М.

Педагог-психолог Литвиненко Н.В.

Инструктор по физической культуре Ковальчук Л.А.

Музыкальный руководитель Радушинская А.А.

Воспитатель: Проворных С.В.

2.2. Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы

Речевое развитие

Ребенок овладевает умением:

- проявлять речевую активность;

- вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;

- понимать названия действий предметов и признаков предметов;

- показывать по просьбе взрослого части тела и лица, части и детали машинки, стула;

- понимать двухступенчатую инструкцию;

- называть предметы, объекты, изображенные на картинке, и действия ими совершаемые;

- принимать участие в диалоге;

- общаться с помощью простых предложений, состоящих из 2-3 слов;

- правильно произносить гласные и простые согласные;

- правильно произносить существительные в именительном падеже единственного и множественного числа;

- правильно произносить существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом –ик;

- правильно произносить  глаголы повелительного наклонения (иди), изъявительного наклонения (иду), возвратные (боюсь);

- правильно произносить  местоимения и простые предлоги.

Физическое развитие:

Ребенок овладевает умением:

- совершать прыжки на месте на двух ногах и прыжки в длину с места на 50 см;

- лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чередующимся шагом;

- ходить и бегать с преодолением препятствий;

- бросать мяч от груди, из-за головы, снизу и ловить его;

- выполнять перестроения;

- делать упражнения с музыкальным и речевым сопровождением;

- снимать мышечное и эмоциональное напряжение;

- соблюдать правила по техники безопасности.

Музыкальное развитие:

Ребенок овладевает умением:

- слушать музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них;

- выполнять упражнения с музыкальным и речевым сопровождением;

- подпевать несложные песенки;

- различать громкую и тихую музыку;

- воспроизводить простой ритм;

- двигаться в соответствии с темпом и характером музыки.

Познавательное развитие

Ребенок овладевает умением:

-соотносить основные цвета, геометрические формы и фигуры;

-ориентироваться  в пространстве и схеме собственного тела;

-обобщать понятия и классифицировать предметы и объекты по определенным признакам;

-устанавливать связь между явлениями природы и применять правила поведения в природной среде

Социально-коммуникативное развитие

Ребенок овладевает умением:

-соблюдать элементарные нормы и правила поведения;

-регулировать  свое поведение на основе усвоенных норм и правил;

проявлять волевые усилия в игровой деятельности и образовательной ситуации.

2.3 «Логопедический блок»

I период

II период

III период

Звукопроизношение

1.Формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох.

2.Развивать длительность речевого выдоха.

3.Развивать силу, динамику и модуляцию голоса.

4.Развивать подражание речевым звукам.

5.Активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных

упражнений и уточнить артикулирование (четкость произношения) гласных звуков: а, о, у, и, а также согласного звука раннего онтогенеза Н.

(Динамика  недостаточная)

1.Продолжать формировать речевое диафрагмальное дыхание, длительный ротовой и речевой выдох.

2.Продолжать развивать силу, динамику и модуляцию голоса.

3. Продолжать работу по активизации и совершенствование движений артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений.

4.Формировать правильное произношение согласных звуков: П - ПЬ; Б - БЬ, Т - ТЬ, Д - ДЬ, Х - ХЬ.

Лексический запас

1.Работать над накоплением пассивного словаря, усвоением слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов согласно тематического планирования.

2.Формировать  понимание обобщающих слов.

3.Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением.

4.Формировать понимание предлога У, НА, ПОД.

(Динамика  положительная)

1.Продолжать работу над накоплением пассивного словаря согласно тематическому планированию.

2.Продолжать формировать понимание обобщающих слов.

3.Продолжать формировать понимание простых предлогов: У, НА, ПОД, В, ИЗ

4.Продолжать совершенствовать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением.

5. Формировать понятие слово и умение оперировать им.

Грамматический строй речи

1.Формировать понимание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: нога-ножка.

2.Формировать понимание сущ-х множественного числа с окончаниями ы-и.

3.Совершенствовать понимание предложения существительное + глагол.

(Динамика недостаточная)

1.Продолжать формировать понимание сущ-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами,  сущ-х множественного числа с окончаниями ы-и.

2.Формировать понимание косвенных вопросов: Кого? Кому?  Где? На чем? Где?

