Использование коррекционно-развивающих технологий в практике инклюзивного образования
статья по коррекционной педагогике

Дербина Лариса Павловна

В соответствии с п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации» статус лица с ограниченными возможностями здоровья имеют дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий; потребность в специальных условиях обучения должна быть подтверждена психолого-медико-педагогической комиссией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_dekabr.docx38.89 КБ

Предварительный просмотр:

Использование коррекционно-развивающих технологий в практике инклюзивного образования

Ведущий: Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...» Участники выстраиваются в два круга — внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, работаем в одном детском саду и т. д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…». Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т. д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

В соответствии с п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации» статус лица с ограниченными возможностями здоровья имеют дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий; потребность в специальных условиях обучения должна быть подтверждена психолого-медико-педагогической комиссией. Инклюзивное образование понимается, как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование — это такая форма организации образовательного процесса, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без таких ограничений в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

В соответствии со ст. 79 п. 1 федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абелитами инвалида. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В статье 2 даны основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, в статье 5 прописано право на образование и Государственные гарантии реализации права на образование в РФ.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики в области образования.

Одна из ключевых целей внедрения ФГОС - обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребѐнка в поучении качественного образования. Согласно Стандарту, каждый ребѐнок, несмотря на ограничения по здоровью должен иметь возможность в той или иной форме посещать дошкольное учреждение и быть включѐнным в группу сверстников. Это даѐт возможность детям с особенностями в развитии адаптироваться, общаться, играть, учиться и социализироваться на тех же условиях, что и их обычные сверстники. Но на практике внедрение инклюзивного образования в ДОУ выявляет ряд проблем.

  1. Отсутствие нормативно – правовой базы по составу специалистов и численности воспитанников в группе, а также правила оказания медицинских услуг детям с ОВЗ
  2. Отсутствие методической литературы коррекционного вида.
  3. Необходимость изменения образовательной среды.
  4. Отсутствие у педагогического состава опыта и психологической готовности принять ребѐнка с ОВЗ.
  5. Отношение родителей к внедрению инклюзивного образования в ДОУ.

Дети с ОВЗ не являются инвалидами, пока не признаны таковыми федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.  Таким образом, ребенок с ОВЗ может одновременно быть инвалидом. И наоборот, ребенок-инвалид может не относиться к обучающимся с ОВЗ.

К детям со статусом ОВЗ относятся такие дети:

1. Психическое недоразвитие (умственная отсталость, синдром Дауна) Воспитателю стоит понять, что недоразвитие связано с органическими проблемами (особенностями развития тканей мозга). Такой ребѐнок может овладеть умственными операциями, навыкам самообслуживания, но ему (чтобы в голове сформировались нейронные связи) требуется гораздо больше усилий и времени.

2. ЗПР (задержка психического развития). Страдает от недостатка знаний, их игра более примитивна по сравнению с игрой сверстников, но сообразительны. Хорошо реагируют на похвалу или критику взрослого.

 При качественной коррекции ЗПР может быть полностью преодолена уже в дошкольном возрасте. От вида задержек зависит основное внимание воспитателя в своей работе с таким ребѐнком:

- Конституциональная – сохранить интерес к учѐбе и общению;

 - Соматогенная – важно понять его ограничения, темп, давать отдыхать, чтобы ребѐнок смог восстановить свои силы.

-Педагогическая – просто учить и воспитывать, восполняя недостаток педагогического воздействия более раннего возраста. Относиться к ошибкам и незнанию правил поведения у таких детей более снисходительно – они не виноваты, что попали в неблагоприятные для развития условия.

3. Повреждённое развитие (ММД минимальная мозговая дисфункция). В первую очередь у таких детей страдают понимание и речь, они утомляемы, истощаемы, сложно понимают, что от них ждут. Трудно сосредоточиться на задании, и возникает ощущение, что они не понимают смысла слов и не слышат, когда к ним обращаются. Такие дети страдают нарушение моторики, неуклюжи, у них все падает из рук, текут слюни, пища выпадает из-за рта. Могут быть сложности с обучением, письмом и чтение. При этом интеллект у них не нарушен, они выполняют задания соответствующие возрасту.

Есть множество коррекционных методик для детей и при своевременном воздействии возможно полностью избежать неблагоприятных последствий.

4. Дефицитарное развитие (ДЦП, глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие.) Главная задача воспитателя  - избежать вторичных дефектов, включение в социум и групповое обучение.

