Дополнительная образовательная программа студии здоровой речи «Логоритмика для карапузов» с детьми 1-младшей группы
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа)
Дополнительная образовательная программа
студии здоровой речи «Логоритмика для карапузов»
составлена для детей 1-младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_logoritmika_dlya_karapuzov.doc | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад №10 г. Россоши
Россошанского муниципального района
Воронежской области
Принято на Педагогическом Совете Протокол № 1 от 31.09.2023года | Утверждено Приказ № От 31.09.2023года Заведующий ____________
|
Дополнительная образовательная программа студии здоровой речи
«Логоритмика для карапузов»
с детьми 1-младшей группы №9
на 2023 – 2024 учебный год
Разработана в соответствии с ФГОСДО
Автор- составитель:
Голоскокова Е.Е.
Назаренко В.В.
Россошь
2023-2024 уч. год
Содержание
Паспорт программы
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Нормативные документы
1.3. Цели и задачи программы
1.4. Условия реализации Программы
1.5. Ожидаемые результаты освоения программы
2. Содержательный раздел
2.1. Календарно-тематическое планирование
2.2. Содержание образовательной деятельности по программе
2.3 Система оценки индивидуального развития детей
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
3.2. Список детей.
3.3. Материально-техническое обеспечение
Паспорт дополнительной образовательной программы
«Логоритмика для карапузов»
Место реализации программы | Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №10 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области |
Наименование программы | «Логоритмика для карапузов» |
Разработчики программы | Е.Е. Голоскокова, воспитатель ВКК В.В. Назаренко, воспитатель ВКК |
Тип программы | Физкультурно-спортивная |
Вид программы | Здоровьесберегающая |
Реквизиты локального акта об утверждении ДОПр | Протокол № 1 Педагогического Совета №1 от 2023года |
Направление деятельности | Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, проявления патриотических чувств и культуры общения. |
Форма организации деятельности | Групповая |
Образовательные области | Физическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, |
Срок реализации программы | 1 год |
Периодичность ОД | 1 раз в неделю |
Количество детей | 21 чел. |
Возраст детей | 2-3 года |
Продолжительность ОД | 10 мин. |
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Ранний возраст ребёнка – это чрезвычайно ответственный период развития человека, когда происходит закладка фундамента его личности.
В раннем возрасте у детей речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения.
Все окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи,
биение сердца, возрастные процессы — все это и многое другое подчинено
определенному ритму. Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными.
Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных
систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные
движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
Особенность программы заключается в том, что в двигательные задания
включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, а музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом.
Занятия по логоритмике хорошо вписываются в учебную работу любой современной программы по воспитанию дошкольников, так как построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлены на овладение чувством ритма, что способствует формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития детей.
Актуальность
Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для успешного развития и воспитания ребенка. При этом большое значение имеет речевое, сенсорное, двигательное развитие в этот период. В исследованиях последних лет учеными и практиками отмечается тревожная тенденция роста количества детей, имеющих различные нарушения речи, причиной которых могут быть разнообразные экологические, биологические, социально- психологические и другие факторы, а также их сочетание.
Развитие речевой деятельности ребенка, как отмечается в работах педагогов
и психологов, зависит от складывающегося в начале его жизни чувственного познания: зрительного, слухового, тактильного. Поэтому современная педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование логоритмики в процессе обучения и воспитания детей. Это связано, прежде всего, с тем, что логоритмика помимо эстетического, духовного и психического развития ребенка, оказывает положительное влияние и на развитие речи.
Занятие студии проводится во вторую половину дня, 1 раз в неделю.
Продолжительностью 8-10 минут. Тема берётся на одно-два упражнения в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей. По желанию педагога возможно заменить музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить продолжительность в зависимости от индивидуальных возможностей детей.
Регулярное проведение логоритмической совместной деятельности способствует быстрому развитию речи, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Направленность программы
Тематическая направленность и организационная вариативность программы студии способствуют формированию устойчивого интереса к речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
1.2. Нормативные документы
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами.
Нормативная база
■ Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;
■ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"»;
■ Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
■ Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
■ Основная образовательная программа дошкольной образовательной организации
■ Рекомендации Министерства образования Российской Федерации (Инструктивно - методическое письмо « О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения » от 14.03. 2000 г. № 65/23- 16), где предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью.
