Консультация для родителей "Логоритмика в коррекционной работе логопеда с дошкольниками, имеющими речевые нарушения"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Логоритмика представляет собой особую методику, включающую в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
В России изучением положительного воздействия на речевую функцию ритмических движений совместно с произношением слов и правильным дыханием занимались Г.А. Волкова, Е. Железнова и Г.Р. Шашкина. С их точки зрения под логоритмикой понималась система двигательных упражнений, целью которых было устранение речевых дефектов у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika_v_korrektsionnoy_rabote_logopeda.docx | 623.97 КБ |
konsultatsiya_dlya_roditeley_logoritmika_v_korrektsionnoy_rabote.pptx | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Логоритмика в коррекционной работе логопеда
с дошкольниками, имеющими речевые нарушения.
Логоритмика — это направление логопедической работы, включающее игровые упражнения, в которых сочетаются музыка, движения и слова. Занятия логоритмикой способствуют развитию речевого дыхания, координации движений, тренируют общую и мелкую моторику, совершенствуют фонематическое восприятие.
Логоритмика представляет собой особую методику, включающую в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
В России изучением положительного воздействия на речевую функцию ритмических движений совместно с произношением слов и правильным дыханием занимались Г.А. Волкова, Е. Железнова и Г.Р. Шашкина. С их точки зрения под логоритмикой понималась система двигательных упражнений, целью которых было устранение речевых дефектов у детей дошкольного возраста.
Фактически, логоритмика представляет собой занятия, которые сопряжены с физической нагрузкой (бег, движения под музыку). При этом необходимо проговаривать фразы, контролировать свое дыхание, петь и т.д. Во время их выполнения ребенок подражает взрослому, повторяя за ним сделанное и сказанное.
Основные цели и задачи
Логоритмика является частью коррекционной педагогики, в которой движения сопровождаются звуком.
К ее основным функциям относятся:
- развитие мелкой и общей моторики;
- развитие правильной координации;
- выработка правильного дыхания;
- выработка темпа речи;
- развитие речевой памяти;
- развитие слуховой функции;
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- развитие сенсорики;
- улучшение равновесия;
- формирование правильной осанки и походки.
Логоритмика используется в качестве вспомогательного метода при коррекционной работе с дошкольниками. Основная цель – это устранение дефектов речи, нормализация двигательной функции, дыхания, чувства ритма, темпа и интонации.
Все это достигается путем избавления от имеющихся нарушений при помощи двигательных и специально разработанных речевых упражнений. Соответственно, в таких занятиях большую роль играет музыкальная составляющая и слова.
Логоритмика для дошкольников позволяет улучшить следующие навыки:
- развивается навык речевого выдоха при говорении;
- совершенствуется мелкая и крупная моторика;
- ребенок становится более ловким;
- улучшается интонация, мимика и темп речи;
- развивается фонематический слух;
- развивается подвижность органов артикуляции, за счет чего улучшается дикция;
- формируется правильная осанка;
- развивается навык ориентации в пространстве;
- гиперактивные дети становятся более спокойными, а медлительные, напротив, более бодрыми и шустрыми;
- развиваются творческие способности;
- повышается общая выносливость организма.
Упражнения по логоритмике, при регулярном их проведении, развивают память и музыкальный слух.
Данная методика может использоваться в самых разных случаях:
- Общее недоразвитие речи у детей.
- Заикание.
- Данная методика практикуется в возрасте 2,5-4 лет, когда у детей активно формируется речь.
- Логоритмика показана детям с ослабленным иммунитетом, которые часто болеют.
- Отставание в развитии координации движений и моторики.
- Нарушения звукопроизношения. Упражнения помогают детям со слишком медленной или быстрой речью, с плохой интонацией и т.д.
Основные виды логоритмических упражнений
Занятия по логоритмике должны подбираться с учетом возраста дошкольника. Задачей ребенка является повторение всего того, что делает взрослый.
Ходьба и маршировка
Данный тип упражнений в большинстве случаев является вводным и заключительным. Эти занятия положительно сказываются на осанке, формируют четкую координацию движений, закрепляют в детях понимание, где «лево», а где «право». У ребенка развивается слуховое внимание, потому что он учится слушать инструкции со стороны взрослого.
Используются различные варианты данных упражнений:
Ходьба друг за другом, держась за веревку. Дети располагаются друг за другом, в левой руке они держат веревку. Под звуки барабана преподаватель (а затем и ребенок) ведет детей по кругу.
Ходьба друг за другом боком приставными шагами (по канату). Руки опущены, дети передвигаются маленькими шагами, приподнимая ноги.
Ходьба с перешагиванием через 5-6 кубиков (по 2-3 круга).
Упражнения на регуляцию мышечного тонуса
Важной целью этих упражнений является расслабление и напряжение определенных групп мышц. Без этих занятий сложно добиться необходимого уровня ловкости и координации движений у ребенка.
Используются различные виды упражнений:
«Побежали». Ребенок лежит на спине, его ноги согнуты в коленях, руки вытянуты вдоль туловища. В течение 1 минуты ноги начинают активно «бежать», при этом громко стуча ступнями по полу (голова и верхняя часть туловища должны оставаться неподвижными). После окончания ребенок остается в лежачем положении, полностью расслабив свои мышцы.
«Цветочек». Ребенок садится на корточки, его голова и руки опущены. Голова и корпус поднимаются, руки в стороны – цветочек расцветает. Далее цветочек вянет – подгибаются колени, падает корпус и голова.
Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и упражнений у детей прослеживается положительная динамика в различных сферах:
- перестройка речедвигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной и других систем;
- улучшается произношение звуков, речь становится более четкой и выразительной;
- появляется стойкий интерес и потребность к музыкально-двигательным занятиям;
- легче происходит осваивание необходимого объема движений танцев;
- формируются основы культуры движения, правильная осанка;
- оттачивается умение понимать ориентировку на себе (правая -левая рука, нога) и от себя (направо, налево, вперед, назад);
- появляются такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремленность, желание показать свои достижения.
Изменяется и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и проявление творческого воображения.
Таким образом, логоритмические занятия способствуют решению основной задачи развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех видов движений, развитию памяти, внимания, мышления. А использование элементов логоритмики на коррекционных занятиях посредством музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия способствуют преодолению речевой патологии и в конечном итоге социальной реабилитации детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Логоритмика — это направление логопедической работы, включающее игровые упражнения, в которых сочетаются музыка, движения и слова.
Занятия логоритмикой способствуют развитию речевого дыхания, координации движений, тренируют общую и мелкую моторику, совершенствуют фонематическое восприятие.
Логоритмика представляет собой особую методику, включающую в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Фактически, логоритмика представляет собой занятия, которые сопряжены с физической нагрузкой (бег, движения под музыку). При этом необходимо проговаривать фразы, контролировать свое дыхание, петь и т.д.
Основные цели и задачи: развитие мелкой и общей моторики; развитие правильной координации; выработка правильного дыхания; выработка темпа речи; развитие речевой памяти; развитие слуховой функции; укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие сенсорики ; улучшение равновесия; формирование правильной осанки и походки.
Основная цель – это устранение дефектов речи, нормализация двигательной функции, дыхания, чувства ритма, темпа и интонации.
Логоритмика для дошкольников позволяет улучшить следующие навыки: развивается навык речевого выдоха при говорении; совершенствуется мелкая и крупная моторика; ребенок становится более ловким; улучшается интонация, мимика и темп речи; развивается фонематический слух; развивается подвижность органов артикуляции, за счет чего улучшается дикция; формируется правильная осанка; развивается навык ориентации в пространстве; гиперактивные дети становятся более спокойными, а медлительные, напротив, более бодрыми и шустрыми; развиваются творческие способности; повышается общая выносливость организма.
Данная методика может использоваться в самых разных случаях: Общее недоразвитие речи у детей. Заикание. Данная методика практикуется в возрасте 2,5-4 лет, когда у детей активно формируется речь. Логоритмика показана детям с ослабленным иммунитетом, которые часто болеют. Отставание в развитии координации движений и моторики. Нарушения звукопроизношения. Упражнения помогают детям со слишком медленной или быстрой речью, с плохой интонацией и т.д.
Занятия по логоритмике должны подбираться с учетом возраста дошкольника. Задачей ребенка является повторение всего того, что делает взрослый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные методы в коррекционной работе воспитателя с дошкольниками, имеющими речевые нарушения.
Передо мной встала проблема оптимизации коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи и формирование у них таких свойств личности как мыслительная речевая активность, на основе использовани...
Эффективность использования ИКТ в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...
Выступление из опыта работы: «Нетрадиционные формы здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения».
В данной статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, которые может использовать логопед в своей коррекционной работе для оптимизация процесса коррекции речи и поддержания и обогащения здоро...
Использование элементов драматизации в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения
В статье раскрывается роль использования элементов драматизации при коррекции речевых нарушений у дошкольников. Описаны разнообразные формы, которые может использовать учитель - логопед в своей работе...
статья "Работа логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения".
об основных задачах и направлениях деятельности логопеда....
План самообразования. Тема «Су-джок терапия в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи»
В настоящее время известно множество методов и приемов развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Я решила изучать и использовать в своей коррекционно-развивающей работе массажные мячики Су-...
Коррекционная работа воспитателя с детьми, имеющими речевые нарушения в группе комбинированной направленности
Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. С каждым годом количество таких детей возрастает....