Презентация "Использование устного народного творчества в работе учителя-логопеда по развитию связной речи"
презентация по логопедии по теме

Торощенко Людмила Вячеславовна

Презентация содержит теоретический материал по работе с загадками: этапность и методика работы; а также наглядный и практический материал  - модели для составления загадок из всем известной методики А.А. Нестеренко "Страна загадок" и алгоритм мыслительных действий в работе с детьми по каждой модели. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

На полуактивном этапе обучаем детей созданию сравнений по различным признакам (форме, цвету, вкусу, действию и т.д.) с использованием схем. На активном этапе отрабатываются умения составлять загадки с использованием моделей и схем. Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок: 1. Выбор объекта. 2. Выбор модели загадки. 3. Подбор характеристик и сравнение с другими объектами. 4. Выбор наиболее удачных сравнений. 5. Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не» и др. По окончании работы выразительное чтение загадки. Методика работы с загадками:

Слайд 4

Для обучения детей составлению загадок необходимо освоить модели в следующей последовательности:

Слайд 6

Для составления загадки выбран объект ( самовар ). Далее детьми даются образные характеристики по заданным логопедом признакам. - Какой самовар по цвету? - Б лестящий. Логопед записывает это слово в первой строчке левой части таблицы. - Какой самовар по действиям? - Ш ипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы). - Какой он по форме? - К руглый (заполняется третья строчка левой части таблицы). Логопед просит детей дать сравнения к перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Слайд 8

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы): Блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета и т.д. Таблица может выглядеть следующим образом:

Слайд 9

После заполнения таблицы, логопед предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки: "Как" или "Но не" Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми. Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

Слайд 14

Протокол составления загадки про гриб: - На что похож гриб? - На мужичка. - А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды. - Еще на что похож? - На дом, но без окон. - А еще на что похож ? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Слайд 16

Далее логопед предлагает составить загадку в целом, используя связки: "Как" или “На”, "Но на" или “Но без” Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

Слайд 17

Роль загадок велика: Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К О Н С П Е К Т занятия по развитию речи на тему: «Пословица, не зря молвится» (открытое занятие в старшей группе в рамках «Круглого стола» с учителями, логопедами по теме «Формирование связной речи в детском саду и школе – взаимосвязь и преемственнос

Программное содержание:Учить  детей рассказывать о смысле знакомой   пословицы, придумывать рассказ из личного опыта (по плану воспитателя) подходящих к данным пословицам; развива...

ОТЧЕТ по проекту «Использование устного народного творчества в работе по речевому развитию детей 6-7 лет в МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок»»

ОТЧЕТ по проекту  «Использование устного народного творчества в работе по речевому развитию детей 6-7 лет  в МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок»»...

Мастер - класс для учителей-логопедов «Сказка в работе учителя-логопеда как средство развития и коррекции речи»

В мастер-классе представлен практический материал по работе с русскими народными сказками  для формирования у детей с ОНР III, IV уровня, в возрасте 6-7 лет, связной речи, словарного запаса, фоне...

Буклет "Методические рекомендации для педагогов по отбору материала устного народного творчества в работе с воспитанниками по развитию речи"

Буклет "Методические рекомендации для педагогов по отбору материала устного народного творчества в работе с воспитанниками по развитию речи" Принципы проектирования книжного у...

Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда . Путешествие в страну Правильной речи!

laquo;Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организован...

Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми».

Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми»....

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей "Развитие связной речи"

Формирование связного высказывания – одна из основных задач развития речи детей, так как умение связно излагать свои мысли позволяет ребенку свободно общаться, успешно обучаться, понимать литера...