Роль художественной литературы в познавательно – речевом развитии детей дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль художественной литературы в позновательно – речевом развитии детей дошкольного возраста.
Воспитатель
МКДОУ Д/С №33КВ
Янгирова
Фларида Фаритовна
В чём я вижу необходимость и актуальность данной работы
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.
Основной моей задачей стало привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.
Погружая детей в волшебный мир литературы, я стремлюсь к достижению поставленной цели:
Задачи:
-углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности;
-воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, желание внимательно их слушать;
-обогащать «читательский» опыт ( опыт слушания) за счет разных малых форм фольклора ( потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок ( в основном о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных.
-развивать психологические процессы : мышление, память, внимание;
-Обеспечивать развитие умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов; пересказывать сказки и рассказы ( в том числе частям, по ролям);
-поддерживать желание детей отражать свои впечатлений о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлений фигурок и элементов декораций для театрализованных игр, в игре драматизаций и т.д.)
В младшем дошкольном возрасте у детей воспитываю любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
В средней группе продолжаю знакомить детей с художественной литературой. Я фиксирую внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, вязанные с содержанием, а так же на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы , чтобы помочь детям вычленить главное – действие основных героев, их взаимоотношения поступки .Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. При чтении стихотворений я, выделяю ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей замечать красоту и богатство русского языка.У детей качественно меняется восприятие литературного текста. Они начинают осознавать разницу между реальной действительностью и ее отражением к книге. Это активизирует появление самоценного интереса к книге, к слушанию литературных произведений. Освоение задач литературного развития детей осуществляется в организационных педагогом совместных видах деятельности (развивающих, пролемно-игровых и творческо-игровых ситуациях на основе художественного текста, литературных развлечениях, театрализованных играх), а так же средствами организации предметно – развивающей среды для активизации самостоятельной литературной, художественно – речевой, изобразительной и театрализованной деятельности на основе знакомых фольклорных и литературных текстов.
Как и в младшей группе, литературные произведения и их фрагменты включаю в режимные моменты, в наблюдении за явлениями живой и неживой природы. Вместе с тем я каждый день целенаправленно знакомлю детей с новым текстом иди организовывать деятельность на основе уже известного.
Дети знакомятся с широким кругом художественных произведений разных видов, жанров и тематики. В их круг чтения добавляю разные произведения русского и зарубежного детского фольклора: малые формы ( песенки, в том числе колыбельные, прибаутки, загадки описательные с простыми сравнениями, небылицы - перевертыши).
Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимание речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. В этом возрасте ребенок задает массу вопросов взрослому: почему? где? когда? зачем? Это говорит о развивающейся познавательной потребности ребенка, а использований различных частей речи – дальнейшем этапе развития мыслительной деятельности.
Комплексно- тематическое планирование образовательных ситуаций по сказкам в средней группе.
