"Формирование и развитие сенсорных эталонов и математических представлений у детей с ЗПР через игры с магнитным жезлом"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Миличкина Анна Викторовна

Данное пособие многозадачное и предназначено  для формирования сенсорных процессов и математических представлений. При этом педагог может дтфференцировать задания с учетом возраста и сложности дефекта, учитывая индивидуальные особенности , а также  используя нейроподход, что позволяет добиться более высоких результатов. Практическая значимость заключается в том, что в результате коррекционно-развивающей работы по данному дидактическому пособию у детей ьразвивается  внимание, гибкость мышления,  пространственная ориентировка, зрительно-моторная координация,  фонематическое восприятие, анализ и синтез, а также межполушарное взаимодействие. Коррекционный процесс становится  увлекательным как для самого ребенка, так и для педагога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didaktich._posobie_magnitnyy_zhezl.docx219.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город  Краснодар

«Детский сад комбинированного вида № 106»

Дидактическое пособие

«Формирование и развитие сенсорных эталонов и математических представлений у детей с ЗПР через игры с магнитным жезлом»

C:\Users\555\Pictures\6321873128.jpg

Автор: учитель-дефектолог

Миличкина А.В.

г. Краснодар, 2023 год

Пояснительная записка

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями.

Система дошкольного образования не стоит на месте и всегда находится в поиске новых методов развития и воспитания детей. Модернизация и современный подход требуют от учителя-дефектолога поиска и применения новых, более эффективных приемов, в коррекционной работе с детьми, имеющими различные нарушения.

Коррекционная работа – это трудоёмкий процесс. Современных детей трудно удивить. Я задумалась, как заинтересовать детей, как повысить мотивацию дошкольников на занятиях, искала необычные игры и нашла увлекательную игру «Магнитный жезл». Благодаря  ему, мои занятия стали еще интереснее и эффективнее.

Исследования показывают, что большинство детей обучаются лучше, когда их руки активны, направление расширяемой энергии позволяет им лучше сосредоточиться на том, что они пытаются узнать. Кроме того, эксперты пришли к выводу, что движение необходимо для обучения, поскольку ребёнок  должен использовать оба полушария мозга. Пока есть увлечение игрушкой надо этим воспользоваться, дополнив и расширив её образовательными целями.

На сегодняшний день существуют различные технологии в работе учителя-дефектолога, которые способствуют эффективному речевому развитию ребенка и коррекции имеющихся нарушений.

Актуальность.

У детей с ЗПР наблюдаются сложности в формировании и развитии, как сенсорных эталонов, так и математических представлений. Чувственный опыт оказывается бедным и недостаточным. В свою очередь, успешность формирования математических представлений находится в прямой зависимости от того, на какой ступени чувственного познания находится ребёнок, насколько точны его представления об отношениях реальных предметов. Чувственное познание даёт первичную информацию об объектах окружающего мира в виде отдельных наглядных представлений о них и осуществляется в результате прямого контакта ребёнка, его органов чувств с  познаваемым объектом. Отсутствие активности сенсорных процессов затрудняет накопление опыта восприятия качеств и разного количества предметов у детей с интеллектуальной недостаточностью. В связи с этим было разработано пособие, которое помогает детям с интеллектуальными нарушениями осваивать математические представления в процессе игры.

Игра «Магнитный жезл» состоит из жезла с магнитной основой и разноцветных магнитных фишек.  В наборе идут карточки с заданиями на изучение цвета, форм, ассоциаций.  Также эти картинки можно модернизировать под свою коррекционную работу и ставить новые задачи.

Цель данного пособия  – сформировать у детей с ЗПР математические представления, используя дидактические игры с магнитным жезлом.

Задачи:

  1. Изучить и провести теоретический анализ особенностей ФЭМП у детей с задержкой психического развития.
  2.   Провести экспериментальное исследование особенностей использования дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста с ЗПР.
  3. На основании теоретического анализа и эксперимента сделать выводы об особенностях использования дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Принципы:

 принцип наглядности: обучающий материал должен вызывать у детей интерес и желание выполнять игровые задачи;

 принцип доступности: игрушка адаптирована к восприятию детей данного возраста, понятна и интересна;

 принцип систематичности и последовательности: материал для закрепления и обучения распределён с постепенным усложнением, опираясь на предыдущие умения и навыки детей;

 принцип индивидуального и дифференцированного подхода: игровой материал ориентирован на индивидуальные особенности личностного и познавательного развития каждого ребёнка и группы в целом.

