ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ
материал (старшая группа)
Выступление на районном семинаре - практикуме для инструкторов по физической культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_fizkult.docx | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является актуальной, как никогда ранее. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребёнок. С введением ФГОС существенно изменились приоритетные направления в дошкольном образовании, назрела необходимость поиска новых подходов в работе с детьми, в том числе и с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии.
Ведущая цель воспитания и развития детей с нарушениями речи - обеспечение условий для коррекции их речевого, психофизического развития, коммуникативных, сенсомоторных качеств, дальнейшая социальная адаптация и формирование основ базовой культуры личности ребёнка.
У детей с ОВЗ закономерно отставание физического развития, что проявляется в гипер или гиподинамии, мышечной напряженности или снижении мышечного тонуса, нарушении общей и ручной моторики, скованности, дискоординации движений, нарушении ориентировки в пространстве, отставании в показателях основных физических качеств (силы, ловкости, скорости). Своеобразно и поведение детей данной категории. Им присуща эмоциональная неустойчивость. Некоторым детям свойственны заторможенность, апатичность. Заметно затруднение общения со сверстниками. Дети не способны к длительным волевым усилиям. Также по наблюдениям за состоянием детей в утренние часы приёма, (данные д.м.н. Е.М. Мастюковой), было выявлено, что некоторые дети, имеющие речевые нарушения, приходят в детский сад заторможенными, другие чрезмерно возбуждены и не могут сосредоточиться.
Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий, с дошкольниками с речевой патологией имеют свои особенности. Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Известно также, что формирование движений происходит при участии речи. Она является одним из основных компонентов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, прежде всего стихов, поговорок, пословиц, способствует совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая и двигательная память.
В практике использования приёма «речь с движением» могут быть использованы различные тексты, но для повышения мотивации у детей, а также более чёткой ритмической организации удобнее и продуктивнее использовать стихотворные тексты, так как здесь решаются непосредственно логопедические задачи.
Приём «речь с движением» проводится в игровой форме, эмоционально и бодро. В таких условиях процесс овладения речью происходит быстрее, а проговаривая текст вместе со своими друзьями, дети раскрепощаются и не стесняются своего голоса. Речевой материал предварительно не заучивается.
Содержание утренней гимнастики не является статичным и зависит от коллектива детей, их физических, речевых возможностей и их эмоционального состояния на данный момент.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь, а специально подобранные упражнения способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи. Таким образом, утренняя коррекционно-оздоровительная гимнастика является весомым звеном коррекционной работы ДОУ.
Комплекс № 4 (с шишками)
1. Ходьба, бег, построение в звенья
Мы - веселые ребята, Ходьба друг за другом
Наше имя – медвежата. Ходьба на носках, руки в стороны
Любим бегать и играть Ходьба на пятках, руки за головой
Любим прыгать и метать.
Мишка по лесу пошел Ходьба в полуприседе
По тропинке в лес забрел. Ходьба с высоким подниманием колена
Лапы дружно поднимает с хлопками впереди
Чтоб кусты не подминались.
Мишка шел, шел, шел Ходьба с поворотом
К речке тихой пришел.
Сделал полный поворот Ходьба со сменой направления
Через речку пошел вброд. Ходьба приставным шагом.
Мишка быстро побежал Легкий бег друг за другом.
В лесу полянку увидал.
На полянку пришел Ходьба, построение в звенья.
Много шишек нашел. Взять по одной еловой шишке.
2. Кинезиологичкеское упражнение «Шишка»
Дети катают шишку в ладонях
Чтобы все на свете знать Мишка с шишкою играет
Надо память развивать. В лапах он ее катает.
3. Общеразвивающие упражнения с шишкой.
1) И.п. –ноги слегка расставлены, руки внизу, шишка в правой руке.
1- Слегка присесть, поднять руки через стороны вверх, переложить шишку из одной руки в другую.
2 - Вернуться в и.п. Повторить 8 раз
2) И.п.- ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, шишка в правой руке
1 - Поворот направо, с отведением правой руки назад
2 - Вернуться в и.п., переложить шишку.
3- Поворот налево, с отведением левой руки назад.
4 – Вернуться в и.п. Повторить по 4 раза в каждую сторону
3) И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены, шишка в правой руке.
1- Наклониться вперед-вниз, не сгибая колени, переложить шишку за правой ногой.
2 - Вернуться в и.п., переложить шишку.
3 - Также переложить шишку за левой ногой.
4 - Вернуться в и.п. Повторить 8 раз.
4) И.п. лежа на животе, руки с шишкой вперед, ноги вместе.
1-2 - Поднять руки и ноги слегка вверх, голову приподнять, смотреть вперед.
3-4 - Вернуться в и.п. Повторить 4 раза
5) И.п. – ноги вместе, руки на поясе , шишку положить на пол.
1-4 - Прыжки на двух ногах на месте.
5-8- Ходьба на месте.
6) Упражнение на дыхание. И.п. – основная стойка.
Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание на 3-4 с
Затем с шумом выдохнуть со звуком «а-а-а» Повторить 4 раза
- Заключительная ходьба друг за другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы специалистов МБДОУ с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья.
Основные задачи работы: •Создание ребёнку с ОВЗ возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психи...
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Презентация педагога-психолога ДОУ на тему: "Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья "...
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Презентация педагога-психолога ДОУ на тему: "Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья "...
Особенности психологической работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья в условиях Лекотеки.
Подходы обучения и воспитания детей, имеющих ограниченные возможности здоровья....
Особенности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Основной целью работы является осознание ребенком с ОВЗ своего творческого потенциала, который заложен в каждом ребенке, и развитие личностных качеств, необходимых для успешности реализации своих поте...
Комплекс артикуляционной гимнастики для детей имеющих ограниченные возможности здоровья.
Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноц...