Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ (ЗПР)
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Иванова  Галина Николаевна

Индивидуальный образовательный маршрут развития составлен   в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка с ЗПР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individ_obrazovatelnyy_marshrut_ovz.docx33.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»

Индивидуальный образовательный маршрут развития составлен   в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка с ЗПР. Конкретизированы задачи и содержание деятельности педагогов (учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель), включены точки роста развития ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ЗПР

Общие сведения о ребенке.

Фамилия, имя ребенка _______________________

Возраст ______6 лет__________________

Домашний адрес: ____________________________        

Группа  разновозрастная компенсирующей  направленности

Речевой диагноз: ОНР 1 ур

Основные и сопутствующие заболевания: ЗПР.,

Состояние здоровья: V группа, часто болеющий ребенок

Заключение тПМПК

  • обучение по индивидуальной адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития, которое  может осуществляться как совместно с другими воспитанниками, так и в отдельных группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п.4 ст.79 Закона РФ «Об образовании в РФ») №273 от 29.12.12г
  • полная включенность в воспитательный процесс; индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом; сопровождение семьи по оказанию профессиональной педагогической поддержки в развитии и социализации ребенка;
  • повторный осмотр на тПМПК при необходимости уточнения/корректировки рекомендаций или в случае стабильно положительной или отрицательной динамики в течение года, полная включенность в воспитательный процесс; индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом; сопровождение семьи по оказанию профессиональной педагогической поддержки в развитии и социализации ребенка;

Срок обучения:  1 учебный год

Анамнез: __________________  

Педагогическая характеристика _________________

Психологическая характеристика _______________

Выводы: уровень развития познавательной деятельности, эмоционально-регулятивной сферы и коммуникативной функции не соответствует возрастной норме.

Основные направления коррекционной работы

  1. Физическое развитие.

 Ответственный: инструктор по физической культуре (ФИО)

  1. Музыкальное развитие.

 Ответственный: музыкальный руководитель Иванова Г. Н.

  1. Развитие сенсорной культуры. Интеллектуальное развитие. Социально-эмоциональное развитие.

 Ответственные: педагог-психолог (ФИО), воспитатель (ФИО)

4. Развитие изобразительной и продуктивной деятельности

Ответственный: воспитатель (ФИО)

  1. Речевое развитие. Ответственный:  учитель-логопед  (ФИО)

Организация развивающей среды

и проведение коррекционно-развивающей работы по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»:  направление «Музыкальное развитие».

Ребёнок посещает все занятия в группе компенсирующей направленности. Присутствует на музыкальных занятиях со всеми детьми вместе, выполняя по возможности доступное.

1. Индивидуальные занятия с музыкальным руководителем — 2  занятия в неделю

понедельник  -  _______

среда -               _________

Обучение ребенка с ЗПР  условно разделено на четыре периода:

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь

II период – декабрь, январь

III период - февраль,, март

IVпериод -апрель, май.

В сентябре проводится углубленное обследование психических функций и состояния речи ребенка.

В октябре начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с ребёнком.

Программный материал подобран с учетом зоны ближайшего развития конкретного ребенка. Индивидуальная программа, реализуется в этом учебном году и направлена на развитие речевой коммуникации у ребенка с ЗПР со сложной структурой дефекта.

При выборе методов и форм коррекционно-развивающей работы используется:

- наглядность;

- демонстрация;

- пояснение;

- наблюдение;

- игровые ситуации;

- моделирование ситуаций;

- игры со звуком;

Обучение  построено на материале следующих лексических тем (по темам учителя-логопеда).

Коррекционно-педагогическая работа музыкальная руководителя, направленная на развитие  музыкальных способностей  ребенка с ЗПР

Целевые ориентиры:

- Владеет основными видами движений: энергичная ходьба, легкий бег, ритмичные прыжки, различные махи и качание рук, выбрасывание ног, кружение под руку, "ковырялочка", притопы. Уметь использовать знакомые движения в творческих плясках.