3.Совершенствовать понимание предложения существительное + глагол +  существительное.

Связная речь

1.Воспитывать потребность в речевом общении.

2.Формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослым гласные звуки, короткие слова и словосочетания в потешках и стихотворениях (А, У, О, И, АУ, УА, НА, НО, НУ, НЕ, НИ; На, Нина. Ну, Нина. Но, Нина).

(Динамика недостаточная)

1.Продолжать формировать потребность в общении.

2.Совершенствовать умение заканчивать фразу, договаривая за взрослым слова и словосочетания в стихотворениях: На, мама. На, мяу. На, ме. На, папа. На, баба. На, Боба. Бам - бам. Бум - бум. Тома иди. Дима идет. Дед дома. Баба дома. Томы нет дома. Дима ходит. Одно ухо, два уха.

Фонематическое восприятие

1.Воспитывать внимание к звуковой стороне речи.

2.Формировать умение различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а], [у] — [а], [и] — [у], [э] — [о], [и] — [о], [э]— [у]; гласные, близкие по артикуляции: [у]—[о].

3.Учить дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [б]—[н], [м]—[т], [п]—[г] и т. п.

4.Формировать умение различать слова, сходные по звучанию (кот — кит, бочка — точка, миска — киска).

(Динамика  недостаточная)

1.Продолжать совершенствовать умение дифференцировать согласные звуки раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [б]—[н], [м]—[т], [п]—[д] и т. п.

2.Продолжать формировать умение различать слова, сходные по звучанию.

3.Развивать внимание к звукослоговой структуре слова в упражнениях на различение длинных и коротких слов; на простукивание, прохлопывание, протопывание слогового рисунка слова.

2.4 «Психологический блок»

Коммуникативные умения

I период

II период

III период

Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым в игре и повседневном общении – освоение совместно со взрослым способов деятельности

Развивать умения работать в паре со сверстником

- освоение способов взаимодействия детей в парах под руководством взрослого

- деление детей на пары разными способами

воспитывать способность к осознанию своих чувств, настроения, поведения.

- Невербальное приветствие, дотронься до.., послушай и угадай, отгадай, что в мешочке и др.

-игры и упражнения на развитие базовых эмоциональных состояний (радость, грусть, гнев)

Динамика незначительная

Помогать осваивать разные способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре и в повседневном общении.

- продолжать освоение совместно со взрослым способов деятельности

- игры и упражнения на развитие симпатии по отношению к сверстникам

-игры и упражнения на осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности

Продолжать развивать умения работать в паре со сверстником

- освоение способов взаимодействия детей в парах под руководством взрослого

- деление детей на пары разными способами

Познавательная  сфера

Обучать способам группировки предметов по цвету и умениям различать основные цвета

-игры на сравнение предметов по цвету

- анализ объекта , состоящему из 2-х элементов, по признаку цвет

Обучать способам группировки предметов по форме и умениям различать основные формы

-игры на сравнение предметов по форме

- анализ по одному признаку (форме) из ряда предметов разных по цвету

Динамика незначительная

Продолжить обучать способам группировки предметов по цвету, форме и размеру

-классификация и обобщение по цвету, форме, размеру

- группировка предметов по размеру 

- анализ по двум признакам (цвет, форма)из ряда предметов разных по цвету и форме;

- разбери и сложи матрешку поставь ее по росту, вкладыши пирамидка, коробка форм и др.

Развивать наглядно-образное мышление

Разрезные картинки из 3-х, 4-х частей, подбери заплатку к коврику, сюжетные картинки

2.5 «Педагогический блок»

Образовательная область

I период

II период

III период

Социально – коммуникативное

  развитие

Активизировать игровую деятельность, развивать имитационные и творческие способности, наблюдательность, подражательность.

Совершенствовать навыки адекватного поведения в различных ситуациях.

Продолжать полоролевое воспитание. Воспитывать уважительные отношения к сверстникам своего и противоположного пола.

Совершенствовать навыки самообслуживания, аккуратности, опрятности.

Совершенствовать навык безопасного поведения дома, в детском саду. Формировать навыки поведения с незнакомыми людьми.

Динамика положительная.

Обогащать социальный опыт и развивать социальные отношения в игре на основе осмысления профессиональной деятельности взрослых.

Воспитывать вежливость, отзывчивость, скромность.

