Эффективные способы взаимодействия тьютора со всеми участниками образовательного процесса в ДОУ
статья (младшая группа)
В статье рассмотрены основные направления работы тьютора с воспитанником с ОВЗ, треугольник взаимоотношений тьютор-воспитанник-воспитатель, взаимодействие тьютора с остальными детьми и с родителями воспитанника, работа, осуществляемая между тьютором и другими специалистами ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные способы взаимодействия тьютора со всеми участниками образовательного процесса в ДОУ.
Главной задачей тьютора в ДОУ является создание благоприятных условий для того, чтобы ребенок с ОВЗ имел счастливое дошкольное детство, получил качественное образование, был разносторонне развит с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.
В этой статье будут рассмотрены основные направления работы тьютора с воспитанником с ОВЗ, треугольник взаимоотношений тьютор-воспитанник-воспитатель, взаимодействие тьютора с остальными детьми и с родителями воспитанника, работа, осуществляемая между тьютором и другими специалистами ДОУ.
Между тьютором и воспитанником с ОВЗ должны сформироваться доверительные и эмоционально насыщенные отношения, тьютор становится «проводником», защитником воспитанника, выразителем желаний. Специалист следит за эмоциональным состоянием ребенка. При необходимости помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает и воодушевляет. Также тьютору необходимо следить за физическим состоянием подопечного. Если ребенку потребовался отдых, наставник может вывести его из группы в другую комнату или в уголок уединения, тьютор следит, чтобы ребенок не был голоден или не испытывал жажду, при необходимости помогает сходить в туалет. Специалист координирует образовательную деятельность ребёнка, дозирует учебную нагрузку.
Между тьютором и воспитателем происходит обсуждение целей и задач образовательной работы, возможных трудностей на занятии (посторонний шум во время занятия с ребенком с ОВЗ, уходы с занятий и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка). Также рассматривается вопрос об наиболее эффективном построении взаимодействия в тройке: ребенок – воспитатель – тьютор.
Тьютору необходимо взаимодействовать с остальными детьми, следить за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют; объясняет детям, как общаться с ребёнком с ОВЗ; если тема разговора касается особенностей ребёнка с ОВЗ – отвечает на поставленные детьми вопросы. Специалист наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключается к общению ребенка с ОВЗ. Например, тьютор организует диалог детей, учит обращаться друг к другу с просьбой, благодарить за помощь; вовлекает в совместные игры, делая акцент на том, что дети могут помочь научить играть ребенка с ОВЗ в их игры; при возникновении конфликтных ситуаций специалист помогает детям в ее разрешении.
Взаимодействие тьютора и родителей воспитанника с ОВЗ осуществляется на основании взаимного доверия. При заинтересованности родителей наставник рассказывает о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности. При возникновении вопросов со стороны родителей необходимо дать развернутые и полные ответы. При поступлении в ДОУ нового воспитанника тьютор устанавливает с родителями контакт, объясняет задачи стоящие между всеми сторонами образовательного процесса, составляет план совместной работы. Некоторым родителям неободимо оказывать и эмоциональную поддержку, подбадривать рассказами об успехах ребенка. Тьютор формирует у родителей ребенка с ОВЗ адекватное отношение к своему ребенку, выбирает стратегию анализа возникших проблем и реализует ее. Также при необходимости специалист дает родителям практические и методические рекомендации по вопросам образования и воспитания ребенка с ОВЗ.
При работе тьютора и других специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, логопеда-дефектолога, музыкального работника, инструктора по физкультуре) , тьютор вносит предложения по оптимизации работы с ребёнком с ОВЗ;активно участвует в составлении индивидуальных образовательных маршрутов; осуществляет помощь при проведении занятий (сопровождение ребенка с ОВЗ на занятие, возвращение с занятия, снятие напряжения после занятия).
В заключении стоит отметит что для наиболее эффективного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса тьютор должен быть коммуникабельным, порядочным, ответственным, дисциплинированным и психологически устойчивым. Тьютор - это специалист умеющий работать с образовательной средой и создавать ее, поэтому ему необходимы организаторские способности и умение нестандартно мыслить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация проектной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов»
Система работы по организации проектной деятельности в работе с дошкольникми в ДОУ (из опыта работы старшего воспитателя)...
выступление на районном семинаре по теме«Организация проектной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов»
сообщение из опыта работы МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 9" г. Волоколамск Московской области по реализации проектной деятельности в работе с дошкольниками, поэтапность введения в деятел...
Педагогический совет по теме: "Организация интегрированной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов в области "Художественно-эстетического развития""
Педагогический совет в ДОУ по теме: "Организация интегрированной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов в области "Х...
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК ИНОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ВСЕМИ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК ИНОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ВСЕМИ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...
Методическая разработка " Дневник взаимодействия учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса по работе с неговорящим ребенком"
Методическая разработка " Дневник взаимодействия учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса по работе с неговорящим ребенком". Основная цель «Дне...