Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Совместно с педагогами составляю индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ, который испытывает существенные трудности в освоении образовательных областей адаптированной образовательной программы дошкольного образования ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_korrektsionno-razvivayushchiy_marshrut.docx | 54.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение |
«Детский сад № 31 "Колокольчик"» |
Индивидуальный коррекционно - развивающий маршрут
сопровождения ребенка с ОВЗ
на 2023 - 2024 учебный год
ФИО ребенка
Дата рождения
ЗАТО Железногорск 2023 г.
1. Общие сведения о ребенке
И.Ф. ребенка: Саша Б.
Дата рождения: 04.09.2019г.
Возраст на 31.08.2023 г. – 3 г 11 мес.
Мама:
Место работы:
Домашний адрес:
Дата поступления в ДОУ
Заключение ТПМПК № …. от 02.02.2023г.
Диагноз: ОНР I уровня речевого развития при моторной алалии
Режим пребывания: пятидневка
Рекомендации по индивидуальному коррекционно - развивающему маршруту сопровождения ребенка с ОВЗ: обучение и воспитание по адаптированной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 31 «Колокольчик»
Формы организации деятельности – индивидуальные занятия
1.2. Педагогическая характеристика
Общеобразовательную программу детского сада усваивает недостаточно по всем основным областям.
1.3 Психологическое заключение
Особенности и проблемы развития
Беспокойство вызывает отсутствие речи.
Заключение
Уровень психического развития в пределах возрастной нормы.
Данных за стойкое нарушение познавательной деятельности недостаточно.
1.4 Логопедическое представление
Логопедическое заключение ОНР1 уровня речевого развития при моторной алалии.
1.5 Ресурсные возможности и факторы риска в развитии ребёнка
Ресурсные возможности ребёнка:
-Наличие у ребёнка положительного эмоционального фона и эмоционального контакта при индивидуальной работе со значимым взрослым.
-Проявляет интерес к заданиям, предъявляемым в наглядно-действенной и игровой форме.
-Принимает направляющую, наглядно-действенную, организующую помощь взрослого и помощь в виде прямой подсказки.
-Зрительно-моторная координация развита на среднем уровне.
Коммуникативный потенциал ребёнка:
-мальчик контактный, доброжелательный;
-способен поддерживать контакт при организации взаимодействия с другими детьми;
Факторы риска:
-наличие перинатального поражения центральной нервной системы, моторная алалия;
-индивидуальная социальная ситуация развития
- Карта индивидуального сопровождения
- «Целевой блок»
Выписка из протокола психолого-медико-педагогического консилиума МБДОУ № 31 «Колокольчик»» № 1 от 05.10.2023 г.
Цель:
Организация системы комплексной помощи ребенку с ОНР 1 уровня при моторной алалии, в освоении адаптированной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 31»Колокольчик».
Задачи:
1.Развивать речевую инициативу, создавать мотивации к речевой деятельности с обогащением активного и пассивного словаря.
2. Развивать познавательные процессы и коммуникативные умения, необходимые для развития общения.
3. Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира
4. Развивать и совершенствовать двигательные умения, координацию движений и ориентировку в пространстве.
5. Развивать музыкально – сенсорные способности
Педагоги участвующие в реализации индивидуального коррекционно-развивающего маршрута сопровождения:
Ведущий специалист – учитель-логопед Лаптева Е.М.
Педагог-психолог Литвиненко Н.В.
Инструктор по физической культуре Ковальчук Л.А.
Музыкальный руководитель Радушинская А.А.
Воспитатель: Проворных С.В.
2.2. Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы
Речевое развитие
Ребенок овладевает умением:
- проявлять речевую активность;
- вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;
- понимать названия действий предметов и признаков предметов;
- показывать по просьбе взрослого части тела и лица, части и детали машинки, стула;
- понимать двухступенчатую инструкцию;
- называть предметы, объекты, изображенные на картинке, и действия ими совершаемые;
- принимать участие в диалоге;
- общаться с помощью простых предложений, состоящих из 2-3 слов;
- правильно произносить гласные и простые согласные;
- правильно произносить существительные в именительном падеже единственного и множественного числа;
- правильно произносить существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом –ик;
- правильно произносить глаголы повелительного наклонения (иди), изъявительного наклонения (иду), возвратные (боюсь);
- правильно произносить местоимения и простые предлоги.
Физическое развитие:
Ребенок овладевает умением:
- совершать прыжки на месте на двух ногах и прыжки в длину с места на 50 см;
- лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чередующимся шагом;
- ходить и бегать с преодолением препятствий;
- бросать мяч от груди, из-за головы, снизу и ловить его;
- выполнять перестроения;
- делать упражнения с музыкальным и речевым сопровождением;
- снимать мышечное и эмоциональное напряжение;
- соблюдать правила по техники безопасности.