Углублять представления о своей семье, её членах и её истории.

Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться, выполнять поручения взрослых, помогать старшим и друг другу.

Совершенствовать представления о Правилах дорожного движения.

Познавательное развитие

Осуществлять освоение сенсорных эталонов (цвета, формы, размера) на основе развития образной категоризации.

Формировать умение ориентироваться в групповом помещении, помещении детского сада, на участке.

Формировать навыки счета в пределах пяти с участием слухового, зрительного и двигательного анализатора.

Динамика положительная.

Продолжать осуществлять освоение оттеночных цветов.

.Формировать представление о мире предметов, необходимых человеку.

Формировать умение соотносить количество и цифру в пределах 5.

Художественно – эстетическое развитие

Совершенствовать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками (2-4части со всеми видами разреза), простыми пазлами, кубиками с картинками.

Закрепить умение правильно держать карандаш, кисть, правильно использовать их при создании изображения.

Формировать умение слушать сказки, рассказы, стихи, произведения малых фольклорных форм.

Динамика положительная.

Формировать навыки сооружения построек по образцу и алгоритму из крупного и мелкого строительного материала с использованием деталей разных цветов.

Закрепить умение правильно закрашивать изображения, проводя линии и штрихи только в одном направлении и не выходя за контур изображения.

Совершенствовать навык рассматривания иллюстраций к литературным произведениям.

2.6 «Блок музыкального развития»

I  период

II период

III период

Пение

1.Упражнять в пении гласных и их слияний, слогов с простыми согласными звуками.

2.Обучать пению попевок, содержащих звукоподражания.

Динамика незначительная

1.Продолжить обучение пению попевок, содержащих звукоподражания.

2.Развивать умение подпевать простейшие мелодии  на гласные звуки. Репертуар:Г.Вихарева

«Мишка», «Слон»

Музыкально-ритмические  движения

1.Развивать моторную координацию, учить ориентироваться в пространстве.

2.Развивать умение выполнять танцевальные движения, согласовывая их с музыкой. Репертуар:

«Пляска с кубиками», «Пляска с ложками».

Динамика незначительная 1.Совершенствовать  умение ориентироваться в пространстве.

2.Развивать умение ритмично выполнять танцевальные движения, согласовывая их с  характером, темпом и тембром. Репертуар: «Пляска с погремушками», «Игра – пляска».

Слушание  музыки

1.Обучать слушанию и пониманию музыки разных жанров.

Знакомить с музыкальными формами. Репертуар: «Баю- бай», «Грибок», «Лошадка»

М. Раухвергера.

Динамика положительная

1.Знакомить с музыкальными формами, обучать умению дослушать до конца произведение.

2.Формировать умение различать звучание музыкальных игрушек, ДМИ. Репертуар: «Колыбельная» А. Гречанинов. «Болезнь куклы» П. Чайковский.

2.7 «Блок физического развития»

I период

II период

III период

Общая моторика

1.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2.Развивать слуховое внимание и общую моторику.

3.Формировать умение снимать мышечное и эмоционального напряжения.

Динамика недостаточная.

1.Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Развивать  двигательную фантазию и зрительную память.

3. Развивать координации движения с речью.

4. Развивать ловкости и быстроту.

I период

II период

III период

Развитие основных движений

1.Развивать прыжковые навыки и умения.

2.Развивать чувство равновесия  при движении по уменьшенной площади опоры.

3.Развивать ловкость при отбивании мяча от пола.

Динамика недостаточная.

1.Продолжать развивать прыжковые навыки и умения.

2.Развивать ориентировку в пространстве.

3.Развивать глазомер и меткость при перебрасывании мяча друг другу.

4.Развивать ловкость при подъеме и спуске по гимнастической стенке.

3.Содержание коррекционно-развивающей работы

 на I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Направления работы

Коррекционно-развивающие задачи

Рекомендованные игры и задания

Учитель-логопед

Звукопроизношение

1.Формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох.

2.Развивать длительность речевого выдоха.

3.Развивать силу, динамику и модуляцию голоса.

4.Развивать подражание речевым звукам.

5.Активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных

упражнений и уточнить артикулирование (четкость произношения) гласных звуков: а, о, у, и, а также согласного звука раннего онтогенеза Н.

