Мастер-класс на Городском методическом объединении воспитателей «Использование приемов рисования на песке для развития речи дошкольников»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Анимация в рисовании песком - прием, который помогает построить связный рассказ дошкольника, научить выстраивать логику повествования и видеть главную мысль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к мастер-классу | 1.28 МБ |
Мастер-класс для воспитателей города | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Цветик-семицветик»
«Использование приемов рисования на песке для развития речи дошкольников»
Ярмусевич И.Г
педагог-психолог
МАДОУ «Цветик-семицветик»
г. Когалым 2022г.
Цель: познакомить педагогов ДОУ с особенностями применения метода пескографии в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Определить задачи речевого развития, которые могут быть решены при помощи метода.
- Сформировать у педагогов умение на практике применять метод пескографии в описании ребенком игрушки, в досочинении окончания сказки.
- Рассмотреть варианты выполнения пальчиковой гимнастики на песке для детей разного возраста.
Добрый день, уважаемые коллеги! Наблюдая на занятиях за дошкольниками, приходишь к выводу, что рисование песком вызывает неподдельный интерес у детей, и это повышает мотивацию к деятельности с этим материалом. Рисуя на песке, ребенок одновременно думает над заданием, выполняет движения пальцами и руками, чувствует воздействие песка на кожу и при этом испытывает заинтересованность.
Рисование песком, кроме творческих задач, позволяет решить еще некоторые другие, например, развивается мелкая моторика, воображение, формируется аккуратность и внимательность.
Одним из приоритетов в развитии детей дошкольного возраста, является становление и формирование устной речи. Метод Sand-Art также может быть применим в этом направлении. Сегодня мне хотелось бы предложить вашему вниманию приемы рисования на песке, которые могут быть использованы для реализации задач по развитию речи в дошкольном возрасте.
С детьми более старшего возраста, рисование на песке позволяет решить следующую задачу по развитию речи: продолжать формировать умение придумывать свою концовку к сказке.
Изобразительная деятельность в данном случае представляет последовательное, постепенное разворачивание сюжета. В таком рисовании в полной мере задействовано воображение, которое в дошкольном возрасте по большей части имеет репродуктивный характер. В рассказывании используется опыт детей, ребенок воображает то, с чем сталкивался в реальной действительности. Дети старшего дошкольного возраста досочиняют сюжет самостоятельно.
На занятии по песочному рисованию мы берем хорошо знакомые детям сказки, припоминание которых не будет вызывать сложности.
В старшем дошкольном возрасте использую сюжеты сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Рукавичка», «Винни-Пух», «Кот и лиса», «Три поросенка», «У солнышка в гостях».
Рассмотрим пример такого занятия по сказке «Курочка-Ряба»
После окончания рисунка, детям предлагается придумать свой конец сказки.
Детям задается вопрос, касающийся окончания сказки.
- Что сказала курочка в конце сказки?
- Не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам не золотое яичко, а простое.
- Как выполнила обещание курочка Ряба?
- Снесла яичко.
Обращаю внимание детей на графическое изображение яйца, его форму, цвет, аккуратные ровные края и приемы, с помощью которых оно рисуется.
Затем вводится сюрпризный момент, на яйце у каждого ребенка прорисовываю трещинку и обращаю внимание детей на нее.
- Дети, что появилось на яйце? Что с ним происходит?
Ребята высказывают предположение, что яйцо треснуло и скоро появится цыпленок.
Если дети затрудняются, задаю вопрос.
- Как вы думаете, почему треснуло яйцо курочки Рябы?
Когда все дети поясняют, что из яйца появляется цыпленок, на своем столе убираю трещинку и рисую цыпленку глаза (дети работают по показу). Включаю детей во взаимодействие с персонажем.
- Дети, наш цыпленок открыл глазки и посмотрел на нас и что-то хочет нам сказать, но не может! Почему? (навожу их на мысль о необходимости прорисовать клюв)
- Какое у него настроение?
- Наш маленький цыпленок открыл клюв, как он разговаривает?
Пи-пи-пи
- Что он говорит маме? (актуализирую опыт детей из детско-родительских отношений)
Наш цыпленок еще маленький и совсем слабый, его крылышки не окрепли (начинаю рисовать крылья цыпленка).
- Какие у цыпленка крылышки?
Маленькие, крошечные, нежные. (Актуализирую и обогащаю словарь детей – крошечные, поясняю значение)
Наш цыпленок только вылупился и ему трудно встать на лапки (рисую лапки).
- Как ему помочь, что сделать, чтобы цыпленок набрался сил?
Цыпленка нужно покормить.
- Чем нам накормить цыпленка? (зернышками)
- Куда мы их положим? (в тарелку, блюдце, чашку)
- Тарелка какая? (круглая, красивая) (закрепляю умение согласовывать окончания существительных и прилагательных)
- Мы накормим цыпленка зернами, которые положим на красивую, круглую тарелку.
Рисую на песочном столе круг, обращаю внимание детей на способ изображения круга.
- Какие зернышки? (маленькие)
- А теперь расскажите, как мы будем кормить цыпленка? (закрепляю умение отвечать полным ответом)
Положим зернышки в тарелку. Берем зернышки двумя пальчиками (песок) и аккуратно выкладываем их для цыпленка (развиваю мелкую моторику пальцев)
Наш цыпленок поклевал зернышки (расчищаю тарелку), что с ним произошло дальше?
