Коррекция речевых нарушений в процессе сенсомоторного развития детей с тяжелыми нарушениями речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Пучкова Антонида Павловна

В группе для детей с тяжелыми нарушениями речи особое значение приобретает развивающая предметно – пространственная  среда, которая влияет на формирование речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом.  При организации  развивающей  предметно – пространственной среды группы учтены требования ФГОС: насыщенность, трансформируемость,  полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность. При оформлении использовано многоуровневое пространство (мобили), многофункциональные ширмы, мобильные подиумы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция речевых нарушений в процессе сенсомоторного  развития детей

 с тяжелыми нарушениями речи

                                                                                         Пучкова Антонида Павловна

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Воспитание и обучение детей с нарушением речи – сложный процесс, требующий от педагогов знания системы и методики коррекционной работы, четкой организации  воспитательно - образовательного процесса, направленного на  разностороннее развитие детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

В группе для детей с тяжелыми нарушениями речи особое значение приобретает развивающая предметно – пространственная  среда, которая влияет на формирование речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом. Успех коррекционно – воспитательной работы определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в  логопедизации всего учебно – воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей  т.е. создание единого речевого пространства.      При организации  развивающей  предметно – пространственной среды группы учтены требования ФГОС: насыщенность, трансформируемость,  полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность. При оформлении использовано многоуровневое пространство (мобили), многофункциональные ширмы, мобильные подиумы.

В условиях большой информационной насыщенности обычные игры и пособия для коррекционной работы становятся скучными и непривлекательными. Дети дошкольного возраста всегда ждут чего-то яркого, неординарного, привлекающего внимание. Учитывая эти возрастные особенности,  были разработаны и изготовлены различные нестандартные пособия для сенсомоторного центра «Говоруша»:  «Город правильной речи», «Весёлый клоун»,  «Речевая полянка», «Волшебные озёра», «Веселый язычок» и т.д.

 Сенсомоторный центр предназначен:

  • для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
  • развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
  • активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

    Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом в игре, собеседником.  Поэтому ключевой персонаж, хозяйка нашего  речевого центра – кукла «Говоруша».  Такая игрушка многофункциональна. Её способность двигаться, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности.

       

Сенсомоторный центр  используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и учителя-логопеда, так и в самостоятельной игровой, познавательно - исследовательской деятельности детей. Воспитанникам предлагаются разнообразные и многочисленные игры и задания: «Узнай по запаху», «Нанижи бусы», «Рисование на песке», «Найди буквы», «Собери слово», «Прокати по дорожке», «Сенсорная азбука» и т.д.

На «Речевой  полянке» находятся: шнуровки; кистевые эспандеры для развития мышечной силы кисти руки; травка для массажа детских ладошек; множество видов мозаики; палочки для отстукивания ритма; различные трафареты и фигурки для обведения, раскрашивания и штриховки; сухие бассейны, наполненные фасолью, пуговицами – для самомассажа кистей рук;  множество игр на развитие памяти, мышления, воображения.

Организация детской деятельности в сенсомоторном  центре «Говоруша»  способствует не только развитию речи, но и формированию положительной мотивации к деятельности, регуляции психоэмоционального состояния детей, развитию коммуникативных навыков; помогает решать задачи автоматизации звуков, активизации словаря, развития навыков словообразования и грамматического строя речи, сенсомоторных функций, зрительного и слухового внимания, памяти, мыслительных операций.

С целью более качественного сенсомоторного развития детей, организована работа кружка «Волшебные узоры».  В процессе овладения техникой «Изонить» развитие речи осуществляется в нескольких направлениях:

- развивается  мелкая моторика;

- обогащается словарь ребенка;

- происходит становление речи как средства общения;

При планировании и проведении кружковой работы соблюдаются определенные условия:

- включенность деятельности  в лексическую тематику, что позволяет по той или иной теме опираться на двигательную и эмоциональную память, на творческую активность детей;

- четкая, понятная речь взрослого;

- проговаривание детьми всех выполняемых действий;

- подробные вопросы к детям по результату детской деятельности;

- упражнения для развития мелкой моторики, координации речи с движением;

- индивидуальный подход.

Продуктивная деятельность в кружке «Изонить» позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие качества как самостоятельность, целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т.е. те качества, которые слабо выражены у детей с тяжелыми нарушениями  речи.

В художественно – эстетическом центре  «Фантазеры» наши дети имеют возможность проявить свои творческие способности: читать стихи, рассказывать сказки, заниматься изобразительной и музыкальной деятельностью,  что очень важно для детей с речевыми нарушениями. Деятельность с бумагой, ножницами, пластилином, красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Этим определяется ее связь с коррекционным обучением. Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при их осуществлении можно создавать проблемные ситуации, способствующие проявлению речевой активности.

        

С целью  создания ситуации успеха для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи в группе оборудован «Речевой подиум», с помощью которого дети могут продемонстрировать приобретенные навыки правильной речи. Речевой подиум используется для решения задач:

- развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений;

- формирование навыков речевого общения, наиболее полного перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации;

- развитие творческого воображения и подражательности, работа над выразительным исполнением ролей;

- обучение использованию в речи слов и выражений, необходимых для характеристики персонажей.

Традиционными стали творческие отчеты, проходящие в конце каждого периода обучения. Дети готовят красочные  афиши, совместно с воспитателями и родителями готовят костюмы и различные атрибуты, разыгрывают спектакли и  мини – сценки. Это предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения, закрепления речевых навыков детей в повседневной жизни.

Используя вышеперечисленные пособия и приемы коррекционно-развивающей  работы с детьми  с тяжелыми нарушениями речи, мы выявили следующие положительные результаты: у воспитанников отмечается положительная динамика в речевом развитии,  активизируются познавательные процессы, развивается эмоциональная сфера.

К достоинствам предложенных приемов можно отнести их доступность, многоцелевую направленность, многофункциональность, возможность учета индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Список литературы

1. «Адаптированная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи» МБДОУ «Детский сад №36 «Полянка»

2. В.В. Коноваленко «Коррекционная работа воспитателя». Москва, «Издательство ГНОМ и Д», 2000г.

3. Т.В. Филичева, Г.В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». Москва, «Айрис - пресс», 2004г.

4. Н.В.Рыжова «Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР». Москва, ТЦ Сфера, 2009г.

5. О.В.Леонова «Рисуем нитью». Санкт – Петербург, «Литера», 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Практический  опыт работы учителя-логопеда. Адаптированные к применению в условиях детского сада здоровьесберегающие и инновационные методы и  методы и приемы оптимизируют работу логопеда по...

Игровые приемы и упражнения по формированию речевого дыхания в процессе работы по исправлению нарушений звукопроизношения у детей с фонетическим недоразвитием речи.

В статье представлены упражнения для формирования центральной воздушной струи при постановке свистящих, шипящих и сонорных звуков у дошкольников с фонетическим недоразвитием речи....

Взаимодействие с педагогами "Дидактическая игра как средство коррекции речевых и неречевых процессов у детей с нарушениями речи"

Консультация для педагоговДидактическая игра как средство коррекции речевых и неречевых процессов у детей с нарушениями речи.Список используемой литературы:Быкова, И. А. Обучение детей грамоте в...

"Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи".

В презентации представлены этапы работы по звукопроизношению...

Игровые приемы и упражнения по формированию речевого дыхания в процессе работы по исправлению нарушений звукопроизношения у детей с фонетическим недоразвитием речи.

Работа над речевым дыханием является неотъемлемой частью коррекционной работы учителя-логопеда над фонетической стороной речи. Мне бы хотелось поделиться приемами работы по формированию центральн...

Консультация: «Коррекция психомоторных функций у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

Как  эффективно строить работу по развитию психомоторных функций  у  детей,  с целью преодоления недостатков общего недоразвития речи.Определение путей коррекции и основных направл...