Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Игры с мячом"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Игры с мячом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Игры с мячом на занятиях педагога в ДОУ»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу рассказать об играх с мячом на занятиях детьми.
Игры с мячом можно отнести к методу двигательной коррекции. Психомоторная или двигательная коррекции направлена на коррекцию или формирование функций, связанных с движением, которые из-за особенностей индивидуального развития не имели возможности сформироваться правильно и в необходимом объеме.
Двигательная коррекция может применяться как для развития непосредственно особенностей моторной сферы, так и для других психических функций. Игры с мячом являются необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Чем же хорош мяч на занятиях психолога:
- Многофункциональное и простое средство в работе специалиста
- Доступно в использовании как специалистов, так и для родителей дома
- Большая вариативность в коррекционных задачах, для которых может использоваться мяч
- Игры с мячом легко подстроить под возраст и индивидуальные возможности ребенка
- Повышают заинтересованность детей в занятиях
- Легко включать в индивидуальные занятия, в групповые занятия, в работу в паре
- игры с мячом не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки и больших временных затрат.
Игры с мячом используются в работе не только психологами, но и логопедами, дефектологами, педагогами, как способ переключения с привычной «работой за партой», привнесения элемента игры, закрепления материала, снятия эмоционального напряжения, активизации или расслабления
- Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики.
- Игры с мячами и шарами, направленные на развитие мелкой моторики.
- Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.
- Игры с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков.
- Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Игры с элементами ТРИЗа.
Предлагаю подборку игр с мячом, которые могут быть использованы на различных этапах коррекционной работы.
Развитие мелкой моторики
Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность,'
В практике работы с детьми речевой группы мы прослеживаем прямую зависимость между уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев рук у каждого отдельного ребенка.
- Разминка: мячи судоку;
- прокатываем по пальчикам, по ладони.
- крутим мячик вперед-назад, вправо-влево
- подбрасывание теннисного мяча: двумя руками, одной рукой, с руки на руку
- «птичья лапка», «чашечка» тренировка одного из возможных видов захвата мяча, когда ладонь захватывает мяч сверху. Можно выполнять на весу, можно с отскоком от стола или пола.
- «откуда-куда» - перебирая пальцами прокатываем мяч по телу. Например от правой пятки к левому уху. Тут уже подключается речь, пространственные отношения.
Крупная моторика
- Всевозможные броски. Друг-другу, друг-другу с отскоком об пол, чеканить мяч об пол, поочередно одной, потом другой рукой, каждой рукой отдельно.
Начинаем большими мячами, постепенно доходим до теннисных.
- «Вратарь». Взрослый кидает мяч ребенку в руки, потом немного левее, правее. Задача вратаря – поймать мяч не прижимая к себе.
Потом вратарь может отбивать мяч ладонями.
- «Вышибалы»
- «Мяч под ногой».
- Правой рукой кинуть под правым коленом, поймать левой рукой.
- Правой рукой кинуть под левым коленом, ловим левой рукой.
- Правой рукой кинуть под коленом, поймать правой рукой.
-Можно добавить шаги.
Важно держать баланс, т.е. развиваем и вестибулярный аппарат.
- Мяч с балансиром
Зрительно-моторная координация
Практически любые игры, которые включают в себя навыки владения мячом – бросание, ловля, попадание в цель.
- «Баскетбол» Сортировка мячей по корзинкам, можно вставать ближе, дальше. Кидать только левой или только правой рукой. Мишень может быть подвижной!!! Мишень может быть как горизонтальной, так и вертикальной (дартц).
- «Пройти по лабиринту». Прочеканить мяч руками или прокатить ногами по намеченной линии. Провести клюшкой между конусами.
Восьмерка мячом вокруг ног.
- Игра в «бочу». Можно играть командами, можно отдельно.
Внимание, регуляция
- «Броски по слову – ловим муху». Называем насекомых разных, но когда услышал слово МУХА – отбиваем мяч об пол.
- «Бум-Бам» передаем мяч по кругу. Как толбко скажу БУМ – меняем направление. Как скажу БАМ – передаем, отстукивая об пол.
- «Послушный – непослушный мяч». Кидаем с ребенком мяч. Если мяч послушный, то ребенок возвращает мяч также. Если договорились, что мяч непослушный, то ребенок возвращает мяч другим способом.
- «Догонялки из мячика». Сидим в кругу. Запускаем мяч по кругу. Можно запустить 2, 3 мячика. Можно поменять направление.
Память
- Придумываем последовательность бросков. Например: Подбросить мяч вверх, подбросить с хлопками 2 раза, отбить об пол 3 раза. Постепенно усложняем, добавляем количество заданий. Или просим выполнить задание наоборот.
- Чеканим по заданию: 2 раза левой, 2 раза правой, 1 раз двумя руками.
Речь
Огромное множество заданий:
- Назови ласково
- Мама- детеныш
- Кто что делает (змея – ползает, собака – лает, самолет- летит)
- Слово наоборот
- «Я знаю 5 имен девочек…» (Речь, память, крупная, мелкая моторика, координация движения, ритм…)
Эти и множество других игр помогают нам педагогам в коррекционной работе. А дети с удовольствием играют с пользой для своего развития.
Благодарю за внимание!
В подборке игр использованы книги и разработки Светланы Александровны Плаховой (нейропсихолог)
О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева «Мяч и реч»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/31/picture-53936.jpg)
Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"
Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской а...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/06/picture-173086-1360148409.jpg)
Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"
Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/23/picture-571092-1421988236.jpg)
Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»
Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/10/picture-696753-1491825023.jpg)
Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/19/picture-133447-1358587717.jpg)
Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...
Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...
Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».
Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....