«Современные представления о процессе обучения детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»
статья на тему

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смыслов, человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. А.Н.Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущей личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

 «Современные представления о процессе обучения детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смыслов, человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. А.Н.Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущей личности. Называя первые семь лет жизни периодом «очеловечивания», он особо подчеркивал, что именно в это время происходит овладение необходимыми родовыми человеческими признаками – членораздельной речью, специфическими формами поведения, способностью к продуктивным видам деятельности. Очень важно, что в этот знаменательный период жизни возникает и интенсивно развивается способность к знаковому преобразованию действительности, знаковому мышлению (мышлению человеческого типа). Поэтому так остро стоит проблема оказания помощи ребенку именно в ранние периоды жизни.

В течение тридцати лет в нашей стране ведется интенсивное изучение особенностей психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью, поиски организационных форм их воспитания и обучения, разработка новых коррекционных технологий. Убедительно доказано, что раннее включение этих детей в систему коррекционно-развивающей работы приводит к тому, что они оказываются способны овладеть способами общения, специфическими для детства видами продуктивной деятельности, свойственными только человеку формами поведения. При этом меняется весь их личностный облик.

В настоящее время в системе образования существуют разнообразные формы оказания квалифицированной коррекционной помощи детям с проблемами в интеллектуальном развитии. Это:

- ДОУ компенсирующего вида;

- ДОУ комбинированного вида;

- коррекционных детских домах;

- дошкольных отделениях при специальных (коррекционных) школах;

- реабилитационных центрах и центрах коррекции;

- консультативных группах в ДОУ компенсирующего вида;

- форме надомного воспитании (для детей с ослабленным здоровьем и со сложными нарушениями в развитии).

В них осуществляется комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение каждого ребенка в соответствии с нормальными документами, действующими на территории в России.

Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют самую представительную группу среди “проблемных” детей. В подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Деструктивное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка – потребностно-мотивационная, социально-личностная, двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также сенсорные процессы, мышление, речь, память, внимание, деятельность, поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех психических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности развития.

Специальные исследования показали, что отсутствие квалифицированной коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью в сензитивные периоды, какими являются раннее и дошкольное детство, приводит к возникновению вторичных нарушений в развитии (Л.С.Выготский квалифицировал их как социальные). Эти вторичные нарушения с началом школьного обучения приобретает характер школьной дезадаптации, которая рассматривается как дезадаптация социальная. В ее основе лежит не один, а множество факторов. Это факторы, действующие на уровне психобиологических предпосылок и затрудняющие социальную адаптацию индивида, а также психолого-педагогические, социально-психологические, личностные, социально-экономические факторы.

В 1976 году в лаборатории воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста НИИ дефектологии АПН СССР под руководством проф. Н.Г.Морозовой был разработан проект программы воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта, а в 1983 (после значительной переработки проекта) О.П.Гаврилушкиной и Н.Д.Соколовой создана программа, которая была опубликована в 1991 году1. Её появление было важным шагом в становлении системы специального дошкольного воспитания в нашей стране. В соответствии этой программой работали все специализированные учреждения не только в России, но и республиках, которые теперь стали странами ближнего зарубежья. Со времени её создания прошло почти двадцать лет. И до сих пор она остается единственной программой для детей с умственной отсталостью.

Однако за это время произошли значительные перемены в обществе, изменилось не только отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с интеллектуальной недостаточностью, но и взгляды на возможности их умственного и социального развития. В современных теоретических и прикладных исследованиях в области специальной психологии и коррекционной педагогики, а также в педагогической практике получены новые данные об особенностях развития детей с интеллектуальной недостаточностью и разработаны новые коррекционные технологии. Все эти достижения науки и практики должны найти отражение в программно-методических документах, регламентирующих работу ДОУ, где воспитываются дети с проблемами в интеллектуальном развитии. В первую очередь – в программе, так как «Программах» 1991 года уже не вполне соответствует требованиям сегодняшнего дня. В новой программе должны быть отражены современные прогрессивные тенденции развития дошкольного образования в России - его гуманизацию, создание модели личностно ориентированного воспитания, изменение содержания и форм взаимодействия взрослых с детьми в педагогическом процессе и др.). При создании новой комплексной коррекционной «Программы» авторы стремились сохранить то положительное, что было предложено в «Программах» 1991, а также широко использовали опыт собственной научной и педагогической деятельности, передовой педагогический опыт, накопленный в дошкольных учреждениях за последние десятилетия.

Многочисленные исследования, проведенные в области специальной психологии и коррекционной педагогики, показали, что необучаемых детей нет. Раннее начало коррекционной работы с ребенком позволяет максимально скорригировать дефект и предотвратить вторичные отклонения.

Развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью определяется биологическими (выраженность нарушения, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения) и социальными (ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет, родители, дети, с которыми он общается, школа) факторами. Только специально организованное обучение и воспитание создает условия для продвижения такого ребенка в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков, для их систематизации и практического применения.

На сегодняшний день воспитание и обучение детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии сопровождается научно-методическим обеспечением  в виде  программ   обучения  и развития умственно-отсталых детей дошкольного возраста. Каждая из программ, авторами, которых являются  Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Екжанова Е.А,  Соколова Н.Д., Стребелева Е.А. составлена с  учетом специфики развития детей, имеющих отклонения в развитии.

Олигофренопедагогика разрабатывает психолого-педагогические проблемы диагностики интеллектуальной недостаточности, принципы, формы, методы, технологии организации учебно-воспитательного процесса. Одной из важных задач олигофренопедагогики является определение оптимальных педагогических средств коррекции нарушений познавательной, эмоциональной сфер и личности ребенка в целом, формирование жизненных компетенций в целях его социальной интеграции.

Значение специального обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в форме умственной отсталости огромно. Возрастные изменения в развитии наглядно-действенного мышления у них без специального обучения незначительны; без специального обучения ведущей деятельностью остается не игровая, а предметная; без специально организованного обучения в игре не развиваются функции речи и продуктивная деятельность.

На уровне дошкольного образования детей с интеллектуально/) недостаточностью работа направлена на обогащение эмоциональных и личностных контактов со взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним, потребности в исследовании предметного мира, а также на стимулирование психомоторного развития.

Большое значение в организации коррекционно-воспитатель-ной работы с детьми-дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью имеет создание эмоционального климата, в котором ребенок постоянно чувствует заботу о себе, внимание со стороны взрослых.

Педагог-дефектолог и воспитатели группы должны работать в тесном контакте, иметь единый стиль работы и подход к воспитанию каждого ребенка. Это предполагает совместное изучение программы воспитания и обучения и составление перспективного плана работы (правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях). Учитель-дефектолог и воспитатель группы должны проводить совместное изучение детей, анализ полученных результатов, вместе готовить и принимать участие во всех детских праздниках и развлечениях, в работе с родителями делать акцент на положительных возможностях ребенка, давая рекомендации по организации режима дома, общению, играм.

Подготовка к школе осуществляется в течение всех лет обучения ребенка в дошкольном учреждении и проходит в различных направлениях:

• развитие сотрудничества, умения реагировать на затрудни
тельные ситуации;

• развитие коммуникативной компетентности и умения строить
отношения со сверстниками;

• формирование физической готовности;

• формирование элементарных познавательных интересов, познавательной активности и накопление знаний и умений;

• формирование нравственно-волевой готовности и др.

Как правило, дети раннего возраста с интеллектуальными нарушениями воспитываются в семье или домах-интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием. Коррекционную помощь им могут оказывать родители, дефектологи, воспитатели трупп, музыкальные работники, логопеды, психологи. В организации ранней коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью решающее значение имеет речь взрослого. При том взрослому следует использовать простые предложения (3-5 слов), говорить медленно и отчетливо, использовать одни и те же предложения для обозначения предметов и действий. Следует говорить правильно, а не копировать речь ребенка. Если ребенок не говорит, взрослому следует постоянно говорить с ним. С помощью речи ребенок побуждается к подражанию.

Целью воспитания и обучения детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью является гармоничное развитие личности ребенка (триада физического, духовного, интеллектуального), снижение зависимости от посторонней помощи, формирование жизнеспособной личности.

Основное направление коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, - максимальная адаптация их к жизни в окружающей социальной среде.

Специфической формой организации учебных занятий являются индивидуальные и групповые логопедические занятия, ЛФК, занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

Современные исследования показали необходимость специальной адаптации образовательной среды для каждой категории детей с психофизическими нарушениями, в том числе для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Образование лиц с интеллектуальной недостаточностью может быть организовано как в специальных учреждениях образования, так и в учреждениях образования общего типа (специальных или интегрированных группах и классах). Ребенка с интеллектуальной недостаточностью (легкая степень), вовлеченного в интегрированное обучение, следует обеспечить положительным эмоциональным самочувствием, разнообразными контактами с другими детьми. Для этой цели педагогу рекомендуется использовать различные формы, методы и приемы.

В заключении хочется отметить, то, что с каждым годом интерес к детям с интеллектуальной недостаточностью постоянно возрастает. Продолжается поиск новых методик обучения таких детей. Разрабатываются новые программы по обучению и воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью.

Список использованной литературы

  1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: СОЮЗ, 2001.
  2. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Программа для специальных дошкольных учреждений. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник  для ВУЗов. – М.: Владос, 1998.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование вариативных форм работы в процессе обучения детей дошкольного возраста татарскому языку.

На современном этапе дошкольного образования происходят  очень серьёзные изменения. Коснулось это и организации обучения двум государственным языкам. Так на смену традиционным методам обуче...

Компьютиризация процесса обучения детей дошкольного возраста

Компьютеризация обучения — современная тенденция развития дидактики и конкретных методик.      Компьютерное обучение — это такая система обучения, одним из средств которой являетс...

«Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»

Содержание и организация работы по формированию игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью....

Формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности

Умение контактировать с окружающими является важной составляющей самореализации и социальзации человека, его успешности в различных видах деятельности. Формирование коммуникативных способностей ребенк...

Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Дети с проблемами интеллектуального развития значительно позже, чем нормально развивающие сверстники выделяют маму из числа окружающих людей и налаживать с ней эмоциональный контакт....

Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью...

Формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности. Коммуникативная игра «Клубочек».

           Важным периодом для развития коммуникативных компетенций ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наибол...