Проект «Успешный путь коррекции речи у детей с ОВЗ (ТНР) через использование эффективных инновационных методов логопедической работы»
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Актуальность проекта
Актуальность данной темы проекта определяется проблемой исправления тяжелых нарушений речи и продуктивной подготовки дошкольников с ОВЗ к обучению в школе.
Е. Ф. Архипова подчеркивает: «Дети цифрового поколения требуют оптимизации постановки звуков и коррекции речи. Классическая система постановки звуков не подходит для работы в настоящее время. Она появилась более 50 лет назад. Дети совершенно другие. 75% - открытый рот, хроническая гипоксия».
Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе мы используем инновационную и проектную деятельность. В воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой речевой деятельности вместе с родителями, воспитателями, учителем-логопедом, коррекционными специалистами.
Цель проекта: оптимизация речевого развития
у старших дошкольников с ОВЗ (ТНР) через использование современных инновационных методов и приемов
Задачи проекта:
- ускорить процесс коррекции звукопроизношения и речевых нарушений;
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи, навыки словообразования, словоизменения и словотворчества;
- формировать интонационную выразительность речи и ритмические способности;
- воспитывать речевую активность, интерес к народному словесно-музыкальному творчеству;
- развивать у детей творческие способности, коммуникативность, эмоционально-волевые качества: самоконтроль и саморегуляцию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «СШ № 15 п. Кулой»
СП «Детский сад № 123 «Снежинка»
Русак Елена Николаевна,
учитель-логопед
группы компенсирующей направленности
для обучающихся с ТНР (ОВЗ)
Проект
«Успешный путь коррекции речи у детей с ОВЗ (ТНР) через использование эффективных инновационных методов логопедической работы»
Паспорт проекта:
Тема проекта: «Успешный путь коррекции речи у детей с ОВЗ (ТНР) через использование наиболее эффективных инновационных методов логопедической работы»
Вид проекта: долгосрочный.
Тип: коррекционный.
Сроки реализации: один учебный год
Руководитель проекта: учитель – логопед Елена Николаевна Русак
Участники проекта: дети 6-7 лет с ТНР (ОВЗ), педагоги, родители воспитанников.
Цель проекта: оптимизация речевого развития
у старших дошкольников с ОВЗ (ТНР) через использование современных инновационных методов и приемов
Задачи проекта:
- ускорить процесс коррекции звукопроизношения и речевых нарушений;
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи, навыки словообразования, словоизменения и словотворчества;
- формировать интонационную выразительность речи и ритмические способности;
- воспитывать речевую активность, интерес к народному словесно-музыкальному творчеству;
- развивать у детей творческие способности, коммуникативность, эмоционально-волевые качества: самоконтроль и саморегуляцию.
Актуальность проекта
Актуальность данной темы проекта определяется проблемой исправления тяжелых нарушений речи и продуктивной подготовки дошкольников с ОВЗ к обучению в школе.
Е. Ф. Архипова подчеркивает: «Дети цифрового поколения требуют оптимизации постановки звуков и коррекции речи. Классическая система постановки звуков не подходит для работы в настоящее время. Она появилась более 50 лет назад. Дети совершенно другие. 75% - открытый рот, хроническая гипоксия».
Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе мы используем инновационную и проектную деятельность. В воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой речевой деятельности вместе с родителями, воспитателями, учителем-логопедом, коррекционными специалистами.
Этапы реализации проекта:
Предварительный: внедрение в коррекционную работу авторского музыкально-словесного метода «Частушечное творчество у старших дошкольников с ТНР», участие в вебинарах и мастер-классах портала интерактивных речевых игр «Мерсибо» support@mersibo.ru, обучение на лекциях и вебинарах Е.Ф. Архиповой в ЧОУ ДПО «Логопед Профи» logopedprofiportal.ru, изучение методической литературы.
Организационный: опрос и анкетирование родителей, консультирование педагогов, разработка плана; объявление о проекте; создание кружка по частушечному направлению «Веселый Язычок»; оформление индивидуальных тетрадей взаимосвязи родителей с учителем-логопедом по использованию приемов методики Е, Ф. Архиповой «Экспресс-коррекция нарушений звукопроизношения по системе «Дерево».
