Коррекция речевых нарушений в процессе сенсомоторного развития детей с тяжелыми нарушениями речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
В группе для детей с тяжелыми нарушениями речи особое значение приобретает развивающая предметно – пространственная среда, которая влияет на формирование речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом. При организации развивающей предметно – пространственной среды группы учтены требования ФГОС: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность. При оформлении использовано многоуровневое пространство (мобили), многофункциональные ширмы, мобильные подиумы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекция речевых нарушений в процессе сенсомоторного развития детей
с тяжелыми нарушениями речи
Пучкова Антонида Павловна
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Воспитание и обучение детей с нарушением речи – сложный процесс, требующий от педагогов знания системы и методики коррекционной работы, четкой организации воспитательно - образовательного процесса, направленного на разностороннее развитие детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
В группе для детей с тяжелыми нарушениями речи особое значение приобретает развивающая предметно – пространственная среда, которая влияет на формирование речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом. Успех коррекционно – воспитательной работы определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно – воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей т.е. создание единого речевого пространства. При организации развивающей предметно – пространственной среды группы учтены требования ФГОС: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность. При оформлении использовано многоуровневое пространство (мобили), многофункциональные ширмы, мобильные подиумы.
В условиях большой информационной насыщенности обычные игры и пособия для коррекционной работы становятся скучными и непривлекательными. Дети дошкольного возраста всегда ждут чего-то яркого, неординарного, привлекающего внимание. Учитывая эти возрастные особенности, были разработаны и изготовлены различные нестандартные пособия для сенсомоторного центра «Говоруша»: «Город правильной речи», «Весёлый клоун», «Речевая полянка», «Волшебные озёра», «Веселый язычок» и т.д.
Сенсомоторный центр предназначен:
- для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
- развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
- снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
- создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
- активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
- повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом в игре, собеседником. Поэтому ключевой персонаж, хозяйка нашего речевого центра – кукла «Говоруша». Такая игрушка многофункциональна. Её способность двигаться, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности.
Сенсомоторный центр используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и учителя-логопеда, так и в самостоятельной игровой, познавательно - исследовательской деятельности детей. Воспитанникам предлагаются разнообразные и многочисленные игры и задания: «Узнай по запаху», «Нанижи бусы», «Рисование на песке», «Найди буквы», «Собери слово», «Прокати по дорожке», «Сенсорная азбука» и т.д.
На «Речевой полянке» находятся: шнуровки; кистевые эспандеры для развития мышечной силы кисти руки; травка для массажа детских ладошек; множество видов мозаики; палочки для отстукивания ритма; различные трафареты и фигурки для обведения, раскрашивания и штриховки; сухие бассейны, наполненные фасолью, пуговицами – для самомассажа кистей рук; множество игр на развитие памяти, мышления, воображения.
Организация детской деятельности в сенсомоторном центре «Говоруша» способствует не только развитию речи, но и формированию положительной мотивации к деятельности, регуляции психоэмоционального состояния детей, развитию коммуникативных навыков; помогает решать задачи автоматизации звуков, активизации словаря, развития навыков словообразования и грамматического строя речи, сенсомоторных функций, зрительного и слухового внимания, памяти, мыслительных операций.
С целью более качественного сенсомоторного развития детей, организована работа кружка «Волшебные узоры». В процессе овладения техникой «Изонить» развитие речи осуществляется в нескольких направлениях:
- развивается мелкая моторика;
- обогащается словарь ребенка;
- происходит становление речи как средства общения;
При планировании и проведении кружковой работы соблюдаются определенные условия:
- включенность деятельности в лексическую тематику, что позволяет по той или иной теме опираться на двигательную и эмоциональную память, на творческую активность детей;
- четкая, понятная речь взрослого;
- проговаривание детьми всех выполняемых действий;
- подробные вопросы к детям по результату детской деятельности;
- упражнения для развития мелкой моторики, координации речи с движением;
- индивидуальный подход.
Продуктивная деятельность в кружке «Изонить» позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие качества как самостоятельность, целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т.е. те качества, которые слабо выражены у детей с тяжелыми нарушениями речи.
В художественно – эстетическом центре «Фантазеры» наши дети имеют возможность проявить свои творческие способности: читать стихи, рассказывать сказки, заниматься изобразительной и музыкальной деятельностью, что очень важно для детей с речевыми нарушениями. Деятельность с бумагой, ножницами, пластилином, красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Этим определяется ее связь с коррекционным обучением. Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.
Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при их осуществлении можно создавать проблемные ситуации, способствующие проявлению речевой активности.
С целью создания ситуации успеха для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи в группе оборудован «Речевой подиум», с помощью которого дети могут продемонстрировать приобретенные навыки правильной речи. Речевой подиум используется для решения задач:
- развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений;
- формирование навыков речевого общения, наиболее полного перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации;
- развитие творческого воображения и подражательности, работа над выразительным исполнением ролей;
- обучение использованию в речи слов и выражений, необходимых для характеристики персонажей.
Традиционными стали творческие отчеты, проходящие в конце каждого периода обучения. Дети готовят красочные афиши, совместно с воспитателями и родителями готовят костюмы и различные атрибуты, разыгрывают спектакли и мини – сценки. Это предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения, закрепления речевых навыков детей в повседневной жизни.
Используя вышеперечисленные пособия и приемы коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы выявили следующие положительные результаты: у воспитанников отмечается положительная динамика в речевом развитии, активизируются познавательные процессы, развивается эмоциональная сфера.
К достоинствам предложенных приемов можно отнести их доступность, многоцелевую направленность, многофункциональность, возможность учета индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Список литературы
1. «Адаптированная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи» МБДОУ «Детский сад №36 «Полянка»
2. В.В. Коноваленко «Коррекционная работа воспитателя». Москва, «Издательство ГНОМ и Д», 2000г.
3. Т.В. Филичева, Г.В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». Москва, «Айрис - пресс», 2004г.
4. Н.В.Рыжова «Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР». Москва, ТЦ Сфера, 2009г.
5. О.В.Леонова «Рисуем нитью». Санкт – Петербург, «Литера», 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство коррекции речевых и неречевых процессов у детей с нарушениями речи.
...
Применение здоровьесберегающих технологий в процессе коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Практический опыт работы учителя-логопеда. Адаптированные к применению в условиях детского сада здоровьесберегающие и инновационные методы и методы и приемы оптимизируют работу логопеда по...
Игровые приемы и упражнения по формированию речевого дыхания в процессе работы по исправлению нарушений звукопроизношения у детей с фонетическим недоразвитием речи.
В статье представлены упражнения для формирования центральной воздушной струи при постановке свистящих, шипящих и сонорных звуков у дошкольников с фонетическим недоразвитием речи....
Взаимодействие с педагогами "Дидактическая игра как средство коррекции речевых и неречевых процессов у детей с нарушениями речи"
Консультация для педагоговДидактическая игра как средство коррекции речевых и неречевых процессов у детей с нарушениями речи.Список используемой литературы:Быкова, И. А. Обучение детей грамоте в...
"Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи".
В презентации представлены этапы работы по звукопроизношению...
Игровые приемы и упражнения по формированию речевого дыхания в процессе работы по исправлению нарушений звукопроизношения у детей с фонетическим недоразвитием речи.
Работа над речевым дыханием является неотъемлемой частью коррекционной работы учителя-логопеда над фонетической стороной речи. Мне бы хотелось поделиться приемами работы по формированию центральн...
Консультация: «Коррекция психомоторных функций у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
Как эффективно строить работу по развитию психомоторных функций у детей, с целью преодоления недостатков общего недоразвития речи.Определение путей коррекции и основных направл...