«Устное народное творчество в работе учителя-дефектолога»
статья по коррекционной педагогике
Фольклор – народное творчество, произведения создаваемые народом и бытующие в нём. Он является источником литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека, играет важную роль в обучении и воспитании. Кропотливая и целенаправленная коррекционно-педагогическая работа создает основу (это в первую очередь -воспитание у детей эмоционального отношения к речи, умение слушать речь и чувствовать интонацию), через эмоциональное общение возникающие на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку, что способствует развитию у детей c JDP положительных нравственных качеств, среди которых важнейшими являются взаимопомощь и отзывчивость, доброта и терпение. Дети в процессе воспитания приобретают практический опыт применения этих качеств в повседневной жизни и создаются условия для более гармоничной и личностной, актуальной социализации ребенка в изменяющемся его мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 85.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Устное народное творчество в работе учителя-дефектолога»
Строя коррекционную работу, перед педагогом встает остро проблема создания специальных условий и развивающей среды для воспитания, развития и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Главная цель и идея — это идея социальной адаптации детей с ОВЗ. Необходимы эффективные подходы к осуществлению образовательной и воспитательной деятельности детей. Главная проблема детей с ОВЗ заключается в нарушение связи с миром, контакт со сверстниками и взрослыми ограничен. Необходимо помочь им проявить себя и оказать поддержку, увидеть в ребенке его сильные стороны и всеми силами помочь развить скрытые (иногда необычные) способности. Перед педагогом встает вопрос: как, и с помощью каких методов, средств и приемов помочь детям познать себя, раскрыться и войти во взрослый мир, чтобы самостоятельно и полноценно жить в нем? Хочу рассказать вам об использование в своей работе богатейшего материала словесного творчества народа. ЭТО -устное народное творчество. Передаваясь из уст в уста, он меняется, принимает разные формы, но остается таким же полезным и нужным нашим детям. Почему? Потому что устное народное творчество – это способ кодирования и передачи важной информации. В сказках, песенках, играх скрыты богатства народной мудрости: правила поведения, герои-эталоны и отрицательные примеры, духовные ценности и меткие наблюдения над жизнью. Сама форма привлекательна: яркая, метафоричная, с интересными сюжетами, напевностью, загадками, игрой слов. Чтение сказок, пение колыбельных, загадывание загадок и потешные стишки способствуют всестороннему интеллектуальному и речевому развитию ребенка, эмоциональному раскрепощению, обогащению новыми знаниями и умениями, то есть развитию личности в целом.
Фольклор – народное творчество, произведения создаваемые народом и бытующие в нём. Он является источником литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека, играет важную роль в обучении и воспитании. Малые формы фольклора – это миниатюрные произведения, созданные для детей – песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, кричалки, загадки. Разные жанры помогают всесторонне развивать детей. Потешки – короткие стишки, сопровождающие купание, массаж, игры крохи. Они кратки и забавны, позволяют не просто отвлечь внимание капризничающего малыша, но и успокоить его в случае непослушания: «ладушки» и «сорока» развлекают малышей даже тогда, когда они не еще не научились понимать речь. Это форма общения ребёнка и взрослого, способ быть ближе. Именно они развивают и поддерживают в детях радостные эмоции, формируют речевые навыки, нравственно-эстетические и художественно-эстетические качества. В результате их использования развивается эмоциональная сфера ребенка. Народные песенки, потешки, пестушки. Пестушка — происходит от русского слова «пестовать», то есть нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев нянюшек и мамушек в стихотворной форме, какими они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале жизни:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, Топ, Топ,
Топ, Топ, Топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, Топ, Топ,
Топ, Топ, Топ.)
представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей с ОВЗ. Хочу отметить, что фольклорный материал богат своей ритмичностью и музыкальностью, повторами и аллитерациями. Фольклорный материал хорош для детей тем, что он ярко и эмоционально окрашен, сопровождается движениями, вводит ребенка в игровую ситуацию. Перед педагогом стоит задача — формировать положительное, эмоционально окрашенное отношение к речи взрослого, умения слушать речь и чувствовать интонацию.
Как одно из условий для полноценного развития детей предусматривается
создание развивающей предметно-пространственной среды ( РППС) кабинета.
Потешка - короткие стишки, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки призваны развивать ребенка. Такой жанр фольклора подаётся в своей игровой форме: они призваны пробудить ребенка к действию. Для плодотворного общения педагога и ребёнка с ОВЗ, а так же для благоприятного течения коррекционного воздействия, очень важно установление добрых и доверительных взаимоотношений эмоционального контакта. И поэтому основой всей нашей работы, становится формирование умения общаться с взрослыми и сверстниками. И тут можно отметить ценность фольклора в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Наблюдение показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других бодрит. Если ребенок плачет его можно отвлечь, успокоить. Показать игрушку белку или сделать пальцами рожки, втянуть ребенка в игру. Педагогам известно, как тяжело бывает новичкам адаптироваться в группе детей. Для облегчения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним можно использовать следующие потешки, подставляя в текст нужное имя… Потешки помогают ребенку привить навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику рук и эмоциональную сферу. Заклички- один из видов закликательных песен. Такие песни имеют языческое происхождение. В них отражен крестьянский уклад. Например, через все песни проходит заклинание богатого урожая. Для себя дети и взрослые просили здоровья, счастья и богатства. Также это обращение к радуге, солнцу и дождю, другим явлениям природы. Часто обращались к животным и птицам. Птицы считались предвестниками весны. Силы природы почитались как живые. Обычно к весне обращались с просьбами, желают ее скорейшего прихода, тепла и солнца, на зиму сетуют и жалуются. Считалки- в детстве перед началом какой-либо игры, мы с вами рассчитывались. В этом нам помогали считалки. Считалки — это одна из форм жеребьевки, небольшой стишок, с помощью которой определяют ведущего. Считалка — это очень важный элемент, который помогает детям избежать ссоры и установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалок очень важен ритм. Интересные возможности представляет педагогу работа со считалками (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.), т.е. короткими рифмованными стихами, применяемыми детьми не только для определения ведущего или распределения ролей в игре, но и способствующие развитию количественных представлений. Роль загадок трудно переоценить. Загадки заставляют детей задуматься, поискать ассоциации. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожести черт. Загадка – «это замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания, с целью испытать сообразительность, развить наблюдательность к поэтической выдумке» В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения, что позволяет представить их более рельефно. Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.). Во-вторых, эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях. Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Игры имеют развивающее значение, так как дают ребёнку возможность «прочувствовать» свои пальчики, ладони, сформировать схему собственного тела. Соединение «слово-палец» наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики, но и речи. Фольклорные песенки и потешки благодаря своей напевности и мелодичности развивают у детей чувство языка. Подвижные игры русские народные игры доставляют детям большое удовольствие, заставляют много двигаться и требуют ловкости, находчивости, смекалки, и упорства. Они дают детям столько веселья и у каждого ребёнка в душе просыпается его русское начало, сидящее, где то далеко в душе. Сказка. Сказка является главным источником, из которого ребенок получает свои первые знания об окружающем мире. Она аккумулирует в себе все фольклорные элементы. Для ребенка сказка проста и понятна, поэтому она способна повести за собой раскрывая удивительный мир вокруг нас. Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, предполагает большое количество разнообразных практических действий как с самой книгой (потрогать, рассмотреть, подержать), так и с изображениями главных героев (драматизации, обыгрывание на фланелеграфе, в настольном театре, использование театра теней и кукольного театра). Включение приемов театрализации в повседневную жизнь детей делает ее более яркой, динамичной, насыщает положительными эмоциями, а главное, дает ребенку возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером, находящимся в образе определенного персонажа. Это, в свою очередь, способствует развитию у детей познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, речи, элементов воображения, формирует навыки позитивного поведения в обществе.
Кропотливая и целенаправленная коррекционно-педагогическая работа создает основу (это в первую очередь -воспитание у детей эмоционального отношения к речи, умение слушать речь и чувствовать интонацию), через эмоциональное общение возникающие на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку, что способствует развитию у наших детей положительных нравственных качеств, среди которых важнейшими являются взаимопомощь и отзывчивость, доброта и терпение. Дети в процессе воспитания приобретают практический опыт применения этих качеств в повседневной жизни и создаются условия для более гармоничной и личностной, актуальной социализации ребенка в изменяющемся его мире.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аникин, В.П. Детский фольклор: Русское народное творчество [Текст] / В.П. Аникин. – СПб.: Просвещение, 2009. – 190с.
- Аришина, H.П. Уроки прекрасного: Из опыта работы. [Текст] / Н.П. Аришина. - М.: Просвещение, 2003. – 80с.
- Белоусов, А.Ф. Детский фольклор: итоги и перспективы изучения. [Текст] / А.Ф. Белоусов, В.В. Головин, Е.В. Кулешов, М.Л. Лурье. – СПб., 2013. – 245с.
- Венгер, Л.А. Психология. [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2008. - 328с.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2008. – 458 с.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М., 2004. – 457с.
- Мацкевич, А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам: Работа с книгой в детском саду [Текст] / Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. – М. Просвещение, 2009. –С.46-60.
- Мухина В.С. Детская психология. [Текст] / –М.: ООО «Апрель-Пресс», ЗАО «ЭКСМО-Пресс», 2009. –315с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование устного народного творчества в работе учителя-логопеда по развитию связной речи"
Презентация содержит теоретический материал по работе с загадками: этапность и методика работы; а также наглядный и практический материал - модели для составления загадок из всем известной метод...
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Реферат "Значение устного народного творчества в работе с детьми". Здесь раскрывается влияние устного народного творчества на развитие личности ребенка....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ПРИ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ (В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЮ)
КОТИНЬКА КОТОК Цель: Продолжать...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарёй, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. А чт...
ОТЧЕТ по проекту «Использование устного народного творчества в работе по речевому развитию детей 6-7 лет в МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок»»
ОТЧЕТ по проекту «Использование устного народного творчества в работе по речевому развитию детей 6-7 лет в МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок»»...
Мастер – класс для педагогов «Использование русских народных сказок в работе учителя-дефектолога с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ»
Целью мастер-класса является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию русских народных сказок в работе с особенными детьми....
Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми».
Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми»....