Психолого-педагогическая характеристика детей с разными степенями умственной отсталости. МКБ-10
консультация по коррекционной педагогике
- F 70 - легкая (IQ 40-69)
- F 71 - умеренная (IQ 35-49)
- F 72 - тяжелая (IQ 20-34)
- F 73 - глубокая (IQ < 20)
- F 78 - другие виды умственной отсталости, используется, когда, оценка степени умственной отсталости затруднена сопутствующими нарушениями, например слепотой, глухотой, тяжелыми нарушениями поведения.
- F 79- неуточненная умственная отсталость, используется в том случае, если имеющейся информации недостаточно для отнесения пациента к какой-то определенной группе
МКБ-10
К указанным обозначениям могут добавляться цифры:
.0 – отсутствие или слабовыраженные нарушения поведения;
.01 – инфекция, интоксикация;
.02 – травма;
.03 – фенилкетонурия;
.04 – хромосомные нарушения;
.07 – недоношенность;
.09 – неуточненные причины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_o.docx | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая характеристика детей с разными степенями умственной отсталости.
МКБ-10
- F 70 - легкая (IQ 40-69)
- F 71 - умеренная (IQ 35-49)
- F 72 - тяжелая (IQ 20-34)
- F 73 - глубокая (IQ < 20)
- F 78 - другие виды умственной отсталости, используется, когда, оценка степени умственной отсталости затруднена сопутствующими нарушениями, например слепотой, глухотой, тяжелыми нарушениями поведения.
- F 79- неуточненная умственная отсталость, используется в том случае, если имеющейся информации недостаточно для отнесения пациента к какой-то определенной группе
МКБ-10
К указанным обозначениям могут добавляться цифры:
.0 – отсутствие или слабовыраженные нарушения поведения;
.01 – инфекция, интоксикация;
.02 – травма;
.03 – фенилкетонурия;
.04 – хромосомные нарушения;
.07 – недоношенность;
.09 – неуточненные причины.
Возрастное развитие и результат в зрелом возрасте
Теория развития
Гипотеза сходной последовательности доказывает, что все дети, с умственной отсталостью или без нее, проходят стадии когнитивного развития в одинаковом порядке; различаются лишь их темп и верхний предел развития.
Теория различий
Гипотеза сходной структуры предполагает, что дети, страдающие умственной отсталостью, демонстрируют то же поведение и лежащие в его основе процессы,
что и нормально развивающиеся дети, находящиеся на их уровне когнитивного функционирования.
МЫШЛЕНИЕ.
- Ограничена способность к абстрактному мышлению
- Относительная сохранность наглядно-образного мышления
- Отсутствие элементарных процессов мышления
- Отсутствует обобщение
- Непонимание скрытого смысла
- Механическое заучивание
- Хаотично
- Бессистемно
- Отсутствие смысловых связей
ВНИМАНИЕ и ПАМЯТЬ.
- Уменьшен объем внимания, ухудшена концентрация внимания,
произвольное внимание нестойкое; не прочное запоминание, быстрое забывание, механическая память сформирована.
- Внимание и память не развиты.
- Неустойчивое внимание, память развита недостаточно, нарушено произвольное запоминание, механическая память страдает.
- Внимание серьезно нарушено, малый объем памяти.
РЕЧЬ.
- Запаздывание развития речи и речевых компонентов
- Речь заменяется нечленораздельными звуками.
- Запаздывание речи на 3-5 лет,косноязычие,бе дный словарный запас.
- Недоразвита устная речь, состоит из отдельных слов, структура слов нарушена, пользуются жестами и нечленораздельными звуками.
ОЩУЩЕНИЕ и ВОСПРИЯТИЕ.
- Сужен объем зрительного восприятия, затруднено ориентирование.
- Психика на низких ступенях развития.
- Отстает развитие зрительного,слухового, тактильного атализаторов, аномалии зрения и слуха, не ориентируется самостоятельно, не отличпют съедобное от несъедобного.
- Восприятие поверхностно, окружающие предметы воспринимаются и различаются удовлетворительно.
- Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей.
- В мотивационно-потребностной сфере начальная стадия становления.
- Интерес направлен на текущую деятельность
- Эмоции отстают в развитии.
- Нестабильность чувств (у дебилов отмечается добродушный настрой, у имбецилов больше злостно-тоскливый).
- Самооценка подвержена контрастным изменениям.
- Уровень притязаний понижен.
- Отсутствует конкурентоспособность, стремление к достижению успеха.
Особенности деятельности заключаются в своеобразие целей, мотивов, средств.
Нарушена целенаправленная деятельность. Низкая работоспособность, отсутствует ролевая игра.
Дифференциальная психолого-педагогическая диагностика умеренной и тяжёлой умственной отсталости у детей
(И. М. Бгажнокова)
Дети с умеренной умственной отсталостью. Могут поддерживать ситуативный контакт со взрослыми, но контакт непродолжительный. Для поддержания контакта требуется положительная стимуляция, мимическое и жестовое подкрепление: улыбка, знаки одобрения, поглаживание. В ряде случаев дети идут на контакт самостоятельно и проявляют интерес к взаимодействию.
Дети с тяжелой умственной отсталостью. Самостоятельно контакт не инициирует. Установление контакта по инициативе взрослого крайне затруднен из-за не понимания обращенной речи. Требуется многократное мимическое и жестовое подкрепление. Для детей характерно пассивное подчинение, могут проявлять негативизм.
Дифференциальная диагностика детей с умственной отсталостью по уровню обученности (И. М. Бгажнокова)
Первая подгруппа «Милосердие»: дети с тяжёлыми множественными нарушениями.
Основные направления работы:
- Комплексное сопровождение и обеспечение всех видов жизнедеятельности (уход, кормление, прогулки и т.д.)
- Активизация и закрепление сенсорных реакций с использованием зрительно-слуховых ощущений, телесного контакта, речи, музыки; организация направленного общения с воспитанниками при проведении режимных моментов и специальных занятий в группе.
- С учетом индивидуальных показателей и рекомендаций врача – включение детей-инвалидов в общегрупповые мероприятия: коллективные виды занятий, праздники и пр.
Вторая подгруппа.
Основные направления коррекционного воспитания.
- Обучение взаимодействию со взрослыми и сверстниками во всех видах деятельности: самообслуживании, хозяйственно-бытовом труде, коррекционно-развивающих мероприятиях.
- Закрепление знаний о себе как «я», «других людях», формирование правил социального поведения: приветствие, прощание, благодарность, помощь другому и пр.
- Развитие познавательных действий и интереса к окружающему миру во время коррекционных занятий, прогулок, поездок, праздников и др. Активное вовлечение детей в содержательную деятельность на основе показа, упражнений, игры, игровых действий, конструктивного праксиса, др. развивающих видов коррекционных мероприятий (по плану).
- Закрепление и расширение коммуникативных умений с использованием речевых и неречевых средств, активизация и развитие опыта самостоятельных речевых, речеподражательных умений, в том числе – с помощью жестовых, мимических, знаковых средств общения.
- Систематическое использование приемов поощрения любых проявлений самостоятельности, создание положительной мотивации к взаимодействию с окружающими людьми.
Третья подгруппа детей, проявляющих устойчивые интеллектуальные предпосылки. Наряду с указанными выше направлениями коррекционного воспитания:
- Организация системы доступного обучения с элементами учебной деятельности: грамота, чтение, счет, природознание, индивидуальный труд с возможным переводом на допрофессиональный (профильный, прикладной).
