Практика инклюзивного образования на уровне образовательной организации.
методическая разработка
Проблема: отсутствие возможности частичной или полной коррекции проблемных зон развития в когнитивной сфере воспитанников ДОУ, по причине позднего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ). Отсутствие просвещенности по данной проблеме лиц, сопровождающих дошкольное детство ребенка (родители, педагоги).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktiki_inklyuzivnogo_obrazovaniya_na_urovne_obrazovatelnoy_organizatsii.docx | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Практика инклюзивного образования на уровне образовательной организации.
Проблема: отсутствие возможности частичной или полной коррекции проблемных зон развития в когнитивной сфере воспитанников ДОУ, по причине позднего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ). Отсутствие просвещенности по данной проблеме лиц, сопровождающих дошкольное детство ребенка (родители, педагоги).
Цель: создание модели раннего выявления детей с ОВЗ в ДОУ. Определение необходимых коррекционно – развивающих мероприятий, разработка индивидуальных маршрутов сопровождения детей с ОВЗ и их семей, содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья.
Задачи:
- Анализ состояния проблемы из различных источников, для получения информации о существующем опыте выявления детей с ОВЗ.
- Определить направление деятельности, обеспечивающей эффективность решения проблемы позднего выявления детей с ОВЗ, с целью успешного сопровождения дошкольников.
- Разработать и создать психодиагностический инструментарий, необходимый для своевременного выявления детей с ОВЗ.
- Определить пути, способы и формы взаимодействия специалистов ДОУ с педагогами, а также семьями, имеющими детей с ОВЗ.
- Разработать единую форму индивидуального образовательного маршрута для эффективного развития и коррекции когнитивной сферы детей с ОВЗ в ДОУ.
Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в т.ч. и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОУ должна занимать исключительное положение. Раннее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи такого ребенка – все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничения деятельности. Создание системы ранней помощи иначе организует образовательный маршрут ребенка с ОВЗ.
Организация воспитательно-образовательной деятельности детей с ОВЗ продолжает вызывать затруднения у педагогов и других специалистов. Работая в детском саду педагогом-психологом, в котором четыре группы, пришла к выводу, что в связи с актуальностью вопроса и необходимостью оказания практической помощи в детском саду МБДОУ «Браженский детский сад» необходимо разработать «Модель раннего выявления, а так же комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ». Предлагаемая модель представлена с учетом требования ФГОС ДОО и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Психолого-медико-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении умственного развития детей с ОВЗ. Его результаты могут рассматриваться в совокупности с другими данными о ребенке.
Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ ставит вопросы изучения и выявления особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка и дает возможность прогнозировать его развитие.
Иначе говоря, для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
- своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
- определить оптимальный педагогический маршрут;
- обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ, начиная с дошкольного учреждения;
- спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- определить условия воспитания и обучения ребенка;
- консультировать родителей ребенка.
При этом одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Следовательно, изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое обследование.
Медицинское обследование начинается с изучения данных анамнеза. Анамнез собирается врачом и составляется на основании ознакомления с документацией ребенка и беседы с родителями (или лицами, их заменяющими).
Основной целью применения инструментария психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ОВЗ, поскольку эта категория дошкольников представляет исключительное разнообразие. Психологическое обследование проводит психолог. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго и др. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.
Одним из разделов по устранению ошибки позднего выявления детей с ОВЗ, на базе нашего ДОУ, является «Консультативный пункт по оказанию услуг ранней помощи семьям, имеющим детей от 0 до 3-х лет». В данном консультативном пункте специалисты ДОУ (педагоги – психологи, логопеды, воспитатели) оказывают раннюю диагностическую и консультативную помощь детям и их родителям, которые в данный момент не посещают наш детский сад, но являются потенциальными воспитанниками в будущем.
Пути, способы и формы взаимодействия специалистов ДОУ с педагогами, а также семьями, имеющими детей с ОВЗ.
№ | Субъект взаимодействия | Виды деятельности |
1. | Родители (законные представители) детей с ОВЗ | - групповые и индивидуальные консультации родителей (законных представителей) детей с ОВЗ с целью корректного включения их детей в инклюзивный процесс; - проведение совместных занятий (ребенок, педагог, родитель (законный представитель); - фото/видео фрагменты занятий, праздников, досугов, режимных моментов в ДОУ с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения детей с ОВЗ; - обмен опытом семейного воспитания и обучения детей с ОВЗ |
Педагоги ДОУ | - организация подготовки персонала группы к приходу ребенка с ОВЗ – проведение беседы об особенностях егоразвития, методах работы с ним и создании необходимых условий в группе; - круглые столы, семинары, конференции по созданию организационных и психолого-педагогических условий инклюзивного образования, - организация методической помощи воспитателям по адаптации каждого ребенка с ОВЗ и включению его вовзаимодействие с другими детьми; общие игры, групповые занятия; - групповые и индивидуальные консультации педагогов по вопросам обучения воспитания и развития детей с ОВЗ, по формированию комфортной и безопасной среды в группе комбинированной или компенсирующей направленности. |
Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедом, педагогами ДОУ в соответствии с назначением ППК в социализировании ребенка, его максимальном развитии, эмоциональной стабилизации и коррекции отклоняющегося поведения .
Существуют разработанные психолого-педагогической наукой основные доступные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:
Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно-педагогического процесса.
Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности.
Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ. Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых. Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.
Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.
Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитательно- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям.
Используемая литература:
1. Ауппе И.М., Морозова И.С., Чепракова Е.А. «Сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования». Справочник педагога-психолога №4 2014, с.4.
2. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва. Центр «Школьная книга», 2010.
3. Гончарова, Е. Л. Проект Программы создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, Ю. А. Разенкова, Н. А. Урядницкая, Н. Д. Шматко // Дефектология. — 2000. — № 6. — с. 3–8.
4. Корнева, С. А. Выявление детей с ОВЗ и оказание им квалифицированной помощи / С. А. Корнева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 65-68.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План–график («дорожная карта») введения инклюзивного образования в муниципальных образовательных организациях, реализующих программы общего образования
План–график («дорожная карта») введения инклюзивного образования в муниципальных образовательных организациях, реализующих программы общего образования ...
Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья при осуществлении инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации
В данной статье дается первоначальное представление о процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при осуществлении инклюзивного образования в дошкольных образ...
Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации
Так что же такое инклюзивное образование? «Инклюзия" в переводе с англ. языка inclusive - означает "включенность. Инклюзивное образование – обеспечивает полное вов...
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Автор данной статьи представляет свой опыт обобщения проблем, существующих в воспитании детей с ОВЗ в современных дошкольных образовательных организациях. А также предлагает свое видение перспектив ра...
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Автор данной статьи представляет свой опыт обобщения проблем, существующих в воспитании детей с ОВЗ в современных дошкольных образовательных организациях. А также предлагает свое видение перспектив ра...
ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, WEB-НАВИГАТОР КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ И ВОСПИТАННИКАМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В данной статье описывается актуальная форма взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями и воспитанниками. Представлены способы работы в облачной системе и описаны такие формы д...