Дополнительная образовательная программа студии здоровой речи «Логоритмика для карапузов» с детьми 1-младшей группы
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа)
Дополнительная образовательная программа
студии здоровой речи «Логоритмика для карапузов»
составлена для детей 1-младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 194.5 КБ |
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/09/14/434364_1.jpeg)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад №10 г. Россоши
Россошанского муниципального района
Воронежской области
Принято на Педагогическом Совете Протокол № 1 от 31.09.2023года | Утверждено Приказ № От 31.09.2023года Заведующий ____________
|
Дополнительная образовательная программа студии здоровой речи
«Логоритмика для карапузов»
с детьми 1-младшей группы №9
на 2023 – 2024 учебный год
Разработана в соответствии с ФГОСДО
Автор- составитель:
Голоскокова Е.Е.
Назаренко В.В.
Россошь
2023-2024 уч. год
Содержание
Паспорт программы
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Нормативные документы
1.3. Цели и задачи программы
1.4. Условия реализации Программы
1.5. Ожидаемые результаты освоения программы
2. Содержательный раздел
2.1. Календарно-тематическое планирование
2.2. Содержание образовательной деятельности по программе
2.3 Система оценки индивидуального развития детей
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
3.2. Список детей.
3.3. Материально-техническое обеспечение
Паспорт дополнительной образовательной программы
«Логоритмика для карапузов»
Место реализации программы | Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №10 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области |
Наименование программы | «Логоритмика для карапузов» |
Разработчики программы | Е.Е. Голоскокова, воспитатель ВКК В.В. Назаренко, воспитатель ВКК |
Тип программы | Физкультурно-спортивная |
Вид программы | Здоровьесберегающая |
Реквизиты локального акта об утверждении ДОПр | Протокол № 1 Педагогического Совета №1 от 2023года |
Направление деятельности | Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, проявления патриотических чувств и культуры общения. |
Форма организации деятельности | Групповая |
Образовательные области | Физическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, |
Срок реализации программы | 1 год |
Периодичность ОД | 1 раз в неделю |
Количество детей | 21 чел. |
Возраст детей | 2-3 года |
Продолжительность ОД | 10 мин. |
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Ранний возраст ребёнка – это чрезвычайно ответственный период развития человека, когда происходит закладка фундамента его личности.
В раннем возрасте у детей речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения.
Все окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи,
биение сердца, возрастные процессы — все это и многое другое подчинено
определенному ритму. Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными.
Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных
систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные
движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
Особенность программы заключается в том, что в двигательные задания
включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, а музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом.
Занятия по логоритмике хорошо вписываются в учебную работу любой современной программы по воспитанию дошкольников, так как построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлены на овладение чувством ритма, что способствует формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития детей.
Актуальность
Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для успешного развития и воспитания ребенка. При этом большое значение имеет речевое, сенсорное, двигательное развитие в этот период. В исследованиях последних лет учеными и практиками отмечается тревожная тенденция роста количества детей, имеющих различные нарушения речи, причиной которых могут быть разнообразные экологические, биологические, социально- психологические и другие факторы, а также их сочетание.
Развитие речевой деятельности ребенка, как отмечается в работах педагогов
и психологов, зависит от складывающегося в начале его жизни чувственного познания: зрительного, слухового, тактильного. Поэтому современная педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование логоритмики в процессе обучения и воспитания детей. Это связано, прежде всего, с тем, что логоритмика помимо эстетического, духовного и психического развития ребенка, оказывает положительное влияние и на развитие речи.
Занятие студии проводится во вторую половину дня, 1 раз в неделю.
Продолжительностью 8-10 минут. Тема берётся на одно-два упражнения в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей. По желанию педагога возможно заменить музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить продолжительность в зависимости от индивидуальных возможностей детей.
Регулярное проведение логоритмической совместной деятельности способствует быстрому развитию речи, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Направленность программы
Тематическая направленность и организационная вариативность программы студии способствуют формированию устойчивого интереса к речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
1.2. Нормативные документы
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами.
Нормативная база
■ Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;
■ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"»;
■ Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
■ Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
■ Основная образовательная программа дошкольной образовательной организации
■ Рекомендации Министерства образования Российской Федерации (Инструктивно - методическое письмо « О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения » от 14.03. 2000 г. № 65/23- 16), где предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью.
1.3. Цели и задачи программы
Цель работы студии:
Преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций ребенка через музыку и движение.
Задачи:
- Диагностика неречевых психических функций детей с целью корректирования перспективного плана.
- Развитие коммуникативных навыков детей.
- Осуществление коррекционной работы:
- закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности, тренировать умение дифференцировать парные согласные;
- учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом;
- научить детей основным принципам дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой, развивать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру;
- закреплять умение детей выполнять здоровьесберегающие упражнения, в том числе и на формирование правильной осанки;
- развивать координацию движений, ориентирование в пространстве;
- развивать музыкальные и творческие способности детей, умение импровизировать в различных видах музыкальной деятельности;
- развивать певческие навыки детей, укреплять голосовой аппарат;
- развивать артикуляционную, общую и пальцевую моторику;
- развивать фонематический слух, слуховое, зрительное внимание, память.
- Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, чувства ответственности за свое здоровье, бережного отношения к окружающему миру.
- Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к традициям своего народа.
Программа по логоритмике для раннего возраста, характеризуется широким охватом всего арсенала средств музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия.
1.4. Условия реализации Программы
Требования к условиям реализации Программы включают требования к педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:
1) профессионального развития педагогических работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;
2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);
3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Для успешной реализации Программы в учреждении обеспечены следующие педагогические условия:
уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
защита детей от всех форм физического и психического насилия;
поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены примерной образовательной программой массового детского сада.
Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. При этом необходимо учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого нарушения, сужения коммуникативных контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
Логопедическая ритмика включает в себя различные виды деятельности, а также разнообразные формы работы:
- двигательные упражнения;
- ритмические упражнения;
- развитие координации речи с движениями;
- упражнения на развитие диафрагмального и речевого дыхания;
- артикуляционную гимнастику;
- хороводные игры;
- чистоговорки;
- фонопедические упражнения;
- слушание аудиозаписи и угадывание звуков на слух;
- самомассаж кистей рук и лица;
- песни с движениями;
- пальчиковые игры;
- игры на развитие мимики;
- коммуникативные игры;
- релаксация
1.5 Ожидаемые результаты освоения программы
Чему же должны научиться дети в этот возрастной период?
- Научиться подражать звукам окружающей среды. Например, показать, как гудит машина, как капает дождик и т.д.
- Научиться повторять за взрослым слоги и слова. Например, топ-топ, ля-ля, дя-дя и т.д.
- Научиться по просьбе взрослого показывать части тела.
- Узнавать знакомые предметы и называть их.
- Рассматривая книги, ребёнок должен по просьбе взрослого уметь показать на картинках предметы одежды, игрушки, предметы домашнего обихода, а также называть их.
- Уметь словесно выражать свои желания.
- Должны научиться говорить предложения, состоящие из двух слов.
2. Содержательный раздел
2.1. Календарно-тематическое планирование
Месяц | № занятия | Название занятия |
Сентябрь | 1 2 3 4 | Встреча с белочкой в осеннем лесу Сидит белка на тележке Кто грибок найдет? Гости |
Октябрь | 5 6 7 8 | В огороде заинька Зайкина капуста Лучшая игра Утенок и его друзья |
Ноябрь | 9 10 11 12 | Про кота Кот Василий Кот и кошка Утки — беленькие грудки |
Декабрь | 13 14 15 16 | Зайчик в гостях у ребят Зайкин дом Белкина помощница Чудо-елка |
Январь | 17 18 19 20 | Подарки Дедушки Мороза Птичья елка Мороз и птички Танюшка |
Февраль | 21 22 23 24 | Вкусная каша Аленушка и лошадка Лошадка Капризная внучка |
Март | 25 26 27 28 | Хозяюшка Котенок и щенок Про собачку Таня пропала |
Апрель | 29 30 31 32 | Верные друзья Про петушка Уточка и курочка Цыплячий переполох |
Май | 33 34 35 36 | Радуга-горка Майский день Про зеленую лягушку После дождя |
Июнь | 37 38 39 40 | Как цыплята солнце будили Новая столовая В гости к нам пришли матрешки Летнее солнышко |
Июль | 41 42 43 44 | Утренние лучи Петушок и его семья Колечко Бобровый пруд |
Август | 45 46 47 48 | У бабушки в гостях Солнышко и дождик Паровозик из Ромашково Дуся ехала на дачу |
2.2. Содержание образовательной деятельности по программе
Месяц | Тема занятий | Задачи | Репертуар |
СЕНТЯБРЬ |
| -Познакомить детей с лесными обитателями; - закрепить знания детей об осени и грибах; - познакомить со смыслом слова «гости»; -учить эмоционально откликаться на музыку и песни весёлого характера; -учить согласовывать движения с текстом и музыкой; -развивать мелкую и общую моторику; -учить выполнять имитационные движения по тексту песни -совершенствовать топающий шаг; -совершенствовать выразительность движений; -учить манипулировать с предметами; -закреплять звукоподражание; -развивать добрые отношения к птицам; -развивать внимание и быстроту реакции; -знакомить детей с устным народным творчеством; - развивать чувство ритма и темпа; -познакомить детей с бубном, показать приём игры на нём, развивать тембровый слу |
«Машина» Ю.Слонова, «Дождик» М.Картушина,«Зайка» р.н.п
«Танец с листочками» М.Картушина М.Картушина
«Ладушки-ладошки»
«Прилетела птичка» «Догонялки с мишкой» М.Картушина
«Сидит белка на тележке»
«Ноги и ножки» В.Агафонников
«Весёлый бубен |
ОКТЯБРЬ |
| - Закреплять знания детей по темам: «Овощи», «Осень»; - познакомить со значением слова «дружба»; -познакомить детей с понятием «огород»; -совершенствовать спокойную ходьбу и топающий шаг; -петь распевку протяжно, напевно, правильно передавая звуковысотные интонации; - работать над артикуляцией слов; - развивать голосовой аппарат; -развивать мелкую моторику пальцев рук; -развивать тембровый слух; -учить заканчивать пение игрой, развивать внимание; -учить соблюдать простейшие правила игры -закреплять навык ритмичной игры на бубне; -развивать быстроту реакции, внимание и ориентировку в пространстве; -учить чётко менять движения согласно музыки и тексту песни; -совершенствовать основные виды движений: прыжки на двух ногах; бег врассыпную; -учить передавать игровые образы; -воспитывать добрые отношения к птицам |
«В огороде заинька» В.Карасёва, «Зайка» р.н.п «Машина» Ю.Слонов, «Вороны»
«Заинька» М.Картушина «Солнышко и дождик» М.Раухвергер, «Кот и мыши», «Прилетела птичка»
|
НОЯБРЬ |
| -Закреплять знания детей о коте и кошке; о зиме; -учить петь ласково, напевно, без напряжения; -развивать голосовой аппарат; -закреплять основные виды движений; -учить выразительно и ритмично выполнять простые танцевальные движения: «сапожки», «фонарики», «пружинка», кружение -учить имитировать ходьбу кота -развивать тембровый слух, познакомить детей с барабаном; -учить элементарным навыкам игры на барабане; -развивать мелкую и общую моторику; -«раскрашивать» колыбельную соответствующими движениями, согласно спокойному темпу музыки; -учить детей расслаблять весь организм -учить передавать в игре игровой образ; -развивать внимание, быстроту реакции |
«Колыбельная» р.н.п.
«Кот и мыши» М.Картушина
«Весёлая пляска» М.Картушина
«Марш» Е.Тиличеева
«Падает снежок», «Снежный дом»
|
ДЕКАБРЬ |
| -Закреплять знания детей о Зиме и о лесной жизни зверей зимой; -познакомить детей с Дедом морозом и праздником Новый год; -учить согласовывать движения с текстом стихотворения; -воспитывать доброе отношение к животным и желание им помочь; -развивать общую и мелкую моторику рук; -учить выполнять имитационные движения и звукоподражания; -развивать дифференцированный тембровый слух (бубен и погремушка); -учить выполнять движения согласно характеру музыкального сопровождения; -учить крадущейся ходьбе, хороводному шагу, соблюдая круг; -учить петь эмоционально, ритмично, работать над продолжительным дыханием; -воспитывать доброе отношение к зайцу; -побуждать детей давать описательные характеристики внешнего вида зайца; -согласовывать мягкие движения рук с текстом стихотворения |
«Снежный дом», «Падает снежок»
«Заинька» М.Картушина, «Зайцы и волк» М.Красев
«Зайчики», «Белочки и зайчики»
«Новогодний хоровод» (по выбору) |
ЯНВАРЬ |
Танюша | -Закреплять знания детей о Новом годе и Деде морозе; - познакомить детей с лесными птицами, воспитывать бережное отношение к ним; -Познакомить детей с жизнью зверей и птиц зимой; -Закрепить знания детей о режиме дня; -развивать пластичность мышц организма; - побуждать к звукоподражанию; -развивать мелкую моторику пальцев рук; -закреплять основные виды движений; -учить подпевать во время хоровода и исполнять простые танцевальные движения; -развивать динамический слух; -учить играть на колокольчиках; -учить передавать характерные движения птиц, развивать пластичность рук; -в игре учить передавать игровые образы и придерживаться правил игры; -учить согласовывать речь, музыку и движения -учить ориентироваться в пространстве, согласовывая движения с музыкой и партнёром; -развивать внимание и быстроту реакции |
«Лесные гости», «Белочки и зайчики»
Новогодний хоровод (по выбору)
«Зайцы и волк» М.Красев, «Кот и птички»,«Санки»
«Падает снежок»,«Потягушки»,«Леталочка» Релаксация |
ФЕВРАЛЬ |
| -Закреплять у детей культурно-гигиенические навыки; о режиме дня; -закреплять знания о домашних птицах и животных; -развивать общую и мелкую моторику; -учить навыку самомассажа; -развивать пластичность мышц плечевого и грудного отдела; -учить согласовывать движения с текстом стихотворений и потешек; -сочетать упражнения для мелкой моторики с музыкой; -учить сопровождать текст звукоподражательными интонациями; -учить гусиному шагу; -развивать динамический слух; -создавать радостное, непринуждённое настроение; - закреплять основные и танцевальные виды движений: ходьба с высоким подъёмом коленей, прыжки на одной ноге, топающий шаг, прямой галоп, приседания; -развивать ритмический и динамический слух; -работать над подвижностью языка; -учить манипулировать предметами и сочетать движения с ритмом музыки и текстом песни | Стихотворение с движениями «Потягушечки», «Леталочка»
«Плескалочка», «Тихо-громко» Е.Тиличеева, «Прокати нас лошадка» В.Агафонников
«Цыпа-цыпа», «На крыше»
«Бобик» Т.Попатенко
«Гусь», «Наша дочка», «Еду к бабе, еду к деду»
«Собачка» М.Раухвергер, «Игра с лошадкой» И.Кишко, «Лошадка» М.Раухвергер «Вот какая бабушка» Е.Тиличеева
«Кошка и птички»
«Тихо-громко»
|
МАРТ |
| -Знакомить детей с праздником 8 Марта; - закреплять знания детей о собаке и кошке (внешний вид, повадки, голос); о весне; о поведении в окружающем мире; -воспитывать любовь к бабушке; -закреплять основные виды движений; -учить петь напевно, в умеренном темпе, работать над артикуляцией и правильной интонацией; -закреплять навык самомассажа; -развивать мелкую моторику; -учить передавать в движении весёлый характер песни, работать над быстрой переключаемостью движений; -развивать длительный и равномерный выдох с одновременным пропеванием шипящих звуков; -учить сочетать танцевальные движения с музыкой и текстом; -учить детей расслаблять весь организм -развивать выдержку и быстроту реакции; -учить ориентироваться в пространстве; |
«Еду к бабе, еду к деду», «Наша дочка»
«Собачка» И.Арсеева, «Лошадка» М.Раухвергер, «Вот какая бабушка» Е.Тиличеева
«Пирожок» Е.Тиличеева,«Бобик» Т.Попатенко,«Ручеёк-журчалочка» О.Боромыкова
«Раз-два!» М.Картушина«Танец уточек» -//-
«Бобик и птички»,«Плескалочка»
|
АПРЕЛЬ |
| -Воспитывать у детей дружеское отношение друг к другу; - закреплять знания детей о домашних животных и птицах; -приобщать детей к устному народному творчеству; -побуждать к пению простых интонаций, работать над плавностью пения и чёткой артикуляцией; -учить сочетать пение и движения; -учить передавать образные движения, соответствующие характеру танца; -развивать над выразительностью и ритмичностью движений; -совершенствовать высокую ходьбу, прямой галоп, «сапожки», «притопы»; -учить элементарной игре на музыкальных инструментах, работать над ритмичностью и динамикой исполнения; - развивать тембровый слух; -подпевать со взрослым текст игры, согласовывая с движениями; -развивать быстроту и стремительность бега; - развивать мелкую моторику | Прибаутка с движениями «Петушок» р.н.п.
«Петушок»
«На крыше»
«Бычок», «Цыпа-цыпа»
«Цыплята» А.Филиппенко
«Бобик и птички», «Прокати, лошадка, нас!» В.Агафонников, «Прогоним курицу» чеш.н.м.
«Танец уточек», «Раз-два» М.Картушина, «Вот как пляшут наши ножки» И.Арсеева
|
МАЙ |
| -Закреплять знания детей о весне; - познакомить детей с лесными обитателями; -дать понятие «радуга»; -учить петь весело и эмоционально, правильно передавать скачки мелодии, сопровождать пение движениями по тексту; -развивать тембровый слух и элементарное музицирование; -согласовывать движения с текстом стихов; -развивать мелкую моторику; -учить детей брать на себя роль волка и передавать в характерных движениях; -развивать быстроту реакции и внимание -учить ориентироваться в пространстве; -учить быстроте реакции и вниманию, движения менять согласно тексту песни; -передавать в движении характерные движения пчёлок, следить за выразительностью движений; -упражнять в прыжках из положения сидя (лягушки) и высокой ходьбе (аист); -побуждать к звукоподражанию; -учить детей расслаблять организм |
«Устали наши ножки» Т.Ломова
«Бобик и птички», «Дети и волк» М.Картушина «В лесу», «Дети и волк», «Лягушки и аист» М.Картушина
«Танец пчёл» М.Картушина
«Дождик»
«Дождик» р.н.п.
|
ИЮНЬ | 1.Как цыплята солнце будили 2. Новая столовая 3.В гости к нам пришли матрешки
| 1.Развивать речевое дыхание. 2.Учить ориентироваться в схеме собственного тела. 3. Развивать мимическую мускулатуру. 4.Развивать тонкие движения пальцев рук. 5. Развивать переключаемость движений. 6. Развивать зрительное восприятие и внимание. | 1.Пение «У-у-у-х» с жестом (разводим руки) 2.Пальчиковая гимнастика «СЕМЬЯ» Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка. Этот пальчик – папа, этот пальчик – мама. Этот пальчик – Я. Вот и вся моя семья. (разгибать пальцы из кулачка, начиная с большого) 3. Игра «Забрось мяч в корзину» (Целься вернее) 4.Артикуляционное упражнение «Хоботок- улыбочка» |
ИЮЛЬ | 1.Утренние лучи 2.Петушок и его семья 3.Колечко 4.Бобровый пруд | 1. Формировать умение определять пространственное расположение предметов и направление движения по отношению к самому себе 2. Формировать двигательные умения. 3. Развивать слуховое внимание и память. 4.Развивать речевое дыхание. 5. Развивать мимическую мускулатуру. | 1.Артикуляционное упражнение «Дудочка» 2.Игра «Шире шагай» 3. Игра «Стоп, хоп, раз» Цель: воспитание статистики движений, следить за осанкой, правильностью выдерживаемой позы. 4.Игра «Кто быстрее» Цель: развитие быстроты двигательной реакции. 5.Упражнение на развитие координации слова и движения под музыку «Кузнечики». 6.Подвижная игра «Передай султанчик» |
АВГУСТ | 1.У бабушки в гостях 2.Солнышко и дождик 3. Паровозик из Ромашково 4.Дуся ехала на дачу | Развивать тонкие движения пальцев рук. 2. Развивать переключаемость движений. 3. Развивать зрительное восприятие и внимание 4. Развивать внимание. 5.Развивать равновесие. 6.Развивать координацию движений. Организационный момент: | Организационный момент: пальчиковая игра «Семья», Основная часть: песня о маме, песня с массажем «Из раскрытого окошка», стихотворение с движениями «Козленок»,речевая игра «Пение птиц», песня о весне, песня с движениями «Поезд», пальчиковая игра «Подснежник», артикуляционная гимнастика «Ветерок», Заключительная часть: весенний хоровод стихотворение с движениями «Солнышко». Артикуляционная гимнастика, игра «Мишка, попляши», пальчиковая игра «Семья», пальчиковая игра «Маленький зайчишка», речевая игра «Кто как кричит», песня с движениями «Синичка», стихотворение с движениями «Улитка». Заключительная часть: песня с движениями «Веселый танец». |
2.3 Система оценки индивидуального развития детей
Диагностика детей младшего дошкольного возраста. Диагностика неречевых психических функций проводится по методике Серебряковой Н.В., Соломахе Л.С..
