Использования элементов игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
статья по коррекционной педагогике
Игровой набор «Дары Фребеля» – инновационная технология в развитие интеллектуальных, познавательных, игровых способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_naborov_dary_frebelya_v_poznavatelnoy_aktivnosti_detey_.docx | 23.96 КБ |
igrovoy_nabor_dary_frebelya.pptx | 1.03 МБ |
prilozhenie_1.docx | 41.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование наборов «Дары Фребеля» в познавательной активности детей
с тяжелыми нарушениями речи»
Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, поэтому необходимо уделять вопросам развития познавательной деятельности дошкольников особенное внимание.
Детям с тяжелыми нарушениями речи свойственна низкая познавательная активность, так как у них плохо развита речь, и медленно формируются все познавательные процессы.
Развить познавательную активность детей с ТНР возможно только в том случае, когда заинтересован сам ребёнок. А заинтересовать его можно только через игру, так как игра является ведущим видом деятельности. Игровая деятельность имеет большое значение в формировании познавательных процессов.
Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Вельгельм Август Фребель.
По мнению Фридриха Фрёбеля – «игра ребенка не пустая забава она имеет высокий смысл и глубокое значение». Им разработана уникальная методика, оснащенная практическими пособиями из простых и доступных материалов «Дары Фрёбеля».
Игровой набор «Дары Фребеля» – является актуальной инновационной технологией, способствующей развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей.
Таким образом, целью нашей работы является, развитие познавательной активности детей с ТНР посредством игрового набора «Дары Фрёбеля».
Задачи:
- Развивать продуктивное воображение, творческое мышление, сенсорное восприятие;
- Развивать речевые способности в процессе игровой деятельности;
- Развивать познавательную и конструктивную деятельность;
- Формировать элементарные математические представления;
- Расширять кругозор детей.
Игровой набор «Дары Фребеля» - это конструктор, состоящий из деревянных, объемных и плоскостных деталей. Использование в работе конструктора, яркого функционального развивающего средства, позволяет нам процесс обучения превратить в игру, сказку, и одновременно решать поставленные коррекционно-развивающие задачи.
Набор «Дары Фребеля» представляет собой систему из 14 модулей:
- модуль - «Шерстяные мячики»,
- модуль - «Основные тела»
- модуль - «Куб из кубиков»
- модуль - «Куб из брусков»
- модуль - «Кубики и призмы»
- модуль - «Кубики, столбики, кирпичики»
- модуль - «Цветные фигуры»
- модуль - «Палочки»
- модуль - «Кольца и полукольца»
- модуль - «Фишки»
- модуль - «Цветные тела»
- модуль - «Мозаика. Шнуровка»
- модуль - «Башенки»
- модуль - «Арки и цифры»
Данный игровой набор стал нам настоящим помощником в разнообразных формах работы с детьми.
Применяя игры Фребеля, в образовательной деятельности, обеспечивающие наглядность, системность, доступность, которые подбираются на основе принципа интеграции. Например, детали конструктора, используем на занятиях по познавательному развитию, формированию элементарных математических представлений: пересчитать, отсчитать, сравнить, сгруппировать по цвету, форме, величине, построить цифру, расположить на плоскости, формируя пространственные представления.
Совместной и самостоятельной игровой деятельности с детьми ТНР, большое внимание уделяем активности самих детей, организации их самостоятельности и инициативы, потому что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности. Например: в игре «Золушка» - дети строят из игрового набора интерьер дома, где жила Золушка, конструируют современные бытовые приборы, которые облегчат труд Золушки, при этом закрепляют лексические темы «Бытовые приборы», «Мебель». В игре «Автобус» - дети играют сообща, формируя навыки ориентировки на плоскости.
Разработали тематическое перспективное планирование для коррекционных занятий с подгруппой детей и индивидуально. Все действия детей во время занятий соединяем со словом. Так как слово позволяет ребенку осознать и закрепить опыт. Например, после знакомства с той или иной лексической темой предлагаем детям сконструировать объект. Создание построек животных, деревьев, транспорта и т.п., расширяют представления, формируя зрительный образ предмета, и помогает правильно видеть и воспринимать окружающий мир. Анализируя созданные постройки, устанавливая причинно-следственные связи, дети учатся отвечать на вопросы, рассуждать, делать выводы, что развивает все познавательные и мыслительные процессы.