Закрепление освоенных учебных знаний в разных видах самостоятельной деятельности
Группы учащихся с умственной отсталостью, по-разному относящихся к учению
- Дети с положительным устойчиво-продуктивным отношением
- Дети с неустойчиво-продуктивным отношением
- Дети с индифферентным отношением
- Дети с малопродуктивным отношением
- Мотивация
Многие дети, имеющие легкую умственную отсталость, достаточно смышлены, чтобы учиться в обычных школах, хотя они более подвержены чувству беспомощности и разочарования, что дополнительно усложняет их социальное и когнитивное развитие. В результате они начинают ожидать неудачи даже при выполнении тех задач, с которыми могут справиться; при отсутствии надлежащего обучения их мотивация выполнять новые требования понижается. Дети с умственной отсталостью ожидают меньшего успеха, ставят для себя низкие цели и довольствуются минимальным успехом, когда могут достичь большего. Взрослые непреднамеренно могут потворствовать этой приобретенной беспомощности. Когда, например, ребенок считается «отстающим», взрослые менее склонны настаивать на его упорстве в достижении цели, чем если бы он был нормальным ребенком на том же уровне когнитивного развития. Это явление объясняет некоторые из проявляющихся недостатков, обнаруживаемых в деятельности детей с умственной отсталостью по мере их роста. Особенно это касается задач, для которых требуются навыки обработки вербальной информации, например: чтения, письма и решения проблем.
Особенности развития познавательной сферы.
Структура психики умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка с общим психическим недоразвитием отчетливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях. Дефекты познания и поведения невольно привлекают к себе внимание окружающих. Однако наряду с недостатками этим детям присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития. Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности — это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у умственно отсталых детей. Многие ученые, занимавшиеся изучением детей с данной патологией развития, отмечали их сниженный интерес к окружающему миру, вялость и отсутствие инициативы. Умственно отсталые дошкольники характеризуются сниженностью интереса к ближайшему предметному окружению.
Особенности поведения детей с умственной отсталостью.
- Возбудимые дети хватают все, что попадает в поле их зрения, не задумываясь о том, можно ли это делать. Однако ими руководит не интерес, а свойственная им импульсивность. Они тут же бросают взятое, поскольку предмет сам по себе им не нужен.
- Заторможенные умственно отсталые как бы, не замечают того, что вокруг них находится. Ничто не привлекает их внимания.
Дети с сохранным поведением.
Дети с сохранным поведением ведут себя несколько более адекватно. Они с удовольствием берут в руки, ярко окрашенные или новые для них предметы, некоторое время смотрят на них. Однако дети не задают взрослым вопросов, не пытаются об этих предметах узнать что-то новое самостоятельно.Стереотипные действия не проявление любознательности, а плохая привычка. Нередко дети безжалостно и бездумно ломают новые игрушки, разбивают и уничтожают их. Но такая деятельность не представляет собой попытку практического анализа предмета, осуществление желания выяснить присущие ему качества и свойства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности трудового воспитания детей с выраженной степенью умственной отсталости
Вопросы трудового воспитания детей с умственной отсталостью всегда стоят на первом месте. Овладение навыками трудовой деятельности позволяет ребенку стать самостоятельным ...
Программа коррекционных занятий для детей с лёгкой степенью умственной отсталости
Программа коррекционных занятий для детей с лёгкой степенью умственной отсталости по Катаевой А.А., Стребелевой Е.А....
Программа индивидуальных занятий по психокоррекции для детей дошкольного возраста подготовительной группы ДОО (для детей с легкой степенью умственной отсталости)
Данная программа занятий по психокоррекции для детей дошкольного возраста подготовительной группы ДОУ разработана для индивидуальной работы с детьми с легкой степенью умственной отсталости. Основ...
Планирование интегрированной совместной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости
Планирование интегрированной совместной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости на 1 неделю...
Планирование интегрированной совместной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости
Планирование интегрированной совместной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости на 1 неделю. Цифрами 1,2,3,4,5,6,7,8,9, изменены имена воспитанников....
Особенности развития силовых способностей у детей с легкой степенью умственной отсталости
В статье рассматриваются вопросы особенностей развития двигательного анализатора у умственно отсталых школьников....
Средства и методы развития силы у детей с легкой степенью умственной отсталости на уроках в школе
В разработке представлены приемы развития силы у детей с легкой степенью умственной отсталости на уроках в школе...