Мастер – класс для педагогов городского методического объединения на тему: « Синквейн – как современная форма работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Главная методика "Синквейн" состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, то есть, исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать, научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 28.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №7 «ЖУРАВУШКА»
ул. Калинина, 3, город Чебаркуль Челябинской области, 456440 Российская Федерация.
Телефон: (8-35168) 2-36-46;E-mail: ds7zhuravushka@mail.ru
Мастер – класс для городского методического объединения на тему:
« Синквейн – как современная форма работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель
первой квалификационной категории
МБДОУ № 7 «Журавушка»
Семёнова Альмира Галиулловна
Чебаркуль, 2024г.
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Синквейн – как современная форма работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста».
Цель: Ознакомление педагогов с методом «Синквейн», как современной формы работы по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста».
Задачи :
- Познакомить педагогов с инновационной методикой «Синквейн»
- Познакомить педагогов с разнообразными методами и приемами техники «Синквейн», его значением в развитии речевых навыков и ассоциативном мышлении дошкольников.
- Создание творческой атмосферы и повышению педагогической компетенции и профессионального мастерства педагогов.
План проведения мастер-класса
1.Теоретическая часть:
Актуальность «Синквейна»;
Что такое «Синквейн».
Научная концепция и правила составления «Синквейна»;.
2.Практическая часть:
Совместная работа с педагогами с показом на экране.
Обсуждение полученных результатов.
3. Подведение итогов.
Лексика и грамматический строй - это важнейшие части языковой системы, которая имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Однако не у всех детей они одинаково успешно развиваются.
Проблем существует много — это бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное. А если у детей есть нарушения в речи, то речь таких детей характеризуется лаконичностью, сухой, лишенной образности, яркости, трудностью в выделении главной мысли.
Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Принятие ФГОС в ДОУ требует от воспитателей более глубокого продумывания методов и приемов к организации образовательной деятельности, т.к роль воспитателя является развивающей и направляющей.
Поиск подхода к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять больше внимания применению инновационных технологий и методов.
Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Расскажу вам о таком инновационном методе как синквейн.
Слайд №2
Актуальность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, то есть, исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать, научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
Слайд №3
Что такое синквейн
Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США. В начале XX века, Американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму. Она опиралась на японские стихи-хоку (хайку), маленький стих, без рифмы, отличающейся краткостью, которое читается очень медленно.Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку». Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.
Слайд № 4,5
Но для того, чтобы правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому предварительная работа начинается с уточнения, расширения и совершенствование словаря.
Для детей я подготовила специальные схемы картинки, с обозначением соответствующих понятий, а также дидактические игры, которые будут способствовать развитию речи детей и их ассоциативному мышлению.
Слайд №6
Схема составления синквейна:
Первая строка – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, обозначающее предмет или действие, о котором идет речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трех глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвертая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Возможно, в четвертой строке предложение может состоять от 3 до5слов, а в пятой строке, вместо одного слова, сможет быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.
При составлении синквейна нужно помнить о том, что его нужно составлять на темы, хорошо известные детям, например в конце тематической недели. Но также нужно быть готовыми к тому, что не всем детям может понравиться составлять синквейн, так как для этого нужен определенный лексический запас и умение выражать свои мысли. Поэтому детям нужно помогать, поощрять их в стремлении составлять в написании нерифмованных стихотворений и незаметно для них самих игра в синквейн станет занимательным занятием.
Слайд №7
Учим детей графически обозначать эти понятия. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их реальное написание.
«слово – предмет» (существительное) , живой – неживой предмет ;
«слово-признак» (прилагательное)
«слово-действие» (глагол)
«предложение»
слово «ассоциация»
Для наглядности, я подготовила для вас презентацию разных видов синквейна.
Слайд №8
Составление синквейна по предметной картинке
Волк
Серый, злой
Воет, бегает, охотится
Волк опасное животное
Хищник
Слайд №9
Составление краткого рассказа по готовому дидактическому синквейну.
В зимнем лесу живет серый и злой волк. Это хищник, который бегает по лесу и охотится на зайцев, мышей и оленей. Он воет, когда голодный. Волк очень опасное животное.
Слайд № 10
Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказке:
(с использование слов и фраз, входящих в его состав)
Барс – житель гор. Это красивое и сильное животное. Он часами высматривает и поджидает добычу. Барс сидит на скале и ждет козлов и баранов. Мыши тоже идут в ход. Но людей барс не трогает.
Барс
Красивое, сильное (животное)
Сидит, поджидает, высматривает
Людей барс не трогает
Житель гор
Синквейн актуализирует знания детей, и направляет мысли детей.
Слайд №11,12
Лиса и кувшин
Работала женщина в поле, а кувшин с молоком недалеко от себя поставила. Заметила кувшин лиса и захотела полакомиться. Засунула голову в посудину, все молоко вылакала, а назад выбраться не смогла — застряла. Стала тогда лиса кувшин просить, чтобы освободил ее. Не понимала она, что кувшин не слышит ее и никак не поможет. Разозлилась рыжая и решила утопить глупый кувшин. Бросилась в реку и утонула.
Лиса
Рыжая, глупая
Засунула, вылакала, застряла
Бросилась лиса в реку и утонула.
Русская народная сказка
Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль и кратко ее формулировать.
В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.
Русская народная сказка "Лиса и кувшин" - показывает, к каким печальным последствиям может привести глупость.
Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль и кратко ее формулировать.
Слайд №13
Синквейн загадка:
Отсутсвие темы – первой строки, необходимо на основе существующих строк ее определить.
____???___________
Круглый, красный
Растет, зреет, висит
Растет на грядке в огороде.
Овощ
Слайд №14
Сломанный синквйен
Заяц
Трусливый, пушистый
____???______________
Прячется от волка и лисы.
Дикое животное
(Ребенок должен найти отсутствующую часть, проанализировать).
Слайд №15
Коррекция и совершенствование готового синквейна
Нужно прослушать готовый синквейн и попробывать разобраться, все ли в нем правильно.
Медведь
Косолапый, ловкий (неуклюжий)
Пугает, рычит, прячется (нападает)
Спит зимой в дупле (в берлоге)
Домашнее животное (дикое)
Данный вид работы активизирует словарный запас детей. Учит быть внимательным и формирует лексическую готовность в подборе слов.
Слайд № 16
Сочинение собственного синквейна:
Мама
Добра, любимая
Целует, любит, заботится
Самый лучший человек
Любимый человек
Слайд №17
А теперь Уважаемые педагоги я хочу предложить вам составить синквейн со словами мастер класс и синквейн.
Пример: «Мастер - класс»
1. Мастер-класс
2.Востребованный, познавательный
3.Учит, мотивирует, сближает
4. Мастер – класс это опыт.
5. Мастерство.
Слайд №18
Пример: « Синквейн о синквейне»
1. Синквейн
2. Творческий, активизирующий
3.Развивает, обогащает, уточняет
4.Синквей помогает учиться
5. Технология
Мне бы хотелось, чтобы при работе с детьми в составлении синквейна, вами были использовали различные предметы, иллюстрации, наглядные картинки. Дети усвоят быстро материал, когда это всё наглядно и красиво.
Слай № 19
Вывод
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу.
Синквейн— это свободное творчество, которое требует от дошкольников найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения..
Синквейн помогает пополнить словарный запас.
Синквейн учит краткому пересказу.
Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Составить синквейн получается у всех.
Синквейн помогает развить речь и мышление.
Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Таким образом, синквейн дает возможность педагогам оценить уровень усвоения детьми пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, позволяет детям быть активными, творческими участниками образовательного процесса. Достоинством этого метода можно считать его интегрированность, использование в разных видах совместной деятельности с детьми ДОУ. Этот метод способствует успешному развитию всей речевой системы в целом, при условии системной работы в данном направлении.
Уважаемые коллеги, я искренне благодарю Вас. Надеюсь, что предоставленный мною инновационный метод станет изюминкой в работе с детьми. Буду очень рада, если вы получили заряд бодрости и пополнили свой педагогический опыт по развитию речи и творческих способностей. Мне хотелось бы, чтобы вы использовали технологию «синквейн» в своей работе для оценки знаний своих детей.
Спасибо за внимание!
Список используемых интернет-источников:
1.https://yandex.ru/search/?text=pdfhttp%3A%2F%2Fsevdetsad14%20.ru%2Fdata%2Fdocuments%2FKartoteka-igr.pdf.&clid=2270455&win=445&&lr=11224
2. http://ds48.detkin-club.ru/editor/2115/files/ПОРТФОЛИО/ПортфолиоДубинина/ПортфолиоАлещенко/c1dd650c27972bf82c81dc151a94450f.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лако...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо)....
Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование технологии синквейн в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста"
Синквейн - это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению мыслей....
МАСТЕР-КЛАСС «ЛЭПБУК» - ФОРМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется и совершенствуется. Лэпбук – отличный помощник ...
Формы работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Формы работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)...
«Использование технологии синквейн, в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
Актуальность и целесообразность использования синквейна• открываются новые творческие интеллектуальные возможности;• способствует обогащению и актуализации словаря;• является диагностич...
«Использование технологии синквейн, в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
ull;Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк•возник в США в начале XX века под влиянием японской поэзии•стал использоваться (а с 1997 года и в России) в дидактических ц...