Индивидуальные занятия с детьми: планируем на основе наблюдений за работой детей, оценивая динамику развития каждого ребёнка, при этом учитываем не только индивидуальные особенности, но и возможности ребенка, их желания, интересы, иногда корректируем ход игры по мере необходимости. Например, в играх «Подарок», «Времена года», «Морские обитатели», «Пицца», «Строители».
Во время встреч в «Утреннем Кругу» использованием «Дары Фребеля», которые помогают зарядить детей хорошим настроением. Поддержать детский интерес на утреннем сборе приглашаем, например, детей заглянуть в волшебную коробочку, а там... Цветные мячики на верёвочках, дети рассматривают мячики, описывают цвет, форму, придумывают свойства, превращают их в знакомых персонажей, разыгрывают сюжеты из сказки. Перебирая в руках такие мягкие и тёплые мячики ребёнок, даже самый застенчивый, легко раскрепощаются и беседуют на предложенную тему...
В процессе использования игрового набора «Дары Фрёбеля», пришли к выводу о необходимости создания картотеки дидактических игр в познавательном развитии: «Золушка», «Бабочки», «Продолжи ряд»», «Собери бусы», «Автобус», «В аптеке», «Экскурсия в музей», «Пир на весь мир», «Геометрическое лото» и другие (Приложение 1) Каждая из игр формирует универсальные качества мышления ребёнка.
В игровой деятельности с «Дарами Фребеля» успешно применяем элементы технологий:
- здоровьесберегающие (пальчиковые игры, физминутки, дыхательные гимнастики);
- методика М.Монтессори;
- методика Кюизенера;
- ИКТ.
Работа может быть эффективна только при условии активного привлечения к ней родителей, через различные формы взаимодействия: консультации, мастер – класс, буклеты по развитию познавательной активности детей через игровой набор «Дары Фребеля» заинтересовала родителей, и только работая вместе, сможем достичь наилучших результатов.
Работая в группе компенсирующей направленности, пришли к выводу, использование в работе игрового набора «Дары Фребеля» показывает положительную динамику в развитие познавательной активности дошкольников с ТНР. Дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению проблем, пытаются найти пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми. Всё это помогает сделать образовательный процесс интереснее для каждого ребенка, позволяет детям, играя, развиваться в различных видах деятельности.
Список литературы:
- Интернет – ресурсы
- Карпова Ю.В., Кожевникова В.В., Соколова А.В. «Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля»
- Карпова Ю.В., Кожевникова В.В., Соколова А.В. «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО». Методические рекомендации
- Педагогика Ф. Фребеля. Код доступа: ://sir35/pedagogika_Frebelya
- Педагогическая система Фридриха Вильгельма Адольфа Дистервега. Код доступа: ://studentam.net.ua/content/view/2257/85/
- Фребель Ф. Будем жить для своих детей / Сост., предисловие Л. М. Волобуева. - М. : Издат. дом «Карапуз», 2001. - 288с., ил. - (Педагогика детства)
- Фребель Ф. Будем жить для своих детей / Сост., предисловие Л.М. Волобуева. - М.: Издат. дом «Карапуз», 2001. - 288с., ил. - (Педагогика детства).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В образовательной деятельности Познавательное развитие «Путешествие на автобусе» ФЭМП – ориентировка на листе «Назови фигуру»
Игра «Подарок» – сосчитай и составь Конструирование – «Подарок для мамы по форме ………… по цвету»
Совместной и самостоятельной игровой деятельности Игра «Золушка» - бытовые приборы Интерьер дома Современный дом
Игра «Посмотри в окно» Игра «Собери бусы» интерьер дома
Коррекционные занятия с подгруппой детей и индивидуально Игра «Птичий двор» Игра «Магазин игрушек» Игра «Город мастеров»
Игра «Зимние забавы» Игра «На лесной полянке» Игра «На ферме»
Индивидуальные занятия с детьми Игра «Вязанные мячики» Игра «Замок для игрушек» Игра «Чудеса форм»
Игра «Волшебные палочки» Игра «Наш город» Игра «Испечем пирог»
Встреча в «Утреннем кругу» Разыгрывают сюжеты из сказки «Колобок» Раскрепощаются перебирая мягкие , тёплые мячики Придумывают свойства
Волшебная коробочка Описывают цвет Превращают в знакомые персонажи из сказки
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Картотека дидактических игр по познавательному развитию
с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»
Игра «Точки»
Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для укрепления и развития руки ребёнка, координации мелких движений, ритмики, общей моторики через выкладывание различных предметов из точек, для формирования сенсорных эталонов (накопление представлений о цвете, форме, величине), развития у детей аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
Материал: набор №10, раскраска – пальчиковая дорожка.
