УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Реферат  "Значение устного народного творчества в работе с детьми". Здесь раскрывается влияние устного народного творчества на развитие личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon u.n.t._referat.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Воспитатель: высшей квалификационной

 категории Вазюлина Любови Алексеевны

План:

  1. Народное творчество в жизни детей.

  1. Влияние народных традиций на развитие личности ребенка.
  2. Средства развития у ребенка любви к народному творчеству.
  3. Критерии отбора материала.

  1. Устное народное творчество как средство развития ребенка.

  1. Значение устного народного творчества для развития ребенка.
  2. Истоки устного народного творчества.

  1. Использование устного народного творчества  в работе с детьми.

  1. Игровая деятельность.
  2. Развитие культурно-гигиенических навыков.
  3. Театральная деятельность.
  4. Игры драматизации.
  5. Фольклорные праздники.
  6. Работа с родителями.

  1. Значение устного народного творчества в дальнейшей жизни ребенка.

Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые уже незримо связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют  последующий путь жизни. Корни этого влияния в языке своего народа, которые усваивает ребенок, в его песнях, языке, играх и игрушках, которыми он забавляется. На каждой ступени воспитания есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые передаются ребенку, усваиваются им и которые делаются ему близкими, почти незаменимыми. В образах, звуках, красках, чувствования предстает перед ними Родина. И чем ярче и живее эти образы, тем большее влияние они оказывают на него. Маленьким детям еще не доступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву под них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками своей страны.

В народном творчестве отражаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через народную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями – ребенок дошкольного возраста получает первые впечатления – представления о культуре своего народа. Отличая удивительную силу первых впечатлений, видный собиратель русского фольклора П.В. Киреевский говорил: «… Что тот. Кто не слыхал русской песни еще над своей колыбелью и кого ее звуки не сопровождали во всех походах, у того, разумеется, сердце не встрепенется при ее звуках, на которых душа его выросла, она ему ни чего не напомнит.» Позднее ребенку становиться доступен мир сказок, игр. Как не стремиться ему быть храбрым, когда сказка учит его побеждать храбростью, смелостью и высмеивает трусость. Приключения Колобка в русской народной сказке поистине героическая эпопея для ребенка. Игра учит быть ловким: мышка не должна попадать к кошке, гуси, зайцы – волку. Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно. Сказки, загадки, пословицы, поговорки – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы русского языка.

Песня, пляска, музыка передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры. В народных играх и игрушках блестяще соединились художественное и педагогическое начало. Если ребенок играл в них с раннего возраста, то позднее уже взрослым он легко их воспроизводит.

Трудно сказать, какому виду творчества отдать предпочтение в его влиянии на развитие ребенка. С ранних пор русская народная педагогика признает огромное воспитательное значение народного творчества. В истории русской общественной мысли есть блестящая эпоха борьбы за народность, связанная именами Пушкина, Гоголя, Герцена, Белинского, Чернышевского, Добролюбова. В наше время русское народное творчество получило самые широкие возможности для своего развития. Хорошо известны такие творческие коллективы, как ансамбль русского народного танца «Березка», русские народные хоры имени Пятницкого, Сибирский и Омский.  

Наряду с этим в русском народном творчестве, которое развивалось исторически, много архаического, устарелого, отражающего пережитки прошлого. Белинский хорошо заметил, что национальный дух не одно и то же, что национальные обычаи и предания старины. Это положение должно лечь в основу отбора материала народного творчества для использования его в воспитании детей. Необходимо занимать детей такими народными играми. Песнями, сказками, которые бы органически входили в их жизнь, были бы им интересны и понятны, которые они смогли бы самостоятельно применять.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки – это все произведения устного народного творчества. В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа. Но их имен мы не знаем, потому что красивые песни, увлекательные сказки, мудрые пословицы не записывались, а передавались устно, от одного человека к другому. Рассказывая сказку или исполняя песню, каждый рассказчик или певец что-то добавлял от себя, что-то пропускал, что-то изменял, что бы сказка стала еще занимательнее, а песня еще красивее. Вот поэтому мы и говорим, что авторами песен, былин, сказок. Пословиц, частушек, загадок является народ. И в наши дни сочиняются новые пословицы, поговорки, новые загадки и частушки.