Вторичными дефектами  выступают: нарушение общения, несамостоятельность, эгоцентризм, отгороженность от мира, сосредоточенность на своей болезни, неврозы.

5. Искаженное развитие (аутизм)- нарушение коммуникации, неспособность включаться в общении и строить отношения с людьми. У ребенка нет диалогов, нет ответов на вопросы, нет личных местоимений, речь не понятна, разговаривает на индивидуальном языке (птичий язык). Нарушено мышление. Игра очень специфична: однообразные игровые действия, привязанность к определенным объектам. Моторика угловая или наоборот чрезмерно плавная, часто ходьба на цыпочках, повторяющиеся движения, стереотипы. Мимика застывшая, взгляд мимо людей. Высокая тревожность сильная реакция страха на что – то новое.

Воспитатель может заинтересовать его занятиями и совместными играми с другими детьми, организовать ему безопасное место (уголок или домик, куда он может спрятаться), научить следовать за группой «делать как все». Первое время ребенка не стоит принуждать к занятиям, дать время освоиться и привыкнуть к новым условиям.

Учитель-логопед

Мир «особого» ребёнка – 
Интересен и пуглив. 
Мир «особого» ребёнка – 
Безобразен и красив. 
Неуклюж, немного страшен, 
Добродушен и открыт 
Мир «особого» ребёнка. 
Иногда он нас страшит. 
Почему он агрессивен? 
Почему он молчалив? 
Почему он так испуган? 
И совсем не говорит? 
Мир «особого» ребёнка… 
Он закрыт от глаз чужих. 
Мир «особого» ребёнка 
Допускает лишь своих.

Упражнение «Котенок». Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его. В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка — это самая главная задача не только для родителей, и для педагогов. Для эффективного решения данной проблемы в дошкольном учреждении  используются здоровьесберегающие технологии. Что же это такое? Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Другими словами, это все формы, средства и методы, используемые в дошкольном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья. В своей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные методы: пальчиковую гимнастику, самомассаж, дыхательную гимнастику, зрительную гимнастику, артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой,  упражнения на релаксацию. Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровъесберегающих технологий. И нам бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами.

  • Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

 Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:

био — человек как биологический объект;

энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий;

пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Целью является развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики:

  • Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.
  • Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.

“Птенчики”- четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх

“Часики” - сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее .

“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

“Иголочка”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед .

“Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки” .

“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.

“Горка” - согнутая ладонь опущена .

  • Следующая технология – пальчиковая  гимнастика

 Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Ведь на кончиках пальцев — неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость — по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми — и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой  моторики — это совершенствование речи.

Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики.

Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика на ребенка:

развивает мышление

стимулирует развитие речи  

учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать

 повышает речевую активность ребенка

учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

делает  речь более четкой, ритмичной, яркой

помогает усилить контроль за своими движениями

развивает фантазию и воображение

создает благоприятную эмоциональную атмосферу

1. Выучите заранее текст и движения.

2.Обсудите с ребенком содержание игры.

3.Отработайте ключевые движения.
4. Создайте положительный эмоциональный настрой.
5. Демонстрируйте ребенку собственную    увлеченность игрой.
6. Игровые действия усложняйте постепенно.
7. Не принуждайте ребенка к игре, если он этого не хочет.

Игры с карандашами, со шнурками, «Чудесный мешочек», с массажными мячиками, с платочками, с ковриками, с крупными бигуди, с прищепками, со счетными палочками, с длинными бигуди, с решетками, с зубными щетками,   резиночками для волос.

  • Следующая технология – дыхательная  гимнастика

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, профилактике болезней дыхательных путей. 

В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах:  как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения  на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки; в утренней гимнастике; после оздоровительного бега; после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями; в закаливающих мероприятиях; в любой двигательной деятельности детей; в домашних условиях.

     Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ:

– Упражнения проводить в проветренном помещении до еды.

– Движения необходимо производить плавно, под счет. Медленно.

– Вдох – через нос (плечи не поднимать, спина прямая)

– Выдох – через рот (губы в форме «трубочки») или воздушную струю направлять на кончик языка (см. технику выполнения упражнения)

– Выдох должен быть длительным и плавным.

– Следите, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движение диафрагмы, межреберных мышц, мышцы нижней части живота. Следить, чтобы щеки не надувались (для начала их можно придерживать руками)

– Не переутомляйте ребенка. При недомогании лучше отложить занятие. Время выполнения дыхательных упражнений 3–4 минуты. Несоблюдение этого правила может привести к головокружению.