Музыкальное развитие:
Ребенок овладевает умением:
- слушать музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них;
- выполнять упражнения с музыкальным и речевым сопровождением;
- подпевать несложные песенки;
- различать громкую и тихую музыку;
- воспроизводить простой ритм;
- двигаться в соответствии с темпом и характером музыки.
Познавательное развитие
Ребенок овладевает умением:
-соотносить основные цвета, геометрические формы и фигуры;
-ориентироваться в пространстве и схеме собственного тела;
-обобщать понятия и классифицировать предметы и объекты по определенным признакам;
-устанавливать связь между явлениями природы и применять правила поведения в природной среде
Социально-коммуникативное развитие
Ребенок овладевает умением:
-соблюдать элементарные нормы и правила поведения;
-регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил;
проявлять волевые усилия в игровой деятельности и образовательной ситуации.
2.3 «Логопедический блок»
I период | II период | III период | |
Звукопроизношение | 1.Формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох. 2.Развивать длительность речевого выдоха. 3.Развивать силу, динамику и модуляцию голоса. 4.Развивать подражание речевым звукам. 5.Активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить артикулирование (четкость произношения) гласных звуков: а, о, у, и, а также согласного звука раннего онтогенеза Н. | (Динамика недостаточная) 1.Продолжать формировать речевое диафрагмальное дыхание, длительный ротовой и речевой выдох. 2.Продолжать развивать силу, динамику и модуляцию голоса. 3. Продолжать работу по активизации и совершенствование движений артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений. 4.Формировать правильное произношение согласных звуков: П - ПЬ; Б - БЬ, Т - ТЬ, Д - ДЬ, Х - ХЬ. | |
Лексический запас | 1.Работать над накоплением пассивного словаря, усвоением слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов согласно тематического планирования. 2.Формировать понимание обобщающих слов. 3.Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением. 4.Формировать понимание предлога У, НА, ПОД. | (Динамика положительная) 1.Продолжать работу над накоплением пассивного словаря согласно тематическому планированию. 2.Продолжать формировать понимание обобщающих слов. 3.Продолжать формировать понимание простых предлогов: У, НА, ПОД, В, ИЗ 4.Продолжать совершенствовать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением. 5. Формировать понятие слово и умение оперировать им. | |
Грамматический строй речи | 1.Формировать понимание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: нога-ножка. 2.Формировать понимание сущ-х множественного числа с окончаниями ы-и. 3.Совершенствовать понимание предложения существительное + глагол. | (Динамика недостаточная) 1.Продолжать формировать понимание сущ-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сущ-х множественного числа с окончаниями ы-и. 2.Формировать понимание косвенных вопросов: Кого? Кому? Где? На чем? Где? 3.Совершенствовать понимание предложения существительное + глагол + существительное. | |
Связная речь | 1.Воспитывать потребность в речевом общении. 2.Формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослым гласные звуки, короткие слова и словосочетания в потешках и стихотворениях (А, У, О, И, АУ, УА, НА, НО, НУ, НЕ, НИ; На, Нина. Ну, Нина. Но, Нина). | (Динамика недостаточная) 1.Продолжать формировать потребность в общении. 2.Совершенствовать умение заканчивать фразу, договаривая за взрослым слова и словосочетания в стихотворениях: На, мама. На, мяу. На, ме. На, папа. На, баба. На, Боба. Бам - бам. Бум - бум. Тома иди. Дима идет. Дед дома. Баба дома. Томы нет дома. Дима ходит. Одно ухо, два уха. | |
Фонематическое восприятие | 1.Воспитывать внимание к звуковой стороне речи. 2.Формировать умение различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а], [у] — [а], [и] — [у], [э] — [о], [и] — [о], [э]— [у]; гласные, близкие по артикуляции: [у]—[о]. 3.Учить дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [б]—[н], [м]—[т], [п]—[г] и т. п. 4.Формировать умение различать слова, сходные по звучанию (кот — кит, бочка — точка, миска — киска). | (Динамика недостаточная) 1.Продолжать совершенствовать умение дифференцировать согласные звуки раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [б]—[н], [м]—[т], [п]—[д] и т. п. 2.Продолжать формировать умение различать слова, сходные по звучанию. 3.Развивать внимание к звукослоговой структуре слова в упражнениях на различение длинных и коротких слов; на простукивание, прохлопывание, протопывание слогового рисунка слова. |
2.4 «Психологический блок»
Коммуникативные умения | I период | II период | III период |
Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым в игре и повседневном общении – освоение совместно со взрослым способов деятельности Развивать умения работать в паре со сверстником - освоение способов взаимодействия детей в парах под руководством взрослого - деление детей на пары разными способами воспитывать способность к осознанию своих чувств, настроения, поведения. - Невербальное приветствие, дотронься до.., послушай и угадай, отгадай, что в мешочке и др. -игры и упражнения на развитие базовых эмоциональных состояний (радость, грусть, гнев) | Динамика незначительная Помогать осваивать разные способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре и в повседневном общении. - продолжать освоение совместно со взрослым способов деятельности - игры и упражнения на развитие симпатии по отношению к сверстникам -игры и упражнения на осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности Продолжать развивать умения работать в паре со сверстником - освоение способов взаимодействия детей в парах под руководством взрослого - деление детей на пары разными способами | ||
Познавательная сфера | Обучать способам группировки предметов по цвету и умениям различать основные цвета -игры на сравнение предметов по цвету - анализ объекта , состоящему из 2-х элементов, по признаку цвет Обучать способам группировки предметов по форме и умениям различать основные формы -игры на сравнение предметов по форме - анализ по одному признаку (форме) из ряда предметов разных по цвету | Динамика незначительная Продолжить обучать способам группировки предметов по цвету, форме и размеру -классификация и обобщение по цвету, форме, размеру - группировка предметов по размеру - анализ по двум признакам (цвет, форма)из ряда предметов разных по цвету и форме; - разбери и сложи матрешку поставь ее по росту, вкладыши пирамидка, коробка форм и др. Развивать наглядно-образное мышление Разрезные картинки из 3-х, 4-х частей, подбери заплатку к коврику, сюжетные картинки |
2.5 «Педагогический блок»
Образовательная область | I период | II период | III период |
Социально – коммуникативное развитие | Активизировать игровую деятельность, развивать имитационные и творческие способности, наблюдательность, подражательность. Совершенствовать навыки адекватного поведения в различных ситуациях. Продолжать полоролевое воспитание. Воспитывать уважительные отношения к сверстникам своего и противоположного пола. Совершенствовать навыки самообслуживания, аккуратности, опрятности. Совершенствовать навык безопасного поведения дома, в детском саду. Формировать навыки поведения с незнакомыми людьми. | Динамика положительная. Обогащать социальный опыт и развивать социальные отношения в игре на основе осмысления профессиональной деятельности взрослых. Воспитывать вежливость, отзывчивость, скромность. Углублять представления о своей семье, её членах и её истории. Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться, выполнять поручения взрослых, помогать старшим и друг другу. Совершенствовать представления о Правилах дорожного движения. | |
Познавательное развитие | Осуществлять освоение сенсорных эталонов (цвета, формы, размера) на основе развития образной категоризации. Формировать умение ориентироваться в групповом помещении, помещении детского сада, на участке. Формировать навыки счета в пределах пяти с участием слухового, зрительного и двигательного анализатора. | Динамика положительная. Продолжать осуществлять освоение оттеночных цветов. .Формировать представление о мире предметов, необходимых человеку. Формировать умение соотносить количество и цифру в пределах 5. | |
Художественно – эстетическое развитие | Совершенствовать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками (2-4части со всеми видами разреза), простыми пазлами, кубиками с картинками. Закрепить умение правильно держать карандаш, кисть, правильно использовать их при создании изображения. Формировать умение слушать сказки, рассказы, стихи, произведения малых фольклорных форм. | Динамика положительная. Формировать навыки сооружения построек по образцу и алгоритму из крупного и мелкого строительного материала с использованием деталей разных цветов. Закрепить умение правильно закрашивать изображения, проводя линии и штрихи только в одном направлении и не выходя за контур изображения. Совершенствовать навык рассматривания иллюстраций к литературным произведениям. |
2.6 «Блок музыкального развития»
I период | II период | III период | |
Пение | 1.Упражнять в пении гласных и их слияний, слогов с простыми согласными звуками. 2.Обучать пению попевок, содержащих звукоподражания. | Динамика незначительная 1.Продолжить обучение пению попевок, содержащих звукоподражания. 2.Развивать умение подпевать простейшие мелодии на гласные звуки. Репертуар:Г.Вихарева «Мишка», «Слон» | |
Музыкально-ритмические движения | 1.Развивать моторную координацию, учить ориентироваться в пространстве. 2.Развивать умение выполнять танцевальные движения, согласовывая их с музыкой. Репертуар: «Пляска с кубиками», «Пляска с ложками». | Динамика незначительная 1.Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. 2.Развивать умение ритмично выполнять танцевальные движения, согласовывая их с характером, темпом и тембром. Репертуар: «Пляска с погремушками», «Игра – пляска». | |
Слушание музыки | 1.Обучать слушанию и пониманию музыки разных жанров. Знакомить с музыкальными формами. Репертуар: «Баю- бай», «Грибок», «Лошадка» М. Раухвергера. | Динамика положительная 1.Знакомить с музыкальными формами, обучать умению дослушать до конца произведение. 2.Формировать умение различать звучание музыкальных игрушек, ДМИ. Репертуар: «Колыбельная» А. Гречанинов. «Болезнь куклы» П. Чайковский. |
2.7 «Блок физического развития»
I период | II период | III период | |||
Общая моторика | 1.Развивать мелкую моторику пальцев рук. 2.Развивать слуховое внимание и общую моторику. 3.Формировать умение снимать мышечное и эмоционального напряжения. | Динамика недостаточная. 1.Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук. 2. Развивать двигательную фантазию и зрительную память. 3. Развивать координации движения с речью. 4. Развивать ловкости и быстроту. | |||
I период | II период | III период | |||
Развитие основных движений | 1.Развивать прыжковые навыки и умения. 2.Развивать чувство равновесия при движении по уменьшенной площади опоры. 3.Развивать ловкость при отбивании мяча от пола. | Динамика недостаточная. 1.Продолжать развивать прыжковые навыки и умения. 2.Развивать ориентировку в пространстве. 3.Развивать глазомер и меткость при перебрасывании мяча друг другу. 4.Развивать ловкость при подъеме и спуске по гимнастической стенке. |
3.Содержание коррекционно-развивающей работы
на I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Направления работы | Коррекционно-развивающие задачи | Рекомендованные игры и задания |
Учитель-логопед | ||
Звукопроизношение | 1.Формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох. 2.Развивать длительность речевого выдоха. 3.Развивать силу, динамику и модуляцию голоса. 4.Развивать подражание речевым звукам. 5.Активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить артикулирование (четкость произношения) гласных звуков: а, о, у, и, а также согласного звука раннего онтогенеза Н. | Артикуляционная гимнастика, применение элементов биоэнергопластики, дыхательная гимнастика, постановка звуков раннего онтогенеза. Игра «Отгадай, что звучит?», «Чей голосок?» (определение источника звука). Игра «Ручки-ножки» (повторения хлопков и притопов). Игра «Умные ножки»,шагая под звуки бубна. Игра «Дождик» (звукоподражания КАП-КАП). |
Лексическо- грамматический строй речи | 1.Работать над накоплением пассивного словаря, усвоением слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов согласно тематического планирования. 2.Формировать понимание обобщающих слов. 3.Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением. 4.Формировать понимание предлога У, НА, ПОД. 5.Формировать понимание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: нога-ножка. 6.Формировать понимание сущ-х множественного числа с окончаниями ы-и. 7.Совершенствовать понимание предложения существительное + глагол. | Игра «Один-много» Игра «Ласковые слова» Игра «Чего не стало?» Игра «Он-она» Определение предлогов: У, НА, ПОД. |
Связная речь | 1.Воспитывать потребность в речевом общении. 2.Формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослым гласные звуки, короткие слова и словосочетания в потешках и стихотворениях (А, У, О, И, АУ, УА, НА, НО, НУ, НЕ, НИ; На, Нина. Ну, Нина. Но, Нина). | Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко «да-нет». Формировать навык договаривания коротких слов в стихотворениях, потешках, сказках. Примерный перечень литературных произведений: русские народные сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Колобок», «По щучьему велению», «Рукавичка», «Заюшкина избушка», стихи из альбома по звукопроизношению Датешидзе Т.А |
Фонематическое восприятие | 1.Воспитывать внимание к звуковой стороне речи. 2.Формировать умение различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а], [у] — [а], [и] — [у], [э] — [о], [и] — [о], [э]— [у]; гласные, близкие по артикуляции: [у]—[о]. 3.Учить дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [б]—[н], [м]—[т], [п]—[г] и т. п. 4.Формировать умение различать слова, сходные по звучанию (кот — кит, бочка — точка, миска — киска). | «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот», «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный мешочек», «Что в мешочке» и т. п |
Педагог-психолог | ||
Коммуникативные умения | Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым в игре и повседневном общении – освоение совместно со взрослым способов деятельности Развивать умения работать в паре со сверстником - освоение способов взаимодействия детей в парах под руководством взрослого - деление детей на пары разными способами воспитывать способность к осознанию своих чувств, настроения, поведения. - Невербальное приветствие, дотронься до..,послушай и угадай, отгадай, что в мешочке и др. -игры и упражнения на развитие базовых эмоциональных состояний (радость, грусть, гнев) | Игры, направленные на освоение совместно со взрослым способов деятельности. Цель: способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым в игре и повседневном общении. - Игры, направленные на освоение способов взаимодействия детей в парах под руководством взрослого. - Игры, направленные на деление детей на пары разными способами. Цель: развивать умения работать в паре со сверстником. - Игры, направленные на невербальное приветствие: дотронься до.., послушай и угадай, отгадай, что в мешочке и др. -Иры и упражнения на развитие базовых эмоциональных состояний (радость, грусть, гнев) Цель: воспитывать способность к осознанию своих чувств, настроения, поведения. |
Познавательная сфера | Обучать способам группировки предметов по цвету и умениям различать основные цвета -игры на сравнение предметов по цвету - анализ объекта , состоящему из 2-х элементов, по признаку цвет Обучать способам группировки предметов по форме и умениям различать основные формы -игры на сравнение предметов по форме - анализ по одному признаку (форме) из ряда предметов разных по цвету | Игры на сравнение предметов по цвету; - Игры, направленные на анализ объекта, состоящего из 2-х элементов, по признаку цвет. Цель: обучать способам группировки предметов по цвету и умениям различать основные цвета. -Игры на сравнение предметов по форме - Игры, направленные на анализ по одному признаку (форме) из ряда предметов разных по цвету. Цель: обучать способам группировки предметов по форме и умениям различать основные формы |
Воспитатель | ||
Социально-коммуникативное | Активизировать игровую деятельность, развивать имитационные и творческие способности, Воспитывать уважительные отношения к сверстникам своего и противоположного пола. Совершенствовать навыки самообслуживания, аккуратности, опрятности. Совершенствовать навык безопасного поведения дома, в детском саду. Формировать навыки поведения с незнакомыми людьми. | инсценировка с игрушками, игры с пальчиками, драматизация сказок, показывание сказки на коврографе, импровизация, ряжение, этюды на эмоции. настольно-печатные игры: «Разрезные картинки», пазлы, «Парочки», «Парные картинки», лото «Игрушки», лото «Магазин» (игрушки, обувь, одежда, посуда). сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Шоферы», «Магазин», «На приеме у врача» |
Познавательное | Осуществлять освоение сенсорных эталонов (цвета, формы, размера) на основе развития образной категоризации. Формировать умение ориентироваться в групповом помещении, помещении детского сада, на участке. Формировать навыки счета в пределах пяти с участием слухового, зрительного и двигательного анализатора. | «Волшебный мешочек», «Обведи пальчиком», «Узнай на ощупь», «Разрезные картинки», «Собери пупса», «Разноцветные домики» (группировка предметов по определенному признаку), «Сложи квадрат», «Сложи круг» (2—4 части), «Логические цепочки» (для самых маленьких), «Большой и маленький», «Дорожки» (длинный и короткий |
Художественно-эстетическое | Совершенствовать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками (2-4части со всеми видами разреза), простыми пазлами, кубиками с картинками. Закрепить умение правильно держать карандаш, кисть, правильно использовать их при создании изображения. Формировать умение слушать сказки, рассказы, стихи, произведения малых фольклорных форм. | Занимательные задания и упражнения «Смотай ленту», «Собери бусы», «Найди такой же», «На что похоже?», «Чего не хватает?», «Сложи листик» Примерный перечень литературных произведений: русские народные сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Колобок», «По щучьему велению», «Рукавичка», «Заюшкина избушка», стихи из альбома по звукопроизношению Датешидзе Т.А |
Инструктор по физической культуре | ||
Общая моторика | Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать слуховое внимание и общую моторику. Формировать умение снимать мышечное и эмоционального напряжения. | «Быстро возьми- быстро положи» Цель: развитие быстроты реакции и мелкой моторики Простые игры-перестроения «Быстро повернись», «Ровный круг», «Ручеёк» Цель: развитие ориентировки в пространстве «Догони мяч», «Найди свой домик» |
Развитие основных движений | Развивать прыжковые навыки и умения. Развивать чувство равновесия при движении по уменьшенной площади опоры. Развивать ловкость при отбивании мяча от пола. | Игра «Кто дальше?» Цель: развитие умения прыгать в длину Игра «Пройди по дорожке» Цель: развитие сохранения равновесия при движении по уменьшенной площади опоры Катяние мяча в ворота, «Точный пас», «Попади в цель» |
Музыкальный руководитель | ||
Пение | Упражнять в пении гласных и их слияний, слогов с простыми согласными звуками. Обучать пению попевок, содержащих звукоподражания. | |
Музыкально-ритмические движения | Развивать моторную координацию, учить ориентироваться в пространстве. Развивать умение выполнять танцевальные движения, согласовывая их с музыкой. Репертуар: «Пляска с кубиками», «Пляска с ложками». | |
Слушание | Обучать слушанию и пониманию музыки разных жанров. Знакомить с музыкальными формами. Репертуар: «Баю- бай», «Грибок», «Лошадка» М.Раухвергера. | «Внимательный слушатель» Цели: развивать фонематические представления, внимание. «Услышишь — хлопни». Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. |
4. Преемственность работы педагогов
4.1 Рекомендации учителя-логопеда
1. Игры на развитие слухового восприятия | ||
I период | II период | III период |
Игра «Отгадай, что звучит?», «Чей голосок?» Цель: определение источника звука. Игра «Ручки-ножки» Цель: развитие чувства ритма с помощью повторения хлопков и притопов. Игра «Умные ножки» Цель: развитие координации темпа движения, шагая под звуки бубна. Игра «Дождик» Цель: развитие чувства ритма и темпа звукоподражания КАП-КАП. | Игра «Шумовые коробочки» (горох и гречка) Цель: развитие умения различать и дифференцировать шумы. Игра «Гуляем по дорожкам» (звуки долгие и короткие) Цель: формирование умения различать короткие и долгие звук. Игра «Приготовь одежду для Саши» Цель: развитие умения различать и дифференцировать одежду для мальчиков и девочек. | |
2. Игры на развитие фонетико-фонематической системы языка | ||
I период | II период | III период |
Игра «Сломалась машинка», «Дети заблудились», «Ослик» Цель: преодоление твердой атаки голоса при произнесении гласных (А, АУ, ИА). Игра: «Мамины духи» Цель: формирование правильного вдоха, не поднимая плеч. Игра: «Машинки заезжают на горку» Цель: формирование правильного диафрагмального дыхания. | Захват губами салфетки, удерживание салфетки губами. Игра «Лопающиеся пузыри» Цель: формирование взрывного движения губами. Игра «Домик-заборчик-целуем маму» Цель: развитие артикуляционной моторики. Игра «Кошки и котята» Цель: формирование звукоподражания разной высоты. Игра «Дуем на соломку, опущенную в воду» Цель: формирование правильного диафрагмального дыхания. Игра «Цыпленок пищит» (пи-пи, пи-пи-пи) Цель: развитие темпа и ритма звукоподражания. | |
3. Игры на развитие лексико-грамматических категорий | ||
I период | II период | III период |
Игра «Один-много» Цель: формирование умения различать слова мн.ч. и ед.ч. Игра «Ласковые слова» Цель: расширение представления о уменьшительно-ласкательных суффиксах. Игра «Чего не стало?» Цель: развитие зрительного внимания и памяти. Игра «Он-она» Цель: согласование существительных с местоимениями он-она. Определение предлогов: У, НА, ПОД | Игра «Он-она-оно» Цель: согласование существительных с местоимениями он-она-оно. Игра «Один-много» Цель: формирование умения различать слова мн.ч. и ед.ч. Игра «Ласковые слова» Цель: расширение представления о уменьшительно-ласкательных суффиксах. Определение предлогов: У, ПОД, В, НА. Игра «Посчитай!» Цель: совершенствование навыка согласования числительного с существительным.(1дом,2дома) | |
4. Игры на координацию речи с движением | ||
I период | II период | III период |
Массаж ладошек. Прокатывание мяча су-джок между ладошками. Продевание шнурка в дырочки. Раскладывание пуговиц больших и маленьких в разные коробочки. Пальчиковая гимнастика: «Компот», «У Лариски две редиски», «Рыбка», «За ягодами», «Кошка», «Сказка про зайцев». Подвижная игра на координацию речь и движения: «Овощи», «Сапожник», «За грибами», «Воробушки», «На водопой», «Летучая рыбка» | Игра: «Собери бусы на елку» Цель: нанизывание пластмассовых бусинок на шнур Игра с пластилином и горохом. Выкладывание дорожки гороха по пластилиновой основе с речевым сопровождением. Игра «Снежные хлопья» Цель: отрывание маленьких кусочков бумаги с речевым сопровождением. Сложи снежинку из палочек по конуру. Пальчиковая гимнастика: «Снежинки», «Подарки деда мороза», «Стирка», «Кресло» Подвижная игра на координацию речь и движения: «На горе снег, снег», «Путешествие по городу», «Поедалочка», «Пароход», «Капитан» | |
5. Связная речь | ||
I период | II период | III период |
Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко «да-нет». Формировать навык договаривания коротких слов в стихотворениях, потешках, сказках. Примерный перечень литературных произведений: русские народные сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Колобок», «По щучьему велению», «Рукавичка», «Заюшкина избушка», стихи из альбома по звукопроизношению Датешидзе Т.А. | Продолжать совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко «да-нет». Продолжать формировать навык договаривания коротких слов в стихотворениях, потешках, сказках. Совершенствовать умение употреблять существительные в Р. п. с использованием частицы НЕТ. Н-Р: Нет Томы. Нет бабы. Совершенствовать умение употреблять глагол БУДУ и наречие НАДО. Н-р: Буду мыть. Надо мыть. Совершенствовать умение употреблять предлоги (у, на, под, в): У мамы Томы. И т.д. Употребление в свободной речи числительных один два. Примерный перечень литературных произведений: тексты из альбома по звукопроизношению Датешидзе Т.А., С. Михалков «Дядя Степа», стихи А. Барто, С. Маршака. |
4.2 Рекомендации педагога-психолога
1. Игры на развитие коммуникативных учений | ||
I период | II период | III период |