Артикуляционная гимнастика, применение элементов биоэнергопластики, дыхательная гимнастика, постановка  звуков раннего онтогенеза.

Игра «Отгадай, что звучит?», «Чей голосок?»

(определение источника звука).

Игра «Ручки-ножки» (повторения хлопков и притопов).

Игра «Умные ножки»,шагая под звуки бубна.

Игра «Дождик» (звукоподражания КАП-КАП).

Лексическо-

грамматический строй речи

1.Работать над накоплением пассивного словаря, усвоением слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов согласно тематического планирования.

2.Формировать  понимание обобщающих слов.

3.Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением.

4.Формировать понимание предлога У, НА, ПОД.

5.Формировать понимание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: нога-ножка.

6.Формировать понимание сущ-х множественного числа с окончаниями ы-и.

7.Совершенствовать понимание предложения существительное + глагол.

Игра «Один-много»

Игра «Ласковые слова»

Игра «Чего не стало?»

Игра «Он-она»

Определение предлогов: У, НА, ПОД.

Связная речь

1.Воспитывать потребность в речевом общении.

2.Формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослым гласные звуки, короткие слова и словосочетания в потешках и стихотворениях (А, У, О, И, АУ, УА, НА, НО, НУ, НЕ, НИ; На, Нина. Ну, Нина. Но, Нина).

Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко «да-нет».

Формировать навык договаривания коротких слов в стихотворениях, потешках, сказках.

Примерный перечень литературных произведений: русские народные сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Колобок», «По щучьему велению», «Рукавичка», «Заюшкина избушка», стихи из альбома по звукопроизношению Датешидзе Т.А

Фонематическое восприятие

1.Воспитывать внимание к звуковой стороне речи.

2.Формировать умение различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а], [у] — [а], [и] — [у], [э] — [о], [и] — [о], [э]— [у]; гласные, близкие по артикуляции: [у]—[о].

3.Учить дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [б]—[н], [м]—[т], [п]—[г] и т. п.

4.Формировать умение различать слова, сходные по звучанию (кот — кит, бочка — точка, миска — киска).

«Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот», «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный мешочек», «Что в мешочке» и т. п

Педагог-психолог

Коммуникативные умения

Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым в игре и повседневном общении – освоение совместно со взрослым способов деятельности

Развивать умения работать в паре со сверстником

- освоение способов взаимодействия детей в парах под руководством взрослого

- деление детей на пары разными способами

воспитывать способность к осознанию своих чувств, настроения, поведения.

- Невербальное приветствие, дотронься до..,послушай и угадай, отгадай, что в мешочке и др.

-игры и упражнения на развитие базовых эмоциональных состояний (радость, грусть, гнев)

Игры, направленные на освоение совместно со взрослым способов деятельности.

Цель: способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым в игре и повседневном общении.

- Игры, направленные на освоение способов взаимодействия детей в парах под руководством взрослого.

- Игры, направленные на деление детей на пары разными способами.

Цель: развивать умения работать в паре со сверстником.

- Игры, направленные на невербальное приветствие:

дотронься до..,

послушай и угадай, отгадай, что в мешочке и др.

-Иры и упражнения на развитие базовых эмоциональных состояний (радость, грусть, гнев)

Цель: воспитывать способность к осознанию своих чувств, настроения, поведения.

Познавательная сфера

Обучать способам группировки предметов по цвету и умениям различать основные цвета

-игры на сравнение предметов по цвету

- анализ объекта , состоящему из 2-х элементов, по признаку цвет

Обучать способам группировки предметов по форме и умениям различать основные формы

-игры на сравнение предметов по форме

- анализ по одному признаку (форме) из ряда предметов разных по цвету

Игры на сравнение предметов по цвету;

- Игры, направленные на анализ объекта, состоящего из 2-х элементов, по признаку цвет.

Цель: обучать способам группировки предметов по цвету и умениям различать основные цвета.

-Игры на сравнение предметов по форме

- Игры, направленные на анализ по одному признаку (форме) из ряда предметов разных по цвету.

Цель: обучать способам группировки предметов по форме и умениям различать основные формы

Воспитатель

Социально-коммуникативное

Активизировать игровую деятельность, развивать имитационные и творческие способности,

Воспитывать уважительные отношения к сверстникам своего и противоположного пола.