–  Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции несут значительный оздоровительный эффект.  

  • Следующая технология – зрительная гимнастика

Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир  с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение.  Каждый  человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети очень восприимчивы к разным  воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание.

Одним из замечательных аспектов улучшения зрения является зрительная гимнастика.

Физминутка

Арт-терапевтические технологии – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Это метод воздействия  на человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок. Этот метод я считаю наиболее эффективным при работе с детьми, так как  это очень близко детям, они охотно рисуют, лепят, фантазируют.

В работе с детьми мы применяем такие арт-терапевтические методы как пескотерапия, изотерапия, мандала- терапию, сказкотерапию.

В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. В этом и есть новизна данной методики.

        Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Возможности данной методике довольно обширны.

        Песочные игры бывают трёх видов:

- Обучающие игры:

        *моделирование игр-сказок,

        *игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук .

        *игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.

- Познавательные игры.

        *игры на знакомство с окружающим миром.

        *географические игры.

        *фантастические игры.

        *исторические игры.

        *игры-экскурсии по городу.

- Проективные игры используют психологи и психотерапевты. Я же в своей работе обращаюсь к обучающим и познавательным играм.

        В своей работе мы уделяем большое внимание речевому развитию детей. И, конечно, на своих занятиях активно используем песочные игры.

- Коллеги, вы любите путешествовать? (Ответы…). Тогда мы с вами сегодня отправимся в путешествие в волшебную страну. Она не обычная песочная. Но чтобы попасть в нее нужно совершить специальный, волшебный ритуал
Ритуал «входа» в Песочную страну:
Педагог: Чтобы попасть в Песочную страну, нужно встать вокруг песочницы и закрыть глаза. (Звучит музыка)
(Педагог снимает ткань с песочного листа)
Педагог: Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами.

Педагог: Вот мы с вами оказались в густом лесу (Рисуют лес, деревья большие и маленькие – левой и правой рукой поочередно)

вот и дорожка, а по дорожке катится круглый, румяный… «колобок»
(Рисуют колобка кулачком). Мягко шуршит песочек под ним.

Катился, катился колобок, и увидел цветочек (рисуют одним пальчиком цветок).

понюхал – чудесный запах!

Дальше покатился. Вдруг пошел дождь.   Покажите, как он капает? (Рисуют капли подушечками пальцев.)

От дождя целый ручеек получился (3- мя пальцами рисуют волны).

Решил колобок высушиться – лег и щечки свои подставил солнышку (рисуют солнышко).

Высох, дальше покатился. Захотел ему есть – нарисуйте вкусный грибок (рисуют грибок).

Ой, какой вкусный грибок! Поел и дальше покатился. Катится, катится колобок да и устал!

Прилег на травку (рисуют 2-мя пальцами травку).

Мягкая травка! Отдохнул и покатился домой на окошко.

Нарисуйте домик колобка.

Педагог: Устали пальчики гулять по волшебной стране, значит, нам пора домой.

Педагог: До следующей встречи в Песочной стране! 
- Уважаемые коллеги, спасибо Вам за ваш интерес к моему опыту, активное участие, в мастер - классе, за чудесные картины. 
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
1. Обучающиеся чувствуют себя более успешными. 
2. На занятиях нет места монотонности и скуке. 

Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.

Рисуют

Слово «мандала» в переводе означает «круг», «диск». Карл Густав Юнг был одним из первых европейских ученых, кто очень серьезно изучал мандалы. Он пришел к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру,  к открытию нашей индивидуальности.

Мандалу можно встретить практически везде – солнце имеет форму мандалы, растения, которые развиваются благодаря солнечному свету, такие как, например, подсолнух, тоже напоминают мандалу.

Работа с мандалами помогает:

- гармонизировать внутреннее состояние;

- создавать и реализовывать свои намерения и цели;

- раскрывать свои творческие способности;

- научиться познавать себя;

- гармонизировать личное пространство;

- наполнять себя позитивными энергиями;

- мандала помогает развить саморегуляцию.

А чем же полезны мандалы для детей? Зачем их раскрашивать? И зачем их строить?

  1. Развивается мелкая моторика. Как при закрашивании мандал, так и при строительстве. Если у ребенка не получается не вылезать за край - не настаивайте!
  2. Тренируется усидчивость и аккуратность. Это актуально для детей 5-7 лет и старше.
  3. Тренируется чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления. Дети знакомятся с разными видами симметрии, познают искусство орнамента.

