Организация работы с семьей в практике инклюзивного образования
консультация на тему
Повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konfer-tsiya_ovz.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы
с семьей в практике инклюзивного образования.
Семья как один из важнейших социальных институтов общества оказывает огромное влияние на развитие и воспитание полноценной личности. Выполняя определенные социальные функции, она удовлетворяет большую часть потребностей личности.
Семья, где растет и воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, требует особой заботы и внимания со стороны общества и государства в целом, специалистов педагогического профиля в частности. Кроме травмирующего влияния на ребенка, отклонение в развитии является психической травмой и для родителей.
Психолого-педагогическая помощь семье в условиях инклюзивного образовательного пространства дошкольного учреждения включает набор коррекционно-педагогических методов, направленных на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, поддержку его семьи и осуществляется педагогами (воспитателями) и специалистами дошкольного учреждения: дефектологом, логопедом, психологом.
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12. 2012г.говорится о том, что:
- ГЛАВНАЯВНАЯ РОЛЬ в воспитании, образовании и развитии детей ПРИНАДЛЕЖИТ СЕМЬЕ;
- определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка (статья 44).
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что:
- ДОУ создает условия для участия родителей в образовательной деятельности;
- осуществляет поддержку родителей в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, вовлечении семей в образовательную деятельность;
- поддерживает образовательную инициативу семей воспитанников.
С какими проблемами сталкиваются семьи, воспитывающие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
- Умышленное ограничение в общении
- Гиперопека
- Непринятие родителями своих детей
- Отсутствие у родителей знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка с ОВЗ.
- Неконструктивные формы взаимодействия с ребенком
- Страх ответственности
- Отказ от понимания проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание
- Вера в чудо
- Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что либо
- Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения….
Основные цели психолого-педагогической работы:
- Оказание психологической поддержки семьям детей с ОВЗ
- Повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Задачи работы:
- Установление ответственных взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, воспитывающих детей с ОВЗ.
- Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки семей воспитанников.
- Активизация и обогащение педагогических умений родителей в сфере воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ.
- Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи семьям воспитанников в вопросах воспитания и развития.
На что же направленна психолого-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с ОВЗ в нашем детском саду. В первую очередь на:
- Снижение эмоционального дискомфорта в связи с психофизическими и возрастными особенностями ребенка;
- Укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка с проблемами развития;
- Формирование у родителей адекватного отношения к ребенку с ОВЗ;
- Установление адекватных детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания.
Принципы и подходы работы с родителями детей с ОВЗ
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.
4. Принцип доступности
Этапы работы или алгоритм психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
1.Исследование семьи: изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о ее социальном окружении, изучении потребностей родителей и ребенка и пр.
2.Установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество.
3.Оценка путей оказание психолого-педагогической помощи. Разработка карт реабилитации и определение дальнейшего образовательного маршрута детей.
4.Выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики.
5.Работа специалистов по оказанию психолого–педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опираться на свои собственные ресурсы.
6.Анализ эффективности достигнутых результатов в работе с семьями воспитанников с ОВЗ.
Методы.
1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, собрания, семинары. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.
2. Проблемные методы: проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, тренинги, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, тематические недели семьи, семейные клубы, акции.
3. Психотерапевтические методы: релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии.
3. Наглядно- информационный метод. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.
-привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.
- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;
- наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.
Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
Переписка или “Служба доверия”. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.
Общие родительские собрания.
- Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;
- Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.
«Совместная деятельность педагогов, специалистов, родителей, детей». Это разнообразные:
- акции
- ярмарки
- конкурсы
- индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей
- праздники (в том числе семейные)
- проектная деятельность
- дни психологического здоровья.
Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты с привлечением родителей.
- Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.
Таким образом в организации работе В оказании психолого-педагогической помощи родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в особом подходе к реализации их образовательных потребностей, важны последовательность, систематичность, учет реальных возможностей как детей, так и родителей. Взаимопонимание педагогов и родителей, совместное участие и активность в проведении развивающей и коррекционной работы способствуют повышению уровня педагогической компетенции родителей, формированию у них положительных форм взаимодействия с ребенком, активной позиции по отношению к его воспитанию в семье.
Эффективность системы комплексной психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, находит подтверждение в том, что родители, взаимодействующие с педагогами и специалистами дошкольного учреждения, обретают в себе уверенность в своих силах, проявляют творческую активность и направляют ее в продуктивное взаимодействие со своим ребенком
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Инклюзивное образование это включение детей (людей) с ограниченными возможностями здоровья в группы и классы к детям (людям) с «нормой» в развитии. Инклюзивное образование подразумев...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ, В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, сталкиваются с серьезными проблемами, которые носят комплексный характер: восприятие отклонений в развитии ребенка как трагедии всей ...
«Тьюторское сопровождение семей имеющих детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного образования»
Данная статья предназначена для специалистов, а также для родителей имеющих детей с синдромом Дауна....
"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"
Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...
"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.
В статье говориться о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....