Совершенствовать навыки самообслуживания, аккуратности, опрятности.

Совершенствовать навык безопасного поведения дома, в детском саду. Формировать навыки поведения с незнакомыми людьми.

инсценировка с игрушками, игры с пальчиками, драматизация сказок, показывание сказки на коврографе, импровизация, ряжение, этюды на эмоции.

настольно-печатные игры:  «Разрезные картинки», пазлы, «Парочки», «Парные картинки», лото «Игрушки»,  лото «Магазин» (игрушки, обувь, одежда, посуда).

сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Шоферы», «Магазин», «На приеме у врача»

Познавательное

Осуществлять освоение сенсорных эталонов (цвета, формы, размера) на основе развития образной категоризации.

Формировать умение ориентироваться в групповом помещении, помещении детского сада, на участке.

Формировать навыки счета в пределах пяти с участием слухового, зрительного и двигательного анализатора.

 «Волшебный мешочек», «Обведи

пальчиком», «Узнай на ощупь», «Разрезные картинки», «Собери пупса»,

«Разноцветные домики» (группировка предметов по определенному признаку), «Сложи квадрат», «Сложи круг» (2—4 части), «Логические цепочки» (для самых маленьких), «Большой и маленький», «Дорожки» (длинный и короткий

Художественно-эстетическое

Совершенствовать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками (2-4части со всеми видами разреза), простыми пазлами, кубиками с картинками.

Закрепить умение правильно держать карандаш, кисть, правильно использовать их при создании изображения.

Формировать умение слушать сказки, рассказы, стихи, произведения малых фольклорных форм.

Занимательные задания и упражнения  

«Смотай ленту», «Собери бусы», «Найди такой же», «На что похоже?», «Чего не хватает?», «Сложи листик»

Примерный перечень литературных произведений: русские народные сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Колобок», «По щучьему велению», «Рукавичка», «Заюшкина избушка», стихи из альбома по звукопроизношению Датешидзе Т.А

Инструктор по физической культуре

Общая моторика

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Развивать слуховое внимание и общую моторику.

Формировать умение снимать мышечное и эмоционального напряжения.

«Быстро возьми- быстро положи»

Цель: развитие быстроты реакции и мелкой моторики

Простые игры-перестроения «Быстро повернись», «Ровный круг», «Ручеёк»

Цель: развитие ориентировки в пространстве

«Догони мяч», «Найди свой

домик»

Развитие основных движений

Развивать прыжковые навыки и умения.

Развивать чувство равновесия  при движении по уменьшенной площади опоры.

Развивать ловкость при отбивании мяча от пола.

Игра «Кто дальше?»

Цель: развитие умения прыгать в длину

Игра «Пройди по дорожке»                  

Цель: развитие сохранения равновесия при движении по уменьшенной площади опоры

Катяние мяча в ворота, «Точный пас», «Попади в цель»

Музыкальный руководитель

Пение  

Упражнять в пении гласных и их слияний, слогов с простыми согласными звуками.

Обучать пению попевок, содержащих звукоподражания.

Музыкально-ритмические движения

Развивать моторную координацию, учить ориентироваться в пространстве.

Развивать умение выполнять танцевальные движения, согласовывая их с музыкой. Репертуар:

«Пляска с кубиками», «Пляска с ложками».

Слушание

Обучать слушанию и пониманию музыки разных жанров.

Знакомить с музыкальными формами. Репертуар: «Баю- бай», «Грибок», «Лошадка» М.Раухвергера.

«Внимательный слушатель»

Цели: развивать фонематические представления, внимание.

«Услышишь — хлопни».

Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

4. Преемственность работы педагогов

4.1 Рекомендации учителя-логопеда

1. Игры на развитие слухового восприятия

I период

II период

III период

Игра «Отгадай, что звучит?», «Чей голосок?»

Цель: определение источника звука.

Игра «Ручки-ножки»

Цель: развитие чувства ритма с помощью повторения хлопков и притопов.

Игра «Умные ножки»

Цель: развитие координации  темпа движения, шагая под звуки бубна.

Игра «Дождик»

Цель: развитие чувства ритма и темпа звукоподражания КАП-КАП.

Игра «Шумовые коробочки» (горох и гречка)

Цель: развитие умения различать и дифференцировать шумы.