1.3. Цели и задачи программы
Цель работы студии:
Преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций ребенка через музыку и движение.
Задачи:
- Диагностика неречевых психических функций детей с целью корректирования перспективного плана.
- Развитие коммуникативных навыков детей.
- Осуществление коррекционной работы:
- закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности, тренировать умение дифференцировать парные согласные;
- учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом;
- научить детей основным принципам дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой, развивать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру;
- закреплять умение детей выполнять здоровьесберегающие упражнения, в том числе и на формирование правильной осанки;
- развивать координацию движений, ориентирование в пространстве;
- развивать музыкальные и творческие способности детей, умение импровизировать в различных видах музыкальной деятельности;
- развивать певческие навыки детей, укреплять голосовой аппарат;
- развивать артикуляционную, общую и пальцевую моторику;
- развивать фонематический слух, слуховое, зрительное внимание, память.
- Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, чувства ответственности за свое здоровье, бережного отношения к окружающему миру.
- Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к традициям своего народа.
Программа по логоритмике для раннего возраста, характеризуется широким охватом всего арсенала средств музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия.
1.4. Условия реализации Программы
Требования к условиям реализации Программы включают требования к педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:
1) профессионального развития педагогических работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;
2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);
3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Для успешной реализации Программы в учреждении обеспечены следующие педагогические условия:
уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
защита детей от всех форм физического и психического насилия;
поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены примерной образовательной программой массового детского сада.
Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. При этом необходимо учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого нарушения, сужения коммуникативных контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
Логопедическая ритмика включает в себя различные виды деятельности, а также разнообразные формы работы:
- двигательные упражнения;
- ритмические упражнения;
- развитие координации речи с движениями;
- упражнения на развитие диафрагмального и речевого дыхания;
- артикуляционную гимнастику;
- хороводные игры;
- чистоговорки;
- фонопедические упражнения;
- слушание аудиозаписи и угадывание звуков на слух;
- самомассаж кистей рук и лица;
- песни с движениями;
- пальчиковые игры;
- игры на развитие мимики;
- коммуникативные игры;
- релаксация
1.5 Ожидаемые результаты освоения программы
Чему же должны научиться дети в этот возрастной период?
- Научиться подражать звукам окружающей среды. Например, показать, как гудит машина, как капает дождик и т.д.
- Научиться повторять за взрослым слоги и слова. Например, топ-топ, ля-ля, дя-дя и т.д.
- Научиться по просьбе взрослого показывать части тела.
- Узнавать знакомые предметы и называть их.
- Рассматривая книги, ребёнок должен по просьбе взрослого уметь показать на картинках предметы одежды, игрушки, предметы домашнего обихода, а также называть их.
- Уметь словесно выражать свои желания.
- Должны научиться говорить предложения, состоящие из двух слов.
2. Содержательный раздел
2.1. Календарно-тематическое планирование
Месяц | № занятия | Название занятия |
Сентябрь | 1 2 3 4 | Встреча с белочкой в осеннем лесу Сидит белка на тележке Кто грибок найдет? Гости |
Октябрь | 5 6 7 8 | В огороде заинька Зайкина капуста Лучшая игра Утенок и его друзья |
Ноябрь | 9 10 11 12 | Про кота Кот Василий Кот и кошка Утки — беленькие грудки |
Декабрь | 13 14 15 16 | Зайчик в гостях у ребят Зайкин дом Белкина помощница Чудо-елка |
Январь | 17 18 19 20 | Подарки Дедушки Мороза Птичья елка Мороз и птички Танюшка |
Февраль | 21 22 23 24 | Вкусная каша Аленушка и лошадка Лошадка Капризная внучка |
Март | 25 26 27 28 | Хозяюшка Котенок и щенок Про собачку Таня пропала |
Апрель | 29 30 31 32 | Верные друзья Про петушка Уточка и курочка Цыплячий переполох |
Май | 33 34 35 36 | Радуга-горка Майский день Про зеленую лягушку После дождя |
Июнь | 37 38 39 40 | Как цыплята солнце будили Новая столовая В гости к нам пришли матрешки Летнее солнышко |
Июль | 41 42 43 44 | Утренние лучи Петушок и его семья Колечко Бобровый пруд |
Август | 45 46 47 48 | У бабушки в гостях Солнышко и дождик Паровозик из Ромашково Дуся ехала на дачу |
2.2. Содержание образовательной деятельности по программе
Месяц | Тема занятий | Задачи | Репертуар |
СЕНТЯБРЬ |
| -Познакомить детей с лесными обитателями; - закрепить знания детей об осени и грибах; - познакомить со смыслом слова «гости»; -учить эмоционально откликаться на музыку и песни весёлого характера; -учить согласовывать движения с текстом и музыкой; -развивать мелкую и общую моторику; -учить выполнять имитационные движения по тексту песни -совершенствовать топающий шаг; -совершенствовать выразительность движений; -учить манипулировать с предметами; -закреплять звукоподражание; -развивать добрые отношения к птицам; -развивать внимание и быстроту реакции; -знакомить детей с устным народным творчеством; - развивать чувство ритма и темпа; -познакомить детей с бубном, показать приём игры на нём, развивать тембровый слу |
«Машина» Ю.Слонова, «Дождик» М.Картушина,«Зайка» р.н.п
«Танец с листочками» М.Картушина М.Картушина
«Ладушки-ладошки»
«Прилетела птичка» «Догонялки с мишкой» М.Картушина
«Сидит белка на тележке»
«Ноги и ножки» В.Агафонников
«Весёлый бубен |
ОКТЯБРЬ |
| - Закреплять знания детей по темам: «Овощи», «Осень»; - познакомить со значением слова «дружба»; -познакомить детей с понятием «огород»; -совершенствовать спокойную ходьбу и топающий шаг; -петь распевку протяжно, напевно, правильно передавая звуковысотные интонации; - работать над артикуляцией слов; - развивать голосовой аппарат; -развивать мелкую моторику пальцев рук; -развивать тембровый слух; -учить заканчивать пение игрой, развивать внимание; -учить соблюдать простейшие правила игры -закреплять навык ритмичной игры на бубне; -развивать быстроту реакции, внимание и ориентировку в пространстве; -учить чётко менять движения согласно музыки и тексту песни; -совершенствовать основные виды движений: прыжки на двух ногах; бег врассыпную; -учить передавать игровые образы; -воспитывать добрые отношения к птицам |
«В огороде заинька» В.Карасёва, «Зайка» р.н.п «Машина» Ю.Слонов, «Вороны»
«Заинька» М.Картушина «Солнышко и дождик» М.Раухвергер, «Кот и мыши», «Прилетела птичка»
|
НОЯБРЬ |
| -Закреплять знания детей о коте и кошке; о зиме; -учить петь ласково, напевно, без напряжения; -развивать голосовой аппарат; -закреплять основные виды движений; -учить выразительно и ритмично выполнять простые танцевальные движения: «сапожки», «фонарики», «пружинка», кружение -учить имитировать ходьбу кота -развивать тембровый слух, познакомить детей с барабаном; -учить элементарным навыкам игры на барабане; -развивать мелкую и общую моторику; -«раскрашивать» колыбельную соответствующими движениями, согласно спокойному темпу музыки; -учить детей расслаблять весь организм -учить передавать в игре игровой образ; -развивать внимание, быстроту реакции |
«Колыбельная» р.н.п.
«Кот и мыши» М.Картушина
«Весёлая пляска» М.Картушина
«Марш» Е.Тиличеева
«Падает снежок», «Снежный дом»
|
ДЕКАБРЬ |
| -Закреплять знания детей о Зиме и о лесной жизни зверей зимой; -познакомить детей с Дедом морозом и праздником Новый год; -учить согласовывать движения с текстом стихотворения; -воспитывать доброе отношение к животным и желание им помочь; -развивать общую и мелкую моторику рук; -учить выполнять имитационные движения и звукоподражания; -развивать дифференцированный тембровый слух (бубен и погремушка); -учить выполнять движения согласно характеру музыкального сопровождения; -учить крадущейся ходьбе, хороводному шагу, соблюдая круг; -учить петь эмоционально, ритмично, работать над продолжительным дыханием; -воспитывать доброе отношение к зайцу; -побуждать детей давать описательные характеристики внешнего вида зайца; -согласовывать мягкие движения рук с текстом стихотворения |
«Снежный дом», «Падает снежок»
«Заинька» М.Картушина, «Зайцы и волк» М.Красев
«Зайчики», «Белочки и зайчики»
«Новогодний хоровод» (по выбору) |
ЯНВАРЬ |
Танюша | -Закреплять знания детей о Новом годе и Деде морозе; - познакомить детей с лесными птицами, воспитывать бережное отношение к ним; -Познакомить детей с жизнью зверей и птиц зимой; -Закрепить знания детей о режиме дня; -развивать пластичность мышц организма; - побуждать к звукоподражанию; -развивать мелкую моторику пальцев рук; -закреплять основные виды движений; -учить подпевать во время хоровода и исполнять простые танцевальные движения; -развивать динамический слух; -учить играть на колокольчиках; -учить передавать характерные движения птиц, развивать пластичность рук; -в игре учить передавать игровые образы и придерживаться правил игры; -учить согласовывать речь, музыку и движения -учить ориентироваться в пространстве, согласовывая движения с музыкой и партнёром; -развивать внимание и быстроту реакции |
«Лесные гости», «Белочки и зайчики»
Новогодний хоровод (по выбору)
«Зайцы и волк» М.Красев, «Кот и птички»,«Санки»
«Падает снежок»,«Потягушки»,«Леталочка» Релаксация |
ФЕВРАЛЬ |
| -Закреплять у детей культурно-гигиенические навыки; о режиме дня; -закреплять знания о домашних птицах и животных; -развивать общую и мелкую моторику; -учить навыку самомассажа; -развивать пластичность мышц плечевого и грудного отдела; -учить согласовывать движения с текстом стихотворений и потешек; -сочетать упражнения для мелкой моторики с музыкой; -учить сопровождать текст звукоподражательными интонациями; -учить гусиному шагу; -развивать динамический слух; -создавать радостное, непринуждённое настроение; - закреплять основные и танцевальные виды движений: ходьба с высоким подъёмом коленей, прыжки на одной ноге, топающий шаг, прямой галоп, приседания; -развивать ритмический и динамический слух; -работать над подвижностью языка; -учить манипулировать предметами и сочетать движения с ритмом музыки и текстом песни | Стихотворение с движениями «Потягушечки», «Леталочка»
«Плескалочка», «Тихо-громко» Е.Тиличеева, «Прокати нас лошадка» В.Агафонников
«Цыпа-цыпа», «На крыше»
«Бобик» Т.Попатенко
«Гусь», «Наша дочка», «Еду к бабе, еду к деду»
«Собачка» М.Раухвергер, «Игра с лошадкой» И.Кишко, «Лошадка» М.Раухвергер «Вот какая бабушка» Е.Тиличеева
«Кошка и птички»
«Тихо-громко»
|
МАРТ |
| -Знакомить детей с праздником 8 Марта; - закреплять знания детей о собаке и кошке (внешний вид, повадки, голос); о весне; о поведении в окружающем мире; -воспитывать любовь к бабушке; -закреплять основные виды движений; -учить петь напевно, в умеренном темпе, работать над артикуляцией и правильной интонацией; -закреплять навык самомассажа; -развивать мелкую моторику; -учить передавать в движении весёлый характер песни, работать над быстрой переключаемостью движений; -развивать длительный и равномерный выдох с одновременным пропеванием шипящих звуков; -учить сочетать танцевальные движения с музыкой и текстом; -учить детей расслаблять весь организм -развивать выдержку и быстроту реакции; -учить ориентироваться в пространстве; |
«Еду к бабе, еду к деду», «Наша дочка»
«Собачка» И.Арсеева, «Лошадка» М.Раухвергер, «Вот какая бабушка» Е.Тиличеева
«Пирожок» Е.Тиличеева,«Бобик» Т.Попатенко,«Ручеёк-журчалочка» О.Боромыкова
«Раз-два!» М.Картушина«Танец уточек» -//-
«Бобик и птички»,«Плескалочка»
|
АПРЕЛЬ |
| -Воспитывать у детей дружеское отношение друг к другу; - закреплять знания детей о домашних животных и птицах; -приобщать детей к устному народному творчеству; -побуждать к пению простых интонаций, работать над плавностью пения и чёткой артикуляцией; -учить сочетать пение и движения; -учить передавать образные движения, соответствующие характеру танца; -развивать над выразительностью и ритмичностью движений; -совершенствовать высокую ходьбу, прямой галоп, «сапожки», «притопы»; -учить элементарной игре на музыкальных инструментах, работать над ритмичностью и динамикой исполнения; - развивать тембровый слух; -подпевать со взрослым текст игры, согласовывая с движениями; -развивать быстроту и стремительность бега; - развивать мелкую моторику | Прибаутка с движениями «Петушок» р.н.п.
«Петушок»
«На крыше»
«Бычок», «Цыпа-цыпа»
«Цыплята» А.Филиппенко
«Бобик и птички», «Прокати, лошадка, нас!» В.Агафонников, «Прогоним курицу» чеш.н.м.
«Танец уточек», «Раз-два» М.Картушина, «Вот как пляшут наши ножки» И.Арсеева
|
МАЙ |
| -Закреплять знания детей о весне; - познакомить детей с лесными обитателями; -дать понятие «радуга»; -учить петь весело и эмоционально, правильно передавать скачки мелодии, сопровождать пение движениями по тексту; -развивать тембровый слух и элементарное музицирование; -согласовывать движения с текстом стихов; -развивать мелкую моторику; -учить детей брать на себя роль волка и передавать в характерных движениях; -развивать быстроту реакции и внимание -учить ориентироваться в пространстве; -учить быстроте реакции и вниманию, движения менять согласно тексту песни; -передавать в движении характерные движения пчёлок, следить за выразительностью движений; -упражнять в прыжках из положения сидя (лягушки) и высокой ходьбе (аист); -побуждать к звукоподражанию; -учить детей расслаблять организм |
«Устали наши ножки» Т.Ломова
«Бобик и птички», «Дети и волк» М.Картушина «В лесу», «Дети и волк», «Лягушки и аист» М.Картушина
«Танец пчёл» М.Картушина
«Дождик»
«Дождик» р.н.п.
|
ИЮНЬ | 1.Как цыплята солнце будили 2. Новая столовая 3.В гости к нам пришли матрешки
| 1.Развивать речевое дыхание. 2.Учить ориентироваться в схеме собственного тела. 3. Развивать мимическую мускулатуру. 4.Развивать тонкие движения пальцев рук. 5. Развивать переключаемость движений. 6. Развивать зрительное восприятие и внимание. | 1.Пение «У-у-у-х» с жестом (разводим руки) 2.Пальчиковая гимнастика «СЕМЬЯ» Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка. Этот пальчик – папа, этот пальчик – мама. Этот пальчик – Я. Вот и вся моя семья. (разгибать пальцы из кулачка, начиная с большого) 3. Игра «Забрось мяч в корзину» (Целься вернее) 4.Артикуляционное упражнение «Хоботок- улыбочка» |
ИЮЛЬ | 1.Утренние лучи 2.Петушок и его семья 3.Колечко 4.Бобровый пруд | 1. Формировать умение определять пространственное расположение предметов и направление движения по отношению к самому себе 2. Формировать двигательные умения. 3. Развивать слуховое внимание и память. 4.Развивать речевое дыхание. 5. Развивать мимическую мускулатуру. | 1.Артикуляционное упражнение «Дудочка» 2.Игра «Шире шагай» 3. Игра «Стоп, хоп, раз» Цель: воспитание статистики движений, следить за осанкой, правильностью выдерживаемой позы. 4.Игра «Кто быстрее» Цель: развитие быстроты двигательной реакции. 5.Упражнение на развитие координации слова и движения под музыку «Кузнечики». 6.Подвижная игра «Передай султанчик» |
АВГУСТ | 1.У бабушки в гостях 2.Солнышко и дождик 3. Паровозик из Ромашково 4.Дуся ехала на дачу | Развивать тонкие движения пальцев рук. 2. Развивать переключаемость движений. 3. Развивать зрительное восприятие и внимание 4. Развивать внимание. 5.Развивать равновесие. 6.Развивать координацию движений. Организационный момент: | Организационный момент: пальчиковая игра «Семья», Основная часть: песня о маме, песня с массажем «Из раскрытого окошка», стихотворение с движениями «Козленок»,речевая игра «Пение птиц», песня о весне, песня с движениями «Поезд», пальчиковая игра «Подснежник», артикуляционная гимнастика «Ветерок», Заключительная часть: весенний хоровод стихотворение с движениями «Солнышко». Артикуляционная гимнастика, игра «Мишка, попляши», пальчиковая игра «Семья», пальчиковая игра «Маленький зайчишка», речевая игра «Кто как кричит», песня с движениями «Синичка», стихотворение с движениями «Улитка». Заключительная часть: песня с движениями «Веселый танец». |
2.3 Система оценки индивидуального развития детей
Диагностика детей младшего дошкольного возраста. Диагностика неречевых психических функций проводится по методике Серебряковой Н.В., Соломахе Л.С..
Критерии:
Слуховое внимание. 1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку. 2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве. 1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. По 1 баллу за правильное выполнение. 2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади. По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
1. пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;
2. перешагнуть через препятствие высотой 25—30 см;
Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале: • силу движений, • точность движений, • темп движений, • координацию движений, • переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики. 1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, кошка.
По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру. 2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х. 3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту рубим, рубим». Оценка от 1 до 3-х баллов. 4. Переключение от одного движения к другому. • Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу
Тест на слухоречевую память – игра «Попугай» Ребенку предлагают превратиться в попугайчика.
Попугай, попугай, Все за мною повторяй.
Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить. • Дом, мишка, шапка, зима, колобок.
Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу.
Уровни освоения программы: • Высокий уровень(34-36 б)– дети правильно выполняют все задания, не испытывают затруднений, воспроизводят максимальное количество слов и движений. • Средний уровень(28-34 б) – дети испытывают незначительные затруднения при выполнении заданий, иногда прибегают к помощи взрослого, объем запоминаемого материала снижен. • Низкий уровень(27 б и менее) – при выполнении заданий дети прибегают к помощи взрослого, допускают значительные ошибки.
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
Программа разделена по возрастам и рассчитана на четыре года обучения в соответствии
с возрастными группами детей:
-Первая младшая группа – дети 2-3 лет - 10 мин.
3.2. Список детей.
3.3 Материально-техническое обеспечение
1. М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей»- М.:ТЦ Сфера, 2008
2. О.А. Новиковская « Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях».- «Корона-Принт», 2012.
3. Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковые шаги».- С-Пб.: «КОРОНА–Век», 2007.
4. Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковая гимнастика».- С-Пб.: «КОРОНА–Век», 2018.
5. Л.С.Соломаха, Н.В. Серебрякова. «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций».-С-Пб.: «Детство-Пресс», 2000.
6. Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика».-СПб.: «Корона Принт», 2004.
7. Аудиодиск Железновой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа студии "Хореография"
Актуальность данной комплексной дополнительной образовательной программы «Хореография» состоит в том, что она способна удовлетворить возросший в последние годы интерес к различным жанрам хореографичес...
Дополнительная образовательная программа студии «КРЕПЫШ» с приоритетным физкультурно-оздоровительным направлением (для детей дошкольного возраста)
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы всегда используем определение,...
Дополнительная образовательная программа кружка по развитию мелкой моторики «Творческая мастерская» для детей младшей группы.
Программа кружка по развитию мелкой моторики для младшей группы...
Дополнительная образовательная программа студии познавательно-речевого развития детей старшей группы по работе с игрой "Блоки Дьенеша"
В Программе представлена последовательность ознакомления детей старшего дошкольного возраста с игрой "Блоки Дьенеша". Опыт могут использовать педагоги, работающие по любой дошкольной образов...
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования кружка «Логоритмика» для детей 3х – 4х лет
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования кружка «Логоритмика» для детей 3х – 4х лет...
Фотоотчет студии здоровой речи «Логоритмика для карапузов» с детьми первой младшей группы №9 «Светлячки»
Логоритмика-одна из методик преодоления речевых нарушений у детей. Это комплекс игр и упражнений, которые проводятся в сочетании с ритмической основой: музыкой, движением, стихотворным сопровождением....
Фотоотчет студии здоровой речи «Логоритмика для карапузов» с детьми первой младшей группы №9 «Светлячки»
Логоритмика- методика преодоления речевых нарушений у детей. Это комплекс игр и упражнений, которые проводятся в сочетании с ритмической основой: музыкой, движением, стихотворным сопровождением.Вот та...
- Мне нравится (2)