Дополнительная образовательная программа студии "Хореография"
рабочая программа (средняя группа) по теме
Актуальность данной комплексной дополнительной образовательной программы «Хореография» состоит в том, что она способна удовлетворить возросший в последние годы интерес к различным жанрам хореографического искусства. Данная программа способствует выстраиванию системы непрерывного хореографического образования, а также обеспечению условий для коррекции опорно-двигательного аппарата у детей с нарушениями осанки, малоподвижностью суставов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr._semenovoy_na_konkurs.doc | 390.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ «РАДУГА»
Согласовано: Утверждаю:
Председатель МС Директор ДТДиМ «Радуга»
_______Т.Т. Лапахтина _______ М.Р.Горбунова
«__»_______2009 г. «___» ________2009 г.
ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
Студия
«Хореография»
5 лет обучения
6 – 17 лет
Педагог дополнительного образования
Семёнова Ирина Юрьевна
п. Таксимо
2009год
Пояснительная записка
Хореография занимает особое место в системе дополнительного образования детей. Это направление открывает наиболее широкие возможности для разностороннего развития, привлекает детей своей зрелищностью, музыкальностью, публичностью.
Актуальность данной комплексной дополнительной образовательной программы «Хореография» состоит в том, что она способна удовлетворить возросший в последние годы интерес к различным жанрам хореографического искусства. Данная программа способствует выстраиванию системы непрерывного хореографического образования, а также обеспечению условий для коррекции опорно-двигательного аппарата у детей с нарушениями осанки, малоподвижностью суставов.
Внедрение данной программы является актуальным, так как существует необходимость повышения интереса родителей и детей к художественному образованию, одним из направлений которого является хореография. Занятия хореографией помогают решить проблему дефицита движения. Этого можно добиться только систематическими тренировками детей под руководством педагога.
При составлении программы за основу взят сборник: «Непрерывное дополнительное художественное образование в области хореографии. Сборник примерных учебных программ. Научный консультант Р.И. Пшеничникова - г. Улан-Удэ, издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСКГАКИ, 2007 г.
Отличительными особенностями данной модифицированной программы являются её коррекционная составляющая и комплексность, обеспечивающая непрерывное дополнительное образование детей в области танцевального искусства.
Структура комплексной программы студии «Хореография» включает в себя 5 курсов специального хореографического образования, которые осваивают в течение 5 лет обучения:
- Курс «Ритмика» - I - II года обучения;
- Курс «Классический танец» - I - V года обучения;
- Курс «Народно-сценический танец» - II - V года обучения;
- Курс «Историко бытовой и современный бальный танец» - I - V года обучения;
- Курс «Модерн-джаз-танец» - III - V года обучения.
В целом программа включает в себя знакомство с историей танцевального искусства, со спецификой исполнения танцевальных композиций различных жанров, а так же комплекс коррекционных и развивающих упражнений.
Целью данной модифицированной программы является раскрытие индивидуальности ребёнка, становление гармонично развивающейся, творческой, нравственно и физически здоровой личности ребенка посредством освоения навыков исполнения и азов постановки классического, народного и современного танцев.
Программа рассчитана на возраст детей от 6 до 17 лет, обеспечивает условия для дифференцированного подхода, учета особенностей каждого ребенка, помогает организовать взаимообучение, обмен опытом.
Набор в студию хореографии свободный, проводится следующим образом:
- проверяются данные: танцевальный шаг, гибкость, ритм, выворотность ног;
- проводится собеседование с будущими учащимися и их родителями.
В начале учебного курса проводится стартовая диагностика для проведения коррекционной работы с учащимися в дальнейшем. Состав коллектива переменный и может пополняться.
Первый год обучения - 144 часа;
Со второго по пятый год обучения - по 216 часов в год.
Год обучения | Количество обучающихся детей | Нагрузка (количество часов и занятий в неделю) |
I год | не менее 15 | 2 занятия по 2 часа |
II год | не менее 12 | 3 занятия по 2 часа |
III год | 10 - 12 | 3 занятия по 2 часа |
IV год | 10 | 3 занятия по 2 часа |
V год | 10 - 8 | 3 занятия по 2 часа |
Данной программой предусмотрены 2 формы занятий с учащимися:
- групповые занятия (2 раза в неделю по 2 часа);
- коллективные занятия (2 раза в неделю по 2 часа).
При групповых занятиях обязательно учитываются возрастные особенности детей. В связи с этим группа составлена из детей приблизительно одного возраста.
Для диагностики результатов освоения программы и мониторинга развития учащихся проводятся:
- зачётные занятия, как теоретические, так и практические;
- тестирование индивидуальное;
- анализ выступлений на отчётных концертах, конкурсах и других массовых мероприятиях;
- итоговая аттестация выпускников.
Показатели уровня развития детей:
- Выразительность исполнения движений под музыку.
- Умение самостоятельно отображать в движении основные средства
музыкальной выразительности. - Освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движения.
- Умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми.
- Способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений.
- Точность и правильность исполнения движений в танцевальных и
гимнастических композициях. - Приоритетное направление в танцевальном искусстве.
- Навыки исполнения.
- Уровень коммуникативности.
- Уровень работоспособности.
- Устойчивость к внешним раздражителям.
- Лидерские качества.
Контроль производится в форме контрольного занятия в конце каждого полугодия. Текущий контроль осуществляется педагогом во время учебных занятий и выступлений, учащихся с учебными композициями на сцене.
Учебно-тематический план
по курсам «Классический танец», «Народно-сценический танец»
и «Модерн-джаз танец» на 5 лет обучения
педагог Попова Н.Г.
№ п/п | Наименование дисциплины | Года обучения | ||||||||||||||
I | II | III | IV | V | ||||||||||||
Теория | Практика | Всего | Теория | Практика | Всего | Теория | Практика | Всего | Теория | Практика | Всего | Теория | Практика | Всего | ||
Классический танец | 44 | 100 | 144 | 24 | 84 | 108 | ||||||||||
Народно-сценический танец | - | - | - | 8 | 100 | 108 | 5 | 103 | 108 | 5 | 103 | 108 | 5 | 103 | 108 | |
Модерн-джаз танец | - | - | - | - | - | - | 4 | 104 | 108 | 6 | 102 | 108 | 6 | 102 | 108 | |
Итого: | 44 | 100 | 144 | 32 | 184 | 216 | 9 | 107 | 216 | 11 | 105 | 216 | 11 | 105 | 216 |
Курс «Основы классического танца» является фундаментом всего комплекса хореографических дисциплин и занимает важное место в системе воспитания учащихся.
Целью данного курса является создание условий для развития личности во всех направлениях, формирование уверенных в себе людей, средствами танцевального искусства. Совершенствование техники исполнения.
Задачи курса:
- Обучение детей классической терминологии,
- Обучение детей экзерсису у станка и на середине зала;
- Обучение, музыкальному оформлению классического танца, используя разнообразные и доступные движения в классическом танце, умению самостоятельно поставить небольшие комбинации, а также реализовать проект в качестве руководителя творческой группы (допрофессиональная, предпрофильная и профильная подготовка);
- Развитие интереса, как к искусству хореографии, так и к искусству в целом, так как они непосредственно связанны друг с другом;
- Развитие интереса к самостоятельной постановке танцев мини композиций (импровизация);
- Развитие самостоятельного отношения ко всему, что необходимо делать для собственного саморазвития;
- Развитие природных способностей: ассоциативная память, внимание, физическое развитие, пластичность, координация, воображение, фантазия;
- Активизирование интереса к классическому танцу.
- Совершенствование двигательного аппарата (развитие физических данных, исправление физических недостатков (коррекция);
- Формирование технических навыков;
- Раскрытие индивидуальности.
- Воспитание в учащихся черты характера, способствующие в дальнейшем было комфортному общению как в знакомой обстановке, так и в незнакомой обстановке с другими людьми: доброжелательность, открытость, трудолюбие.
- Воспитание любви к окружающим их людям научить их быть терпимее друг к другу и воспитать ответственность за свои поступки.
- Воспитание силы, выносливости, укрепление нервной системы
- Прививание любви к красивой музыке, красивому танцу.
- Формирование общей культуры, художественно-эстетического вкуса
- Формирование навыков коллективного общения.
Предлагаемый курс «Основы классического танца» состоит из 2-х разделов: теоретический и практический.
Первый раздел - теоретический, дает общее представление о классическом танце, как искусстве, его истоках, о русской школе классического танца, о Бурятском хореографическом училище. Этот материал лучше всего осваивать в форме бесед, видео просмотров, подготовки сообщений учащимися. Также теоретический раздел знакомит с общими понятиями классического танца, терминологией.
Второй раздел - практический, содержит изложение программных упражнений и их разновидностей в определенной последовательности. Он включает экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegro, экзерсис на пальцах. Особенность изложения практического материала заключается в разработке примерного комплекса упражнений с указанием метроритмических раскладок исполнения для каждого года обучения.
По каждому году обучения разработаны программные требования, необходимые для определения конкретных учебных задач.
В результате освоения программы учащиеся должны:
Знать: - названия танцевальных композиций и движений в паре на середине зала;
- основы музыкальной грамоты.
Уметь: - учащиеся должны уметь выполнять правильно движения в бальном танце.
Владеть: - используя разнообразные и доступные движения, учащиеся должны уметь
самостоятельно поставить небольшие комбинации;
- навыками координации движений, развитие гибкости, «мышечного чувства»,
формирование красивой осанки, исправление природных недостатков;
- быть культурно и эстетически развитыми людьми.
Содержание программы
Курс «Основы классического танца»
I год обучения
Тема № 1. Понятие «классический танец»
Классический танец и его первооснова, выразительные средства классического танца, взаимосвязь классического танца с другими видами хореографического искусства.
Практическое занятие: постановка корпуса, рук, ног, головы, изучение движений: классический танец у станка и на середине зала.
Тема № 2. Экзерсис у станка
Практическое занятие:
I.Изучение позиций ног и рук:
а) позиции ног (I, II, III, IV, V – пять выворотных позиций);
б) позиции рук (1,2,3 – позиции и подготовительное положение рук);
II. Движения на развитие эластичности мышц и суставов:
а) растяжка;
б) перегибы корпуса;
в) шпагаты;
г) гимнастика партер (в парах).
III. Экзерсис у станка:
а) Деми - плие (лицом к станку по 1 позиции ног) полуприседание и полное приседание гран-плие;
б) Батман – тандю (лицом к станку по 1 позиции ног по точкам; вперёд в назад из 1, 5 позиции ног);
в) Батман – тандю жете (изучается также как батман - тандю);
г) Рон де жамб пар тер (лицом к станку по 1 позиции ног по точкам; вперёд, в сторону, в сторону вперёд, позднее назад);
д) Батман релеве лян на 45 градусов (лицом к станку, в сторону, позднее вперёд, держась одной рукой за станок);
е) Гран батман жете (лицом к станку, броски в сторону, назад. Спиной к станку броски вперёд)
Тема № 3 Экзерсис на середине
Практическое занятие: Постановка корпуса.
Переходы рук из позиции в позицию (пордебра 1-3-1- подготовительная).
а) плие (I ,II, III позиции ног );
б) батман тандю (в сторону, позже по 1 и 5 позиции вперёд, в сторону и назад);
в) Гран батман жете (вперёд, в сторону, назад).
Все движения выполняются в чистом виде вариаций.
Тема № 4. Прыжки
Практическое занятие: Трамплины по 1 и 5 позиции.
II год обучения
Тема № 1. Русская школа классического танца
Создание русской школы классического танца, отличительные черты русской школы классического танца от других стран.
Повышается музыкальный темп упражнений, изучаемых на первом году обучения. Увеличивается уровень подъёма ног (на 45 градусов, 90 градусов). Изучение препаросьёна.
Практическое занятие: Координация ног; рук и головы в движении. Прыжки с двух ног на две. И разные этапы прыжка.
Тема № 2. Экзерсис у станка
Практическое занятие:
а) Деми – плие по 1, 2 ,5 позиции ног держась одной рукой за станок.
б) Батман – тандю из 5 позиции вперёд, в сторону назад.
в) Батман – тандю жете из 5 позиции вперёд, в сторону назад.
г) Рон де жамб пар тер по 1 позиции ног.
д) Батман фраппе с начало лицом к станку, позже держась одной рукой за станок крестом.
е) Батман релеве лян на 45, 90 градусов стоя боком к станку.
ж) перегибы корпуса;
з) Прыжки лицом к станку;
Тема № 3. Экзерсис на середине
Практическое занятие:
а) плие 1, 2, 5 позиция;
б) батман – тандю по 5 позиции;
в) батман – тандю жете по 5 позиции;
г) Рон де жамб пар тер;
д) гран батман жете;
Тема № 4. Прыжки
Практическое занятие:
а) Темп-с соте 1, 2, 5 позиция;
б) шажман депье по 5 позиции; в) па эшаппе;
г) разножка.
Методическое обеспечение
Курс « Основы классического танца»
Блоки | Виды занятий | Дидактический и наглядный материал | Приемы и методы обучения | Формы подведения итогов |
I год обучения | ||||
Вводное занятие. Техника безопасности, правила пожарной безопасности и правила дорожного движения | Просмотр видео материала с профилактическими роликами, концертными номерами учащихся студии | Видео и фото материал. Знаки (ПДД, ППБ) | Лекция Диалог Стихи, загадки Словесное объяснение Просмотр видео материала Наглядный показ | Коллективное тестирование Кроссворд |
Понятие «классический танец» | Знакомство с курсом «Основы классического танца». Заочная экскурсия в Бурятский театр оперы и балета (г. Улан-Удэ) | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Наглядный показ движений Словесное объяснение Самостоятельная работа над движениями и упражнениями | Опрос индивидуальный, наблюдения |
Практическая часть | ||||
Экзерсис у станка | Водное учебное занятие у станка | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Экзерсис на середине зала | Вводное учебное занятие на середине зала | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Наглядный показ движений Словесное объяснение Самостоятельная работа над движениями и упражнениями | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Аллегро | Вводное учебное занятие на середине зала | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Наглядный показ движений Словесное обучение Самостоятельная работа над движениями и упражнениями | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Контрольное занятие | Итоговое контрольное занятие | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Самостоятельная работа | Индивидуальное тестирование Называть у станка упражнения во французской терминологии без перевода на русский язык безошибочно и показывать их. |
II год обучения | ||||
Вводное занятие Техника безопасности, правила пожарной безопасности и правила дорожного движения « Основы классического танца» | Просмотр видео материала с концертными номерами учащихся студии | Видео и фото материал. Знаки (ПДД, ППБ) | Лекция Диалог Стихи, загадки Словесное объяснение Просмотр видео материала Наглядный показ
| Коллективное тестирование Кроссворд |
Русская школа классического танца | Знакомство с русской школой классического танца. Заочная экскурсия по столичным Театрам оперы и балета г. Москвы, г. Санкт-Петербурга | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Наглядный показ движений Словесное обучение Самостоятельная работа над движениями и упражнениями | Опрос индивидуальный и индивидуальное тестирование |
Экзерсис у станка | Учебное усложненное занятие у станка | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Экзерсис на середине зала | Учебное усложненное занятие у станка | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Наглядный показ движений Словесное обучение Самостоятельная работа над движениями и упражнениями | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Аллегро | Учебное усложненное занятие у станка | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Наглядный показ движений Словесное обучение Самостоятельная работа над движениями и упражнениями | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Контрольное занятие | Итоговое контрольное занятие | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Самостоятельная работа | Индивидуальное тестирование Называть у станка упражнения во французской терминологии без перевода на русский язык безошибочно и показывать их. |
Курс «Народно - сценический танец» является составной частью всестороннего гармонического развития подрастающего поколения в художественном обучении и эстетическом воспитании в учреждениях дополнительного образования детей. С давних времён народный танец был одним из самых любимых видов искусства. Отношение к нему не изменилось и сегодня. Рождённые народом, сохраняемые в течение веков, народные танцы продолжают волновать и исполнителей, и зрителей. Они развлекают, завораживают, воспитывают, заставляют переживать или смеяться, передаются из поколения в поколение. Некоторые из них под воздействием времени и условий жизни видоизменяются, а порой и совсем исчезают, другие же наоборот, становится традиционными на длительное время.
Обучение народно-сценическому танцу в наше время актуально, так как оно духовно обогащает, совершенствует координацию движений. Способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, даёт возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяет и обогащает их исполнительские возможности, формируя качества и навыки, которые не могут быть развиты за счёт обучения только классическому танцу. Через занятия хореографией учащиеся получают дополнительную информацию по истории стран и народов.
Народно-сценический танец играет большую роль в создании репертуара студии, тесно связан со всем циклом танцевальных дисциплин, таких как ритмика, классический танец, бальный танец, джаз-модерн.
Целью курса является раскрытие творческого потенциала детей, посредством приобщения их к богатству танцевального и музыкального народного творчества. Расширение и обогащение исполнительских возможностей учащихся, формирование качеств, которые не могут быть развиты за счёт обучения только классическому танцу. Развитие духовных, интеллектуальных и физических способностей детей средствами народно-сценического танца.
Задачи:
- Подготовка к восприятию любого народного или сценического танца.
- Дальнейшее укрепление мышечного аппарата, развитие групп мышц, мало участвующих в процессе классического треножа.
- Развитие суставно-связочного аппарата.
- Развитие выразительности движения, актёрских способностей, освоение характера и манеры исполнения.
- Совершенствование координации.
- Воспитание чувства ансамбля.
Программа состоит из двух разделов: теоретического и практического.
Первый раздел - теоретический, дает общее представление о народном танце, его истоках и развитии, о выдающихся деятелях хореографического искусства в области народного танца, о русском танце и его классификации, об особенностях танцев народов Бурятии. Также этот раздел знакомит с общими понятиями народного - сценического танца, с терминологией.
Второй раздел - практический, изложение программных упражнений и их разновидностей в определенной последовательности и основных движений народно- сценического танца. Композиционная постановка танце.
Русский и Бурятский танцы, как национально-региональный компонент, изучаются на протяжении всего курса обучения. Программа составлена с учётом национально-регионального компонента. Особая роль принадлежит изучению танцевальной культуры нашего региона - Восточной Сибири.
Программный материал даёт возможность осваивать сюжетно-тематические произведения и привлекать высокохудожественную народную музыку. В процессе постановочной работы, репетиций учащиеся приучаются к сотрудничеству, у них развиваются художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. В ходе постановочной работы, на репетициях учащиеся осваивают музыкально-танцевальную природу искусства.
Курс «Народно-сценический танец» начинается со II года обучения в студии. Это связано с тем, что на первом году обучения большое внимание уделяется изучению ритмики и основам классического танца, которые являются своего рода подготовкой к восприятию и исполнению народного танца, требующего большего мастерства и зрелости.
По окончанию курса обучения по народно-сценическому танцу учащийся должен
Знать:
- Названия движений у станка и как они исполняются;
- Элементы народных танцев, пройденных по программе;
- Особенности танцевальной культуры разных народов.
Уметь:
- Определять характерные черты танцевального искусства разных стран;
- Владеть навыками исполнения движений экзерсиса у станка;
- Исполнять элементы народных танцев в присущей им манере;
- Ориентироваться в пространстве (на сценической площадке);
- Слаженно танцевать в ансамбле.
Иметь представление:
- О взаимовлиянии культуры, быта народа и его танцевального искусства.
Содержание программы
Курс «Народно-сценический танец»
I год обучения
Учащихся должен знать:
- Истоки народного хореографического искусства;
- Основные позиции и положения рук и ног, положение головы и корпуса во время исполнения простейших народного танца;
- Название изученных движений у станка и основных движений народно-сценического танца (терминологию).
Уметь:
- Исполнять основные движения народных танцев в простейшей форме у станка и на середине зала.
Владеть:
- Постановкой корпуса, рук, ног, головы;
- Навыками простейшей координации в исполнении движений.
Тема №1. Истоки развития русского народного танца
Танец в древних игрищах и языческих обрядах. Скоморохи и их роль в развитии русскою народного танца. Светский характер искусства и хореографии при Петре I, Отношение официальных кругов к русскому народному танцу. Особенности развития русского народного танца в XVIII - XIX вв. Сохранение и развитие танцевальных традиций русской хореографии на современном этапе.
Тема№ 2. Ёхор - традиционный танец бурят.
Ехор как самобытный хороводный танец. Истоки его возникновении. Особенности Ёхора, местные региональные различия в манере исполнения.
Тема 3. Творчество танцевальных коллективов Севера.
Государственный Чукотско-Эскимосский ансамбль песни и танца «Эргырон», Государственный национальный ансамбль танца «Мэнго» творческая деятельность этих коллективов. (Просмотр видео материала)
Тема 4.1 Русский танец
Практическое занятие:
Движения рук: Перевод рук из стороны в сторону, скрещивание рук на груди,
раскрывание рук в сторону через 3 позицию.
Поклоны: простой поясной поклон с продвижением вперёд и отходом назад.
Ходы: Шаг- притоп, на ребро каблука с притопом- с продвижением вперёд, боковой ход с вынесением ноги на каблук (по 3-й свободной позиции), «припадание» на
месте (по 1-й прямой позиции), «припадание» в повороте по четвертям класса (по 1-й
прямой позиции).
Дроби: «Дробная дорожка» на месте, «ключ» простой, «ковырялочка» с под
скоком.
«Молоточки» на месте.
«Верёвочка» (одинарная) на полной стопе.
Хлопки и хлопушки: Удары по бедру (фиксирующие; скользящие к себе и от
себя), удары по голенищу сапога впереди и сзади (фиксирующие; скользящие впереди и
сзади), хлопок, и удар по бедру.
Полуприсядки и присядки: С вынесением ноги на каблук, с открыванием ноги на воздух.
Вращения: на подскоках (на середине зала) по 1/4 и 1/2 класса
.
II год обучения
Тема №1. Особенности исполнения хороводов
Хоровод как один из основных жанров русского народного танца. Виды хороводов. Хоровод как самый распространенный и самый древний жанр. Характеристика и определение хороводов: вечерошние, игровые, круговые, узорчатые. Примеры хороводов по видам (на усмотрение преподавателя).
Тема№2. Творчество Татьяны Ефремовны Гергесовой.
Т.Е. Гергесова — носительница и хранительница народной танцевальной культуры Бурятского народа. Творческие работы заслуженной артистки России, народной артистки Бурятии Т.Е. Гергесовой
Тема№ 3. Истоки возникновении и развитие Эвенкийского танца
Знакомство с историей, культурой, бытом эвенков. Традиционные национальные праздники. Проблема сохранения и развития эвенкийского танца. Национальный костюм.
Тема 4.1 Русский танец
Практическое занятие:
I). Поклоны: Хороводный праздничный поклон (жен.), мужской праздничный обрядовый поклон;
2). Расположение танцующих в массовых танцах: Фигуры: «Круг», «Два круга рядом», «Круг в круге», «3вездочка» , «Карусель» или большая «звездочка», «Корзиночка», «Цепочка», «Улитка», «Змейка», «Воротики», «Колонна», «Стенка», «Гребень».
3). Ходы: Быстрый скользящий шаг, «Припадание» по третьей позиции (на месте и с продвижением в сторону), переменный ход с проскальзывающим ударом по первой позиции, основной ход хоровода «Заплетись плетень» (Юго-запад России, Брянская обл.) небольшой шаг на всю стопу, на каждую восьмую такта, акцентируя шаг правой ногой притопом иа каждую сильную долю такта с одновременным движением правого плеча вперед.
4). Дроби: «Дробная дорожка» - в продвижении, двойная дробь (с двойным ударом ноги по первой прямой позиции) - на месте.
5). «Веревочка»: Одинарная «веревочка» в повороте по четвертям класса (на полной стопе), одинарная «веревочка» (на полупальцах),
6). Хлопки и хлопушки: Удары по подошве сапога, удары по носку сапога.
7). Полуприсядки и присядки: Полуприсядки с открыванием ноги на носок и на каблук «ковырялочка», присядка по первой свободной позиции в сочетании с хлопками.
8). Вращения Подготовка к вращению «Шэнэ», вращение «Шэнэ».
9). Прыжки: с поджатыми назад ногами, с поджатыми перед грудью ногами.
Тема 5.2 Бурятский танец ( по выбору преподавателя изучаются подражательные танцы в постановке Т.Е. Гергесовой «Нерпушки», «Тарбаган- Талый Шэмэг». «Тетеревов»,«Чайки».
Практическое занятие:
Основные движения танца «Нерпушки»: «Нырки», «Перевалка», «Переплетающийся ход», Перескоки вперёд- назад, «Обволакивающее» (круговое движение вокруг лица вытянутыми навстречу друг другу кистями с небольшим расстоянием между собой), «плавательно - нырковое», «Разговор-диалог» (поворот перебором ног на каждую восьмую такта с легким покачиванием головы и кистей рук), «Боковой нырок с поворотом»
Основные движения танца «Тетерева»: «Полёт тетерки», поворот на месте со взмахами кистями рук по сторонам, поворот в паре, подскоки на месте со взмахами рук
перед собой, поворот в присядке с хлопками, бeг перескоком (вперёд и назад), перескоки на месте, покачивание на месте (жен.), полуповороты со взмахами рук (муж.), подскоки в полном присядке(муж.), ход в сторону в присядке (муж.), переступание 8 сторону (жен.)
Основные движении танца « Чайки»: основной ход, охота, проходящий ёхор, соло, полет, борьба, птичий ход, прыжок.
III год обучения
Тема №1. Местные особенности исполнения некоторых элементов русского народного танца
Практическое занятие:
Казачий, Семейский танцы - истоки возникновения, манера и характерные особенности исполнения, костюм, обычаи, игры.
Тема №2. Творчеcтво танцевальных коллективов Бурятии
Бурятский Государственный театр танца «Байкал», история возникновения, творческая деятельность. Знакомство с лучшими хореографическими коллективами Бурятии (посещение концертов, просмотр видео)
Тема №3 Истоки и развитие Тувинского танца
Знакомство с историей, культурой, бытом тувинского народа. Традиционные национальные праздники. Проблемы сохранения и развития тувинского танца. Национальный сценический костюм.
Тема № 4. Русский танец (Казачий)
Практическое занятие:
1.Позиции и положения рук;
2.Ходы и основные движения: Основной ход (с каблука, с носка), шаг-бег на всю стопу, припечатывая каждый шаг (на полуприседании), «Припадания» и «упадания», ход переступания ми: носок- каблук (вперёд; в сторону), «Ключ»- усложнённый (окончание движений), удары каблуками перед собой с переступанием, дробь каблуком с разворотом стопы рабочей ноги возле щиколотки опорной из невывортного положения в выворотное (с последующими переступания ми по 3-й свободной позиции), удары полупальцами справа и слева от опорной ноги(рабочая нога, сгибаясь в колене, отбрасывается в сторону с последующим ударом полупальцем об пол);
Хлопушки: «Хлопушки» скользящие - по бедру, голенищу, подошве сапога, об
пол, тройные (строенные) удары и хлопки: а) скользящий хлопок и 2-а удара по голенищу сапога; б) скользящий хлопок и 2-а удара по бедру, хлопушечный ключ.
Присядки: присядка по 1-й свободной позиции в сочетании с хлопками и удара
ми, присядка-«раз ножка» (в стороны, на ребро каблука; вперёд- назад);
Вращения на месте припаданиями по 3-й позиции
Тема №4.1 Семейский танец
Практическое занятие:
Основные положения рук: скрестив под [рудью, во второй позиции локти присог-туты, (кисти рук приподняты или сжаты слегка в кулак, тыльной стороной на талии).
Основные движении: дробь «горох», дробь «хромово», семейский ключ, шаркающий ход, трилистник, трилистник с притопом, трислистник с небольшим подскоком и притом, пришлепы.
Тема № 4.2 Бурятский танец - танцы, отображающие трудовой процесс в постановке Т.Е. Гергесовой
Практическое занятие:
Трудовой танец "Выделка шкур"- основные движения: Ход с засучиванием рукавов. Притопы с прижимистым ударом, обработка шкуры, вытягивание шкуры, подскоки;
«Кошмокатание» - переменный ход назад, переменный ход вперед, притаптывание, боковое притаптывание, валяние кошмы;
IV год обучения
Тема №1. Русская народная пляска.
Пляска как один из основных жанров русского народного танца. Происхождение Русской пляски.
Практическое занятие:
Импровизация как основа пляски.
Множество видов Русской пляски: одиночная (сольная) пляска (женская одиночная,. мужская одиночная), парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая пляска.
Тема.№2. Творчество танцевальных коллективов Республики Саха Якутия
Практическое занятие:
Национальный театр танца Республики Саха (Якутия) им. Зверева - Кыыл-Уола, история возникновения, творческая деятельность. Знакомство с лучшими хореографическими коллективами Якутии (посещение концертов, просмотр видео)
Тема №З История и развитие якутского танца
Знакомство с историей и культурой якутского народа.
Практическое занятие:
Танцевальный фольклор, его связь с бытом, традициями и обычаями народа.
Тема №4.1Русский народный танец (Иркутской области)
Практическое занятие:
Основные положения рук в сибирских танцах: крест на крест, в звездочке,
парные положения.
- Основные движения: сибирский ход, тройной русский, шаркающий тройной,
тройной с ударом каблука, оёкский ход, простая дробь, двойной дробный ход, боковой
шаг, боковой ход. боковой дробный, притоп, припляс, сибирский ключ, присядка качал
ка, галоп, боковой скользящий
Для изучения предлагаются танцы: «Тройка», «Четверка», «Пятера», «Шестера» и т.д. (см. Э. Филиппов «Русские народные танцы Иркутской области»)
Тема № 4.2 Бурятский танец (по выбору педагога)
Изучается классика бурятской народной хореографии «Ехор» - постановка Т.Е. Гергесовой, «Цветок Байкала» - постановка М.С. Заславского, «Мэндэшен» - постановка М.А. Арсеньева, «Наши девушки» - постановка М.С. Заславского
Тема 53 Эвенкийский танец»
Практическое занятие:
Движении Эвенкийского танца «Возвращаясь с охоты»: ход вперед «На лыжах», (скользящие пружинистые шаги с легким перескоком), «Спуск с горы на лыжах» (переступание с ноги на ногу на подушечках ступней на каждую восьмую такта; руки согнутые в локтях очерчивают два полных круга по сторонам корпуса, покачивание на месте вверх вниз, «Ход в сторону на лыжах» (приставные шага на всю стопу), «Переваливаясь с ноги на ногy» (подражание движению медведя), прыжки вперед и хлопки, прыжки в сторону подряд, «Тетерева на току» (подскоки по первой прямой позиции на каждую четверть такта, постепенно продвигаясь в сторону, кувырок в положении сидя «калачиком», Хлопки по земле и подскоки сидя,
Также для изучения предлагаются танцы: Да-Бэй-Дэ (старинный эвенкийский бытовой хоровод), танец с пальмами, танец с хореем, Ехорье, танец шамана.(см. Олофинский Н.А. Танцы народов Красноярского края.- Красноярское книжное издательство, 1959; Бородовский М. Танцы севера Забайкалья. - Чита,1989)
Методическое обеспечение
Курс « Народно-сценический танец»
Блоки | Виды занятий | Дидактический и наглядный материал | Приемы и методы обучения | Формы подведения итогов |
II год обучения | ||||
Вводное занятие. Техника безопасности, ППБ и правила дорожного движения Предмет « Народно-сценический танец» его история, цели и задачи | Просмотр видео материала с концертными номерами учащихся студии | Видео и фото материал. Знаки (ПДД, ППБ) | Лекция Диалог Стихи, загадки Словесное объяснение Просмотр видео материала Наглядный показ | Тестирование коллективное Кроссворд |
История и развитие русского народного танца | Водное учебное занятие вводная беседа в курс | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Терминология народного танца | Вводное учебное занятие на середине зала | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Наглядный показ движений Словесное обучение Самостоятельная работа над движениями и упражнениями | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
История и развитие бурятского танца | Водное учебное занятие вводная беседа в курс | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Наглядный показ движений Словесное обучение Самостоятельная работа над движениями и упражнениями | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Занятия у станка | Водное учебное занятие у станка | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Занятия на середине зала | Вводное учебное занятие на середине зала | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Контрольные занятия | Итоговое контрольное занятие | Иллюстрации Фонограмма | Самостоятельная работа | Индивидуальное тестирование |
III год обучения | ||||
Вводное занятие. Техника безопасности, правила пожарной безопасности и правила дорожного движения Предмет « Народно-сценический танец» его история, цели и задачи | Просмотр видео материала с концертными номерами учащихся студии | Видео и фото материал. Знаки (ПДД, ППБ) | Лекция Диалог Стихи, загадки Словесное объяснение Просмотр видео материала Наглядный показ | Тестирование коллективное Кроссворд |
Значение танца в жизни русского танца | Водное учебное занятие вводная беседа в курс | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Творчество выдающихся деятелей хореографического искусства в области народно танца | Водное учебное занятие вводная беседа в курс | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
История и развитие бурятского танца | Учебное занятие вводная беседа в курс | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Занятия у станка | Учебное занятие у станка | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Занятия на середине зала | Водное учебное занятие у станка | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Контрольное занятие | Итоговое контрольное занятие | Иллюстрации Фонограмма | Самостоятельная работа | Индивидуальное тестирование |
V год обучения | ||||
Вводное занятие. Техника безопасности, правила пожарной безопасности и правила дорожного движения Предмет «Народно-сценический танец» его история, цели и задачи | Просмотр видео материала с концертными номерами учащихся студии | Видео и фото материал. Знаки (ПДД, ППБ) | Лекция Диалог Стихи, загадки Словесное объяснение Просмотр видео материала Наглядный показ | Тестирование коллективное Кроссворд |
Русская народная пляска | Учебное занятие беседа | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Творчество танцевальных коллективов Севера | Учебное занятие беседа | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
История и развитие тувинского танца | Учебное занятие беседа | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Занятия у станка | Учебное занятие у станка | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Занятия на середине зала | Учебное занятие на середине зала | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Контрольные занятия | Итоговое контрольное занятие | Иллюстрации Фонограмма | Самостоятельная работа | Индивидуальное тестирование |
Курс «Модерн-джаз-танец» является синтезированной дисциплиной хореографической специализации. «Модерн-джаз-танец» изучается как основной вид танца на современной эстраде.
В современном искусстве каждое появление актёра на сцене с тем или иным музыкальным номером – будь то вокалист, танцовщик, гимнаст – сопряжено с элементами современных движений, по сути - модерн – джаз танца. Танцу доступно всё: от трагедии до площадной комедии, от высоких чувств до низменных страстей. Танец может заставить смеяться под влиянием джазового танца и танца модерн, а также классического танца. Время пространство, энергия – вот три основных константы, на которых до сих пор строится танец – модерн, и особенно техника пластической импровизации. Необходимо заметить, что в этом направлении танца огромную роль всегда играет индивидуальность исполнителя, его способность к самовыражению через движение, всегда ценится способность неординарно пластически мыслить.
В связи с активно возросшим общественным интересом к этому виду танца курс «Модерн-джаз-танец» введён в учебный процесс.
Современный танец привлекает детей своей экспрессивностью, яркостью, ассоциируется у них с дискотечными вечерами. Однако дискотека не способна привить подросткам культуру танцевальных движений и взаимоотношений.
Цель: Посредством приобщения учащихся к миру современного искусства хореографии воспитать жизнеустойчивость подрастающего поколения, развить интерес к танцу, формировать пластику и культуру движения, выразительность, способствовать поиску и реализации творческих задач учащихся.
Задачи:
- Изучение основ основных стилей, направлений, школ танцев модерн, джаз, стэп, рэп;
- Освоение особенностей манеры исполнения, внутреннего эмоционального характера каждого из направлений изучаемых танцев.
- Закрепление пройденного материала на основе собственной сочинительской работы учащихся.
В данной программе предпринимается попытка развить способность детей осваивать мир в условных образах - символах, мышлению ритмопластическими формами.
Программа рассчитана на три года обучения (с 3 по 5 год обучения), осваивают её учащиеся, освоившие программы 1-го и 2-го года обучения по ритмике, классическому и народному танцу,
Курсу «Модерн – джаз – танец» обучаются дети с третьего года обучения. Это связанно с тем, что на первом и втором году обучения большое внимание уделяется изучению ритмики, основам классического танца, народно-сценическому танцу, формирующих эстетические приоритеты, культуру движений.
Учащиеся во время всего процесса обучения принимают участие в концертах, конкурсах, фестивалях, в открытиях ярмарок и выставок.
Содержание программы
Курс «Модерн - джаз танец»
I год обучения
Тема № 1. Основы овладения техникой джаз танца.
Практическое занятие:
Партер джаз. Проработка на полу всех основных положений ног и корпуса. Закрепление мышечных ощущений, не свойственных при исполнении классического и народного танцев. Положение контракции и релаксации в положении лежа и сидя, маленькие мостики и разножки. Сокращенная и круговая работа стоп по 6 и 5 позициям. Проработка батман-жете вперед со стопы, сокращенная от колена. Волнообразные движения корпуса в положении круазе сидя. Рон де жам ан лер ан деор и ан де дан из положения лежа. Проработка выхода на большой «мостик» из положения, стоя растяжки лежа (на проработку положения ноги ан лер в сторону) растяжки из положения сидя включая поясничную работу. Гранд батман жете вперед, в сторону, назад, используя пассе выворотное и не выворотное, кольцо и т.д. в положении лежа и сидя. Введение элементарных акробатических элементов. Среднее и верхнее падение.
Дыхательная гимнастика. Упражнение на середине.
Проучивание основных позиций ног джаз-танце: «вторая параллель», «четвертая параллель», «перпендикуляр».
Проучивание основных позиций рук: джаз 1, джаз 2, джаз 3, джаз 4. Работа корпуса, плеч, рук и головы в положении стоя. Тяговые пор де бра, про де бра, проработка торсовых смещений, работы боков.
Тема № 2. Техническое овладение упражнениями у станка.
Практическое занятие:
Развернутая разминка на материале современного джаза.
Проучивание и основание в чистом виде:
Деми и гранд плие по второй, четвертой и шестой позициям.
Батман тандю вперед, в сторону, назад. Шаги тандю с разворотом на 180 градусов.
Батман жете по всем направлениям. Шаги жете с разворотом на 180 градусов.
Ронд де жамб партер ан деор и ан дедан. Проучивание позиции скручивание в 6 позицию.
Проучивание восьмерки корпуса одновременно с позиции скручивания.
Подготовка к ронд де жамб ан лер, стоя лицом к станку и спиной к станку.
Проучивание тура с ногой, открытой в сторону.
Батман девелоппе вперед, в сторону и назад.
Гранд батман жете по всем направлениям через девлоппе.
Порте де бра.
Раскладка основ разминочной части урока на середине зала: работа головы, стоп, коленей, плеч, бедер со средней частью корпуса, паховые и боковые растяжки.
Туры со второй позиции, характерные для немецкой школы современного джаза.
Вся разминка основана на данном материале с четким, ритмическим разложенным рисунком. Характерно использование чередования темпоритмов, синкоп, смещенного ритма, свойственному джазовому танцу. Фиксация всех основных положений и позиций проученного материала в эстетических позициях и использование простейших танцевальных комбинаций.
Кросс.
Тема № 3. Освоение усложненной техники с помощью прыжков и вращений.
Практическое занятие:
Овладение системой растяжки «стрейтч», характером и особенностями классического и традиционного джаза.
Вращение:
- простейшие вращения из релаксационного раскрытия до второй позиции в контракцию по шестой позиции;
- «штопор»; туры с подменой ног и одновременной работой корпуса, восьмеркой.
По диагонали:
- туры шене, тур лян
Прыжки:
- педальный (жете вниз); гранд жете вперед, в сторону, назад через пассе;
- сиссон ферме; сиссон уверд с ногой, открытой в положение анлер; ранверсе.
Танцевальные шаги:
- па бе, паде буре
Стрейтч пор де бра в сторону, вперед-вниз, назад в положение сидя.
Стрейтч – батман тандю, батман жете, ронд де жамб партер.
Стрейтч – скручивание и раскручивание корпуса. Постижение и классического джаза на середине зала. Скручивание и раскручивание корпуса через положение параллельно полу. Торсовая работа корпуса (боковая) – «растяжки» на закрепление мышечных ощущений спины и бока.
Проработка стопы на позиции «параллель» через чередование и выворотных и параллельных позиций ного современной усложненной работой корпуса через контракцию, закрытием и раскрытием корпуса с постоянной сменой работы рук в позициях «джаз». Маховая работа рук с широким использованием дыхания в стилистике классического джаза.
Использование всех упражнений на середине зала в сочетании (поочередно) классических и джазовых позиций ног и корпуса. Повороты фуэте и гранд фуэте. Пируэт со второй позиции из положения ноги, открытой в сторону с падебуре. Пируэт из четвертой позиции. Пируэт с гранд плие. Пируэт в позу с раскрытой ногой в сторону раскрытой на 90 градусов.
Прыжки:
- па эшаппе с поворотом; сиссон уверт с поворотом; сиссон уверт жете; падебаск; па шассе с поворотом; гранд жете фуэте, револьтад.
Все выше обозначенные пируэты и прыжки используются в комбинационном танцевальном материале, который на данном этапе изучения джаза занимает равное место наряду с технической частью урока. Параллельно учащиеся занимаются самостоятельной сочинительской работы на материале классического танца-джаза(комбинации на середине зала).
Тема № 4. Американская школа джаз-танца
Практическое занятие:
Овладение техникой афроджаза.
Стиль рэп.
Проучивание основных ходов (простого и тройного). Скольжение. Наработка ритмического рисунка, характерного для афрод-джаза при использовании основных ходов. Пульсация торса. Выталкивающие и вращательные движения бёдер. Движения падающего и поднимающегося с пола тела и средний, верхних положений. Раскручивание корпуса. Круговые и вертикальные смещения плеч. Работа рук («круты», хлопки, вращения).
Проучивание основного хода и движений стиля рэп. Наработка стилистики в комбинациях.
Использование всех ранее проученных джазовых шагов, туров, пируэтов, прыжков сочинительской работе учащихся на материале афроджаза. Появление диксиленда и свинга.
Трансформация стиля Би-боп в свободный джаз. Варианты блюла рок – н – ролл, рок, джаз-рок, хард-рок, диско, новая волна, электро- поп, рэп, (хип-хоп)
Использование музыки для свободной импровизации учащихся. Сочинение комбинации для экзаменационного показа. Уровни.
II год обучения
Усложненные композиции.
Тема № 1. Основы овладения техникой джаз танца.
Практическое занятие:
Партер джаз. Проработка на полу всех основных положений ног и корпуса. Закрепление мышечных ощущений, не свойственных при исполнении классического и народного танцев. Положение контракции и релаксации в положении лежа и сидя, маленькие мостики и разножки. Сокращенная и круговая работа стоп по 6 и 5 позициям. Проработка батман-жете вперед со стопы, сокращенная от колена. Волнообразные движения корпуса в положении круазе сидя. Рон де жам ан лер ан деор и ан де дан из положения лежа. Проработка выхода на большой «мостик» из положения, стоя растяжки лежа (на проработку положения ноги ан лер в сторону) растяжки из положения сидя включая поясничную работу. Гранд батман жете вперед, в сторону, назад, используя пассе выворотное и не выворотное, кольцо и т.д. в положении лежа и сидя. Введение элементарных акробатических элементов. Среднее и верхнее падение.
Дыхательная гимнастика. Упражнение на середине.
Проучивание основных позиций ног джаз-танце: «вторая параллель», «четвертая параллель», «перпендикуляр».
Проучивание основных позиций рук: джаз 1, джаз 2, джаз 3, джаз 4. Работа корпуса, плеч, рук и головы в положении стоя. Тяговые пор де бра, про де бра, проработка торсовых смещений, работы боков.
Тема № 2. Техническое овладение упражнениями у станка.
Практическое занятие:
Развернутая разминка на материале современного джаза.
Проучивание и основание в чистом виде:
Деми и гранд плие по второй, четвертой и шестой позициям.
Батман тандю вперед, в сторону, назад. Шаги тандю с разворотом на 180 градусов.
Батман жете по всем направлениям. Шаги жете с разворотом на 180 градусов.
Ронд де жамб партер ан деор и ан дедан. Проучивание позиции скручивание в 6 позицию.
Проучивание восьмерки корпуса одновременно с позиции скручивания.
Подготовка к ронд де жамб ан лер, стоя лицом к станку и спиной к станку.
Проучивание тура с ногой, открытой в сторону.
Батман девелоппе вперед, в сторону и назад.
Гранд батман жете по всем направлениям через девлоппе.
Порте де бра.
Раскладка основ разминочной части урока на середине зала: работа головы, стоп, коленей, плеч, бедер со средней частью корпуса, паховые и боковые растяжки.
Туры со второй позиции, характерные для немецкой школы современного джаза.
Вся разминка основана на данном материале с четким, ритмическим разложенным рисунком. Характерно использование чередования темпоритмов, синкоп, смещенного ритма, свойственному джазовому танцу. Фиксация всех основных положений и позиций проученного материала в эстетических позициях и использование простейших танцевальных комбинаций.
Кросс.
Тема № 3. Освоение усложненной техники с помощью прыжков и вращений.
Практическое занятие:
Овладение системой растяжки «стрейтч», характером и особенностями классического и традиционного джаза.
Вращение:
- простейшие вращения из релаксационного раскрытия до второй позиции в контракцию по шестой позиции;
- «штопор»; туры с подменой ног и одновременной работой корпуса, восьмеркой.
По диагонали:
- туры шене, тур лян
Прыжки:
- педальный (жете вниз); гранд жете вперед, в сторону, назад через пассе;
- сиссон ферме; сиссон уверд с ногой, открытой в положение анлер; ранверсе.
Танцевальные шаги:
- па бе, паде буре
Стрейтч пор де бра в сторону, вперед-вниз, назад в положение сидя.
Стрейтч – батман тандю, батман жете, ронд де жамб партер.
Стрейтч – скручивание и раскручивание корпуса. Постижение и классического джаза на середине зала. Скручивание и раскручивание корпуса через положение параллельно полу. Торсовая работа корпуса (боковая) – «растяжки» на закрепление мышечных ощущений спины и бока.
Проработка стопы на позиции «параллель» через чередование и выворотных и параллельных позиций ного современной усложненной работой корпуса через контракцию, закрытием и раскрытием корпуса с постоянной сменой работы рук в позициях «джаз». Маховая работа рук с широким использованием дыхания в стилистике классического джаза.
Использование всех упражнений на середине зала в сочетании (поочередно) классических и джазовых позиций ног и корпуса. Повороты фуэте и гранд фуэте. Пируэт со второй позиции из положения ноги, открытой в сторону с падебуре. Пируэт из четвертой позиции. Пируэт с гранд плие. Пируэт в позу с раскрытой ногой в сторону раскрытой на 90 градусов.
Прыжки:
- па эшаппе с поворотом; сиссон уверт с поворотом; сиссон уверт жете; падебаск; па шассе с поворотом; гранд жете фуэте, револьтад.
Все выше обозначенные пируэты и прыжки используются в комбинационном танцевальном материале, который на данном этапе изучения джаза занимает равное место наряду с технической частью урока. Параллельно учащиеся занимаются самостоятельной сочинительской работы на материале классического танца-джаза(комбинации на середине зала).
Тема № 4. Американская школа джаз-танца
Овладение техникой афроджаза.
Стиль рэп.
Проучивание основных ходов (простого и тройного). Скольжение. Наработка ритмического рисунка, характерного для афрод-джаза при использовании основных ходов. Пульсация торса. Выталкивающие и вращательные движения бёдер. Движения падающего и поднимающегося с пола тела и средний, верхних положений. Раскручивание корпуса. Круговые и вертикальные смещения плеч. Работа рук («круты», хлопки, вращения).
Проучивание основного хода и движений стиля рэп. Наработка стилистики в комбинациях.
Использование всех ранее проученных джазовых шагов, туров, пируэтов, прыжков сочинительской работе учащихся на материале афроджаза. Появление диксиленда и свинга.
Трансформация стиля би-боп в свободный джаз. Варианты блюла рок – н – ролл, рок, джаз-рок, хард-рок, диско, новая волна, электро- поп, рэп, (хип-хоп)
Использование музыки для свободной импровизации учащихся. Сочинение комбинации для экзаменационного показа. Уровни.
III год обучения
Трансформированные композиции
Тема № 1. Основы овладения техникой джаз танца.
Практическое занятие:
Партер джаз. Проработка на полу всех основных положений ног и корпуса. Закрепление мышечных ощущений, не свойственных при исполнении классического и народного танцев. Положение контракции и релаксации в положении лежа и сидя, маленькие мостики и разножки. Сокращенная и круговая работа стоп по 6 и 5 позициям. Проработка батман-жете вперед со стопы, сокращенная от колена. Волнообразные движения корпуса в положении круазе сидя. Рон де жам ан лер ан деор и ан де дан из положения лежа. Проработка выхода на большой «мостик» из положения, стоя растяжки лежа (на проработку положения ноги ан лер в сторону) растяжки из положения сидя включая поясничную работу. Гранд батман жете вперед, в сторону, назад, используя пассе выворотное и не выворотное, кольцо и т.д. в положении лежа и сидя. Введение элементарных акробатических элементов. Среднее и верхнее падение.
Дыхательная гимнастика. Упражнение на середине.
Проучивание основных позиций ног джаз-танце: «вторая параллель», «четвертая параллель», «перпендикуляр».
Проучивание основных позиций рук: джаз 1, джаз 2, джаз 3, джаз 4. Работа корпуса, плеч, рук и головы в положении стоя. Тяговые пор де бра, про де бра, проработка торсовых смещений, работы боков.
Тема № 2. Техническое овладение упражнениями у станка.
Практическое занятие:
Развернутая разминка на материале современного джаза.
Проучивание и основание в чистом виде:
Деми и гранд плие по второй, четвертой и шестой позициям.
Батман тандю вперед, в сторону, назад. Шаги тандю с разворотом на 180 градусов.
Батман жете по всем направлениям. Шаги жете с разворотом на 180 градусов.
Ронд де жамб партер ан деор и ан дедан. Проучивание позиции скручивание в 6 позицию.
Проучивание восьмерки корпуса одновременно с позиции скручивания.
Подготовка к ронд де жамб ан лер, стоя лицом к станку и спиной к станку.
Проучивание тура с ногой, открытой в сторону.
Батман девелоппе вперед, в сторону и назад.
Гранд батман жете по всем направлениям через девлоппе.
Порте де бра.
Раскладка основ разминочной части урока на середине зала: работа головы, стоп, коленей, плеч, бедер со средней частью корпуса, паховые и боковые растяжки.
Туры со второй позиции, характерные для немецкой школы современного джаза.
Вся разминка основана на данном материале с четким, ритмическим разложенным рисунком. Характерно использование чередования темпоритмов, синкоп, смещенного ритма, свойственному джазовому танцу. Фиксация всех основных положений и позиций проученного материала в эстетических позициях и использование простейших танцевальных комбинаций.
Кросс.
Тема № 3. Освоение усложненной техники с помощью прыжков и вращений.
Практическое занятие:
Овладение системой растяжки «стрейтч», характером и особенностями классического и традиционного джаза.
Вращение:
- простейшие вращения из релаксационного раскрытия до второй позиции в контракцию по шестой позиции;
- «штопор»; туры с подменой ног и одновременной работой корпуса, восьмеркой.
По диагонали:
- туры шене, тур лян
Прыжки:
- педальный (жете вниз); гранд жете вперед, в сторону, назад через пассе;
- сиссон ферме; сиссон уверд с ногой, открытой в положение анлер; ранверсе.
Танцевальные шаги:
- па бе, паде буре
Стрейтч пор де бра в сторону, вперед - вниз, назад в положение сидя.
Стрейтч – батман тандю, батман жете, ронд де жамб партер.
Стрейтч – скручивание и раскручивание корпуса. Постижение и классического джаза на середине зала. Скручивание и раскручивание корпуса через положение параллельно полу. Торсовая работа корпуса (боковая) – «растяжки» на закрепление мышечных ощущений спины и бока.
Проработка стопы на позиции «параллель» через чередование и выворотных и параллельных позиций ного современной усложненной работой корпуса через контракцию, закрытием и раскрытием корпуса с постоянной сменой работы рук в позициях «джаз». Маховая работа рук с широким использованием дыхания в стилистике классического джаза.
Использование всех упражнений на середине зала в сочетании (поочередно) классических и джазовых позиций ног и корпуса. Повороты фуэте и гранд фуэте. Пируэт со второй позиции из положения ноги, открытой в сторону с падебуре. Пируэт из четвертой позиции. Пируэт с гранд плие. Пируэт в позу с раскрытой ногой в сторону раскрытой на 90 градусов.
Прыжки:
- па эшаппе с поворотом; сиссон уверт с поворотом; сиссон уверт жете; падебаск; па шассе с поворотом; гранд жете фуэте, револьтад.
Все выше обозначенные пируэты и прыжки используются в комбинационном танцевальном материале, который на данном этапе изучения джаза занимает равное место наряду с технической частью урока. Параллельно учащиеся занимаются самостоятельной сочинительской работы на материале классического танца-джаза(комбинации на середине зала).
Тема № 4. Американская школа джаз-танца
Практическое занятие:
Овладение техникой афроджаза.
Стиль рэп.
Проучивание основных ходов (простого и тройного). Скольжение. Наработка ритмического рисунка, характерного для афрод-джаза при использовании основных ходов. Пульсация торса. Выталкивающие и вращательные движения бёдер. Движения падающего и поднимающегося с пола тела и средний, верхних положений. Раскручивание корпуса. Круговые и вертикальные смещения плеч. Работа рук («круты», хлопки, вращения).
Проучивание основного хода и движений стиля рэп. Наработка стилистики в комбинациях.
Использование всех ранее проученных джазовых шагов, туров, пируэтов, прыжков сочинительской работе учащихся на материале афроджаза. Появление диксиленда и свинга.
Трансформация стиля би-боп в свободный джаз. Варианты блюла рок–н–ролл, рок, джаз-рок, хард-рок, диско, новая волна, электро- поп, рэп, (хип-хоп)
Использование музыки для свободной импровизации учащихся. Сочинение комбинации для экзаменационного показа. Уровни.
Тема № 5. Творческая работа..
Практическое занятие:
Самостоятельная постановка танцевальных композиций.
Методическое обеспечение
Курс «Модерн-джаз-танец»
Блоки | Виды занятий | Дидактический и наглядный материал | Приемы и методы обучения | Формы подведения итогов |
III год обучения | ||||
Вводное занятие. Техника безопасности, правила пожарной безопасности и правила дорожного движения Предмет «Модерн-джаз-танец» его история, цели и задачи | Просмотр видео материала с концертными номерами учащихся студии | Видео и фото материал. Знаки (ПДД, ППБ) | Лекция Диалог Стихи, загадки Словесное объяснение Просмотр видео материала Наглядный показ | Тестирование коллективное Кроссворд |
История развития модерн-джаз танцу | Водное учебное занятие вводная беседа в курс | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Основные позиции и положения рук и ног | Учебное занятие на середине зала | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Дыхательная гимнастика | Вводное занятие по правилам дыхательной гимнастики. | Иллюстрации Фонограмма Телевидение | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Поза коллапса | Вводное учебное занятие | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр |
Изоляция и полицентрия | Учебное трансформированное занятие | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Стрейчинг | Трансформированное учебное занятие и беседа | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Контрольные занятия | Итоговое контрольное занятие | Иллюстрации Фонограмма | Самостоятельная работа | Индивидуальное тестирование |
IV год обучения | ||||
Вводное занятие. Техника безопасности, правила пожарной безопасности и правила дорожного движения Предмет «Модерн-джаз-танец» его история, цели и задачи | Просмотр видео материала с концертными номерами учащихся студии | Видео и фото материал. Знаки (ПДД, ППБ) | Лекция Диалог Стихи, загадки Словесное объяснение Просмотр видео материала Наглядный показ | Тестирование коллективное Кроссворд |
Основоположники модерн-джаз-танца | Учебное занятие беседа | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Джаз как художественное явление | Учебное занятие беседа | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Экзерсис у станка | Учебное занятие беседа | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Занятия на середине зала | Трансформированное учебное занятие на середине зала | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Вращения | Усложненное учебное занятие на середине зала | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Кросс | Усложненное учебное занятие на середине зала | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Стрейтчинг | Трансформированное учебное занятие и беседа | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Контрольные занятия | Итоговое контрольное занятие | Иллюстрации Фонограмма | Самостоятельная работа | Индивидуальное тестирование |
V год обучения | ||||
Вводное занятие. Техника безопасности, правила пожарной безопасности и правила дорожного движения Предмет «Модерн-джаз-танец» его история, цели и задачи | Просмотр видео материала с концертными номерами учащихся студии | Видео и фото материал. Знаки (ПДД, ППБ) | Лекция Диалог Стихи, загадки Словесное объяснение Просмотр видео материала Наглядный показ | Тестирование коллективное Кроссворд |
Американская школа джаз-модерн. | Учебное занятие беседа | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Афро-американский джазовый танец. | Учебное занятие Беседа | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Техника афроджаза. | Вводное учебное занятие | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Стиль рэп. | Учебное занятие на середине зала | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Хип-хоп, Би-боп, джаз-рок и т.д. | Учебное занятие на середине зала | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Уровни. | Учебное занятие на середине зала | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Импровизация (партнеринг) | Учебное занятие на середине зала | Иллюстрации Фонограмма Телевидение Видео материал | Словесное объяснение Наглядный показ педагога | Опрос индивидуальный и коллективный просмотр, индивидуальное тестирование |
Контрольные занятия | Итоговое контрольное занятие | Иллюстрации Фонограмма | Самостоятельная работа | Индивидуальное тестирование |
Список литературы
- «Непрерывное дополнительное художественное образование в области хореографии» Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ 2007
- Л.Н. Буйлова и С.В. Кочнева Организация методической службы, Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001год
- Хелен Идом и Николя Кэтрэк Хочу танцевать Издательство «Махаон» 1998 год.
- М. А. Михайлова и Н.В. Воронина Танцы, игры, упражнения для красивого движения, Издательство «Академия развития» 2004 год
- Учимся танцевать Самбу. ООО «Попурри», 2002 год
- Самоучитель бальных танцев, изд. «Феникс», 2002 год
- Алекс Мур Бальные танцы, Астрель 2004 год.
- Латиноамериканские танцы АСТ 2003 год
- Азбука танцев, АСТ-Сталкер2005 год.
- Барышников ТК Азбука хореографии. СПб: Респекс,1996 г.
- Классический танец. Звздочкин ФЮ. 2005г.
- Г. П. Гусев Методика преподавания народного танца ЗАО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».2000 год
- Е.Б.Овчаренко, Н.И. Смолянинова История и теория народно-сценического танца издательство АГИИК, 2004 Барнаул
- Л.Д. Ивлева Экзерсис народно-сценического танца Челябинск 1989 г.
- Основы современного танца Ростов-на-Дону «Феникс» 2005год
Приложение №2
Учебно-тематический план
Программы «Хореография»
по курсу «Основы классического танца»
на 5 лет обучения
№ пп | Наименование темы | Количество часов | ||||||||||||||
1год обучения | II год обучения | III год обучения | IV год обучения | V год обучения | ||||||||||||
Теория | практика | Итого | Теория | практика | Итого | Теория | практика | Итого | Теория | практика | Итого | Теория | практика | Итого | ||
Вводное занятие по основам классического танца | 6 | 4 | 10 | 10 | 10 | |||||||||||
Понятия классический танец | 6 | |||||||||||||||
Русская школа классического танца | 6 | |||||||||||||||
Практическая часть | ||||||||||||||||
Экзерсис у станка | 6 | 22 | 22 | 22 | 22 | |||||||||||
Экзерсис на середине зала | 6 | 20 | 20 | 20 | 20 | |||||||||||
Аллегро | 6 | 20 | 20 | 20 | 20 | |||||||||||
Контрольное занятие | 6 | 10 | 10 | 10 | 10 | |||||||||||
Игровое занятие | 6 | 12 | 12 | 12 | 12 | |||||||||||
Психологические тренинги | 6 | 14 | 14 | 14 | 14 | |||||||||||
18 | 30 | 48 | 24 | 84 | 108 | 24 | 84 | 108 | 24 | 84 | 108 | 24 | 84 | 108 |
Приложение № 4
Учебно-тематический план
программы «Хореография»
курс «Народно-сценический танец»
4 года обучения
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
Теория | практика | Итого | ||
1 год обучения | ||||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | История и развитие русского народного танца | 2 | ||
3. | Терминология народного танца | 2 | ||
4. | История и развитие бурятского танца | 2 | ||
5. | Занятия у станка | 24 | ||
6. | Занятия на середине зала | 10 | ||
7. | Контрольные занятия | 1 | 7 | |
8. | Постановочная работа. Русский танец | 28 | ||
9. | Постановочная работа. Бурятский танец | 28 | ||
10. | Игровые психологические занятия | 2 | ||
Итого | 8 | 100 | 108 | |
2 год обучения | ||||
1. | Вводное занятие | 1 | ||
2. | Значение танца в жизни русского танца | 1 | ||
3. | Творчество выдающихся деятелей хореографического искусства в области народно танца | 1 | ||
4. | История и развитие бурятского танца | 1 | ||
5. | Занятия у станка | 18 | ||
6. | Занятия на середине зала | 10 | ||
7. | Контрольные занятия | 1 | 7 | |
8. | Постановочная работа. Русский танец | 22 | ||
9. | Постановочная работа. Украинский танец | 22 | ||
10. | Постановочная работа. Итальянский танец | 22 | ||
11. | Игровые психологические занятия | 2 | ||
Итого | 5 | 103 | 108 | |
3 год обучения | ||||
1. | Вводное занятие | 1 | ||
2. | Классификация русского народного танца | 1 | ||
3. | Творчество танцевальных коллективов Бурятии | 1 | ||
4. | История и развитие северных танца | 1 | ||
5. | Занятия у станка | 15 | ||
6. | Занятия на середине зала | 15 | ||
7. | Контрольные занятия | 1 | 7 | |
8. | Постановочная работа. Русский танец | 20 | ||
9. | Постановочная работа. Северный танец | 22 | ||
10. | Постановочная работа. Молдавский танец | 22 | ||
11. | Игровые психологические занятия | 2 | ||
Итого | 5 | 103 | 108 | |
4 год обучения | ||||
1. | Вводное занятие | 1 | ||
2. | Русская народная пляска | 1 | ||
3. | Творчество танцевальных коллективов Севера | 1 | ||
4. | История и развитие тувинского танца | 1 | ||
5. | Занятия у станка | 13 | ||
6. | Занятия на середине зала | 13 | ||
7. | Контрольные занятия | 1 | 7 | |
8. | Постановочная работа. Бурятский танец | 22 | ||
9. | Постановочная работа. Цыганский танец | 24 | ||
10. | Постановочная работа. Испанский танец | 22 | ||
11. | Игровые психологические занятия | 2 | ||
Итого | 5 | 103 | 108 |
Учебно-тематический план
студии «Хореография»
«Модерн-джаз танец»
3 года обучения
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
Теория | практика | Итого | ||
1 год обучения | ||||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | История развития модерн-джаз танцу | 2 | ||
3. | Основные позиции и положения рук и ног | 10 | ||
4. | Дыхательная гимнастика | 10 | ||
5. | Поза коллапса | 10 | ||
6. | Изоляция и полицентрия | 12 | ||
7. | Стейтчинг | 12 | ||
8. | Игровые психологические занятия | 2 | ||
9. | Контрольные занятия | 1 | 6 | |
10. | Постановочная работа. Танец Бонанза. | 10 | ||
11. | Постановочная работа. Современный танец. | 31 | ||
Итого | 4 | 104 | 108 | |
2 год обучения | ||||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Основоположники модерн-джаз-танца | 2 | ||
3. | Джаз как художественное явление | 2 | ||
4. | Экзерсис у станка | 6 | ||
5. | Занятия на середине зала | 6 | ||
6. | Вращения | 6 | ||
7. | Кросс | 6 | ||
8. | Стейтчинг | 8 | ||
9. | Игровые психологические занятия | 2 | ||
11. | Контрольные занятия | 1 | 6 | |
12. | Постановочная работа. Современный танец. | 26 | ||
13. | Постановочная работа. Рок-н-ролл. | 35 | ||
Итого | 6 | 102 | 108 | |
3 год обучения | ||||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2. | Американская школа джаз-модерн. | 2 | ||
3. | Афро-американский джазовый танец. | 2 | ||
4. | Техника афроджаза. | 8 | ||
5. | Стиль рэп. | 8 | ||
6. | Хип-хоп, Би-боп, джаз-рок и т.д. | 9 | ||
7. | Уровни. | 8 | ||
8. | Импровизация (партнеринг) | 8 | ||
9. | Игровые психологические занятия | 2 | ||
10. | Контрольные занятия | 1 | 6 | |
11. | Постановочная работа. Современный танец. | 26 | ||
12. | Постановочная работа. Современный танец. | 26 | ||
Итого | 6 | 102 | 108 |
Ритмика
1 - 2 года
обучения
Историко-бытовой и современный бальный танец
1 - 5 года
обучения
Комплекс программ непрерывного
дополнительного образования
студии «Хореография»
ДДТ «Радуга»
на 5 лет
Модерн-джаз-танец
3 – 5 года
обучения
Классический танец
1 - 5 года
обучения
Народно-сценический
2 - 5 года
обучения
Модерн - джаз - танец
3 - 5 год
обучения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Московсковский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам в 2017/2018 учебном году
Материал для воспитателей...
Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программа 2017-2018 учебном году.
Методические пособия для детей по ПДД...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка ») разработана с учётом Основной образовательной программы Муниципального автономного дошкольного образовательно
Дополнительная образовательная программахудожественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка »)разработана ...
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (с 6-7 лет) (кружок «Умка») разработана с учётом Основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - д/с "Теремок"
Дополнительная образовательная программадля детей дошкольного возраста (с 6-7 лет)(кружок «Умка»)разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального автономного дошкольно...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...