Программа коррекционных занятий для детей с лёгкой степенью умственной отсталости
учебно-методический материал на тему
Программа коррекционных занятий для детей с лёгкой степенью умственной отсталости по Катаевой А.А., Стребелевой Е.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korrektsionnoy_raboty.docx | 27.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад №6 «Ракета»
муниципального образования г-к. Анапа
Программа
коррекционных занятий
для детей с лёгкой степенью умственной отсталости
педагог-психолог
Кузьма Анна Валерьевна
г-к. Анапа, 2014 г.
Программа занятий разработана в соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования)
Актуальность проблемы
Искажённое развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, повреждённого и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из вариантов этого дизонтогенеза является лёгкая умственная отсталость.
Самым главным признаком умственной отсталости является пониженный интеллект ребенка.
При лёгкой форме умственной отсталости IQ больного составляет от пятидесяти до шестидесяти девяти. По внешнему виду такие дети практически совсем не отличаются от остальных детей. В основном они испытывают сложность в обучении, так как у них сильно понижена концентрация внимания. При этом такие дети имеют достаточно точную и хорошую память. Нередко дети имеющие легкую форму отсталости имеют некоторые нарушения в поведении. Такие дети испытывают сложность в общении, они плохо распознают эмоции других людей и становятся замкнутыми. Практически все дети, которые относятся к этой группе, способны отличить свое состояние от состояния здоровых людей.
Также признаками умственной отсталости являются:
- недоразвитие речи;
- затруднения обобщать впечатления прошлого и настоящего, делать из них выводы и таким образом приобретать опыт, новые знания и понятия;
- слабо выражена склонность к фантазированию, так как они не могут создавать новые образы из материала старых представлений.
Принципы программы:
- принцип индивидуального подхода;
- принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации);
- принцип социального взаимодействия;
- принцип междисциплинарного подхода;
- принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;
- принцип партнерского взаимодействия с семьей.
Цели программы:
- установление контакта с умственно отсталым ребёнком;
- развитие и поддержка способностей ребёнка в соответствии с его возможностями;
- развитие познавательных навыков;
- смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта;
- повышение активности ребёнка в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
- преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Задачи программы:
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;
- ориентация умственно отсталого ребёнка во внешнем мире;
- обучение его простым навыкам контакта;
- обучение ребёнка более сложным формам поведения;
- развитие самосознания и личности умственно отсталого ребёнка;
- развитие внимания;
- развитие мышления.
Основные этапы психологической коррекции:
Первый этап – установление контакта с умственно отсталым ребёнком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая атмосфера занятий, спокойная негромкая музыка. Важное значение придаётся свободной, мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребёнком негромким голосом.
Второй этап – усиление психологической активности ребёнка. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение ребёнка, понять специфику поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения умственно отсталого ребёнка, а также развитие основных психологических процессов.
Тематическое планирование занятий по программе
Номера занятий | Содержание занятий |
(Наблюдение) | |
1 | Диагностика эмоционально-поведенческий реакций |
2 | Диагностика активности |
Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений | |
3 | Диагностика оценки своего поведения |
4 | Диагностика внимания и памяти |
2 э т а п (Формирование эмоционального контакта со взрослыми) | |
5 | «Ладушки»; «Иди ко мне» |
6 | «Хоровод с куклой»; «Догонялки» |
7 | «Петрушка»; «Идите ко мне – Бегите ко мне» |
8 | «Возьми, положи, брось»; «Возьми, кати» |
(Организация целенаправленного поведения) | |
Развитие внимания | |
9 | «Ку-ку»; «Покорми птичку» |
10 | «На прогулке»; «Найди свою игрушку» |
11 | «Найди своё место»; «Будь внимательный» |
12 | «Мишка спрятался»; «Куда делся мяч» |
Развитие подражания | |
13 | «Птички»; «Прятки» |
14 | «Прокати мяч»; «Покатай мишку» |
15 | «Спрячь матрёшку»; «Зеркало» |
16 | «Сделай целое» |
Усвоение действий по образцу | |
17 | «Зеркало»; «Обезьянка»; «Ловкий мишка» |
18 | «Домики для матрёшек»; «Стул для матрёшки» |
19 | «Сделай целое» |
20 | «Сделай гриб» |
Развитие ручной моторики | |
21 | Развитие хватания: «Переложи игрушки»; «Прокати шарики через воротца» |
22 | Развитие соотносящих действий: «Посадим грибы»; «Закрой коробочки» |
23 | Подражание движениям рук: «Поезд»; «Теневой театр» |
24 | Развитие движений пальцев: «Мозаика»; «Заборчик»; «Бусы для куклы» |
25 | «Помоги Незнайке»; «Куклы пришли с прогулки» |
26 | «Сделай целую игрушку» |
27 | «Дорожка для зайчика»; «»Дождь идёт» |
28 | Развитие движений кистей рук: «Кто ловкий?»; «Поймай рыбку» |
Сенсорное воспитание | |
29 | Развитие зрительного восприятия: «Чей домик?»; «Построй башню»; «Запомни и найди» |
30 | Формирование целостного образа предмета: «Игрушки идут на праздник»; «Что стоит внизу, наверху, рядом» |
31 | Развитие тактильно-двигательного восприятия: «Найди свою игрушку в мешочке»; «Обведи и нарисуй» |
32 | Развитие слухового восприятия: «На чём играл зайка?»; «Лото (определи слово)» |
Развитие мышления | |
33 | Переход от восприятия к обобщению: «По грибы»; «Цвет и форма» |
34 | «Разложи игрушки в свои домики»; «Принеси такие же» |
35 | Переход от восприятия к наглядно-образному и элементам логического мышления: «Нарисуй целое»; «Угадай, о чём я рассказала» |
36 | «Сделаем книжку»; «Найди место для матрёшки» |
37 | Развитие наглядно-действенного мышления: «Угостим кукол»; «Покатай зайку» |
38 | Развитие элементов причинного мышления: «Полей цветок»; «Кто ловкий» |
39 | Развитие наглядно-образного мышления: «Достань шарик»; «Что случилось» |
40 | «Поставь машину в гараж»; «Кому какое угощение» |
Развитие речи | |
41 | «Позови»; «Что мы делали – не скажем» |
42 | «Помоги»; «Шофёры и строители» |
43 | «Помоги животным»; «Покорми животных» |
44 | «Посмотри и назови»; «Лови и назови» |
Список литературы:
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников» - Москва, 1991.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению» - Ярославль, 1997.
- Мамайчук И.И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» -Спб., 2003.