Игра «Гуляем по дорожкам» (звуки долгие и короткие)

Цель: формирование умения различать короткие и долгие звук.

Игра «Приготовь одежду для Саши»

Цель: развитие умения различать и дифференцировать одежду  для мальчиков и девочек.

2. Игры на развитие фонетико-фонематической системы языка

I период

II период

III период

Игра «Сломалась машинка», «Дети заблудились», «Ослик»

Цель: преодоление твердой атаки голоса при произнесении гласных (А, АУ, ИА).

Игра: «Мамины духи»

Цель: формирование правильного вдоха, не поднимая плеч.

Игра: «Машинки заезжают на горку»

Цель: формирование правильного диафрагмального дыхания.

Захват губами салфетки, удерживание салфетки губами.

Игра «Лопающиеся пузыри»

Цель: формирование взрывного движения губами.

Игра «Домик-заборчик-целуем маму»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Игра «Кошки и котята»

Цель: формирование звукоподражания разной высоты.

Игра «Дуем на соломку, опущенную в воду»

Цель: формирование правильного диафрагмального дыхания.

Игра «Цыпленок пищит» (пи-пи, пи-пи-пи)

Цель: развитие темпа и ритма звукоподражания.

3. Игры на развитие лексико-грамматических категорий

I период

II период

III период

Игра «Один-много»

Цель: формирование умения различать слова мн.ч.  и ед.ч.

Игра «Ласковые слова»

Цель: расширение представления о уменьшительно-ласкательных суффиксах.

Игра «Чего не стало?»

Цель: развитие зрительного внимания и памяти.

Игра «Он-она»

Цель: согласование существительных с местоимениями он-она.

Определение предлогов: У, НА, ПОД

Игра «Он-она-оно»

Цель: согласование существительных с местоимениями он-она-оно.

Игра «Один-много»

Цель: формирование умения различать слова мн.ч.  и ед.ч.

Игра «Ласковые слова»

Цель: расширение представления о уменьшительно-ласкательных суффиксах.

Определение предлогов: У, ПОД, В, НА.

Игра «Посчитай!»

Цель: совершенствование навыка согласования числительного с существительным.(1дом,2дома)

4. Игры на координацию речи с движением

I период

II период

III период

Массаж ладошек. Прокатывание мяча су-джок между ладошками.

Продевание шнурка в дырочки. Раскладывание пуговиц больших и маленьких в разные коробочки.

Пальчиковая гимнастика:

«Компот», «У Лариски две редиски», «Рыбка», «За ягодами», «Кошка», «Сказка про зайцев».

Подвижная игра на координацию речь и движения: «Овощи», «Сапожник», «За грибами», «Воробушки», «На водопой», «Летучая рыбка»

Игра: «Собери бусы на елку»

Цель: нанизывание пластмассовых бусинок на шнур

Игра с пластилином и горохом. Выкладывание дорожки гороха по пластилиновой основе с речевым сопровождением.

Игра «Снежные хлопья»

Цель: отрывание маленьких кусочков бумаги с речевым сопровождением.

Сложи снежинку из палочек по конуру.

Пальчиковая гимнастика: «Снежинки», «Подарки деда мороза», «Стирка», «Кресло»

Подвижная игра на координацию речь и движения: «На горе снег, снег», «Путешествие по городу», «Поедалочка», «Пароход», «Капитан»

5.  Связная речь

I период

II период

III период

Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко «да-нет».

Формировать навык договаривания коротких слов в стихотворениях, потешках, сказках.

Примерный перечень литературных произведений: русские народные сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Колобок», «По щучьему велению», «Рукавичка», «Заюшкина избушка», стихи из альбома по звукопроизношению Датешидзе Т.А. 

Продолжать совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко «да-нет».

Продолжать формировать навык договаривания коротких слов в стихотворениях, потешках, сказках.

Совершенствовать умение употреблять существительные в Р. п. с использованием частицы НЕТ. Н-Р: Нет Томы. Нет бабы.

Совершенствовать умение употреблять глагол БУДУ и наречие НАДО. Н-р: Буду мыть. Надо мыть.

Совершенствовать умение употреблять предлоги (у, на, под, в): У мамы Томы. И т.д.

Употребление в свободной речи числительных один два.

Примерный перечень литературных произведений:

тексты из альбома по звукопроизношению Датешидзе Т.А., С. Михалков «Дядя Степа», стихи А. Барто, С. Маршака.

4.2 Рекомендации педагога-психолога

1. Игры на развитие коммуникативных учений

I период

II период

III период

– Игры, направленные на освоение совместно со взрослым способов деятельности.

Цель: способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым в игре и повседневном общении.

- Игры, направленные на освоение способов взаимодействия детей в парах под руководством взрослого.

- Игры, направленные на деление детей на пары разными способами.

Цель: развивать умения работать в паре со сверстником.

- Игры, направленные на невербальное приветствие:

дотронься до..,

послушай и угадай, отгадай, что в мешочке и др.

-Иры и упражнения на развитие базовых эмоциональных состояний (радость, грусть, гнев)

Цель: воспитывать способность к осознанию своих чувств, настроения, поведения.

- Игры, направленные на освоение совместно со взрослым способов деятельности.

- Игры и упражнения на развитие симпатии по отношению к сверстникам.

-Игры и упражнения на осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности.

Цель: помогать осваивать разные способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре и в повседневном общении.

- Игры, направленные на освоение способов взаимодействия детей в парах под руководством взрослого.

- Игры, направленные на деление детей на пары разными способами.

Цель: продолжать развивать умения работать в паре со сверстником

2. Игры на развитие познавательной  сферы

I период

II период

III период

-Игры на сравнение предметов по цвету;

- Игры, направленные на анализ объекта, состоящего из 2-х элементов, по признаку цвет.

Цель: обучать способам группировки предметов по цвету и умениям различать основные цвета.

-Игры на сравнение предметов по форме

- Игры, направленные на анализ по одному признаку (форме) из ряда предметов разных по цвету.

Цель: обучать способам группировки предметов по форме и умениям различать основные формы

-Игры, направленные на классификацию и обобщение по цвету, форме, размеру.

- Игры, направленные  на группировку предметов по размер.

- Игры, направленные на анализ по двум признакам (цвет, форма) из ряда предметов разных по цвету и форме.

- Игры: «Разбери и сложи матрешку», «Расставь матрешек по росту»,  «Вкладыши пирамидки», «Коробка форм» и др.

Цель: продолжить обучать способам группировки предметов по цвету, форме и размеру.

Игры: «Подбери заплатку к коврику», «Собери разрезные картинки (предметные, сюжетные) из 3-х, 4-х частей».

 Цель: развивать наглядно-образное мышление.

4.3 Рекомендации музыкального руководителя

                                        Преемственность  работы

                          музыкального руководителя и воспитателя

                          Игры на развитие слухового внимания

1 период

2 период

3 период

1.«Внимательный слушатель»

Цели: развивать фонематические представления, внимание.

2.«Услышишь — хлопни».

Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

1.«Запоминайка».

Цели: развивать слуховое внимание, память. 

2.«Веселые молоточки»
Цель игры: Развитие чувства ритма; развитие слухового восприятия.

                                 Игры на развитие музыкально-ритмических движений

1.«Аплодисменты»
Цель игры: развитие чувства ритма.
2.«Гусеница»
Цель игры: развитие чувства ритма, ритмического слуха.
 

«Прогулка в парке»
Цель игры: Развивать у детей чувство ритма.

1.«Веселый бубен»
Цель игры: развитие слухового внимания, развитие чувства ритма

                                           Игры на развитие певческих навыков

1.«Спой, как я».

ЦЕЛЬ: учить воспроизводить слоговой ряд со сменой ударного слога.

2. «Пропой  слова»

ЦЕЛЬ: развивать умение различать на слух и пропевать сходные по звучанию слова.

1. «Веселые матрешки»
Цель игры: Учить

различать и петь звуки по высоте.
2.  «Игра с мячом»
Цель игры: развитие творческой активности, развитие тембрового слуха

3. «Музыкальный цветок»
Цель игры: Развитие у детей музыкальной памяти, мотивации к запоминанию песен.

4.4 Рекомендации инструктора по физической культуре  

 Игры на развитие общей моторики

I период

II период

III период

«Быстро возьми- быстро положи»

Цель: развитие быстроты реакции и мелкой моторики

Простые игры-перестроения «Быстро повернись», «Ровный круг», «Ручеёк»

Цель: развитие ориентировки в пространстве

Динамика незначительная

Игровое упражнение «На «первый», «второй» - расчитайсь!»

Цель:  развитие ориентировки в пространстве при перестроении в колонны, круг

Игра «Совушка»

Цель: развитие слухового внимания и общей моторики

3.Игра «Займи место», «Возьми кеглю»

Цель: развитие быстроты реакции и ловкости

Игры на развитие основных движений

I период

II период

III период

Игра «Кто дальше?»

Цель: развитие умения прыгать в длину

Игра «Пройди по дорожке»                  

Цель: развитие сохранения равновесия при движении по уменьшенной площади опоры

Динамика положительная

1.Игры со словами «Карусель», «Море волнуется»

Цель: развитие координации речи с движением

2.Игра «Боулинг»

Цель: развитие ловкости при метании мяча в горизонтальную цель

3.Игра «Попади в обруч» (метание)

Цель: развитие ловкости при метании мяча в вертикальную цель

5 Расписание индивидуальных занятий коррекционно-развивающих занятий

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Учитель-логопед

11.35-11.45

11.45-11.55

15.30-15.40

11.35-11.45

12.00-12.10

Педагог-психолог

15.30-15.40

15.30-15.40

Воспитатель

16.30-16.40

Инструктор по физической культуре

11.15-11.25

11.10-11.25

Музыкальный руководитель

11.00-11.10

11.00-11.10

 

7. Журнал учета индивидуальных коррекционно-развивающих занятий

Дата

Время

проведения

ФИО ребенка

Педагог /

должность

Содержание работы

Список литературы:

1. Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

2. Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим

недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

3. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

4. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей

группе для детей с ОНР — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

5. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней

группе для детей с ОНР — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

6. Нищева Н. В. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у

старших дошкольников — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015

7. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Младшая группа. Домашняя тетрадь. —

СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

8. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Средняя группа. Домашняя тетрадь. —

СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

9. Нищева Н. В. Тетради для средней логопедической группы детского сада №1, № 2. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

9. Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 3 до 4 лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, =__":___Ø“2012.

10. Нищева Н. В. Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР (с 3 до 4 лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

11. Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 лет и с 5 до 6 лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

12. Нищева Н. В. Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

13. Нищева Н. В. Новые разноцветные сказки. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

14. Нищева Н. В. Развивающие сказки — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

15. Нищева Н. В. Картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой

гимнастики — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

16. Нищева Н. В. Картотека заданий для автоматизации правильного

произношения и дифференциации звуков разных групп — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2015.

17. Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей

дошкольников с ОНР — СПб.,  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

18. Нищева Н. В. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Выпуски 1, 2, 3, 4. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

19. Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации звуков. — СПб.,

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

20. Нищева Н. В. Картинки и тексты для автоматизации звуков. — СПб.,

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

21. Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. — СПб.,

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

22. Нищева Н. В. Все работы хороши. Детям о профессиях. Серия

демонстрационных картин с методическими рекомендациями. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

23. Веселая артикуляционная гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

24. Нищева Н. В. Веселая мимическая гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2013.

25. Нищева Н. В. Веселая дыхательная гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

26. Нищева Н. В. Четыре времени года. Цикл занятий по развитию речи старших дошкольников при рассматривании произведений пейзажной живописи. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

27. Нищева Н. В. Родителям о речи ребенка. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

28. Нищева Н. В. Если ребенок плохо говорит. Консультации логопеда. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

29. Верещагина Н. В. Диагностика образовательного процесса в

Средней  группе. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014

30. Дубровская Н. В. Цвет творчества. Интегрированная программа

художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

31. Гавришева Л., Нищева Н. Новые логопедические распевки. Музыкальная

пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры. Выпуск 2. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

32. Нищева Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы в детском саду. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

33. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и

перспективное планирование работы в разных возрастных группах Выпуск 1 / Cост. Н. В. Нищева. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015

34. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный коррекционно - развивающий маршрут ребёнка.

Приложение № 3 к статье "ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  МАРШРУТ  СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ       ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА&quo...

Разработка индивидуального коррекционно-развивающего образовательного маршрута ребёнка с учётом стартовых возможностей детей с ТНР (ОНР)

Коррекционно – развивающая работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в  условиях образовательного ...

индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут

индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.

иНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОНО -  РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ....