Статья «РОЛЬ СКАЗКИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ И РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья (старшая группа) на тему
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность. Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.
К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому. А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс игры в сказку тесно связан со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Игра в сказку - способствует активизации разных сторон речи детей: словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи, совершенствованию звуковой стороны речи.
Задачи:
• развивать познавательный интерес у детей;
• расширять представление детей о целостной картине мира посредством введения их в качественную литературную культуру;
• развивать свободное общение с взрослыми и детьми;
• формировать интерес к книгам и потребность в чтении;
• воспитывать умение слушать.
С учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработанной на основе Программы воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А.Васильевой) и инновационных программ О.С. Ушаковой «Развитие речи и творчества дошкольников», О.А. Шороховой «Играем в сказку», Л.В. Рыжова «Методика работы со сказкой», разработала:
- перспективное планирование для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;
- серию конспектов занятий по развитию речи: занятие-удивление, занятие-радость, занятие-загадка, направленных на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста;
- составила карты-схемы обучения детей пересказу сказок;
- организовала в группе книжный уголок «Сказочный мир», в котором размещены сказки разных жанров и народов;
- сделала подборку развивающих игр, наглядно-дидактических пособий,
- составила картотеку дидактических игр: «С чего начинается сказка», «Узнай сказку», «Главные герои сказки» и др.
Развитие связной речи старших дошкольников в программе осуществляю через разнообразные формы организации занятий. На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать сказки и небылицы. Занятия по ознакомлению с художественной литературой вырабатывают у детей художественный вкус, развивают воображение, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства родного языка.
В систему развития связной речи разделила на 4 этапа:
- I Этап «Рассказывание»
- II Этап «Пересказывание»
- III Этап «Играем в сказку»
- IV Этап «Сочинялки»
На каждом из этапов работы по развитию связной монологической речи особое внимание уделяю обучению пересказыванию, поскольку этот вид деятельности является основополагающим для овладения детьми навыками самостоятельного рассказывания.
В своей работе по развитию речи использую словесные игры «Карусели», «Качели», «Ладушки», «У медведя дом большой» и т.д.; пересказ от лица литературного героя, словесное рисование, психогимнастику: «Дятел», «Молоточки», «Петрушка», «По кочкам»; пальчиковые игры: «Моя семья», «Зайчики», «Лодочка», «Ребята». Несмотря на технический прогресс, дети все-таки тянутся к таинственному миру сказок. Ведь сказка не только будит воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей. Дети растут и им всё интереснее принимать участие в театрализованных играх.
Распределила сказки по возрастным этапам:
Вторая младшая группа: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок».
Средняя группа: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя».
Старшая группа: «Лиса и журавль», «Кукушка», «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Заюшкина избушка», «Кот, Петух и Лиса».
В сотрудничестве с родителями использую различные формы работы: консультирование (давала рекомендации родителям, как расширить и обогатить словарный запас речи детей, активизируя их речевое общение), организация выставки работ детей, беседы. Родители всегда положительно отзываются на мои рекомендации и принимают активное участие в творческих конкурсах.
Приложение
- «Волшебные слова».
В гости к детям приходит невоспитанный поросёнок. Воспитатель предлагает детям научить поросёнка, как себя вести:
-если толкнул, скажи… .извини, пожалуйста.
-если угостили, скажи… .спасибо.
-если уступили место, скажи… .благодарю.
-встретил, скажи… .здравствуй (и т.д.)
- «Ласковые слова».
У воспитателя яблоко, в которое вставлено много спичек.
-Дети, яблоко сочное, нежное, сладкое. А есть много ласковых и нежных слов, которые можно сказать человеку.
Достаньте спичку и назовите хорошее слово.
Дети по очереди выполняют задание, называя по одному слову.
Например: милый, хороший, любимый, добрый, золотой, прелесть, солнышко, зайчик, дорогой и т. д.
- «Гласные – согласные».
Детей делят на две команды. У каждой команды мешочек: у одной для гласных звуков, у другой для согласных.
Из общего мешочка дети находят нужный им звук и несут своей команде
Побеждает команда, которая не ошибется и выполнит задание первой.
- «Кто быстрее сложит слово».
На карточках написаны слова. У детей карточки с буквами.
Ребенок должен по образцу собрать нужное слово.
Усложнение: детям дается набор букв, составляющих слово. Дети должны собрать слово, расположив карточки прочитать слово.
- «Вопрос – ответ».
Дети выбирают ведущего. Он бросает клубочек детям и задает вопрос. Ребенок возвращает клубочек и отвечает полным предложением.
Вопрос: - Когда дети спят?
Ответ: - Дети спят ночью.
Однословный ответ считается неправильным и не принимается.
Ведущий меняется считалкой.
- «Хлопни, сколько слогов в слове».
Воспитатель напоминает, что слово состоит из слогов. Нужно хлопнуть столько раз, сколько слогов в слове.
Шаг – 1 хлопок
Забор – 2 хлопка
Котёнок – 3 хлопка
И т. д.
Если дети затрудняются, то воспитатель разрешает проговаривать слово и хлопать одновременно.
- «Где мы были – как нам было?»
Воспитатель предлагает рассказать Зайке, где они были и как им было.
- Где мы были?
- В театре.
- Как нам было?
- Интересно, смешно, уютно, замечательно.
Используются места: лес, озеро, море, детский сад, гости, на празднике, в кинотеатре, зима, парк и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/30/picture-305946-1380551719.jpg)
Тема статьи:"Роль сюжетно-ролевых игр в воспитании детей младшего дошкольного возраста"
В данном материале говорится о важном значении сюжетно-ролевых игр в воспитании детей младшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/21/picture-349803-1385020685.jpg)
Статья "Роль народных игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"
Статья раскрывает значение народных игр и народной культуры в воспитании и развитии детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/11/picture-993758-1515648949.jpg)
Статья "Роль детской литературы в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"
Статья опубликована в сборнике Нижнетагильского государственного социально-педагогического института, 2016г....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/08/picture-362099-1386529756.jpg)
Статья «Роль проектной деятельности в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»
Статья «Роль проектной деятельности в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/15/picture-1278572-1602779519.jpg)
Статья «Роль детского сада и педагогов в воспитании детей дошкольного возраста»
Статья «Роль детского сада и педагогов в воспитании детей дошкольного возраста»Автор: воспитатель Крюкова Светлана НиколаевнаМАДОО "Детский сад №216 г. КраснодарАннотацияАктуаль...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/01/picture-1265072-1598942061.jpg)
Статья "Роль нравственной культуры в формировании личности детей старшего дошкольного возраста".
Формирование нравственной культуры является результатом процесса нравственного самовоспитания личности. А так, как культура личности каждого индивида отражается во всех формах взаимоотношений между лю...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/05/picture-1336476-1622876058.jpg)
Статья "Роль здорового образа жизни в воспитании детей старшего дошкольного возраста"
Статья "Роль здорового образа жизни в воспитании детей старшего дошкольного возраста"...