"Система работы по психомоторному развитию детей с тяжелым нарушением речи"
статья по коррекционной педагогике
Опыт работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_psihomotornomu_razvitiyu_detey.docx | 18.6 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по психомоторному развитию детей
с тяжелым нарушением речи
Речь является важнейшей психической функцией человека.
Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми.
В настоящее время количество детей с ТНР значительно увеличилось. Речевые нарушения негативно влияют на развития умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе.
Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей, технологий и приемов, позволяющих оптимизировать коррекционно- развивающую работу.
Жан Жак Руссо утверждал: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».
И применение методики по психомоторному развитию детей эффективно сказывается по устранению речевых проблем у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Психомоторика - совокупность сознательно регулируемых двигательных актов, которые совершенствуются и дифференцируются в течение всей жизни человека. Состояние психомоторики отражает уровень физического и психического развития, развитие речи, особенности воспитания.
Ведущим принципом коррекционно-развивающей работы является принцип замещающего развития, основанный на ретроспективном воспроизведении тех участков индивидуального развития, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены и привели к дизонтогенетическому развитию ребенка.
Следовательно, целью коррекционной работы является помощь детям с ТНР в развитие психомоторных навыков.
Задачи:
- Способствовать развитию самоконтроля над поведением, эмоциями, речью, движениями;
- Снятие психоэмоционального напряжения и чувства тревоги;
- Развивать межполушарное взаимодействие;
- Формировать ориентировку в собственном теле;
- Формировать пространственные представления.
Работая в группе компенсирующей направленности, пришли к выводу, коррекционная работа по психомоторному развитию результативна в том случае, если она носит системный и комплексный подход, предполагающий участие всех взрослых, задействованных в работе с детьми.
Учитель-логопед составляет индивидуальный план-программу для каждого ребёнка, определяет методы её реализации, продолжительность этапов работы на каждом уровне, учитывая при этом особенности поведения и характер детей.
Воспитатели ежедневно в свободной и образовательной деятельности по плану проводят упражнения по психомоторной коррекции. План составлен таким образом, что воспитатели в течение недели повторяют, закрепляют упражнения, которые проводит учитель-логопед.
Ребенок - существо соматическое, поэтому упражнения идут «от тела» ребенка. Все упражнения проходят три стадии, что соответствует стадиям развития: лежа, сидя, стоя.
Упражнения построены определенным образом с учетом этапов развития функциональных систем мозга - от простого к сложному, ребенок осознает, осмысливает и оценивает свое двигательное поведение, контролирует движения и эффективно управляет им.
Эмоциональный характер упражнений позволяет повысить активность, работоспособность, интерес дошкольников к деятельности.
Осознание детьми цели упражнений, систематичность, реализуемая в многократном повторении, постепенное усложнение условий способствуют формированию достаточного уровня психомоторных функций, а значит и важнейших предпосылок формирования навыков чтения, письма и успешности в школе.
В профессиональной деятельности успешно принимаем элементы технологий:
- здоровосберегающие;
- ИКТ;
- игровые.
Просветительская работа с родительской общественностью (консультации, мастер-класс, семинар-практикум) по психомоторному развитию ребенка заинтересовала родителей, насколько это важное направление в развитии их детей и только работая вместе, сможем достичь наилучших результатов. Родителям предложены специально разработанные комплексы психомоторных упражнений в домашних условиях, основанные на двигательных методах:
- дыхательная гимнастика,
- логоритмика,
- зрительная гимнастика,
- релаксация,
- кинезиологические упражнения,
- психогимнастика,
- артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой,
- миогимнастика,
- Су - Джок терапия,
- крупотерапия
Домашние занятия по развитию психомоторных функций налаживают аффективный и телесный контакт, способствуют гармонизации отношений ребенка с родителями.
В результате проводимых мероприятий по психомоторной коррекции у детей с тяжелыми нарушениями речи:
- вырабатывается способность к развитию самоконтроля над поведением, эмоциями, речью, движениями;
- происходит снятие психоэмоционального напряжения и чувства тревоги;
- развивается межполушарное взаимодействие;
- формируются ориентировка в собственном теле, а также пространственные представления.
Таким образом, наша практика направлена на систематичное и комплексное проведения работ, педагогов и родителей на основе общего плана по развитию психомоторных функций, что обеспечивает качественное решение поставленных задач, и способствует успешной подготовке к школе и адаптации в обществе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дыхательная гимнастика – развитие нижнедиафрагмального дыхания, формирование сильного продолжительного выдоха, организация речи на выдохе, дифференциация ротового и носового дыхания. «Надувай шарик»
«Ныряльщик»
Релаксация - развитие умения управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения. «Ковер - самолет»
Психогимнастика - развитие эмоциональной сферы, рефлексии чувств. «Огонь – лед»
«Хочешь быть моим другом?»
Кинезиологические упражнения - упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость , синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. «Ухо – нос»
«Солнышко – лопатка» «Живот - голова» «Моряк - рука»
« Тунель »
Логоритмика – способствует выработке более тонких динамических характеристик общей и речевой моторики, укрепляет у логопатов костно-мышечный аппарат, развивает дыхание, моторные функции, фонематическое восприятие. Зрительная гимнастика – способствует развитию зрительно-моторной координации. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой – способствует выработке полноценных правильных движений при определенных положениях органов артикуляционного аппарата.
Миогимнастика - стимуляция развития мышц, поднимающих язык, способствующих развитию навыка правильного глотания, укрепляется круговая мышца рта, предупреждает нарушения в развитии звуковой стороны речи, предотвращает зубочелюстную деформацию Су - Джок терапия - снижает утомление и повысшает умственную работоспособность детей. Оказывает стимулирующее влияние на развитие речи, оздоровление всего организма ребенка. Крупотерапия - способствует р азвитие тактильно-кинестетической чувствительности, коррекции мелкой моторики рук, снятие мышечной напряженности.
Игровые технологии - способствует успешной социализации, формирование социально-активной личности, самореализации, игровой терапия и психологической коррекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»
Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ...
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...
Коррекция речевых нарушений в процессе сенсомоторного развития детей с тяжелыми нарушениями речи
В группе для детей с тяжелыми нарушениями речи особое значение приобретает развивающая предметно – пространственная среда, которая влияет на формирование речи ребенка и его интеллектуальное разв...
Представление об организации и работе логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (детей, относящихся к категории –ОВЗ)
Представление об организации и работе логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (детей, относящихся к категории –ОВЗ)...
Выступление на городской августовской конференции по теме: "Психомоторное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством игровых приемов".
Цель мероприятий - совершенствование коррекционно – развивающего воздействия на детей на основе современных подходов, учитывающих этапы психомоторного онтогенеза ребенка, создание оптималь...
Наглядное моделирование – перспективное направление познавательно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи ( из опыта работы)
В выступлении обобщен опыт работы воспитателя компенсирующего вида по использованию технологии моделирования в процессе познавательно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи....
Презентация опыта работы на тему: «Система работы по экологическому образованию детей с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности»
Актуальность Последние года ассоциировались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Можно ли в наше время не до оценивать важность и необходимос...