– Игры, направленные на освоение совместно со взрослым способов деятельности. Цель: способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым в игре и повседневном общении. - Игры, направленные на освоение способов взаимодействия детей в парах под руководством взрослого. - Игры, направленные на деление детей на пары разными способами. Цель: развивать умения работать в паре со сверстником. - Игры, направленные на невербальное приветствие: дотронься до.., послушай и угадай, отгадай, что в мешочке и др. -Иры и упражнения на развитие базовых эмоциональных состояний (радость, грусть, гнев) Цель: воспитывать способность к осознанию своих чувств, настроения, поведения. | - Игры, направленные на освоение совместно со взрослым способов деятельности. - Игры и упражнения на развитие симпатии по отношению к сверстникам. -Игры и упражнения на осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности. Цель: помогать осваивать разные способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре и в повседневном общении. - Игры, направленные на освоение способов взаимодействия детей в парах под руководством взрослого. - Игры, направленные на деление детей на пары разными способами. Цель: продолжать развивать умения работать в паре со сверстником | |
2. Игры на развитие познавательной сферы | ||
I период | II период | III период |
-Игры на сравнение предметов по цвету; - Игры, направленные на анализ объекта, состоящего из 2-х элементов, по признаку цвет. Цель: обучать способам группировки предметов по цвету и умениям различать основные цвета. -Игры на сравнение предметов по форме - Игры, направленные на анализ по одному признаку (форме) из ряда предметов разных по цвету. Цель: обучать способам группировки предметов по форме и умениям различать основные формы | -Игры, направленные на классификацию и обобщение по цвету, форме, размеру. - Игры, направленные на группировку предметов по размер. - Игры, направленные на анализ по двум признакам (цвет, форма) из ряда предметов разных по цвету и форме. - Игры: «Разбери и сложи матрешку», «Расставь матрешек по росту», «Вкладыши пирамидки», «Коробка форм» и др. Цель: продолжить обучать способам группировки предметов по цвету, форме и размеру. Игры: «Подбери заплатку к коврику», «Собери разрезные картинки (предметные, сюжетные) из 3-х, 4-х частей». Цель: развивать наглядно-образное мышление. |
4.3 Рекомендации музыкального руководителя
Преемственность работы музыкального руководителя и воспитателя | ||
Игры на развитие слухового внимания | ||
1 период | 2 период | 3 период |
1.«Внимательный слушатель» Цели: развивать фонематические представления, внимание. 2.«Услышишь — хлопни». Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. | 1.«Запоминайка». Цели: развивать слуховое внимание, память. 2.«Веселые молоточки» | |
Игры на развитие музыкально-ритмических движений | ||
1.«Аплодисменты» «Прогулка в парке» | 1.«Веселый бубен» | |
Игры на развитие певческих навыков | ||
1.«Спой, как я». ЦЕЛЬ: учить воспроизводить слоговой ряд со сменой ударного слога. 2. «Пропой слова» ЦЕЛЬ: развивать умение различать на слух и пропевать сходные по звучанию слова. | 1. «Веселые матрешки» различать и петь звуки по высоте. 3. «Музыкальный цветок» |
4.4 Рекомендации инструктора по физической культуре
Игры на развитие общей моторики | ||
I период | II период | III период |
«Быстро возьми- быстро положи» Цель: развитие быстроты реакции и мелкой моторики Простые игры-перестроения «Быстро повернись», «Ровный круг», «Ручеёк» Цель: развитие ориентировки в пространстве | Динамика незначительная Игровое упражнение «На «первый», «второй» - расчитайсь!» Цель: развитие ориентировки в пространстве при перестроении в колонны, круг Игра «Совушка» Цель: развитие слухового внимания и общей моторики 3.Игра «Займи место», «Возьми кеглю» Цель: развитие быстроты реакции и ловкости | |
Игры на развитие основных движений | ||
I период | II период | III период |
Игра «Кто дальше?» Цель: развитие умения прыгать в длину Игра «Пройди по дорожке» Цель: развитие сохранения равновесия при движении по уменьшенной площади опоры | Динамика положительная 1.Игры со словами «Карусель», «Море волнуется» Цель: развитие координации речи с движением 2.Игра «Боулинг» Цель: развитие ловкости при метании мяча в горизонтальную цель 3.Игра «Попади в обруч» (метание) Цель: развитие ловкости при метании мяча в вертикальную цель |
5 Расписание индивидуальных занятий коррекционно-развивающих занятий
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | |
Учитель-логопед | 11.35-11.45 | 11.45-11.55 | 15.30-15.40 | 11.35-11.45 | 12.00-12.10 |
Педагог-психолог | 15.30-15.40 | 15.30-15.40 | |||
Воспитатель | 16.30-16.40 | ||||
Инструктор по физической культуре | 11.15-11.25 | 11.10-11.25 | |||
Музыкальный руководитель | 11.00-11.10 | 11.00-11.10 |
7. Журнал учета индивидуальных коррекционно-развивающих занятий
Дата | Время проведения | ФИО ребенка | Педагог / должность | Содержание работы |
Список литературы:
1. Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
2. Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим
недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
3. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
4. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей
группе для детей с ОНР — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
5. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней
группе для детей с ОНР — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
6. Нищева Н. В. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у
старших дошкольников — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
7. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Младшая группа. Домашняя тетрадь. —
СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
8. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Средняя группа. Домашняя тетрадь. —
СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
9. Нищева Н. В. Тетради для средней логопедической группы детского сада №1, № 2. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
9. Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 3 до 4 лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, =__":___Ø“2012.
10. Нищева Н. В. Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР (с 3 до 4 лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
11. Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 лет и с 5 до 6 лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
12. Нищева Н. В. Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
13. Нищева Н. В. Новые разноцветные сказки. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
14. Нищева Н. В. Развивающие сказки — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
15. Нищева Н. В. Картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой
гимнастики — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
16. Нищева Н. В. Картотека заданий для автоматизации правильного
произношения и дифференциации звуков разных групп — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2015.
17. Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей
дошкольников с ОНР — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
18. Нищева Н. В. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Выпуски 1, 2, 3, 4. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
19. Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации звуков. — СПб.,
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
20. Нищева Н. В. Картинки и тексты для автоматизации звуков. — СПб.,
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
21. Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. — СПб.,
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
22. Нищева Н. В. Все работы хороши. Детям о профессиях. Серия
демонстрационных картин с методическими рекомендациями. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
23. Веселая артикуляционная гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
24. Нищева Н. В. Веселая мимическая гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2013.
25. Нищева Н. В. Веселая дыхательная гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
26. Нищева Н. В. Четыре времени года. Цикл занятий по развитию речи старших дошкольников при рассматривании произведений пейзажной живописи. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
27. Нищева Н. В. Родителям о речи ребенка. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
28. Нищева Н. В. Если ребенок плохо говорит. Консультации логопеда. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
29. Верещагина Н. В. Диагностика образовательного процесса в
Средней группе. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014
30. Дубровская Н. В. Цвет творчества. Интегрированная программа
художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
31. Гавришева Л., Нищева Н. Новые логопедические распевки. Музыкальная
пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры. Выпуск 2. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
32. Нищева Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы в детском саду. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
33. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и
перспективное планирование работы в разных возрастных группах Выпуск 1 / Cост. Н. В. Нищева. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
34. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут "Развитие свойств внимания (устойчивость)
Развитие устойчивости внимания для детей 5-7 лет...
Индивидуальный коррекционно - развивающий маршрут ребёнка.
Приложение № 3 к статье "ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА&quo...
Разработка индивидуального коррекционно-развивающего образовательного маршрута ребёнка с учётом стартовых возможностей детей с ТНР (ОНР)
Коррекционно – развивающая работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного ...
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут
старший возраст...
индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут
индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.
иНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ....