Методика проведения подвижных игр с детьми с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Корсак Кристина Сергеевна

Игра – самая любимая, увлекательная деятельность детей, удовлетворяющая потребность действовать. Большую группу игр составляют подвижные игры в основе которых, лежат разнообразные движения.

С помощью подвижных игр воспитатель упражняет детей в ходьбе, беге, прыжках, метании и других движениях, развивает произвольное внимание детей, волевые качества, смелость, ловкость, находчивость, умение действовать в коллективе.

Умственно отсталые дети способны самостоятельно передвигаться, походка их остается не устойчивой, движения хаотичны, плохо  координированы. В основе любого движения лежат комплексы ощущений – зрительные, слуховые, тактильные, мышечные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика проведения

 подвижных игр с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Развитие двигательных функций с первых дней жизни ребенка, является показателем его психического развития. Становление моторных навыков у детей с умственной отсталостью идет с большим запозданием. У них глубоко нарушены все функции движения: управляемость, четкость, объем. Развитие движений у умственно отсталых детей способствует развитию комплекса ощущений, что в свою очередь влияет на развитие внимания, памяти, мышления, эмоций и облегчает овладение речевыми формами, что определяет важность подвижных игр при обучении и воспитании умственно отсталых детей.

У детей I этапа обучения  кругозор ограничен, мышление слабо развито, внимание не устойчиво, поэтому им даются игры с простым, несложным сюжетом. Например: «птицы летают и возвращаются домой; автомобили едут, останавливаются по сигналу педагога и возвращаются в гараж. Кроме образных игр, имеются игры, в которых нужно выполнять определенное конкретное задание.

Например:

- прибежать к педагогу («Бегите ко мне»)

- догнать мяч («Догони меня»)

- найти  спрятанный флажок («Найди флажок»)

Использование мячей, флажков, кубиков, погремушек и других предметов повышает интерес к игре.

Движения, которые входят в игры детей I этапа обучения,  просты и разнообразны.  Это – ходьба («Найди флажок»);  бег («Бегите ко мне»); прыжки («По ровненькой дорожке») и т.д. При этом все дети выполняют одни и те же движения одновременно. В играх младших детей отсутствуют элементы соревнования,  их больше захватывает сам процесс движения, чем его результат. Правила игр должны быть совсем просты.  В число игр включаются игры, которые сопровождаются словами.  Текст в игре имеет большое значение. Слова являются сигналом для тех или иных действий, помогают выполнению правил, раскрывают содержание игры.

Так слова игры «По ровненькой дорожке» помогают детям идти ритмично;

- «Мяч» - уточняют содержание игры, дают детям ритм для подпрыгивания

С детьми II и III этапа обучения проводятся игры более разнообразные по содержанию. Правила игр несколько усложняются, вводятся ограничения действий: убегать в определенном направлении, по определенному сигналу, пойманным отходить в сторону и т.д. Предъявляются требования более точного выполнения  правил и движений. Так же даются игры с текстом: «Лохматый пес», «У медведя во бору» и т.д. Текст дает ритм движению, помогает развитию речи у детей. Текст часто раскрывает и дополняет содержание игры, повышает интерес к ней.

Методика проведения игры.

I Подбор игр.

Включая в план ту или иную игру, воспитатель должен знать, какие качества и навыки он может развить и закрепить при ее помощи. В одной игре преобладает бег, а в другой прыжки, в одной от детей требуется выдержка, а в другой ловкость и т.д. При подборе игр педагог учитывает особенности детей данной группы, их интересы, подготовленность. Кроме этого ему приходится принимать во внимание время года, состояние погоды. Например: в зимнее время, намечая игры для проведения на прогулке, педагог должен выбирать такие, в которых  участвуют все дети. В жаркую погоду даются игры более спокойные, меньшей подвижности. Выбирая игру, педагог принимает во внимание ее место в режиме дня. Например, в конце дня, когда дети утомлены, следует проводить спокойную игру. Выбор игры для занятия зависит от того, в какую часть занятия включается. В начале занятия игра проводится для того, чтобы организовывать детский коллектив. В основной части, когда функциональная деятельность организма наиболее усиливается, подбирается игра большей подвижности с бегом, прыжками, лазанием, метанием («Мяч», «Курица и цыплята», «Лохматый пес» и др.) В заключении занятия, когда следует привести организм в относительное спокойствие, проводятся малоподвижные игры («Передай мяч», «Найди флажок» или хороводные игры)

II  Организация условий для проведения игр.

Важно не только подобрать игру, но и провести ее таким образом, чтобы она принесла пользу, как в отношении укрепления здоровья детей, так и в отношении приобретения ими положительных навыков и качеств. Организуя игру, педагог должен позаботиться о том, чтобы были соблюдены гигиенические требования. Костюм детей должен быть чистым, легким, не стеснять движений. Помещение должно быть убранным влажным способом, хорошо проветрено.

Все пособия должны быть приготовлены до начала игры. Они должны быть опрятными, красивыми. При этом условии дети приучаются быть опрятными, у них повысится интерес к игре.

III Сбор детей на игру.

Дети любят подвижные игры, однако не всегда сбор на игру проходит быстро и организованно. Для сбора на игру нужно выбирать удачное время. Если до прогулки было спокойно занятие, игру можно провести в начале прогулки, если было музыкальное или физкультурное занятие, то подвижную игру следует провести в конце прогулки.

Собрать детей для игры можно разными приемами. Просто сказать, что сейчас будем играть и назвать игру  или вы сейчас будете «зайчиками», «котятами», «медвежатами» и т.д. Можно показать детям игрушку – собачку, мишку и предложить поиграть в игру «Лохматый пес» или «У медведя во бору» и т.д. Сбор на игру не должен превышать 1-2 мин. Длительный сбор снижает у детей интерес  к игре, дезорганизует их.

IV Руководство педагога игрой

  1. Объяснение игры.

Педагогу необходимо очень тщательно продумать объяснение игры. Изложение, содержание игры, объяснение правил должны быть краткими и четкими. Большое значение при объяснении игры имеет интонация. Тон педагога должен быть живым, но спокойным. Недопустимо монотонность объяснения игры. При словесном объяснении педагог сам показывает детям различные: «как зайцы шевелят ушами», «греют лапки» или «как ходят медведи» и т.д. Правильный показ действий в сочетании с объяснением имеет важное значение для улучшения качествавыполнения движений детьми. Педагогдолжен обращать внимание на ошибки в движениях, показывать как правильно выполнять, предложить посмотреть на ребенка, который делает правильно, а затем продолжить игру.

  1. Проведение игры.

В процессе игры педагог следит за поведением в игре всей группы в целом, так и за отдельными детьми. Своим бодрым тоном, живым интересом к игре, педагог должен поддерживать радостное настроение, поощрять проявление детьми решительности, ловкости, инициативы. Непосредственное участие педагога в игре поднимает у детей интерес, придает игре живость, делает ее эмоциональнее. Педагог играет наравне с детьми или выполняет главную роль. При этом он одновременно руководит игрой, подает сигналы, следит за выполнением правил игры. В более старшем возрасте, когда дети хорошо усвоят игру,на роли можно назначать наиболее активных детей. При проведении игры педагог следит за тем , чтобы дети долго не бездействовали, так как у них может пропасть интерес к игре и они не получат достаточной физической нагрузки. В играх с текстом , педагог должен выразительно прочесть текст и довести смысл до сознания детей. В ходе игр педагог подает сигналы: зрительный (поднимает руку, цветной флажок и т.д.); звуковые (ударяет в бубен, барабан, произносит определенные слова)

Звуковыесигналы не должны быть особенно громкими: сильные удары, резкие свистки и прочее нервируют и возбуждают детей.

  1. Правила игры.

Правила – это определенные требования, которые должны выполняться всеми играющими. Не нарушая эмоциональности и непринужденности игры, правила ограничивают определенными рамками поведение играющих.Подчинение правилам воспитывает у ребенка волю, выдержку, умение сознательно управлять своими движениями, затормаживать их. Правила игры должны соответствовать возрасту и развитию детей. Чем меньше возраст или недостаточное развитие детей, тем проще должны быть правила.

  1. Окончание игры.

Закончить игру можно по - разному. Это подведение итога. Педагог отмечает кто из детей отличился особой ловкостью, быстротой, хорошо выполнялправила игры. Иногда можно назвать и тех, кто мешал детям играть, был не внимателен и нарушал правила игры. Подвижную игру можно закончить другой игрой с элементами релаксации, с пением. Можно закончить игру с организованным уходомдетей или если позволяет содержание игры уход с площадки сделать продолжением другой игры. Например: если дети играли в игру «поезд» или «лошадки» педагог предлагает ехать на «поезде» («лошадках») «домой»

т.е. вопределенное место.

5) Дозировка движений в игре.

При проведении игры педагог следит, чтобы дети не переутомлялись, чтобы не было излишней нагрузки на сердечно-сосудистую систему, которая выражается в том, что лица детей краснеют, дыхание сильно учащается, появляется покашливание. У некоторых детей утомление выражается в бледности лица. Перегрузка может произойти, если игра продолжается длительное время, многократное повторение игры, или слишком большое расстояние для бега. Средняя продолжительность игрыдля малышей 5-6 минут, для детей среднего и старшего возраста 6-10 минут. Хорошо регулируется нагрузка если бег, прыжки чередуются с ходьбой, произношениемтекста. Не следует за 1 раз давать больше 2-х игр при этом они должны быть различны по характеру движения. Одна игра может быть более подвижной, другая более спокойной. Одни и те же игры необходимо систематически повторять, только тогда у детей будут закрепляться положительные качества, двигательные и другие навыки.

Умственно отсталые дети медленно усваивают игры и овладевают навыками, поэтому педагог должен чаще повторять одну и ту же игру. При многократном повторении игры, нужно постепенно усложнять ее и пользоваться различными вариантами игр, чтобы дети умели применять приобретенные навыки в изменяющихся условиях.

V. Организация детей в игре.

При разучивании игры лучше проводить игру с небольшими подгруппами детей, так как детям легче ориентироваться в небольшом коллективе. Они скорее находят свои места и лучше усваивают правила игры, а педагогу легче увидеть выполнение детьми движений. После игр с подгруппами можно проводить игру со всеми детьми.

Для того, чтобы игры оказали положительное воспитательное воздействие на детей, недостаточно только использовать вышеизложенныеметодические указания, необходимо еще , что бы педагог сам был заинтересован игрой и чтобы оба педагога, работающие на одной группе предъявляли детям одни и те же требования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение "Методика проведения подвижных игр с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Сообщение «Методика проведения  подвижных игр с детьми с ограниченными возможностями здоровья».   Заслушали на М.О. Воспитатель Пахомова Е.С.         ...

Гимнастика для глаз. Рекомендации по проведению с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Упражнения для расслабления глазных мышц и профилактики нарушения зрения....

Опыт "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

Задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий всегда была актуальна потому, что непосредственно связана с качеством образовательного процесса.   Опыт...

Презентация на тему: "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

Данная методика значительно облегчает процесс исправления речевых недостатков у детей с ОВЗ, способствует овладению навыками чтения и письма, повышает не только образовательный уровень ребенка, но и р...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Выступление на районном семинаре - практикуме для инструкторов по физической культуре...

Подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Картотека подвижных игр для детей с ОВЗ

в картотеке представлены игры на формирование двигательных умений, развитие физических качеств и личностных особенностей ребенка...