Ход игры: Для этого упражнения понадобится заготовленная дорожка для пальчиков с раскраской. Ребенок проходит путь пальчиками по дорожке, затем выкладывает дорожку и картинку раскраски точками из набора. Например, гусеница не может добраться до дерева с листиками, помоги гусенице, покажи дорогу. Теперь гусеница может добраться до дерева, мы показали ей дорогу. Но наша картинка скучная, на ней нет красок, давай раскрасим ее.
Со временем ребёнок научится сам придумывать и выкладывать узор из точек.
Игра «Волшебные палочки»
Цель: Развивать сенсорные способности, конструктивные навыки, координацию движений, творческое воображение, фантазию, формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, воспитывать усидчивость, самостоятельность в создании творческого продукта.
Материал: набор № 8
Ход игры: В пособии предлагаются образцы различной тематики, выполнить которые можно с помощью модуля №8 «Палочки». После уверенного освоения предложенных сюжетов, ребёнок может составлять самостоятельные композиции, подбирая необходимый размер и цвет.
Игра « Почини коврик»
Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для закрепления умений выбирать объекты двух заданных сенсорных свойств – формы и величины, формирования навыков прикладывания и накладывания для самопроверки; закрепления знаний о геометрических фигурах.
Материал: коврики основных цветов, с прорезями разной формы и размера (круг, квадрат, треугольник); геометрические фигуры основных цветов (круги, квадраты, треугольники), походящие «для закрытия дырок» на коврике.
Ход игры: Воспитатель говорит: «Посмотрите, какие коврики нам принесли зайки, красивые, яркие, но мышки эти коврики испортили. Зайки теперь не знают, что с ними делать. Давайте мы им поможем залатать (починить) коврики. Каким цветом коврики? Какие заплатки мы положим на коврики? Детям раздаются коврик, приемом прикладывания дети «закрывают дырки» подбирая геометрические фигуры по цвету, форме.
Игра «Маленькие пекари»
Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития мелкой моторики, координации движений; развития памяти, внимания, развитие речи, формирование правильного звукопроизношения, умение быстро и чисто говорить.
Материал: наборы №8, 9, 10
Ход игры: Выразительное чтение стихотворения с одновременным выполнением указанных действий. Чтобы увеличить силу пальчиковых движений и закрепить полученные знания, предложите ребенку выложить несколько сушек, баранок, пирожков.
Ими можно угостить кукол.
Посмотрите, из муки
Испекли мы пирожки.
(изображаем лепку пирожков)
Валюшке - две сушки,
Анке - три баранки,
(баранки)
Ну а мамочке любимой
Вот такой пирог с малиной!
(руки в стороны)
Игра «Продолжи ряд»
Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для формирования умений подбирать геометрические фигуры на основе сенсорного признака; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.
Ход игры: Детям предлагаются карточки, на которых расположены геометрические фигуры в определенной последовательности. Детям нужно определить, в какой последовательности расположены геометрические фигуры на карточках, и продолжить ряд.
Игра «Вязаные мячики»
Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития мелкой моторики рук, координации движений, закрепления пространственных представлений: « право», «лево», «верх», «низ», «сзади», спереди».
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития
сенсорных и познавательно-исследовательской деятельности навыков, ЭМП, кругозора; восприятия, мышления, внимания, памяти, игровой деятельности.
Ход игры: На столике стоят различные предметы. Послушайте задание:
необходимо одному человеку от вашего стола нащупать один предмет, описать какой он, например, «длинный» , а потом назвать предмет, после чего мешочек передать другому столу.
Игра «Автобус».
Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития
сенсорных и познавательно-исследовательской деятельности навыков, ЭМП, расширения кругозора; познавательной активности, готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Ход игры:
- Мы отправляемся в путешествие на автобусе.
Улыбается водитель:
- Проходите! Проходите!
У окошка место есть,
Не желаете присесть?
На нашем автобусе
Полоски, как на глобусе!
Мы объедем целый свет!
Вы садитесь или нет?
На каждом столе участников лежит на углу справа белый лист и стоит тарелочка с цветными фигурками различными.
- Послушайте задание: каждая команда, сидящая за столом, вместе должна рассадить «пассажиров» - фигурки из тарелочки - в «автобусе» - на белом листе. Я буду называть, куда класть фигурку - рассаживать «пассажиров», а вы сообща будете выполнять. Положите на середине стола белый лист вертикально - это автобус. Приготовьте тарелочки с фигурками…Внимание! В автобусе будет 3 ряда: нижний, средний, верхний.
- Слушайте инструкцию: пассажир «красный треугольник» сидит в нижнем ряду слева… (дать время).
Пассажир «жёлтый полукруг» сидит в среднем ряду справа……
Пассажир «зелёное кольцо» сидит в верхнем ряду слева……
Пассажир «синий квадрат» сидит в среднем ряду слева……
Пассажир «фиолетовое полукольцо» сидит в верхнем ряду справа……
Пассажир «белый круг» сидит в нижнем ряду справа……
Игра «Посмотри в окно»
Цель: Обучение детей выкладывать из геометрических фигур картинку: солнце, облака, домик,...; развивать внимание, мышление, память, фантазию, навыки речевого общения, самостоятельность, чувство формы и цвета; воспитывать интерес к игре, дружеские взаимоотношения.
Ход игры: Берем соответствующие фигуры, составлять из них картинку соотнося их по цвету и форме.
Игра «Цветы на полянке»
Цель: Обучение детей выкладывать силуэты цветов различного цвета; развивать фантазию, мышление, внимание, навыки речевого общения, чувство цвета; воспитывать бережное отношение к цветам.
Ход игры: Берем нужные фигуры, выкладывать цветы, различные по цвету лепестков.
Игра «Посадим деревья»
Цель: Обучение детей из палочек выкладывать силуэт дерева; закрепить с детьми строение дерева, умение различать и называть ствол, ветки; развивать мелкую моторику руки, логическое мышление, внимание, память, расширять словарный запас детей; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к деревьям.
Ход игры: Берем палочки определенного цвета, ствол должен быть больше, чем ветки, каждая веточка должна соответствовать маленьких палочек
Игра «Золушка»
Цель: Формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира (цвете, размере, форме).
Материал: наборы № 2,7,8,9,10.
Ход игры: Предлагаем детям побыть в роли Золушки, а педагог в роли – злой мачехи. Высыпаем из наборов №9 круги и полукруги и просит рассортировать предметы по одному или нескольким признакам.
- Ребята, а как можно облегчить труд Золушки? Детям предлагается сконструировать современные бытовые приборы, облегчающие труд Золушки.
Игра «Экскурсия в музей»
Цель: Развивать внеситуативно - познавательные формы общения и расширять систему вербальных средств общения. Воспитывать уважение к другому человеку, продуктам его труда, формирует самооценку и развивает воображение на основе имеющегося опыта. Стимулировать развитие связной речи и познавательного интереса.
Материал: предложить детям материалы всех наборов и предоставить им возможность самим выбирать материал для экспоната, использовать можно другой дополнительный материал.
Ход игры: Предлагаем детям создать из наборов экспонаты (картины, скульптуры) и дать им названия. Затем организовать музей и по очереди проводят экскурсии в нём, стараясь придумывать историю каждого экспоната.
Игра «Для чего еще»
Цель: Развитие фантазии, творчества, мышления, мелкой моторики, развитие игровой деятельности.
Материал: предложить детям выложить все материалы на стол и перемешать их. В случае, если детям хорошо известны материалы из наборов, можно не извлекать их из коробок.
Ход игры:
- Ребята, посмотрите, сколько предметов нас окружает. Я предлагаю вам сделать из наборов эти предметы.
Дети разделяются на две команды, и придумывают, для чего ещё можно
использовать предметы, которые сделаны. Выигрывает команда, которая придумает больше ответов.
Игра «Зеркало»
Цель: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).
Материал: наборы № 7,8,9,10, мешочек с разными зеркалами.
Ход игры:
- Предлагаем разбиться на пары, встать друг напротив друга и внимательно посмотреть на своего партнера. Постарайтесь запомнить все особенности своего друга.
- Предлагаем выложить «отражение» своего партнера из деталей наборов, лежащих на столе.
- Кто все закончил, может рассказать нам о своем партнере: какой он и чем отличается от других?
Игра «Подарок»
Цель: Развитие воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, отечественных традициях, реализация самостоятельной деятельности детей.
Материал: предложить детям материалы всех наборов
Ход игры: «Здравствуйте, дети! Я к вам пришла, вам подарки принесла. Этот подарок – …», – подает коробочку, делает паузу, напоминает: «Что нужно сказать, когда получаешь подарок?»
- Вам понравились подарки? А вы, любите дарить подарки? Кто хочет сделать приятное, своим друзьям и близким? Я предлагаю вам сделать подарки.
Дети выполняют, далее обсуждается: что сделали? Кому? Почему?
Игра «Ее величество точка»
Цель: Развитие игровой деятельности, восприятия, мышления, внимания, речи, памяти; развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, элементарных математических представлений; расширение кругозора.
Ход игры:
- Ребята посмотрите, какой красивый у меня шар. Какой он? (Воспитатель отходит дальше) А теперь какой он? Правильно, наш шар превращается в точку.
Вы когда – нибудь были в картинной галереи? Как вы думаете, что находится в ней? Я предлагаю создать свои картины из точек и организовать картинную галерею. Для каждой картины необходимо придумать название.
Дети выкладывают для своих картин рамки, используя детали из различных
наборов.
Игра «Пир на весь мир»
Цель: Формирование первичных представлений о семье, обязанностях в домашнем хозяйстве; развитие познавательной деятельности, творческого мышления, воображения, игровой деятельности.
Материал: наборы №2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, J1
Ход игры:
- Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни.
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
Ну конечно это….(мама)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам?-
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш….(папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печёт,
Вкусные оладушки?
Это наша…. (бабушка)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед-
Мой родной, любимый …. (дед)
Кто веселый карапуз-
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка-
Это младший мой….(братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться?-
Очень модная девчонка-
Моя старшая….(сестренка)
- Если у вас какой - нибудь праздник, то вы тоже в нем участвуете, помогая сервировать стол. Покажите, как вы помогаете своим мамам.
Делают мебель (стулья и столы) и сервируют столы, а затем «ходят» друг к другу в гости на придуманные праздники.
Игра «Волшебники»
Цель: Обогащение активного словаря, развитие познавательного интереса, формирование грамматически правильного строя речи, развитие фантазии, коммуникативных навыков, конструктивной деятельности.
Ход игры:
- Я сегодня волшебница. Посмотрите, какая у меня «волшебная палочка». Хотите узнать, что я умею? Уменьшать и увеличивать фигуры. Был домик маленький – стал большой дом, зайчик маленький стал большой заяц. Ребята, а кто сам умеет работать «волшебной палочкой»? Дети самостоятельно «превращают» фигуры.
- А как вы думаете, чем в прошлом был этот предмет? (Хлеб - зерном; цыплёнок - яйцом) Может быть попробовать сложить предметы из деталей наборов? Интересно, какие они получатся? Дети складывают из различных наборов
Игра «Морские обитатели».
Цель: Формирование представлений о разнообразии мира природы; расширение кругозора; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие общения со сверстниками, воображения, реализация самостоятельной творческой деятельности.
Ход игры:
- Ребята, а что вы знаете о морях? Кто живет в море?
А кто хочет придумать нового нереального морского обитателя? Мы с вами превратим наш пол в огромный океан. Предлагаю сконструировать нового морского обитателя и придумать ему название.
Игра «Путешествие»
Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме; формирование позитивных установок к творчеству; развитие творческой активности, любознательности и познавательной мотивации, первичных представлений о свойствах и отношениях окружающего мира (размер, материал, количество, реализация самостоятельной творческой конструктивной деятельности.
Материал: наборы №1,2,3,4,5, 5в,5р,6,7,8,9,10, J1
Ход игры:
- Ребята, а кто знает, как можно путешествовать? Какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать?
- Я предлагаю отправиться в путешествие на Северный полюс, но не просто так. Мы для поездки соберём самые необходимые вещи. Только вещей не должно быть больше 6. Кто может мне рассказать, что взял с собой и зачем?
Игра «Стихийные бедствия»
Цель: Формирование основ безопасного поведения в природе, первоначальных представлений об особенностях природных явлений; развитие творческой активности, любознательности и познавательной мотивации.
Ход игры:
Слышен шум ветра.
- Ребята, что это за шум? Может это ураган или буран? Чем могут быть опасны эти явления природы для человека? Какие вы ещё знаете стихийные бедствия? А хотите испытать на себе опасность стихийного бедствия?
Для этого нам необходимо построить разные дома, каждый сам себе. (Когда строительство закончено педагог показывает, как можно изобразить землетрясение - стучать ладошками по столу и ураган - дуть со всех сторон с большой силой).
- Наконец – то прекратились стихийные бедствия, теперь необходимо провести
«восстановительные работы». Как вы думаете, почему ваши дома разрушились? Может мы теперь, попробуем, построить более устойчивые дома?
(Ситуация проигрывается ещё раз).
Игра «Геометрическое лото»
Цель: Закреплять представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), о цвете; развивать зрительное восприятие, произвольное внимание.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур разного цвета, непрозрачный мешочек, геометрические фигуры из набора №7.
Ход игры: Педагог достает из мешочка по одной фигуре. Ребенок, у которого на карточке есть такая фигура, называет, что это и цвет, затем закрывает фигурой её изображение на своей карточке.
Игра «В аптеке»
Цель: Развитие слухо - речевой памяти; развитие восприятия формы, цвета; развитие мыслительных навыков; развитие мелкой моторики.
Материал: баночки, на крышках которых приклеены цифры от 1 до 10, точки из набора № 10.
Ход игры: Педагог предлагает детям для игры в аптеку или больницу разложить витамины (или таблетки) по баночкам. В каждую баночку нужно положить столько витаминов, сколько обозначает число на крышке.
Игра «Геометрически лабиринт»
Цель: Закреплять представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), развивать зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию.
Материал: карточки с изображением лабиринта из геометрических фигур, геометрические фигуры из набора №7.
Ход игры: Педагог предлагает помочь курочке найти цыпленка, выложив дорожку к нему только из кругов (аналогично выполняется задание на других карточках, но дорожку ребенок выкладывает из других геометрических фигур).
Игра «Найди свой домик»
Цель: Формировать представления об основных цветах и о геометрических
фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.
Материал: геометрические фигуры из набора №7, карточки – домики с геометрическими фигурами.
Ход игры:
Первый вариант: Педагог предлагает ребенку разложить фигуры по геометрическим формам. Назвать цвет своих фигур.
Второй вариант: Педагог предлагает собрать фигуры определенного цвета. Все фигуры перемешены, и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета.
Игра «Собери ромашку» (состав числа)
Цель: Закреплять знания об образовании чисел, умение составлять их из двух меньших; развивать мелкую моторику, воспитывать интерес к математическим знаниям, умение понимать задачу, выполнять ее самостоятельно.
Материал: карточка – ромашка, набор геометрических фигур из набора №7.
Ход игры: Детям предлагается карточка – ромашка с лепестками двух разных цветов. Нужно выложить число, которое находится в центре цветка, и объяснить, каким способом составлено это число.
Игра «Мозаика»
Цель: Закреплять умение ориентироваться на мозаичном поле, подбирать правильно цветовые фишки согласно образцу; развивать у детей зрительно-пространственную ориентацию, развивать слуховое внимание, гибкость и быстроту мышления; воспитывать самостоятельность, умение пользоваться карточкой — схемой.
Материал: набор №12, карточки-схемы.
Ход игры: Ребенку предлагают выложить из мозаики по образцу узор, дом, лодку, флаг и т.п., также ребенок может выложить картинку по своему желанию.
Детям старшего возраста можно предложить задания по ориентировке на мозаичном поле. Например, положи красную деталь в верхний левый угол, зеленую – в правый нижний и т.д.
Игра «Собери бусы»
Цель: Формировать умение находить геометрические формы по двум признакам (цвету и форме), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур, умение работать по схеме; развивать внимание, логическое мышление, интерес к математическим действиям; воспитывать бережное отношение к пособию.
Материал: карточки-схемы с изображением формы и цвета, набор №1.
Ход игры: Детям предлагаются карточки-схемы. Детям нужно собрать бусы, предварительно определив (опираясь на карточку-схему) из каких геометрических тел они будут состоять, в какой последовательности будут расположены эти тела и какого цвета.
Игра «Повтори узор»
Цель: Развивать внимание, мыслительные операции, умение анализировать положение предметов в пространстве, закреплять знание основных цветов; развивать мелкую моторику.
Материал: двойные карточки: слева поле с геометрическим узором, справа поле с пустыми окошками; плоские геометрические фигуры (круги) из набора №7.
Ход игры: Детям предлагаются двойные карточки, на которых слева расположен узор из кругов разного цвета. Детям нужно выбрать круги определенного цвета и справа выложить такой же узор, как слева.
Игра «Найди, что потерялось»
Цель: Закреплять знание геометрических фигур; развивать внимание, логическое мышление, закреплять знание основных цветов; развивать математические способности, воспитывать умение самостоятельно выполнять задания.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур разного цвета, геометрические фигуры из набора №7.
Ход игры: Ребенку предлагается карточка, которая разбита на 9 окошек. В восьми окошках расположены геометрические фигуры разного цвета, а одно пустое. Ребенку нужно выбрать определенную геометрическую фигуру, определенного цвета, чтобы заполнить пустое окно. Но по горизонтали и по вертикали фигуры не должны повторяться формой и цветом.
Игра «Каждой фигуре свое место»
Цель: Формировать умение находить фигуры по двум признакам (форме и цвету), закреплять представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), о цвете; развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, мелкую моторику; развивать интерес к математическим действиям; воспитывать бережное отношение к пособию.
Материал: карточки-схемы, геометрические фигуры из набора №7.
Ход игры: Детям предлагаются карточки, на которых расположены слева в столбик геометрические фигуры, а справа пустые окошки. Вверху по горизонтали значки с цветом. Детям нужно заполнить пустые окошки геометрическими фигурами в соответствии с их формой и цветом.
Игра «Дома на нашей улице»
Цель: Развитие мышления, внимания, логики, умения взаимодействовать в группе, навыков конструирования.
Материал: наборы № J1, 5B, 5)
Ход игры: Нужно построить дома, каждый последующий отличается от предыдущего всего одним признаком.
Игра «Бабочки»
Цель: Развитие представлений о разнообразии мира природы; реализация самостоятельной изобразительной и конструктивной деятельности, развитие восприятия, мышления, сенсорных навыков, расширение кругозора.
Материал: наборы № 7, 8, 9, 10
Ход игры:
- Мы будем рисовать конструктором.
A что мы будем делать, узнаете, угадав загадку.
«Увидев на клумбе прекрасный цветок,
Сорвать я его захотела,
Но стоило тронуть рукой стебелёк,
Сразу цветок улетел.
Однажды летом прекрасная бабочка летала с лепестка на лепесток и на одном из листочков отложила яички. (Берётся горсточка точек, любого цвета и выкладывается на стол) Они были вот такие. Вскоре из них появились личинки, которые превратились в гусениц. (Вот какие, из точек делаем гусеницу). Гусеницы совсем не похожи на взрослых бабочек. Они питаются листьями растений, очень быстро растут. A к осени обматывают себя тонкой паутинкой и превращаются вот в таких неподвижных куколок. (Делаем куколку бабочки). В таком состоянии куколки зимуют. A весной, когда пригревает солнышко, кожица куколки лопается и оттуда появляется вот такая головка с усиками (строим из точек).
- Но чего же хватает нашим будущим бабочкам. Конечно крыльев. И вам задание, сделать крылья бабочкам, не забывая, что крылья у бабочек красивы, и рисунок симметричен.
Игра «Строители»
Цель: Развитие воображения и конструктивного мышления; развитие пространственной ориентировки; совершенствование тактильного восприятия и мелкой моторики.
Материал: наборы № 5, 5В, 6, J1
Ход игры:
Игровая ситуация: «Песчаная буря разрушила целый город. Давайте поможем жителям восстановить его»
Уровень 1: Детям предлагается достать из песка блоки и построить дома по образцу педагога.
Уровень 2: Строят дома по «заказу» жителей: одноэтажные, двухэтажные и т.д.
Уровень 3: Дети строят дома по замыслу, располагая их в разных частях песочного стола (вверху слева, за одноэтажным домом, между домом с синей крышей и красным домом и т.д.).
Игра «Пицца»
Цель: Развитие внимания и воображения; развитие слухового восприятия и восприятия формы; закрепление математических навыков; развитие мелкой моторики.
Материал: набор № 7, форма для пиццы, карточки с рецептами.
Ход игры:
Игровая ситуация: «Сегодня, мы с тобой отправимся на кухню и будем учиться печь пиццу».
Уровень 1: Ребенку предлагается приготовить пиццу по рецепту (карточке), используя подходящие по форме геометрические фигуры.
Уровень 2: Необходимо приготовить пиццу по речевой инструкции, например «Положи 3 кусочка колбасы, сыра – на 1 кусочек больше, чем колбасы, а огурцов – на 2 кусочка меньше, чем сыра»
Уровень 3: Ребёнку предлагается придумать свой рецепт пиццы и дать ему название.
Игра «Времена года»
Цель: Развитие внимания (переключаемость и концентрация); развитие восприятия времен года; уточнение и расширение словаря по лексической теме;
развитие мышления (классификация)
Материал: Дары Фрёбеля (набор 7), игровое поле с признаками времен года.
Ход игры:
Игровая ситуация: «Времена года перепутали свои признаки, давай поможем им разобраться».
Уровень 1: Ребенку предлагается закрыть синими кругами признаки зимы.
Уровень 2: Нужно закрыть желтыми квадратами признаки осени, а зелеными треугольниками – весны.
Уровень 3: Ребёнку необходимо закрыть признаки лета – красными кругами, зимы – синими кругами, весны – зелеными треугольниками, осени – желтыми квадратами. Дается зрительная опора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ учителем-дефектологом»
Статья посвящена коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ учителем-дефектологом....
Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ
Игровой набор «Дары Фребеля» - это конструктор, состоящий из деревянных, объемных и плоскостных деталей. Использование в работе конструктора, яркого функционального развивающего средства, ...
Презентация Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающий работе с детьми ОВЗ
Ф. Фребель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил назва...
Конспект - Мастер-класс для педагогов "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в коррекционно-развивающей работе с детьми имеющими ОВЗ"
Цель мастер-класса: Предоставление опыта работы по использованию игрового набора "Дары Фрёбеля" в коррекционно-развивающей работе с детьми имеющими ОВЗ.Задачи:озвучить актуальные пробл...
Презентация: "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в коррекционно-развивающей работе с детьми имеющими ОВЗ"
Презентация к конспекту мастер-класса: "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в коррекциооно-развивающей работе с детьми имеющими ОВЗ"...
Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР
Набор Фрёбеля – это последовательная система развития. Шаг за шагом ребенок идет от объемных тел к поверхностям, от поверхностей к линиям, от линий к точкам. Постепенно от объектов реального мир...
Опыт работы "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля в коррекционно - развивающей работе с детьми с ОВЗ"
Формировать представление педагогов о возможностях применения игрового набора «Дары Фрёбеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО....