Организация работы с семьей в практике инклюзивного образования
консультация на тему

Прокопович Виктория Анатольевна

Повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konfer-tsiya_ovz.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  работы
с семьей в  практике инклюзивного образования.

Семья как один из важнейших социальных институтов общества оказывает огромное влияние на развитие и воспитание полноценной личности. Выполняя определенные социальные функции, она удовлетворяет большую часть потребностей личности.

Семья, где растет и воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, требует особой заботы и внимания со стороны общества и государства в целом, специалистов педагогического профиля в частности. Кроме травмирующего влияния на ребенка, отклонение в развитии является психической травмой и для родителей.

Психолого-педагогическая помощь семье в условиях инклюзивного образовательного пространства дошкольного учреждения включает набор коррекционно-педагогических методов, направленных на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, поддержку его семьи и осуществляется педагогами (воспитателями) и специалистами дошкольного учреждения: дефектологом, логопедом, психологом.

 В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»  №273 от 29.12. 2012г.говорится о том, что:

  • ГЛАВНАЯВНАЯ РОЛЬ в воспитании, образовании и развитии детей ПРИНАДЛЕЖИТ СЕМЬЕ;
  • определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка (статья 44).

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного  и интеллектуального развития личности ребенка.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что:

  • ДОУ создает условия для участия родителей в образовательной деятельности;
  • осуществляет поддержку родителей в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, вовлечении семей в образовательную деятельность;
  • поддерживает образовательную инициативу семей воспитанников.

С какими проблемами сталкиваются семьи, воспитывающие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

  • Умышленное ограничение в общении
  • Гиперопека
  • Непринятие родителями своих детей
  • Отсутствие у родителей знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка с ОВЗ.
  • Неконструктивные формы взаимодействия с ребенком
  • Страх ответственности
  • Отказ от понимания проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание
  • Вера в чудо
  • Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что либо
  • Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения….

Основные цели психолого-педагогической работы:

 - Оказание психологической поддержки семьям детей с ОВЗ

 - Повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Задачи работы:

  • Установление ответственных взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, воспитывающих детей с ОВЗ.
  • Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки семей воспитанников.

  • Активизация и обогащение педагогических умений родителей в сфере воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ.
  • Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи семьям воспитанников в вопросах воспитания и развития.

На что же направленна психолого-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с ОВЗ в нашем детском саду.  В первую очередь на:

  • Снижение эмоционального дискомфорта в связи с психофизическими и возрастными особенностями ребенка;
  • Укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка с проблемами развития;
  • Формирование у родителей адекватного отношения к ребенку с ОВЗ;
  • Установление адекватных детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания.

  Принципы  и подходы работы с родителями детей с ОВЗ

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.

4. Принцип доступности

Этапы работы или алгоритм психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ.

1.Исследование семьи: изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о ее социальном окружении, изучении потребностей родителей и ребенка и пр.

2.Установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество.

3.Оценка путей оказание психолого-педагогической помощи. Разработка карт реабилитации и определение дальнейшего образовательного маршрута детей.

4.Выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики.

5.Работа специалистов по оказанию психолого–педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опираться на свои собственные ресурсы.

6.Анализ эффективности достигнутых результатов в работе с семьями воспитанников с ОВЗ.

Методы.

1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, собрания, семинары. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.

2. Проблемные методы: проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, тренинги, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, тематические недели семьи, семейные клубы, акции.

3. Психотерапевтические методы: релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии.

3.  Наглядно- информационный метод. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.  

-привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

 Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.

- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

- наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.

    Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

    В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Переписка или “Служба доверия”. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.

Общие родительские собрания.

- Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;

- Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

«Совместная деятельность педагогов, специалистов, родителей, детей». Это разнообразные:

  • акции
  • ярмарки
  • конкурсы
  • индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей
  • праздники (в том числе семейные)
  • проектная деятельность
  • дни психологического здоровья.

Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты с привлечением родителей.

- Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.

Таким образом в организации работе В оказании психолого-педагогической помощи родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в особом подходе к реализации их образовательных потребностей, важны последовательность, систематичность, учет реальных возможностей как детей, так и родителей. Взаимопонимание педагогов и родителей, совместное участие и активность в проведении развивающей и коррекционной работы способствуют повышению уровня педагогической компетенции родителей, формированию у них положительных форм взаимодействия с ребенком, активной позиции по отношению к его воспитанию в семье.

Эффективность системы комплексной психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, находит подтверждение в том, что родители, взаимодействующие с педагогами и специалистами дошкольного учреждения, обретают в себе уверенность в своих силах, проявляют творческую активность и направляют ее в продуктивное взаимодействие со своим ребенком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Инклюзивное образование это включение детей (людей)  с ограниченными возможностями здоровья в группы и классы к  детям  (людям) с «нормой» в развитии. Инклюзивное образование подразумев...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ, В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, сталкиваются с серьезными проблемами, которые носят комплексный характер: восприятие отклонений в развитии ребенка как трагедии всей ...

«Тьюторское сопровождение семей имеющих детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного образования»

Данная статья предназначена для специалистов, а также для родителей имеющих детей с синдромом Дауна....

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...

"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.

В статье говориться  о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....