Один из эффективных методов в работе с  детьми дошкольного возраста является метод сказкотерапии!  Сказкатерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Задачи сказкотерапии:

1.Формирование  положительных  черт  характера, следуя  примеру  сказочных  персонажей, обучая  в  игровой  форме  без  принудительных  методов.

2. Готовность  строить  взаимоотношения  между  людьми, изучая  модели  поведения  сказочных  героев, различать  и  переживать  эмоции, когда  ребенок  «проживает»  историю  вместе  с  персонажами.

3. Возможность  осознать, что  ребенок  живет  в  большом  и  интересном  мире, где  много  всего  нового, формируя способности  различать  хорошие  поступки  от  плохих..

4. Легкое  исправление  трудностей  в  поведении  ребенка, оказывать помощь в  решении  жизненных   проблем.

1 команда – придумает счастливый конец сказки «Колобок»

2 команда – придумает продолжение сказки «Колобок», где колобок не убежал от бабушки с дедушкой.

Дети  порой загружены не меньше взрослых. Посещая дошкольные учреждения они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! 

Такие нагрузки отрицательно сказываются на  здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию. 

Выполнение упражнения на релаксацию. Начинаем с расслабления. Примите удобную позу. Ваше тело расслаблено. Глаза закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.

«Вы на берегу моря. Побережье устелено чистым белоснежным песком. Вы лежите на безлюдном пляже и ощущаете на своей коже тёплые солнечные лучи. Они нежно согревают вас, и вы чувствуете, как ваше тело постепенно расслабляется, становясь всё тяжелее. Вы ощущаете свежее дыхание лёгкого морского бриза на вашем лице; чувствуете, как развиваются ваши волосы на ветру. Блаженная безмятежность и покой заполняют вас.

Голубое небо над вами чистое и бескрайнее. Иногда где-то неподалёку пролетают чайки, и к вам доносятся их крики. Вы наблюдаете за тем, как плывут облака; их причудливые формы напоминают далёкий красивый город, такой воздушный, мирный и счастливый. Умиротворение и покой заполняют ваше сознание.

Вы слышите, как шумит прибой, чувствуете, как солоноватый воздух наполняет ваше тело, просачиваясь в каждую клеточку. Ваше дыхание выравнивается, становится спокойным, ритмичным и глубоким, как шум волн. Вы дышите вместе с морем. Вы становитесь одним целым с ним. Море – это вы сами. Вы – бескрайние морские просторы. Вы сильны и свободны, в вас течёт чистая жизненная энергия»

Вопросы рефлексии. Как вы себя сейчас чувствуете? Какие у вас сейчас ощущения?

В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.  
У нас ограниченные возможности... 
Так, почему-то, принято считать. 
Но кто, скажите, может ограничить 
Возможность верить и мечтать. 
Назло болезни заниматься спортом! 
И не за грамоты, не за призы. 
Пусть мы не ставим мировых рекордов: 
Рекорды ведь у каждого - свои. 
Встречать рассвет! И радоваться жизни! 
Писать стихи, когда душа поёт! 
Возможности у нас не ограничены, 
Когда мы вместе! А не наоборот. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПРАКТИКЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а так...

Организация работы с семьей в практике инклюзивного образования

Повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество....

Практика инклюзивного образования «Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР через дидактические игры»

Практика реализуется на уровне дошкольного образования и направлена на воспитанников старшего дошкольного возраста с ФФНР....

:Практика инклюзивного образования в МБДОУ «Детский сад №201» г. Чебоксары

ПубликацияКомплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ / И. М. Никитина, И. И. Дергунова // Халӑх шкулӗ = Народная школа. - 2017. - № 5. - С. 29-30...

Практика инклюзивного образования на уровне образовательной организации.

Проблема: отсутствие возможности частичной или полной коррекции проблемных зон развития  в когнитивной сфере воспитанников ДОУ, по причине позднего выявления детей с ограниченными возможнос...

Статья на тему: "Педагогические практики инклюзивного образования, работа с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт и оценка перспектив"

Концепция семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями определяет основную идею работы с семьей – достижение гармоничной жизни семьи с нестандартным ребенком и максимальное развити...

Технологии коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в инклюзивной группе ДОУ

Технологии коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в инклюзивной группе ДОУ...