Эффективное взаимодействие тьютора с другими специалистами ДОУ
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Черкашина Юлия Николаевна
Статья подчеркивает важность эффективного взаимодействия тьютора с другими специалистами в ДОУ для обеспечения качественного образования и развития детей. Это позволяет создать сильную команду специалистов, которая способна достичь наилучших результатов в работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЬЮТОРА С ДРУГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ

Черкашина Юлия Николаевна

Тьютор

Муниципального бюджетного дошкольного

Общеобразовательного учреждения «Радонежский»

г. Строитель Белгородской области

В настоящее время взаимодействие специалистов в области образования приобретает все большее значение. Тьюторство играет важную роль в обучении и развитии детей дошкольного возраста. Но для эффективной работы тьютора ему необходимо уметь хорошо взаимодействовать с другими специалистами дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Актуальностью работы является то, что качественное образование и развитие ребенка в дошкольных образовательных учреждениях являются приоритетами современного общества. Для достижения этих целей важно, чтобы тьюторы и другие специалисты дошкольных учреждений работали сообща для эффективного обмена информацией и опытом.

Цель данной статьи – рассмотреть проблему эффективного взаимодействия тьютора и других специалистов дошкольного учреждения и определить практические рекомендации по улучшению этого взаимодействия.

Задачи:

1.Рассмотреть основные принципы эффективного взаимодействия между тьютором и другими специалистами дошкольного учреждения.

2.Изучить области взаимодействия и сотрудничества между тьютором и другими специалистами.

3.Изучить преимущества и проблемы сотрудничества тьютора с другими специалистами.

4. Разработать практические рекомендации по оптимизации взаимодействия тьютора с другими специалистами дошкольного учреждения.

Сотрудничество различных экспертов является ключом к успеху инклюзии. Взрослые, работающие с "особыми" детьми, для успешного вовлечения детей с ограниченными возможностями в жизнь дошкольного учреждения объединяют разноплановые усилия. Основными членами такой команды должны быть воспитатели, социальные педагоги, логопеды, дефектологи, психологи, тьюторы.

Прежде всего, осуществляется взаимодействие тьютора с другими специалистами и педагогами, обследуется ребенок, разрабатывается образовательный маршрут и психолого-педагогическое сопровождение образовательной программы, вырабатываются рекомендации по режиму посещаемости дошкольников, отслеживается динамика.

Тьютор активно участвует в работе совета, потому что он является самым близким к ребенку человеком в процессе обучения. Совет сформулирует задачи для тьютора, который будет работать с ребенком. Если наставники и тьюторы-консультанты не в состоянии решить проблемы, возникающие в процессе исследования, они могут обратиться в совет за быстрым решением или привлечь сторонних экспертов.

Задача тьютора – собрать всю информацию о ребенке, каковы его успехи и достижения, что сейчас работает, какие проблемы нужно решить, для этого тьютор может обратиться к специалисту-психологу, дефектологу, логопеду-воспитателю.

Совместно с воспитателем, тьютор: выполняет работу по адаптации учебной программы для ребенка. Помогает в изготовлении наглядных пособий.

Совместно с психологом, социальным педагогом, дефектологом, логопедом-дефектологом: это поможет выявить проблемы, возникшие в дошкольной жизни ребенка. Выполнять рекомендации специалистов для решения конкретных задач.

Воспитатели и тьюторы - одна команда. Следует помнить, что для дошкольников с ограниченными возможностями педагог должен оставаться лидером, а тьютор должен быть признан помощником.

В зависимости от способностей тьютор может играть различные роли.

Тьютор-это помощник воспитателя. Если воспитатель готов занять наибольшую руководящую позицию в образовательной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями, а тьютор не имеет специального образования, то самое оптимальное в такой паре-стать помощником воспитателя в реализации его идей по воспитанию детей с особыми потребностями. В этом случае учебную нагрузку дошкольника формирует педагог, а тьютор выступает его помощником в организационных вопросах.

Тьютор – это персональное сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями. Если воспитатель общеобразовательной группы не является специалистом в области специальной педагогики, а, наоборот, тьютор имеет подходящее специальное образование, последний берет на себя функцию специалиста, который тонко и четко выстраивает образовательный процесс и помогает воспитателю адаптироваться к потребностям детей с ограниченными возможностями без снижения качества образования всей группы.

Тьютор следит за тем, что говорит воспитатель на занятии, и подает материал в том объеме и на том уровне, которые понятны ребенку. В тоже время ребенок находится в группе и слушает как воспитателя, так и ответы других детей, но выполняет как можно больше заданий. Процесс деятельности дошкольника находится под контролем преподавателя. Тьютор может подсказать ребенку, сколько слов записать с доски, сколькими словами руководствоваться при переходе от одного задания к другому, на что лучше поднять руку и на что лучше ответить на вопросы воспитателя. Таким образом, тьютор, по-видимому, доминирует в обучении своего подопечного, постепенно расширяя его знания и адаптируя ребенка к обучению в группах.

Тьютор является вторым воспитателем в группе. В связи с тем, что признание того, что ребенок не может учиться самостоятельно, считается нарушением его прав, в группах, в которых занимаются дети с особыми образовательными потребностями, работают два воспитателя. Они по поочередно помогают учиться всем детям, но в большей степени детям с ограниченными возможностями.

При составлении плана занятия воспитателем, необходимо учитывать соотношение цели и предназначения урока в зависимости от ожидаемого уровня освоения данной темы детьми с ограниченными возможностями и планируемых результатов.

Целью работы тьютора является организация комфортных условий для успешного включения детей с особыми потребностями в дошкольную среду.

Комфортные условия — это условия, в которых ребенок с особыми потребностями может усваивать адаптированную к нему образовательную программу в удобном темпе и в нужном объеме. В тоже время деятельность по сопровождению ребенка с особыми потребностями не должна нарушать образовательное и коммуникативное пространство группы детей, в которой он находится.

Достижение цели тьюторской поддержки достигается последовательным решением следующих задач:

Создание условий для успешного обучения ребенка;

Создание условий для успешной социализации ребенка;

Максимальное раскрытие потенциала его личности.

Перечисленные задачи достигаются следующими средствами:

1. Организация и адаптация жизненного пространства (рабочее место, другие места, где ребенок ходит в школу).

2. Понимание зоны ближайшего развития учащегося с ограниченными возможностями, опора на его внутренние скрытые ресурсы, управление нагрузкой, адаптация учебных материалов.

Между тьютором и воспитанником должны быть сформированы надежные и эмоционально крепкие отношения, и тьютор будет "гидом", защитником воспитанника, выражением желания. Тьютор следит за эмоциональным состоянием ребенка. При необходимости это поможет разрешить конфликтную ситуацию, успокоить и вдохновить. Тьютор также должен следить за физическим состоянием подопечного. Если ребенок нуждается в отдыхе, тьютору можно отвести из группы в другую комнату или уголок уединения, тьютор следит за тем, чтобы ребенок был не голоден и не испытывал жажды, а воспитатель будет координировать образовательную деятельность ребенка и распределять педагогическую нагрузку.

Между воспитателем и тьютором происходит обсуждение целей и задач воспитательной работы, возможных трудностей на занятии (посторонний шум во время занятий с ребенком-инвалидом, уход из группы и возвращение, подробности особенностей характера и поведенческих проявлений ребенка). Также рассматривается вопрос о построении наиболее эффективного взаимодействия между тремя участниками: ребенок –воспитатель–тьютор.

Тьютор должен взаимодействовать с другими детьми и следить за тем, что происходит в детском коллективе-о чем дети говорят, во что играют. Объяснять детям, как общаться с детьми с ограниченными возможностями. Если тема беседы касается особенностей детей с ограниченными возможностями – отвечать на вопросы, заданные детьми. Специалист наблюдает за контекстом общения ребенка и в нужный момент подводит к общению ребенка-инвалида. Например, тьютор организует диалоги между детьми, учит их просить помощи друг у друга и ценить их помощь; он занимается совместными играми и подчеркивает, что дети могут помочь научить детей с ограниченными возможностями играть в игры. В случае возникновения конфликтных ситуаций специалисты помогут детям разобраться.

Взаимодействие между тьютором, родителями воспитанника с ОВЗ основано на взаимном доверии. Если родители заинтересуются, наставник расскажет им, как прошел день, что было успешным и с какими трудностями пришлось столкнуться. Если у родителя есть вопрос, тьютору нужно дать подробный и полный ответ. При поступлении в дошкольное учреждение нового ученика тьютор устанавливает контакт с родителями, объясняет задачи между всеми аспектами образовательного процесса и составляет план совместной работы. Некоторым родителям также необходимо оказать эмоциональную поддержку и подбодрить рассказом об успехах ребенка. Тьютор принимает правильное отношение к ребенку от родителей ребенка-инвалида, выбирает стратегию анализа возникших проблем и реализует ее. Также, при необходимости, специалист предоставляет родителям практические и методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями.

Работая тьютором или другим специалистом дошкольного учреждения (педагогом-психологом, логопедом, дефектологом, музыкальным работником, инструктором по физкультуре), воспитатели предлагают оптимизировать работу с детьми с ограниченными возможностями. Он принимает активное участие в составлении индивидуальных образовательных маршрутов. Оказывает помощь во время занятий.

В заключение стоит отметить, что для наиболее эффективного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса тьютор должен быть общительным, порядочным, ответственным, дисциплинированным и психологически устойчивым. Тьюторам нужны организаторские способности и умение не стандартно мыслить, потому что они профессионалы, которые знают, как работать с образовательной средой и создавать ее.

Точное и эффективное взаимодействие тьютора с другими специалистами в детском саду очень важно для успешного обучения и развития ребенка. Это способствует созданию благоприятной образовательной среды, в которой каждый специалист вносит свой вклад в общее дело. Для достижения этой цели необходимо придерживаться определенных принципов и использовать соответствующий подход к сотрудничеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Построение эффективного взаимодействия педагога с родителями. Переход к эффективному взаимодействию д/с и семьи.»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями....

Эффективные способы взаимодействия тьютора со всеми участниками образовательного процесса в ДОУ

В статье рассмотрены основные направления работы тьютора с воспитанником с ОВЗ, треугольник взаимоотношений тьютор-воспитанник-воспитатель, взаимодействие тьютора с остальными детьми и с родителями во...

Консультация для родителей "Взаимодействие тьютора и родителей детей с ОВЗ в рамках ДОУ"

Ни для кого не секрет, что одной из составляющих деятельности педагога – является взаимодействие с родителями. В сфере дошкольного образования работают воспитатели, логопеды, дефектологи, психол...

Взаимодействие тьютора и родителей детей с ОВЗ в рамках ДОУ

Тьютор – это педагог, который осуществляет сопровождение образовательной деятельности тьюторанта. А тьюторант – это воспитанник дошкольного образовательного учреж...

Консультации для родителей " Взаимодействие тьютора и родителей детей с ОВЗ в рамках ДОУ

Ни для кого не секрет, что одной из составляющих деятельности педагога – является взаимодействие с родителями. В сфере дошкольного образования работают воспитатели, логопеды, дефектологи, психол...

Консультация для педагогов "Взаимодействие тьютора со специалистами и педагогическими работниками в ДОУ"

Консультация для педагогов "Взаимодействие тьютора со специалистами и педагогическими работниками в ДОУ"...