- Узнает песни по предложенной картинке или игрушке, подпевать за педагогом.

-  Исполняет импровизации на знакомые тексты на ударных инструментах.

- Узнает музыкальное произведение по предложенным иллюстрациям или малым скульптурным формам.

- Узнает знакомые песни по вступлению, по мелодии, сыгранной как на фортепиано или по предложенной картинке или игрушке. Подпевает за педагогом.  Умеет слушать товарищей. По возможности выполняет движения и аккомпанирует себе на ударных и диатонических музыкальных инструментах простейшие песенки.

- Выполняет поскоки, притопы, "ковырялочку", прямой галоп. Ритмично хлопает, выполняет различные движения для рук. Проявляет творчество в играх плясках.

1 этап.

Виды деятельности детей на музыкальном занятии.

Цели и Задачи

Содержание деятельности педагога

Оборудование

Точка роста

Приветствие.

Вызвать у ребенка положительные эмоции,чувство доверия к педагогу посредством коммуникативных игр и игр для развития тактильной чувствительности, поглаживанием руки ребенка, ласковым голосом, пением, улыбкой.

Репертуар:

Игра с пением «Дай ладошечку, моя крошечка», муз. Макшанцевой

Упражнение на восстановление дыхания и расслабления мышц «Мы захлопаем в ладоши» (СФД, стр.162)

Кресло-трансформер «Груша», музыкальное сопровождение.

Игрушки бибабо

Ребенок

идет на контакт  с педагогом, положительно настраивается на совместную деятельность.

Расслабление эмоционального 

напряжения.

Слушание для совместных действий  с 

взрослым

Развивать, обогащать слуховой опыт ребенка, развивать эмоциональные реакции ребенка. Добиваться эмоционального восприятия произведения, звуков окружающего мира.

Обратить внимание на разнохорактерность произведений (1-  мелодия легкая, воздушная, как дыхание, то поднимается, то опускается; 2 – быстрый темп пьеса).

Репертуар:

«Сладкая греза», П.Чайковского.

Упражнение на дыхание «Свеча»

«Мышки», муз.А. Жилинского.

Стихотворение «Кот и мыши», сл.А.Введенский.

Двигательные упражнения (мышки крутят головой, «погрызть корочку», выглядывать из норки, тихонько побегать, пальчиковая гимнастика «Мышки)

Иллюстрации,

видеофильм «Сладкая греза» (ИКТ),

шарфы.

Мышка (бибабо), маски.

Игра настольная для развития мелкой моторики и глазомера «Сырный ломтик»

Определяет произведения по характеру, находя соответствующий предмет (иллюстрацию) или выполняя соответствующее движение (подуть на свечу или показать пальчиковую гимнастику)

Дидактические игры с детскими музыкальными инструментами

Помочь ребенку вступать в игровой эмоциональный контакт, совершать совместные действия с взрослым: (ритмично хлопать в ладоши (медленно (большие часы) и быстро (маленькие часы), развивать поисково-ориентировочные реакции на звуковой раздражитель.

Упражнение

«Тик, тик, так»,

Д/И «Колокольчик»

 «Звонкие свистульки» муз. В. Бокач.

Упражнение на дыхание «Дудочка»

Путешествие в музей  часов «Хранитель времени»

«Музей музыкальных инструментов»: детские инструменты: свистульки,  дудочка,

колокольчик,

треугольник.

Ребенок:

Выполняет медленные и быстрые хлопки, менять в зависимости от показа  (большие часы – медленные хлопки, маленькие часы – быстрые хлопки).

Игра на колокольчиках, соблюдая  динамику (громко и тихо)

Музыкально-ритмические движения

Формировать умение выполнять ритмичные тройные притопы, хлопки и шлепки под музыку.

«Полли».

Английская народная мелодия

Следы «Топотушки»

Выполняет тройные притопы

Песни для совместныхдействий с взрослым

Развивать силу голоса на примере упражнения (пропевание на одной высоте изолированных звуков (гласные «о», «у», «а»)) тихим и громким голосом.

Формировать интерес к пению, учить совершать совместные действия ос взрослым, развивать функции движения (зрительные, слуховые, вокальные, мышечные).

Логопедическая распевка «Музыкальная голосилка»

«Урожайная», муз.А.Филиппенко«Падают листья», муз.М.Красева

Муляжи овощей и фруктов.

Театр бибабо.

Маски.

Ребенок:

Пропевает гласные звуки тихим и громким голосом, подпевает за педагогом

2 этап.

Виды деятельности детей на

музыкальных занятиях.

Цели и задачи

Музыкальный материал

Атрибуты и пособия.

Приветствие.

Создавать положительный настрой на занятие, эмоциональное включение в музыкальную деятельность.

Формировать умение здороваться жестами (руками, ногами, хлопками в ладоши с педагогом, игрушкой, детьми); разными голосами (животные)

Расширять опыт детей разнообразными сенсорными впечатлениями. Побуждать к подражанию простейших движений под музыку.

Развивать двигательную активность

Репертуар:

Игра «Здравстсвуйте», датская народная мелодия

«Спрячем игрушку»,

«Угадай-ка», «Подари мишке  погремушку»,

«Как прыгает зайчик», «Птичка и птенчики» муз Е. Тиличеевой,

«Мишка», муз. Г. Фрида.

Презентация «Как здороваются в разных странах» (ИКТ)

Игрушки: кукла, мишка, зайка. Бибабо (курочка, лошадка, кошка)

Ребенок:

Активно включается в совместную деятельность с педагогом.

Расслабление эмоционального 

напряжения.

Слушание для совместных действий  с 

взрослым

Развивать слуховой и тембровый опыт ребенка, слуховое сосредоточение. Развивать эмоциональную сферу ребёнка. Добиваться ответных действий  (улыбаться, хмуриться, удивляться, радоваться).

Развивать интерес к музыке.

«Новая кукла», «Болезнь куклы», «Утренняя молитва»,   П.И.Чайковский,«Страшилище»,муз.В.Витлина

 

Мультфильм «Детский альбом» П.Чайковского

Ребенок:

Слушает внимательно произведение до конца, находить соответствующую иллюстрацию к произведению

Дидактические игры с детскими музыкальными инструментами

Находить глазами звучащий предмет, вызывать желание извлекать правильно звук, узнавать по словесной инструкции один  предмет из двух.

«Найди, где звенит», «Подари мишке бубен», «С колокольчиком хожу»,«Наши погремушки звонкие игрушки»

Детские музыкальные инструменты

Музыкально-ритмические движения

Побуждать выполнять элементы (движения) русской пляски задорно, весело, энергично с предметами и без.

Развивать творческие танцевальные способности

«Ковырялочка», РНМ;

 «Передача платочка», муз.Т.Ломовой;

«Разрешите пригласить», РНМ

«Зеркало», РНМ

Цветные ленточки, платочки

Выполняет танцевальные движения

Песни для совместныхдействий с взрослым

Упражнять  в умении управлять голосом снизу вверх, изображая движение мелодии рукой.

Прослушать песенку. Слова «сел, сел» и «вот так, вот так»  проговорить шепотом, прохлопать слова в ладоши. Развивать метроритмическое чувство с использованием «звучащих жестов».

«Волны. Извилистые линии»

Попевка

«Сел комарик под кусточек», РНП

Иллюстрации по пению «Волны»

Управляет голосом снизу вверх, выполнять ритмичные движения по тексту песни

Игры с пением

Побуждать выполнять движения выразительно в соответствии с текстом.

«Что нам   нравится зимой?»

Иллюстрации по содержанию песни

Выполняет движения в соответствии с текстом песни

3 этап.