№ | Месяц | Тема образовательной ситуации | Названий сказки | Задачи |
1 | Сентябрь | Для деда, для бабы курочка ряба яичко снесла. | «Курочка ряба» | Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театральной игры и активное участие в ней; развивать активную деятельность детей. |
2 | Октябрь | Кто в теремочке живет | Сказка «Теремок» | Закреплять умение управлять настольными куклами, участвующим в диалоге. Развивать мелкую моторику рук. Формировать умение мимикой, жестами, движением предавать основные эмоции. |
3 | Ноябрь | К дедушке все прибегали, тянуть репку помогали. | Сказка «Репка» | Развивать интерес к играм драматизациям, поддерживать бодрое, радостное настроение. Поощрять доброжелательное отношение друг другу. Побуждать детей активно включаться в игру драматизацию. |
4 | Декабрь | Забыла девочка котенка покормить не мог он вспомнить как покушать попросить. | «Почему плакал котенок?» | Учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность; учит сочетать движение и речь; закреплять знание об окружающем. |
5 | Январь | Желтый маленький комочек, любопытный очень- очень. | Сказка «Цыпленок» | учить детей отгадывать загадки, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова из текста, развивать ассоциативное мышление; учить четко проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить произносить звукоподражательные слова с различной интонацией. |
6 | Февраль | Потеряли котятки по дороге перчатки | Сказка С. Маршака «Перчатки» | Развивать умения следить за развитием действия, продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей. |
7 | Март | Колобок очень любил петь песенки. | Колобок | Напомнить детям содержание сказки "Колобок"; развивать умение инсценировать отдельные фрагменты сказки; развивать эмоциональность, выразительность речи. |
8 | Апрель | Лисичку заяц в дом пустил и вот на улице он один. | Драмматизация «Лиса, заяц и петух» | Учить детей пересказу сказки «Лиса, заяц и петух» с помощью драмматизации Развивать актерские способности выразительное использование вербальных и невербальных средств общения жестов, мимики, пластики, умения владеть смобой, развивать способность детей к свободному выбору движении, действий, жестов, мимикой, интонации, к передаче игроваого обраа. |
9 | Май | Драмматизация «Лиса, заяц и петух» | Учить детей пересказу сказки «Лиса, заяц и петух» с помощью драмматизации Развивать актерские способности выразительное использование вербальных и невербальных средств общения жестов, мимики, пластики, умения владеть смобой, развивать способность детей к свободному выбору движении, действий, жестов, мимикой, интонации, к передаче игроваого обраа. |
Комплексно- тематическое планирование образовательных ситуаций по сказкам в средней группе.
№ | Месяц | Тема образовательной ситуаций | Название Сказки | Задачи |
1 | Сентябрь | Встреча с домовенком Кузей | «Красная шапочка»(Шарль Перро, перевод А.Введенского) | Развивать связную речь, память, мышление; учить выделять одновременно два свойства предметов( размер и цвет), обучать умению располагать изображение на листе бумаги; воспитывать заботливость. |
2 | Октябрь | Новая встреча с домовенком | «Три поросенка»(английская сказка, перевод С.Я Маршака) | Обучать рассказыванию с опорой на наглядность, знакомить с характерными особенностями осени как одного из времени года; развивать память, воображение, мышление; воспитывать инициативность в общении. |
3 | Ноябрь | Новая история из Кузиного сундукчка | «лисичка со скалочкой»(русская народная сказка в обработке М.Булатова) | Развивать связную речь, память, воображение; упражнять в счете предметов; учить выполнять изображение в технике барельефа (из пластилина); воспитывать доброжелательность, инициативность в общении. |
4 | Декабрь | О зверях домашних и сказочных | «Зимовье»( русская народная сказка в обработке И.Соколова-Микитова) | Закрепить характерные особенности времени года «зима», определить связь между зимними условиями и особенностями поведения зверей; упражнять в образовании существительных по аналогии; учить выделять три свойства геометрических фигур (форма, цвет, размер); развивать мышление; воспитывать инициативность в общении, стремление объединяться в небольшие группы для игр. |
5 | Январь | О том, как Лиса волка обманула | «Лиса и Волк» (русская народная сказка в обработке М.Булатова) | Развивать навыки полилогической речи: умение участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы; формировать умение видеть негативные действия героя, рассуждать о них вместе со взрослым и сверстниками; обучать новыми способами работы с бумагой развивать воображение, память; воспитывать честность, дружелюбие, стремление к положительным формам поведения., |
6 | Февраль | О преданном друге человека | «Как собака друга искала» ( мордовская народная сказка в обработке С.Фетисова) | Развивать связную речь, память, внимание; упражнять в образовании существительных по аналогии, повторить и расширить понятие «домашние животные» |
7 | Март | О том, как Лиса зайца обманула | «Заюшкина избушка» (русская народная сказка) | Упражнять в словообразовании существительных; учить решать задачи на геометрические построения при помощи палочек; уточнить представления о признаках весны; учить создавать аппликативный образ путем обрывания бумаги; воспитывать потребность в общении, укреплять доверие к взрослым и сверстникам. |
8 | Апрель | Об оловянном солдатике и не только… | «Стойкий оловянный солдатик» (Г.-Х. Андерсен, перевод А. Танзен) | Развивать связную речь, наблюдательность, мышление, память; упражнять в образовании прилагательных по аналогии; обогащать лексику; учить вести самостоятельный поиск решения, руководствуясь алгоритмом; учить пользоваться ножницами, резать по прямой лини; формировать представления о «стойкости» как черте характера; воспитывать инициативность в общении, самостоятельность. |
9 | Май | О дружбе | « Бременские музыканты» (Бр. Гримм) | Развивать навыки полилогической речи, выразительность движений; развивать память, внимание, наблюдательность; закрепить представления о правилах поведения среди сверстников; упражнять в сравнивании по одному признаку ( размер); воспитывать доброжелательность и заботливость. |
С целью повышения интерес к прочитанному и с целью развития художественно- речевой деятельности в работе с детьми я стала использовать на занятиях мнемотаблицу, которые разработаны к каждой из предоставленных тематическом планировании сказок. Мнемотаблица- схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнематаблицами решает задачи развития основных психических процессов ( памяти, внимания, образного мышления) и перекодирования информации ( преобразования из абстрактных символов в образы).Для 4-5 летних детей использую цветные мнемотаблицы, содержащие не более 9 ячеек. При работе с детьми старшего дошкольного возраста могут быть использованы черно- белые варианты, с большим количеством знаков- символов. После прочтения сказки дети рассматривают таблицу и разбирают то, что на ней изображено, осуществляя перекодирование информации. После перекодирования дети пересказывают сказку с опорой на символы. По желанию детей – индивидуально или подгруппами – выполняется зарисовка мнемотаблицы.
Привлекая детей к чтению художественной литературы, я обращаю внимание на степень знакомства семьи с детской художественной литературы.С этой целью мною проведена работа; родительские собрания – «Волшебный мир книги», «Книга – твой друг. Без нее как без рук», консультации – «Положи твое сердце у чтения», «Ребенок и книга», анкетирование – «Традиции семейного чтения», «Книга в жизни ребенка» - направленные на приобщение детей к истокам художественной литературы, пробуждению чувства любви, уважения к прошлому, настоящему и будущему.
Вот уже на протяжении двух лет работая в этом направлении, я не перестаю анализировать ход своей деятельности, ведь в итоге, то чего я хочу достичь, это воспитать у детей интерес к художественной литературе.
И когда при чтение очередных потешек, сказок, прибауток, и т.д., я вижу лица детей, наполненные восторгом и удивительной радостью, я понимаю, все не зря, ведь детская радость дорого стоит!!!
Результатом проведенной работы стало:
- Комплексно- тематическое планирование образовательных ситуаций по сказкам в средней группе т.е по месячно распланировала работу с детьми по ознакомлению с художественной литературой в непосредственно образовательной деятельности;
- Разработала комплексы занятии с использованием мнемотаблиц;
- Разработала серию консультации для родителей по данной теме;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика...
«Влияние детской художественной литературы на речевое развитие детей дошкольного возраста»
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика...
Роль художественной литературы в речевом развитии детей
quot;Главное в чтении не текст сам по себе, а мысли, чувства, образы, вопросы, которые рождаются в душе читателя" Н. А. Рубакин...
Обобщение педагогического опыта на тему: «Влияние детской художественной литературы на речевое развитие детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Не маловажную роль в развитии речи, пополнен...
Роль художественной литературы в речевом развитии детей
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.Художественная литература открывает и объясняет ребенку ж...
«Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Чтобы воспитать настоящего грамотного читателя, необходимо формировать у ребенка умение воспринимать и понимать художественное произведение. По мнению психологов, в основе этого процесса лежит интелл...
Презентация. Роль художественной литературы в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка...