Районное методическое объединение воспитателей Из опыта работы «Сенсорные коробки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
материал

Шабаева Вероника Рифатовна

Районное методическое объединение воспитателей Из опыта работы  «Сенсорные коробки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Цель: Развитие речи посредством тактильных манипуляций разнообразными предметами, муляжами объектов окружающего мира.

Задачи:

• Расширять тактильный опыт, активизируя в словаре существительные (муляжи объектов окружающего мира), прилагательные, обозначающие признаки предметов

• Развивать умение сортировать, классифицировать, группировать, активизируя в словаре существительные, обозначающие предметы

• Способствовать возникновению игр с творческим сюжетосложением, развивая связную речь

• Формировать навыки пространственного мышления, активизируя в речи предлоги и наречия

• Формировать навыки договариваться посредством связной речи для урегулирования конфликтов в случае, если не один ребенок захочет поиграть с коробкой.

• Развивать память, внимание, логику, мышление

Малыш познает мир и развивает речь через пальчики: ему необходимо всё пощупать, потрогать, попробовать, поплескаться. Универсальной вещью для тактильных игр является сенсорная коробка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rmo_vospitateley.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Аленушка»

Дергачевского района

Саратовской области

Районное методическое объединение воспитателей

Из опыта работы

«Сенсорные коробки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность

Известно, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео…) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно. Еще несколько десятков лет назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: завязывать шнурки, застёгивать пуговицы и бантики, стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать и т. д. Теперь в современной жизни огромное количество бытовой техники и многие операции выполняют за человека машины. Многие мамы и папы стараются оградить детей от домашних дел – сажают их перед телевизором, компьютером, чтобы не мешали.

Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания – заменили шнурки и застежки (которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать) удобными липучками и «молниями». Мамы обрадовались и перестали учить малышей с года завязывать шнурочки. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей.

Цель: Развитие речи посредством тактильных манипуляций разнообразными предметами, муляжами объектов окружающего мира.

Задачи:

• Расширять тактильный опыт, активизируя в словаре существительные (муляжи объектов окружающего мира), прилагательные, обозначающие признаки предметов

• Развивать умение сортировать, классифицировать, группировать, активизируя в словаре существительные, обозначающие предметы

• Способствовать возникновению игр с творческим сюжетосложением, развивая связную речь

• Формировать навыки пространственного мышления, активизируя в речи предлоги и наречия

• Формировать навыки договариваться посредством связной речи для урегулирования конфликтов в случае, если не один ребенок захочет поиграть с коробкой.

• Развивать память, внимание, логику, мышление

Малыш познает мир и развивает речь через пальчики: ему необходимо всё пощупать, потрогать, попробовать, поплескаться. Универсальной вещью для тактильных игр является сенсорная коробка.

Сенсорная коробочка – это универсальная развивающая игрушка для детей. Точнее это просто емкость с каким-нибудь наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, исследовать, пересыпать, переливать, изучать, то, что находится внутри.

Сенсорная коробочка развивает мелкую моторику, влияют на развитие речи, тренируют усидчивость, сосредоточенность и внимание.

- Вызывают интерес и занимает ребенка надолго;

- Помогают обучить любой теме в игровой форме;

- Подходят для групповой игры;

- Легко хранятся.

Преимущества сенсорных коробок: не занимают много времени на подготовку; практически не требуют финансовых вложений; не занимают много места; предоставляют множество возможностей для обучения; являются отличным дополнением к тематическим занятиям, а самое главное помогают провести тематические занятия. Вы можете провести на тему, например «Огород», «Ферма», «Космос», «Морские обитатели» и др.

Правила создания сенсорной коробки

НЕТ ПЛОХИХ ИДЕЙ! Не боясь можно осуществить, использовать разные идеи.

Наполнение коробки зависит от возраста детей, интересов и пристрастий, темы занятий.

Дети не должны ограничиваться только периметром коробки. Позвольте им раскладывать содержимое за пределами коробки.

Дети должны играть с коробкой только под наблюдением взрослых, потому что есть мелкие предметы.

Предостережение: перед созданием сенсорных коробок убедитесь, что у детей нет аллергии на какой-либо компонент.

Для создания сенсорной коробки понадобятся:

- емкость;

- наполнитель: любой тактильный материал (сыпучий, жидкий, мягкий и так далее);

- различные элементы: игрушки и предметы;

- инструменты для игры (совочки, ложки, формочки, ведерки и так далее).

Предметы, с которыми можно играть

- мелкие фигурки животных и людей,

- кубики,

- кольца,

- шарики,

- лоскуты,

- маленькие коробочки,

- камушки,

- игрушечные фрукты,

- искусственные и настоящие растения,

- деревянные буквы и цифры,

- лопатки, ложки, грабли,

- мисочки, чашки, щипцы,

- груша для воды, сито, воронка и др.

При использовании сенсорной коробки:

1. Занятие (игра) проводится группами по 2-4 ребенка, или индивидуально.

2. Нельзя оставлять ребенка во время игры наедине.

3. Наполнение коробки зависит от возраста детей. При работе с детьми до 3 лет не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить.

4. Перед созданием сенсорных коробок убедитесь, что у ребенка нет аллергии на какой-либо компонент.

Таким образом, сенсорную коробку в развитии речи детей на занятиях можно использовать без особых материальных затрат и больших усилий. Главное – заинтересовать ребенка по данной теме.

Ну и, конечно же, не забывать часто менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны. Тогда игра будет всегда привлекательной и интересной. И коробка должна нести в себе развивающую функцию.

А сейчас я предлагаю вам окунуться в волшебный мир сказки.

Хочется продемонстрировать вам возможности использования сенсорных коробок для развития речи детей:

Мы собрались в этом зале, чтобы сказку показать,

А о ком сейчас расскажем, предлагаю угадать.

Кто ушёл от бабки с дедом и оставил без обеда:

Зайца, волка и медведя, даже хитрую лису?

По тропинке он катился, и в лесочке очутился,

У него румяный бок, кто же это? (колобок)

- И так начинаем!

Покатился Колобок мимо ёлок и берёз.

Вдруг наш шалунишка повстречал:

И  ушаст, и глазаст, и пугаться горазд.

Заберётся в куст — и спит, кочерыжку съест — и сыт (зайчишку).

Зайчик: Колобок! Я тебя съем.

Колобок: Не ешь меня!

Зайчик: Хорошо, я тебя не съем, если ты мне поможешь. У меня есть бантики, но они все перемешались. Помоги мне разложить их по своим местам.

СЕНСОРНАЯ КОРОБКА «РАЗЛОЖИ БАНТИКИ ПО ЦВЕТУ».

Нужно разложить бантики (желтого, красного, зеленого, синего) цвета по чашечкам соответствующего цвета.

По ходу выполнения задания детям задаются вопросы: какой цвет ты взяла? В какую чашечку положишь? А что бывает желтым цветом?

Воспитатель: Какие вы молодцы! Большое спасибо, вы выполнили это задание и помогли колобку спастись.

И покатился колобок по дорожке дальше.

Катится, катится колобок, а навстречу ему.

Нет ушей не видно ножек, шар в колючках – это (ёжик).

Ежик: Колобок! Я тебя съем.

Колобок: Не ешь меня!

Ежик: Хорошо, я тебя не съем, если ты со мной поиграешь.

ИГРОВОЙ МАССАЖ С МЯЧИКАМИ СУДЖОК:

Игра с Ежиком 

Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик) 

И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему) 

Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое) 

Помассируем бока. (катаем между ладошек) 

«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик) 

Поиграть я с ним хочу. 

Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках) 

Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе) 

Поиграли мы с ежиком, пора дальше нам катиться. Спасибо большое!

Воспитатель: Наш колобок дальше покатился. А на встречу ему:

Может скушать целый полк,

Злой, голодный серый...(волк).

Волк: Колобок, колобок я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня!

Волк: Хорошо я тебя не съем, если ты со мной поиграешь.

СЕНСОРНАЯ КОРОБКА  «Пальчиковые игры в воде».

Игра «Рыбка»

И. П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.

Рыбки-малютки, по морю плывут,

Скачут, резвятся и хвостиком бьют.

Игра «Дельфин»

И. П. – ладони выпрямлены и направлены вперед. Выполняем волнообразные плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая вверх над водой.

Дельфин – малыш, приплыл ко мне,

Он покатает на спине!

Игра «Медуза»

И. П.: кисти рук под водой, пальцы собраны в кулак.

В.: раскрываем кисть и опять закрываем в и. п.

Прозрачная медуза так красива,

Но только обжигает больнее, чем крапива.

Воспитатель: Какие вы молодцы, спасли колобка и он покатился дальше.

Воспитатель: Катится, катится колобок, а на встречу ему: 

Отойдика от берлоги.

Уноси скорее ноги,

А не то начну реветь.

Я не ёжик, а …(медведь).
Медведь: Колобок, я тебя съем.

Колобок: Не ешь меня.

Медведь: Хорошо, я тебя не съем, если ты поиграешь со мной в прятки.

СЕНСОРНАЯ КОРОБКА «Прятки»

(сухой бассейн с пшеном, и изумрудными камнями и с домашними животными).

Я предлагаю вам опустить руки в сухой бассейн с пшеном, и изумрудными камнями и найти там домашних животных.

В процессе игры воспитатель задает вопросы детям: Кто это? Как говорит? Что кушает корова, курочка и.т.д., Где живет?

Давайте вспомним потешки про домашних животных:

Идет коза рогатая, идет коза бодатая.
Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест, молока не пьет -
Забодает, забодает, забодает!

Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Как у нашего кота, шубка очень хороша,

Как у котика усы, удивительной красы,

Глаза смелые, зубки белые.

Хрюшки-хрюшки недовольны:
— Хрю-хрю-хрю!- кричат-кричат,
— Не хотим носы такие!
Лишь две дырочки торчат.

У меня живет щенок, он задиристый, игривый.
Спящий просто ангелок, вот такой у нас щенок.

Коровушка, коровушка, рогатая головушка!

Малых деток не бодай, Молока им лучше дай!

Едем, едем на лошадке, по дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка, кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду, а соседки дома нету!

Воспитатель: «Спасибо за помощь, отправляемся дальше».

Воспитатель: А Колобок покатился кувырком через рощу прямиком,

А навстречу вдруг: 

Кто в лесу свои следы, ловко заметает?

Огоньком среди листвы, и кустов мелькает?

(лиса) увидала Колобка.

Лиса: Колобок, я тебя съем.

Колобок: Не ешь меня.

Лиса: Хорошо, я тебя не съем, если ты поможешь мне. Я собрала урожай, но корзинка упала и все рассыпалось. И весь мой урожай засыпало листьями. Помоги мне, пожалуйста.

СЕНСОРНАЯ КОРОБКА «Осенний урожай»                                           (контейнер с листьями и муляжами фруктов и овощей).

Дети собирают урожай в корзинку. Воспитатель задает вопросы: Что это? Какого цвета? Какой формы? Кто любит его есть? и.т.д.

Лиса: Спасибо. Собрали весь урожай.

Колобок: Спасибо вам ребята за помощь. За это я вас хочу угостить сладкими яблочками, что выросли у бабушки и дедушки в огороде.

Воспитатель: Ребята кому мы сегодня помогали? А какой колобок? А кто хотел съесть колобка? и.т.д.

Я работаю с данным пособием уже второй год. Их можно использовать в любой лексической теме, только подбирать разные наполнители безопасные для детей. Процесс игры с коробками увлекательный для детей, здесь идет живое общение, в ходе которого и формируются компоненты речевой деятельности.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»

Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...

Консультация для воспитателей на тему: «Сказкотерапия – эффективное средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических пр...

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием русского фольклора» (из опыта работы).

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в...

Доклад к районному методическому объединению учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Доклад к районному методическому объединению учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук&r...

Методическая разработка «Развивающая предметно-пространственная среда группы, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе детского сада;- показать возможности использования развивающей предметно-пространственной среды в младшей  гр...