Основной: оформление стенда «Наш кружок «Веселый Язычок»; разработка Программы кружка «Веселый Язычок»; взаимодействие с родителями и с воспитателями; проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий и работа в кружке «Веселый Язычок»; создание детского ансамбля «Частушечка»; участие в родительских собраниях с просмотром видеофильмов выступлений детей в ансамбле «Частушечка» на различных уровнях, проведение мастер-классов по развитию артикуляционной моторики под музыку; организация выступлений детей в различных фестивалях и конкурсах детского творчества.
Итоговый: отчет на педсовете ДОО.
Наш девиз:
«Раскрыть ребенка, как цветок,
Развить его способности, талант, умение,
Использовать при этом все свое терпение,
Чтоб слышать чистый речевой поток!»
Для достижения цели мы используем в комплексе три, наиболее эффективные, на наш взгляд, инновационные методики. Это:
- Метод «Экспресс-коррекция нарушений звукопроизношения по системе «Дерево» (авторская методика Е.Ф. Архиповой»)
- Метод интерактивных игр студии «Мерсибо».
- Авторский метод «Частушечное творчество» в рамках дополнительного коррекционного образования.
В основе планирования работы по проекту лежит комплексно-тематическое планирование коррекционной деятельности учителя-логопеда в логопедической группе (Н.В. Нищева).
План работы:
№ | Месяц | Мероприятия | Участники |
1 | сентябрь | 1.Индивидуальные консультации для родителей, воспитателей и специалистов «Знакомство с инновационными направлениями работы учителя-логопеда в логопедической группе». 2.Опрос и анкетирование родителей «Использование в коррекционной работе с детьми инновационных методов и приемов: «Частушечное творчество», «Система «Дерево» Е.Ф. Архиповой», интерактивные игры «Мерсибо». | Учитель-логопед, родители, воспитатели, педагоги-психологи. |
2 | октябрь | 1.Круглый стол «Логопед и Я». 2.Оформление стенда «Наш кружок «Веселый Язычок». 3. Открытые индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия в логопедическом кабинете по системе «Дерево». 4.Занятия с детьми в кружке «Веселый Язычок» по осенней тематике. Организация ансамбля «Частушечка». | Учитель-логопед, родители, воспитатели, педагоги-психологи. |
ноябрь | 1.Индивидуальные и подгрупповые коррекционные игры «Мерсибо» с детьми и артгимнастика по системе «Дерево» (постановка трудных звуков). 2.Занятия в кружке «Веселый Язычок» по теме «Мамин день» (подготовка детей к участию в конкурсных мероприятиях) | Учитель-логопед, родители, воспитатели, | |
3 | декабрь | 1.Индивидуальные и подгрупповые коррекционные игры «Мерсибо» с детьми и артгимнастика по системе «Дерево» (постановка и закрепление трудных звуков в словах и чистоговорках). 2.Занятия с детьми в кружке «Веселый Язычок» по теме «Новый год у ворот». 3.Подготовка к совместному семейному творческому конкурсу «Сочиняем частушки о Зиме вместе с детьми». | Учитель-логопед, родители, воспитатели. |
4 | январь | 1. Занятия в кружке «Веселый Язычок» по теме «Новый год у ворот». 2.Совместный семейный творческий конкурс «Сочиняем частушки о Зиме вместе с детьми». 3.Оформление стенда «Наш кружок «Веселый язычок» с результатами участия семей воспитанников и активностью родителей и воспитателей по подготовке участия детей в конкурсных мероприятиях. | Учитель-логопед, родители, воспитатели. |
5 | февраль | 1.Индивидуальные и подгрупповые коррекционные игры «Мерсибо» с детьми и артгимнастика по системе «Дерево». 2.Занятия в кружке «Веселый Язычок» по теме «23 февраля – Красный день календаря». 3.Совместный семейный творческий конкурс «Сочиняем частушки о папе и о дедушке вместе с детьми». 4.Оформление стенда «Наш кружок «Веселый язычок» с результатами участия семей воспитанников и активностью родителей и воспитателей по подготовке к конкурсу «Сочиняем частушки о папе и о дедушке вместе с детьми». | Учитель-логопед, родители, воспитатели. |
6 | март | 1.Индивидуальные и подгрупповые коррекционные игры «Мерсибо» с детьми и артгимнастика по системе «Дерево». 2.Занятия в кружке «Веселый Язычок» по теме «Мама и весна». 3. Подготовка детей к участию в конкурсных мероприятиях (фестиваль «Веселое ассорти» в РКЦ г. Вельска и др.) | Учитель-логопед, родители, воспитатели. |