Произведения устного народного творчества выражают мысли народа, его чувства, его мечты и надежды. Знакомство с сокровищами народной поэзии помогает глубже узнать нашу Родину.

Работу я начала со второй младшей группы. Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, сказкам, загадкам  - я поняла, что они помогут мне «разговорить» детей. Прежде всего изучили книги Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич о методике развития речи детей, использовала опыт работы музыкальных работников по проведению развлечений с использованием устного народного творчества. Работу проводила в основном в свободное от занятий время. Знакомство с народным творчеством начиналось для малышей с потешек, с колыбельных песен.  Детям нравилось, когда я брала на руки куклу Катю и ласковым, нежным голосом начинала петь покачивая ее:

                

Баю-баю-баю-бай!

                Ты, собачка, не лай!

                Белолоба не скули,

                Мою дочку не буди.

Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, я показывала, как громко лает собачка белолоба (используя мягкую игрушку) и может разбудить Катю. Дети дружно просили: «Ты , собачка, не лай! Белолоба не скули!». После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминали песенки и переносили их в повседневную игру.

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав возможность детям рассмотреть игрушку, я рассказывала о персонаже потешки, о его особенностях.  В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. До чтения потешки «Конь» у детей было сформировано красивое, гордое животное:

Ходит конь по бережку

Вороной по зелену

Он головушкой потряхивает

Золотой уздой побрякивает

Все колечки – бряк, бряк, бряк!

Золотые оси – звяк, звяк, зяк!

        Во время умывания, причесывания малышей знакомила с такими песенками:

Водичка, водичка

Умой мое личико,

Чтобы глазаньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

        Расчесывая волосы:

Расти, коса, до пояса

Не вырони  ни волоса!

Расти, коса, не путайся,

Маму дочка слушайся!

        Приятно было наблюдать, как дети использовали потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с какой любовью они относились к своим куклам.

        Дети взрослели. Я стала подбирать для них потешки с более сложным содержанием. Перед своими слушателями ставила задачу не только запомнить потешку и эмоционально ее прочитать, но и самим обыграть потешку. Малыши всей группой учились двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь, курочка, ежик и т.д., в зависимости от того о ком потешка:

Тень-тень-потетень

Выше города плетень.

Сели звери под плетень

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

  1. Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

  1. Поди, догоняйка!

Похвалялся медведь:

  1. Могу песни я петь.

        Далеко не всем детям удавалось передать характер персонажей, но с каким интересом они относились к нашему «театру». И в нем скоро появились свои незаменимые артисты. Например, никто кроме Юли не мог сыграть роль лисы, из Алены получился прекрасный цыпленок, а из Дениса медведь. Но, главное, мы добились того, что любой ребенок в группе мог заменить другого и сыграть его роль. Ни кто не оставался в стороне. Пока ребята учились выступать только перед своими товарищами.

        В старшей группе я много времени уделяла сказкам, которые не читала, а рассказывала. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к ее персонажам. Чаще всего я сама надевала костюм бабушки-сказательницы или Василисы – Прекрасной и «приходила» в группу. Дети встречали меня радостно, приглашали сесть, и конечно же, с нетерпением ждали новой сказки. А бабушка не спеша начинала с присказки:

За ступенькою, ступенька

Станет лесенка.

Слово к слову ставь складенько

Будет песенка.

А колечко на колечко

Будет вязочка

Сядь со мною на крылечко

Будет сказочка.

        Я не спешила задавать детям вопросы по содержанию. Мне было интересно, как дети делятся впечатлениями друг с другом. Я вступала в беседу только тогда, когда возникал спор или создавалось неверное понимание смысла сказки. Но это случалось редко.

        Чтобы узнать, как же дети запомнили сказку и поняли ее, я подбирала соответствующие игрушки и вносила в группу, обращаясь к детям: «Дети, посмотрите, из какой сказки пришел герой?». Вот тут и начиналась беседа, в которой малыши вспоминали события сказки, поступки ее героев, выявлялось их отношение к ним. Невозможно перечислить все сказки, над которыми мы работали с детьми. Это «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна – лягушка», «Серия сказок «Русские народные сказки».

        Следующим этапом в нашей работе были конкурсы на лучший рисунок или поделку по мотивам сказок. Самые интересные работы отбирались на выставку для родителей. Затем проводили игру-драматизацию отдельных эпизодов по желанию детей, если сказка объемная, многоэпизодная. Этот этап самый кропотливый, длительный, но и самый интересный. Порой бывает очень трудно выбрать кого-либо на роль. Столько желающих. Часто поступала так: выносила предметы ряжения, просила детей угадать. Какую сказку будем играть и предоставляла детям полную самостоятельность. Они создавали сказочные студии с использованием атрибутов и декораций именно для данной сказки, выбирали главных героев. Дети не занятые этим становились зрителями. Довольны были все. Часто я прибегала и к такому приему, как прослушивание сказок в грамзаписи. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражанием которой позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком.

        Пословицы и поговорки называют «жемчужинами» народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения. Заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны и поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами. В них много олицетворений, мелких определений. Пословицы можно использовать в любой ситуации. Дети собираются на прогулку, я напоминаю медлительному Диме: «Семеро одного не ждут» или замечаю, что Стасик оделся не аккуратно, говорю: «Поспешишь – людей насмешишь». Во время прогулки пословицы лучше помогают ребятам понять различные явления, события. Гуляем по весеннему парку, любуемся его свежестью, красотой. Отмечаю, что «Весна – красна цветами», об осени «Осень – красна плодами». Из собственных наблюдений делаем вывод «Март с водой», «Апрель – с травой». Изучая пословицы о труде, мы с ребятами решили завести картотеку пословиц, поговорок. Дети оказались активными помощниками. Они дома с родителями отыскивали пословицы, запоминали их. Таким образом, у нас собралась неплохая картотека и появился иллюстрационный плакат с пословицами о труде. Все дети по картинке могли назвать половицы. В повседневной жизни дети подбадривали друг друга: «Глаза бояться – руки делают», «Терпенье и труд все перетрут», «Дело мастера боится», «Кончил дело - гуляй смело». Чтобы дети могли лучше запомнить пословицы я давала им предметы или сюжетные картинки и предлагала назвать соответствующие по смыслу пословицы. В подготовительной группе дети уже самостоятельно могли организовать конкурс – соревнования между девочками и мальчиками «Продолжи половицу» или «Кто больше назовет пословиц (можно на определенную тему)». Катя начинает: «Человек без друзей. Что дерево без корней», Саша тут же вспоминает еще одну пословицу о дружбе: «Дружба и братство - дороже богатства». Катя становиться капитаном команды девочек, а Саша команды мальчиков. У девочек уже готов ответ: «Друзья познаются в беде», «Новых друзей наживай, а старых не забывай». Мальчики тоже не отстают: «Поделись – да не подерись», «Помогай друг другу везде, не оставляй его в беде».

        Загадки – полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки я начинала детей так, как предлагает Е.И. Тихеева. На стол выставляла несколько игрушек, для каждой подбирала загадку:

  1. Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает.
  2. На голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте узоры. На ногах шпоры.
  3. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей челка, на ногах щетка.

Дети быстро отгадывали загадки, ведь загадываемый материал – перед глазами. Обращала внимание детей на меткую, образную характеристику игрушки. Позже, когда я приносила в группу ту или иную игрушку и спрашивала, какую загадку можно загадать о ней, дети легко справлялись с этой задачей. Часто начинала занятие загадкой. Дети отгадывали. Что они будут рисовать или лепить.

С нетерпением дети ждали вечеров загадок, когда к ним в гости приходила бабушка-Загадушка. Она приносила в своей корзинке природный и бросовый материал для изготовления поделки – отгадке к новой загадке. Поделку тут же мастерили вместе. В конце каждого месяца в группе организовывали выставки рисунков, аппликаций, фигурок из пластилина – выполненных по мотивам устного народного творчества.

Вместе с детьми подготовительной группы подготовили развлечение для малышей «Дочка моя – куколка», «Заинька». Такие большие инсценировки, как «Посиделки», «Пойдем, девки, по лугу гулять» - ставили для старших детей в музыкальном зале. Дети рисовали пригласительные билеты, а потом. Одев русские национальные костюмы, разносили их по группам. Полюбили дети русские народные песни «Пошла молода за водой», «Как у нашей Дуни», «Было у матушки 12 дочерей». Незабываемые впечатления остались у детей от развлечения «Масленица». Организуя развлечения, я ставила перед собой задачу не только развеселить ребят, но и расширить их знания о народном языке, дать почувствовать красоту, напевность русских песен, обогатить словарь детей.

Так же в подготовительной группе вместе с музыкальным работником провели фольклорные праздники: «Дожинок», «Дымковская игрушка».

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В нее я записывала потешки, загадки, пословицы, поговорки – чтобы родители дома могли повторить этот материал. По каждому жанру проводила короткие беседы, консультации, разъяснения, какую огромную пользу приносит ребенку народное творчество. В уголок для родителей помещала статьи: «Что за прелесть эти сказки», «Пословица не даром молвится», «Загадка для ума».

В этом году особое внимание уделила народным играм с фольклорным текстом: «Гори, гори ясно», «Бояре», «Баба Яга». Дети с удовольствием играют в эти игры, так как фольклорный текст оживляет игру, он интересен и доступен детям. Дети умеют самостоятельно организовать игру с фольклорными текстами: «Краски», «Садовник».

Проводя работу с детьми по устному народному творчеству. Я надеюсь, что и в дальнейшей своей жизни они сумеют применять свои знания устного народного творчества в различных ситуациях, с желанием будут участвовать в фольклорных праздниках, утренниках.

В дальнейшей своей работе с детьми мы, обращаясь к кладезю народной мудрости, будем учитывать не только его воспитательный характер, но и богатый речевой потенциал.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Ф. Сохин, А. Бородич, Е.И. Тихонова «Развитие речи» (методики);

  1. А.П. Усова «Народное творчество в детском саду»

  1. В.П. Аникин «Старинные русские пословицы и поговорки»

  1. Г.М. Науменко «Русские народные загадки»

  1. М. Детская литература «Старинные пословицы и поговорки»

  1. Маханева «Театрализованная деятельность в детском саду» №11 (1999) стр. 6

  1. Е. Степанова «Путешествие в страну сказок» №4 (1999) стр 38

  1. Сорокина Н. «Играем в кукольный театр» (1999) №2,5,8,9

  1. Гончарова Н. «Коррекционные игры в коррекции заикания» №3 (1999)

  1. Комарова Т. «Народное искусство в интеллектуальном и эстетическом воспитании» №7 (1999)

  1.  Русская мысль о музыкальном фольклоре» (М. 1979)

  1. «Народное искусство в воспитании дошкольников» (под редакцией доктора пед. наук профессора Т.С. Комаровой)

  1. «Русские праздники» И. Поникеев (м. 1998)

  1. «Русский народ» собр. М. Забылиным (М)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование устного народного творчества в работе учителя-логопеда по развитию связной речи"

Презентация содержит теоретический материал по работе с загадками: этапность и методика работы; а также наглядный и практический материал  - модели для составления загадок из всем известной метод...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарёй, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. А чт...

Использование устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста

Использование устного народного творчества в работе с детьми  дошкольного возраста...

Устное народное творчество в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Устное народное творчество в работе с детьми младшего дошкольного возраста...

Презентация по Устному народному творчеству в работе с детьми с ОВЗ

Строя коррекционную работу, перед педагогом встает остро проблема создания специальных условий и развивающей среды для воспитания, развития и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (...

Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми».

Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми»....