Предлагаю детям самим порассуждать о том, что произошло с цыпленком дальше.
Ответы детей. Цыпленок окреп, подрос, у него вырос хохолок, встал на лапки и побежал играть на улицу (присыпаем песком лапки и рисуем прямые, а также добавляем хохолок. Добавляем травку и солнышко).
Хочу представить вам еще один вариант подобной работы по сказке «Лягушка-путешественница». В начале мы припоминаем содержание сказки, затем задаю детям вопрос.
- Дети, где жила лягушка в начале сказки и где она оказалась в конце? (пруд)
- Какая вода в пруду? (темная, стоячая) (Обогащаю детский лексикон новым словом, поясняю его значение)
Предлагаю детям затонировать нижнюю часть песочного стола, изобразив пруд.
Лягушка - путешественница вверх тормашками полетела на землю и плюхнулась в пруд на краю деревни. Беру песочную точку и кладу ее в центр нарисованного песком пруда.
Лягушка опустилась на илистое дно и замерла от страха.
- Что было с лягушкой дальше? Что она увидела на дне?
Приблизительные ответы детей. Она огляделась вокруг и увидела дно, камни, водоросли, ракушки и рыб. Ей стало не страшно и она решила всплыть на поверхность.
- Сначала из воды показался один глаз (рисуем глаз и зрачок, затем второй), потом показалась мордочка лягушки. Что произошло дальше?
Приблизительные ответы детей. Лягушка посмотрела вправо, влево, она увидела воду, камыши, стрекоз, комаров, и решила немного поплавать.
- Лягушка загребала правой передней лапкой, затем левой, и задними лапками (рисуем лапки). Лапки у лягушки были длинные с перепонками, на конце каждого пальца присоски.
- Ребята, зачем лягушке присоски на пальцах?
Чтобы удобнее прыгать по мокрым камням. (реализуем область познавательное развитие)
-Какое настроение было у лягушки?
Настроение было хорошее, лягушка улыбалась.
- Вдруг сбоку она увидела глаза, кто это ребята? (рисую глаза второй лягушки)
Еще одна лягушка.
- Действительно из воды показалась мордочка еще одной лягушки. Что было дальше?
Они решили познакомиться и поиграть.
- Как зовут ваших лягушек?
Ответы детей.
Давайте с ними поиграем (включаем гимнастику)
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится Лягушкам
Улыбаются, смеются
А глаза у них как блюдца.
- Лягушки большие болтушки. Они любят вежливо разговаривать. О чем говорят лягушки? (Лягушки говорят о дождливой погоде, о том, что они любят дождь, комаров, и когда много воды вокруг).
Дети сочиняют диалог вежливых лягушек.
В разговоре я делаю акцент на правильном произношении слов, согласовании окончаний существительных, прилагательных и глаголов. Требую полные ответы детей и поощряю составлять сложноподчиненные предложения. Провожу словарную работу, обогащаю и активизирую словарь детей. Так как группа по рисованию песком маленькая, у каждого ребенка есть возможность проявлять речевую активность. В небольшой группе даже застенчивые дети раскрепощаются и вовлекаются в беседу. Конечно, речевые задачи не являются основной целью на рисовании песком, но этот вид деятельности может быть интересной формой для их решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на городском методическом объединении "Воспитатель". Тема: "Влияние предметно-пространственной среды на развитие сюжетно-ролевой игры"
В нашей группе создана игровая среда с учетом потребностей ребенка, где дети могут развивать свой сюжет, не мешая друг другу. А так же созданная нами среда обладает свойствами открытой системы и...
Мастер-класс для педагогов "Стабилизация эмоционального состояния с использованием техники "Рисование цветным песком"
Тема: «Рисование цветным песком»Подготовил: педагог-психолог Кирьянова Н.В.Материалы: цветной песок, шаблоны картинок (пирамидка, зонтик, мячик, петушок, мишка, гусеница), клей ПВА, ...
«Использование тактильно - сенсорных пособий в образовательной деятельности для развития моторных функций и когнитивных способностей дошкольников» (мастер – класс для педагогов городского методического объединения групп раннего и дошкольного возрастов)
Актуальность: развитие мелкой моторики и сенсорных представлений остаётся актуальной проблемой, так как степень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ, оп...
Районное методическое объединение воспитателей Из опыта работы «Сенсорные коробки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Районное методическое объединение воспитателей Из опыта работы «Сенсорные коробки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Цель: Развитие речи посредством тактильных манип...
Мастер-класс для педагогов городского методического объединения «Мы танцуем круглый год»
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов путем овладения ими приемами работы над танцем для детских праздников....
Роль музыки в познавательном развитии ребенка в ДОО. Мастер класс. Выступление на городском методическом объединении музыкальных руководителей.
Важнейшие направления дошкольного образования: - позновательное развитие;- восприятие музыкальных произведений;- дидактические игры;- познавательно-исследовательская деятельность....
Мастер – класс для педагогов городского методического объединения на тему: « Синквейн – как современная форма работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
Главная методика "Синквейн" состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, то есть, исключать лишнее и выделять главное, обобщат...