7 | апрель | 1. Индивидуальные и подгрупповые коррекционные игры «Мерсибо» с детьми (по развитию лексико-грамматических категорий и формированию связной речи) и автоматизация трудных звуков в словах по системе «Дерево». 2.Занятия в кружке «Веселый Язычок» по весенней тематике. 3. Подготовка детей к участию в утреннике, посвященном дню Победы. 4. Подготовка детей к участию в конкурсных мероприятиях (фестиваль «Делу-время, потехе-час» в ДК п. Кулой и др.) | Учитель-логопед, родители, воспитатели. |
8 | май | 1.Участие детей в ансамбле «Частушечка» на фестивале «Делу-время, потехе-час» в ДК п. Кулой. 2. Оформление стенда «Наш кружок «Веселый язычок» с результатами участия ансамбля «Частушечка» на фестивале «Делу-время, потехе-час» в ДК п. Кулой. 3. Индивидуальные и подгрупповые коррекционные игры «Мерсибо» с детьми (по развитию лексико-грамматических категорий и формированию связной речи) и дифференциации трудных звуков в словах по системе «Дерево». 4. Итоги по использованию инновационной коррекционно-педагогической деятельности по проекту на родительском собрании «Наши успехи». Отчет работы по проекту на заключительном педсовете. Выступление детей с Выпускными частушками на утреннике «Мы - выпускники». Благодарности педагогам и родителям. | Учитель-логопед, родители, воспитатели. |
Начиная с дошкольной скамьи, мы привлекаем воспитанников к участию в различных фестивалях и конкурсах детского творчества. Наши достижения и успехи в различных мероприятиях социума говорят о высокой результативности и речевой активности. Активная помощь логопеду родителей и воспитателей по использованию инноваций создает благоприятный прогноз на положительную динамику формирования правильной речи и успешную подготовку детей к школе.
Предполагаемые результаты.
- Дети с ОВЗ значительно в короткие сроки овладевают трудными звуками речи и активно закрепляют их в частушечных четверостишиях.
- Дети с ОВЗ владеют навыками словообразования и словоизменения, применяют их в частушечном словотворчестве.
- Дети с ОВЗ быстро адаптируются в социуме. Вместе с развитием правильной речи у них воспитываются творческие способности, без которых в современном мире не может быть успешной школьной жизни.
Литература:
- Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017г.
- Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. Высшая школа. СПб, ООО "Издательство "Астрель", 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья в брошюре «Система работы в ДОУ по развитию связной речи у детей дошкольного возраста» 2011 г.«Использование инновационных технологий в формировании познавательного интереса дошкольников путем создания предметно-развивающей среды».
В статье отражен мой опыт работы по применению передовых пед. технологий, в частности применение проектного метода, представлены авторские методические пособия....
Социальный проект «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей»
Проект состоит из трёх этапов. Подготовительный этап заключается в изучении методической литературы и выявлению уровня речевого развития детей, создание картотек мнемотаблиц для обучения рассказыванию...
Статья: "Логопедическая ритмика как один из эффективных методов вызывания речевого подражания и форма коррекции речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ".
В статье представлен теоретический материал по вопросам взаимосвязи общей и речевой моторики, а также практический материал по использованию методов коррекции многообразных речевых и неречевых нарушен...
Использование инновационных приемов и методов логопедической работы
Инновационные процессы – на современном этапе развития общества затрагивает в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка. ...
РМО Доклад «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через использование современных инновационных технологий»
Доклад «Речевое развит...
Статья Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе по коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
В статье отражена актуальность применения нейропсихологического подхода в логопедической работе с позиции междисциплинарного взаимодействия. Даётся обоснование возможности использ...
Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми».
Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми»....