Критерии:
Слуховое внимание. 1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку. 2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве. 1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. По 1 баллу за правильное выполнение. 2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади. По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
1. пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;
2. перешагнуть через препятствие высотой 25—30 см;
Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале: • силу движений, • точность движений, • темп движений, • координацию движений, • переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики. 1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, кошка.
По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру. 2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х. 3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту рубим, рубим». Оценка от 1 до 3-х баллов. 4. Переключение от одного движения к другому. • Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу
Тест на слухоречевую память – игра «Попугай» Ребенку предлагают превратиться в попугайчика.
Попугай, попугай, Все за мною повторяй.
Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить. • Дом, мишка, шапка, зима, колобок.
Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу.
Уровни освоения программы: • Высокий уровень(34-36 б)– дети правильно выполняют все задания, не испытывают затруднений, воспроизводят максимальное количество слов и движений. • Средний уровень(28-34 б) – дети испытывают незначительные затруднения при выполнении заданий, иногда прибегают к помощи взрослого, объем запоминаемого материала снижен. • Низкий уровень(27 б и менее) – при выполнении заданий дети прибегают к помощи взрослого, допускают значительные ошибки.
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
Программа разделена по возрастам и рассчитана на четыре года обучения в соответствии
с возрастными группами детей:
-Первая младшая группа – дети 2-3 лет - 10 мин.
3.2. Список детей.
3.3 Материально-техническое обеспечение
1. М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей»- М.:ТЦ Сфера, 2008
2. О.А. Новиковская « Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях».- «Корона-Принт», 2012.
3. Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковые шаги».- С-Пб.: «КОРОНА–Век», 2007.
4. Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковая гимнастика».- С-Пб.: «КОРОНА–Век», 2018.
5. Л.С.Соломаха, Н.В. Серебрякова. «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций».-С-Пб.: «Детство-Пресс», 2000.
6. Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика».-СПб.: «Корона Принт», 2004.
7. Аудиодиск Железновой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/12/picture-295187-1378994252.jpg)
Дополнительная образовательная программа студии "Хореография"
Актуальность данной комплексной дополнительной образовательной программы «Хореография» состоит в том, что она способна удовлетворить возросший в последние годы интерес к различным жанрам хореографичес...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/03/picture-361379-1412322836.jpg)
Дополнительная образовательная программа студии «КРЕПЫШ» с приоритетным физкультурно-оздоровительным направлением (для детей дошкольного возраста)
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы всегда используем определение,...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/18/picture-1012056-1560872996.jpg)
Дополнительная образовательная программа кружка по развитию мелкой моторики «Творческая мастерская» для детей младшей группы.
Программа кружка по развитию мелкой моторики для младшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-303899-1418028499.jpg)
Дополнительная образовательная программа студии познавательно-речевого развития детей старшей группы по работе с игрой "Блоки Дьенеша"
В Программе представлена последовательность ознакомления детей старшего дошкольного возраста с игрой "Блоки Дьенеша". Опыт могут использовать педагоги, работающие по любой дошкольной образов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/12/picture-771274-1460480761.jpg)
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования кружка «Логоритмика» для детей 3х – 4х лет
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования кружка «Логоритмика» для детей 3х – 4х лет...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/22/picture-289461-1661120461.jpg)
Фотоотчет студии здоровой речи «Логоритмика для карапузов» с детьми первой младшей группы №9 «Светлячки»
Логоритмика-одна из методик преодоления речевых нарушений у детей. Это комплекс игр и упражнений, которые проводятся в сочетании с ритмической основой: музыкой, движением, стихотворным сопровождением....
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/22/picture-289461-1661120461.jpg)
Фотоотчет студии здоровой речи «Логоритмика для карапузов» с детьми первой младшей группы №9 «Светлячки»
Логоритмика- методика преодоления речевых нарушений у детей. Это комплекс игр и упражнений, которые проводятся в сочетании с ритмической основой: музыкой, движением, стихотворным сопровождением.Вот та...
- Мне нравится (2)