Конспект коррекционно-развивающего занятия «В гостях у змейки» для детей с ОНР 3 уровня развития речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Каранская Галина Геннадьевна

Для организации образовательного процесса у детей с ОНР 3 уровня речевого развития необходимо учитывать их возрастные особенности, их интерес к игровой деятельности и быструю утомляемость. В связи с этим требуется смена на различные виды игровой деятельности, источники воздействия на зрительные и слуховые анализаторы. Используя игровые методы и создавая игровые ситуации, мы вовлекаем ребенка в диалог и создаем варианты воздействия на компенсацию речевого нарушения, выправляем дефекты речи.

В представленном занятии учитываются психолого-возрастные особенности детей 6-7 лет. К этому возрасту дети уже имеют определенный уровень сформированности представлений об окружающем мире, владеют развернутой, связанной речью, способны понимать и выполнять работу по инструкции, имеют навыки рисования, а так же осмысленность допущенных ошибок и способность их самостоятельно устранить.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего занятия «В гостях у змейки» направленного на автоматизацию звука [Ш] в слогах и словах

 у детей с ОНР 3 уровня речевого развития

(возраст обучающихся 6-7 лет)

Калининград

2023 год

Разработка и описание коррекционно-развивающего занятия

«В гостях у змейки» направленного на автоматизацию звука [Ш] в слогах и словах у детей с ОНР 3 уровня речевого развития.

Ключевые особенности занятия:

  1. Индивидуальны подход
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Акцент на игровую деятельность
  4. Использование иллюстрированного и раздаточного материала

Цель: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах у детей с ОНР 3 уровня речевого развития


1. Коррекционно – образовательные задачи:

- закрепление понятия "согласный звук";

- учить детей полному ответу на вопросы.

2. Коррекционно – развивающие задачи:

- определение наличия звука [Ш]  в словах;

-развитие фонематического слуха и фонематического воспиятия;
- развитие речеслухового внимания, зрительного восприятия, мышления и памяти;

- развитие мелкой моторики пальцев рук.

3. Коррекционно – воспитательные задачи:

-воспитывать положительное отношение к занятиям;
- воспитание навыков контроля за собственной речью.

Ход занятия

Здравствуй, ___________! Начинаем наше занятие.

Мы с тобой уже научились красиво и правильно говорить звук [Ш]. Сегодня мы продолжим учиться произносить звук [Ш].

Давай вспомним, как же правильно произносить звук [Ш]:

А чтобы нашему язычку было легче, мы вспомним нашу сказку о веселом язычке:

Артикуляционная гимнастика 

Жил на свете язычок. Каждое утро он просыпался, подтягивался и шел гулять (упражнения лопатка, лошадка). Сначала он пошел в лес, где перед ним вырос грибок (упражнение грибок), он сорвал его и пошел дальше. Пришел в парк – покатался на качели и поиграл в мяч. Затем посмотрел на часы и побежал домой (упражнение часики и лошадка). Дома мама его угостила вкусным вареньем с чаем (упражнение вкусное варенье и чашечка). Затем он поиграл на барабане (упражнение непослушный язычок) и лег спать.

Молодец!

А сейчас, покажи мне, как шумят деревья в лесу?  ш-ш-ш (ручками показываем, как качаются деревья), а как шипит змея? ш-ш-ш (имитируют руками язык змеи)

А сейчас давай вспомним стихотворение о змейке, которое мы с тобой учили на прошлом занятии:

Змея шипит, шипит, шипит,

Полгода учит алфавит

Устала бедная уже,

А знает только букву Ш-Ш-Ше (Т. Чудинова)

Молодец! Садись за стол.

____________, а ты знала, что сегодня у нашей змейки Шуни день рождения и мы с тобой приглашены к ней в гости.

Но, прежде чем отправиться к ней в гости, давай вспомним, что мы знаем о ее любимом звуке [Ш], вспомним как мы его произносим:  

  • Артикуляция звука  (ребенок показывает):

Губы - "Окошечком", зубы – сближены, есть небольшая щёлочка,  язык - поднят вверх за верхними зубами, воздушная струя тёплая)

Учитель-логопед спрашивает -  звук [Ш] какой?

  • Характеристика звука: 

 Гласный или согласный (почему?) Твёрдый или мягкий; Звонкий или глухой. Итак, какую фотографию звука мы выбираем сегодня (звуковичок синий, без колокольчика): согласный, твёрдый, глухой.

  • Обозначение буквой

 Нам осталось вспомнить, какой буквой обозначается этот звук: Для этого возьми счетные палочки и выложи на столе букву Ш - Молодц! 

Но вот не задача, Шуня не знает, что ей надеть на свой день рождения. Давай ей поможем с нарядом и украсим нашу змейку. (На столе лежит рисунок змеи и цветные карандаши)

  1. Игра «Узнай звук» (развитие фонематического слуха)

Учитель-логопед произносит разные буквы и слоги, а ребенок должен хлопнуть в ладоши как услышит наш звук  [Ш] и нарисовать цветную полоску на змейке. Цвет ребенок выбирает сам.

(Ш, С, Ж, Ш, Ш, З, Ч, Ш, ШО, СУ, ШУ, АС, ИШ, ШЕ, УХ, УШУ, ОХО, ЮЖУ, ИШИ)

Отлично, наша змейка теперь красивая. А сейчас повтори за мной цепочки слогов.

ША - ША - ША

ШО - ШО - ШО

ШУ - ШУ - ШУ

ШИ - ШИ - ШИ

АШ - АШ - АШ

ОШ - ОШ - ОШ

УШ - УШ - УШ

ЫШ - ЫШ – ЫШ

  1. Игра «Веселый поезд»

Змейка Шуня пригласила друзей, но не всех, а только тех, называя которых слышен ее любимый звук [Ш]. Давай поможем гостям сесть на поезд, который отвезет их в гости к Шуне. (Нас столе лежат картинки с разными животными и поезд с 3 вагонами. Дети находят животное, у которых слышат звук [Ш] и садят в вагоны по количеству слогов в слове)

ШМЕЛЬ, КОШКА, ЛОШАДЬ, МЫШКА, ЛЯГУШКА, ПЕТУШОК, ЗАЯЦ, ЖИРАФ, СОБАКА, ЕЖ, ЖУК, ЛИСА

  1. Дыхательная гимнастика

А сейчас, чтоб зверям и нам было веселее ехать в гости, давай немного повеселимся и попускаем мыльные пузыри. Ребенок встает из-за стола и пускает мыльные пузыри. (Отрабатываем правильный плавный удлиненный вдох, формируем целенаправленную воздушную струю при выдохе).

  1. Заменить в словах первый звук на звук [Ш]:

А сейчас мы с тобой еще немного разомнемся. Подходи к нашим массажным сферам. Учитель-логопед называет слово, а ребенок должна подумать и заменить первый звук на звук[Ш]. И если ты правильно ответишь, то встаешь на сферу двумя ногами. При каждом правильном ответе ты будешь двигаться вперед по сферам, удерживая равновесие в одну сторону и обратно.

ПАР- шар

МЫЛО-шило

ТАПКИ-шапки

ТОПОТ-шёпот

Молодец! Это было не легко, но ты справилась. Размялись немного, а сейчас возвращаемся на свое место и еще немного поиграем.

  1. Игра «Рифмы»

Учитель- логопед просит ребенка сначала послушать фразу и закончи ее подходящим словом. А потом самостоятельно повторить фразу целиком. (На столе лежат картинки подсказки)

ШИ-ШИ-ШИ, ШИ-ШИ-ШИ – ВОТ ИГРАЮТ……..(малыши)

УШ- УШ-УШ, УШ-УШ-УШ – Я ПРИМУ ГОРЯЧИЙ …….(душ)

АШ-АШ-АШ, АШ-АШ-АШ – ЭТО СИНИЙ……..(карандаш)

ШОК-ШОК-ШОК, ШОК-ШОК-ШОК – РАЗБУДИЛ НАС ….. (петушок)

  1. Игра «Найди слово»

Учитель-логопед просит ребенка назвать картинки, выделяя звук [Ш]. Найди слова, в которых звук[Ш] находится в начале (в середине, в конце). Показать на схеме.

ШАРИК, КОШКА, ЛАНДЫШ

  1. Пальчиковая гимнастика с мячиками Су-Джок

А сейчас мы с тобой немного разомнем наши пальчики и руки. Берем мячики Су-Джоки и выполняем действия в соответствии с инструкцией:

Катится по полю ежик, не видать ни головы, ни ножек. По ладони он бежит и шипит, шипит, шипит (катаем мячик по ладони). Бегает туда-сюда, мне щекотно да, да, да (движение по пальцам). Уходи колючий еж в темный лес, где ты живешь. (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)

  1. Итог занятия.
    Наше занятие подошло к концу. Нам пора возвращаться.

_____________, тебе понравилось занятие? Кто приходил к нам в гости? Что мы с тобой делали на занятии? Какие задания для тебя были сложные, а какие лёгкие?  

А сейчас возьми свой рисунок с красивой змейкой и нарисуем ей ротик. Если тебе было интересно, нарисуй змейке улыбочку, ну, а если нет, то – грустный ротик. (Обсуждаем результат)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в средней группе "Поход за продуктами"

Занятие направлено на развитие познавательных психических процессов и речи...

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и  об осенних изменениях в природе....

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы МБДОУ ДСКВ №12.

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной  к школе группы МБДОУ ДСКВ №12....

Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия по сказке "Зимовье зверей" для детей с ЗПР старше-подготовительной группы

В конспекте представлен полный конспект открытого занятия, проведенного совместно  с педагогами группы (воспитателем и учителем-дефектологом)....

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия в средней группе. Лексическая тема: "Транспорт"

Данный конспект предназначен для детей средней группы детского сада. Развитие зрительного и слухового внимания, речевое развитие - словоизменение и словообразование....

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую  сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...