Виды деятельности детей на музыкальном занятии

Цели и задачи.

Музыкальный материал

Атрибуты и пособия

Слушание музыки и  звуков окружающего мира.

Продолжая развивать слуховое восприятие музыки, развивать длительность сосредоточения при слушании звуков природы, домашних животных, пение птиц с показом иллюстрации. Обогащать опыт ребенка в восприятии окружающего мира.

П.И.Чайковский «Игра в лошадки», «Смелый наездник», Р.Шумана «Две гусеницы разговаривают

Малые скульптурные формы: лошадка, наездник. Иллюстрации книг,иллюстрации картин,

Определяет произведения на слух, находить соответствующую скульптурную форму.

Пытается изобразить характер пьесы в движениях

Музыкально-ритмические движения.Упражнения.Пляски.Игры.

Продолжать развивать простейшие навыки движения под музыку по показу педагога и по словесным инструкциям: фонарики, покачивание головой и телом, выполнять полочку, пружинку, движения с предметами:  кружение с платочком, покачивание куклы и т.д. Формировать умение ориентироваться в пространстве, а также видеть взрослого, отображать в своем действии  cловесные инструкции.

«Ходьба и поскоки», муз.англ.нар.мел,  «Спортивный марш», В.Золотарева «Покружись и поклонись» муз. В. Герчика.

 «Прятки с платочком» р. н. мелодия,

Платочки, детские музыкальные инструменты,листочки,султанчики, и . т. д.

Выполняет движения за педагогом или самостоятпельно

Дидактические игры с детскими  музыкальными инструментами

Развивать зрительное восприятие: из нескольких детских музыкальных инструментов выбрать один, формировать умение  извлекать звук из более сложных инструментов: колокольчик,  детское пианино, постучать палочками на барабане, по колокольчику.

«Музыканты» музыка Г. Вихаревой, игра «Угадай, что звенит?», «Найди, кто поёт?»муз.Т.В. Бокач

Колокольчик,

Барабан,

Треугольник,

Звучащие игрушки,

Маракасы.

Находит инструмент или называет его

Песни

Пропевать согласную «ц» в попевке, выполняя метроритмический пульс поочередными ударами ладоней о стол.

Подпевать за взрослым

«Цыцыбэ», К.Орфа

«Я умею рисовать», муз. Л.Абелян;

«Про козлика» муз. Г. Струве;

«Веселые путешественники», муз. М.Старокадомского

Иллюстрации по содержанию песни,

Пытается прохлопать попевку, подпевать за педагогом.

Дидактические игры с детскими  музыкальными инструментами

Развивать зрительное восприятие: из нескольких детских музыкальных инструментов предложить выбрать один, учить извлекать звук из более сложных инструментов: колокольчик,  детское пианино, постучать палочками на барабане, по колокольчику.

«Музыканты» муз. Г. Вихарева, игра «Угадай, что звенит?», «Найди, кто поёт?» муз. Т. В. Бокач,«Тихо- громко» муз. А. Рустамова, народные песни (аудиозаписи)

«Найди колокольчик»-игра,

«Угадай, что звучит?» – игра.

Находит соответствующий музыкальный инструмент

Музыкальный руководитель                                              Г.Н.Иванова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальная карта развития дошкольника. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

Предмет педагогической диагностики - это индивидуальное развитие дошкольников. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории разви...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА И РЕБЕНКА С ОВЗ В ДОУ

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №17...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с АООП, ОВЗ; Карта учета индивидуального развития воспитанника.

Успешность детей в освоении АООП ДО отслеживаю в процессе наблюдения за детьми в организованной и свободной деятельности, результаты которого фиксирую в мониторинговых картах. На основании анализа пол...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ

Пример составления индивидуального маршрута на воспитанника ДОУ. Структура, содержание и особенности работы с детьми-инвалидами. План реализации при взаимодействии всех специалистов ДОУ....