При работе дети с ЗПР не всегда с радостью включаются в учебную деятельность. У многих дошкольников с интеллектуальными нарушениями математические представления вызывают большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Тем более, что всё чаще в группах встречаются дети разных возрастов и дети с сочетанными нарушениями. Для педагога очень важно пробудить у всех детей интерес к занятиям, увлечь их. Раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности для дошкольника – игру.

Новизна   заключается в том, что благодаря высокой  популярности игрушки  «Магнитный жезл»  возникла мысль создать многозадачное пособие, как для коррекции сенсорных процессов, так и для формирования математических представлений. При этом педагог может дифференцировать задания с учётом возраста и сложности дефекта, учитывая индивидуальные потребности детей, а также используя нейроподход, что позволяет добиться более высоких результатов. Данная форма организации занятия позволяет сделать коррекционную работу интересной, позитивной и креативной.

Коррекционный процесс становится увлекательным как для самого  ребёнка, так и для педагога.

Практическая значимость дидактического пособия в том, что игры используемые в данном пособии помогают в комплексе решать задачи коррекционно-развивающего обучения. Помимо формирования  сенсорных и  математических представлений, в играх  с  магнитным жезлом,  решаются задачи по развитию речи,  межполушарных связей и мелкой моторики,  а так же ведется работа над сенсомоторным и когнитивным развитием ребенка.

Занятия по ФЭМП проводились два раза в неделю в рамках подгрупповой работы, а в индивидуальной работе от 3 до 5 раз в неделю (в зависимости от возраста).  Учитывая возрастные особенности, задания выполнялись от простого к более сложному.

Работая по данному методическому пособию, у детей расширились представления о сенсорных эталонах, были сформированы элементарные математические представления, сформированы понятия о простых арифметических операциях. Во время игры с пособием ребята научились: дифференцировать цвета, определять форму и размеры, сравнивать, считать, присчитывать и отсчитывать по одному, группировать, ориентироваться в пространстве. Используя данное пособие, у детей повысился познавательный интерес к математическим занятиям, при этом сами занятия воспринимались как развлекательное мероприятие.

Данное методическое пособие может быть использовано в работе как

коррекционных групп, так и общеобразовательных.

Для наглядности хотелось бы привести примеры некоторых заданий.

Игра  « Аналогии»

В этой игре нужно отметить парные картинки фишками одинакового цвета.

 Например, Шофёр – руль, Парикмахер – фен и ножницы.

Аналогично ведется работа по узнаванию форм предметов.

Игра  «Учим формы»

В этой игре педагог  дает ребенку задание положить  красную фишку на круглые предметы, желтую фишку – на предмет прямоугольной формы, зеленую фишку положить на овальный предмет, а синюю – на треугольный. Затем ребенок магнитным жезлом собирает фишки только со съедобных предметов.

Отдельное место в коррекционной работе занимают нейроупражнения. Работая одновременно двумя руками, мы дополнительно стимулируем мозг ребенка на развитие новых нейронных связей. Для ребенка же это новая, необычная и интересная игра.

Варианты игр:

  • Собирать фишки магнитным жезлом двумя руками слево-направо, справо-налево,  сверху-вниз, снизу-вверх.
  • Собирать фишки двумя руками от центра в стороны и обратно.
  • Разноименные движения: левая рука движется с первой строки к центру, правая рука – с нижней строки к центру и наоборот.
  • Разноименные движения: левая рука движется сверху  вниз, правая рука – снизу вверх.
  • Двигательные диктанты. Поймать 3 фишку в 4 строке, 5 фишку    в 6 строке и т.д.
  • Ориентировка в пространстве: поймай фишку в правом верхнем углу, в левом нижнем углу…
  • Закрепление прямого/обратного счета. Слева направо – прямой счет, справа налево – обратный. Аналогично со столбцами.

Задания помогают развивать внимание, гибкость мышления, координацию, пространственную ориентировку, зрительно-моторную функцию, графомоторные  навыки, межполушарное взаимодействие.

Игры, направленные на формирование элементарных математических представлений.

Игра  «Считай и называй»

Перед ребенком лежит карточка с цифрой, ему необходимо собрать нужное  количество фишек, какое показывает цифра.

Варианты игр «Поймай больше указанной цифры на одну фишку », «Поймай меньше на две фишки, чем указывает цифра» и т.д.

Игра «Реши пример, поймай ответ»

Перед ребенком пример, ему необходимо решить этот пример и поймать нужное количество фишек.

Игра «Больше, меньше, равно»

Ребенку предлагается поймать и выложить  столько фишек, сколько указано в примере.

Игра  «Математический диктант»

Ребенку предлагается поймать  вторую фишку в первом ряду, пятую фишку во втором ряду, восьмую в третьем ряду и т. д.

Игра «Выложи  геометрическую фигуру (цифру)»

Ребенок выкладывает из фишек геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) или цифру,  затем собирает фишки жезлом.

Игра  «Четвертый лишний»

Перед  ребенком выкладываются  четыре фишки, три синие и одна красная и дается инструкция: « Поймай лишнюю фишку и аргументируй почему именно эта фишка лишняя».

Игра  «Визуально ритмический ряд

Просим ребенка выложить фишки  в определенной последовательности, например, «Положи 1 красная фишку,  затем1зеленую фишку, потом  1красную фишку, а дальше какая фишка? Продолжи ряд».  После того,  когда ребенок выложил визуально ритмический ряд, мы решаем свои коррекционные задачи, например, учим ребенка произносить слова первой слоговой структуры слова.  К каждой фишке привязываем слог,  говорим ребенку, что красная фишка это слог МУ, а зеленая это ХА, теперь задача ребенка поймать фишку и воспроизвести слог, который мы проассоциировали с этой фишкой:  МУ – ХА, МУ – ХА …

Игры, направленные на  развитие фонематического слуха.

Игра « Тихо – громко»

 

Педагог  произносит определенный слог тихо - ребенок кладет на стол зеленую фишку,  произносит этот же слог громко - ребенок кладет на стол красную фишку.

Игра «Гласный – согласный»

        Если ребенок  слышит гласный звук, то убирает магнитным жезлом со стола красную фишку, если услышит согласный звук,  то убирает  синюю фишку.

Игра «Звонкий – глухой»

Если ребенок услышит звонкий звук, то убирает магнитным жезлом со стола зеленую фишку, если услышит глухой звук, то  убирает  со стола желтую фишку.

Игра «Лес» 

Ребенок кладет на картинки со звуком С – красные фишки, а на картинки со звуком Ш – синие фишки. После этого магнитным жезлом убирает фишки с картинок и проговаривает слова, учится дифференцировать звуки.

Игра  «Примагнить звук»

- Я буду произносить ряд звуков. Как только ты услышишь звук Р, примагничиваешь любую фишку к жезлу. А потом мы с тобой посчитаем сколько звуков ты примагнитил.

Игры, направленные на развитие слухоречевой памяти

Инструкция зависит от возможностей ребенка, более простая инструкция:

  • «Лови сначала оранжевую,  потом синюю фишку». Более сложная инструкция:
  • « Лови сначала зеленую, потом красную, потом две оранжевых фишки» и т.д.

Перед ребенком кладутся 3  фишки и дается инструкция:

  • «Лови не красную, не зеленую фишки. Какие будешь ловить? (Желтые  и синие).

 Отталкиваемся от возможностей ребенка.

Очень много времени в работе дефектолога (логопеда) отводится автоматизации звуков, слогов и слов.

Всем знакомы «Звуковые дорожки»  – ребенок жезлом с обратной стороны  листа двигает фишку по дорожкам и произносит звук, например ЖЖЖЖЖ

Игру с жезлом можно усовершенствовать. Я использую в работе обычные картинки с прикрепленными к ним скрепками, чтобы они примагничивались к жезлу.

Игра «Кладоискатель»

Ребенок жезлом ищет картинки со звуком Л в песке, ловит, вытаскивает фишку с картинкой и проговаривает  слова со звуком Л лошадь, колбаса, белка и т. д.)

Развитие словарного запаса.

Например, при изучении темы «Домашние животные». Педагог кладет на картинки с животными фишки, ребенок выбирает домашних животных одной семьи, ловит фишки жезлом с картинок этих животных, «собирает семью» и называет этих животных.

Употребление  предлогов.

Заранее нужно подготовить картинки, с изображением кота, который сидит… (за корзинкой, на столе, в корзинке…) Фишки положить на картинки. Дается инструкция:

-  Покажи, где находится кот? За корзинкой, на столе, в корзинке?

Ребенок отвечает….

-…, забери  жезлом фишку с подходящей картинки.

-…, покажи, где находится  кот?

-…, забери  жезлом фишку с подходящей картинки.

Затем задание усложняется. Ребенку предлагается по очереди ловить фишки с картинок и проговаривать, где сидит кот.

Магнитный жезл можно использовать  и на подгрупповых занятиях по обучению грамоте.

Если дети научились различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, то с ними можно выполнять звуковой анализ слогов и слов.

«Выложи звуковую схему слова … »

Игра «Найди звук в слове

Фишки используем в игре «Найди звук в слове» - нужно положить фишку в ячейку: начало, середина или конец слова.

Игры, направленные на отработке слоговой структуры слов.

 

Простое повторение слов зачастую бывает скучным для детей, а здесь фишки и жезл оживят игру и сделают ее интересной.

Педагог закрывает картинки с предметами фишками, ребенок перемещает жезлом с обратной стороны листа фишки от картинки к картинке и называет предметы: КУКЛА, КОФТА, ЛОЖКА и так далее.

Заключение

Для успешного обучения математике дети должны правильно понимать

и выполнять требования учителя, иметь сформированные пространственные

и количественные представления, владеть прямым и обратным счетом,

счетом конкретных и отвлеченных предметов, знать цифры, числа и уметь

соотносить их с количеством предметов, знать геометрические фигуры. В ходе занятий с «Магнитный жезл» ребенок полностью погружается в процесс. У детей активизировались психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия, расширился словарный запас. Для проведения игровых упражнений и заданий не требуется специальной подготовки и места. Используя в коррекционной работе  магнитный жезл  улучшился эмоциональный настрой детей, что является немало важным для детей групп компенсирующей направленности. Понимание современных увлечений, интересов ребенка и использование этого на занятиях, является важнейшим инструментом в формировании мотивации и интереса к обучению ребенка. Ребенку легче уловить суть и понять, а благодаря тактильному опыту результат закрепляется быстрее.  

Данная разработка игровых упражнений помогает разнообразить учебный материал, используемый в коррекционном процессе. Ее могут применять не только педагоги, воспитатели групп компенсирующей и общеразвивающей направленности, но и родители.

 По результатам работы можно сделать вывод, что у детей повысился уровень речевого  и сенсорного развития, дети достигли хорошего результата по развитию мелкой моторики рук, что благоприятно влияет на овладение в этих условиях полным объемом знаний по программе массовой школы.

Список используемых источников:

  1. Башаева Т. В., «Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов» - Ярославль: Академия развития, 1997г.
  2. Выгодский Л. С. «Педагогическая психология» - АСТ/Астрель, 2008г. 3. Федорова Л. И. «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: организация коррекционно-развивающей работы» - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014 г.
  3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» - М.:МГОПИ, 1993г.
  4. Филичева Т. Б., Т. В. Туманова «Программа коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» - М.: Гномпресс, 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовет: "Формирование элементарных математических представлений в детском саду через игру"

Во второй младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных...

«Сенсорное воспитание как основа формирования логического мышления и развитие математических представлений у детей раннего возраста»

Мышление, это процесс познания чего-то нового и неизведанного. Помогает в развитии логического мышления сенсорное воспитание, являясь основой математических представлений у детей раннего возраста....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по формированию сенсорных эталонов и элементарных математических представлений у детей раннего возраста с нарушениями в развитии

Возраст: 3 годаЗаключение: ССРПР, УО-?Цель: развитие понимания речи на основе формирования сенсорных эталонов; развитие конструктивных навыков и зрительного внимания....

Логопедическая игра с магнитными жезлами на автоматизацию звуков [Ш] и [Ж] на уровне слова «Скажи наоборот»

Цель игры: автоматизация правильного произношения шипящих звуков «Ш» и «Ж» на уровне слова.Задачи: закрепить умение ребенка подбирать антонимы (слова с противоположным значение...