Дополнительная образовательная программа кружка по развитию мелкой моторики «Творческая мастерская» для детей младшей группы.
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему
Программа кружка по развитию мелкой моторики для младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_gr_pchelka.docx | 35.36 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДОВАНО педагогическим советом протокол №____ от «___»_____20___г.
| УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ № 57 «Одуванчик» ___________Степанова Н.В. «____»________20____г.
|
Дополнительная образовательная программа
кружка по развитию мелкой моторики «Творческая мастерская»
для детей младшей группы.
Составила: воспитатель
Рябова Елена Васильевна
пос. Останкино
2018 г.
Пояснительная записка
Данная программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Новизна программы
Обучение детей проводится с трёхлетнего возраста;
Подобран и систематизирован материал по развитию мелкой моторики в соответствии с возрастными особенностями детей;
Программа «» предназначена для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года).
Срок реализации программы – 1 год.
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей -15 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10.
Режим занятий:
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изобразительной деятельности. Общее количество занятий в год -36., время занятий 15 мин.
Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 3-4 года и рассчитана на один год обучения.
Продолжительность | Периодичность в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год |
1 час | 1 раз | 1 час | 36 часов |
Форма организации образовательного процесса: групповая с индивидуальным подходом.
Программа «» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Данная программа интегрируется с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитее», «Физическое развитие» основной образовательной программы ДОУ.
Структура НОД может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.
Вводная часть – создание эмоционального настроения у детей и объяснение нового материала.
Основная или практическая часть – творческая работа детей; по мере необходимости помогаю советом и провожу индивидуальную работу.
Очень важна заключительная часть – в ней анализируется результат детского художественного творчества.
При разработке программы учитывались следующие принципы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих работ).
Цель программы - создание условий для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
Воспитательные:
1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Развивающие:
1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Образовательные:
1. Формировать навыки исполнительского мастерства.
2. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать:
-правила техники безопасности;
-основные правила склеивания;
-некоторые приёмы лепки.
Должны уметь:
-работать с различными предметами;
-правильно держать кисть, карандаш;
-пользоваться клеем, салфеткой;
-изготавливать поделки в технике «аппликация» по образцу;
-повторять пальчиковые гимнастики за воспитателем;
-выполнять несложные техники рисования.
Условия реализации программы
Материально-техническая база:
- групповая комната (столы);
- образцы поделок;
- рабочий материал.
Внешние условия:
- организация выставок.
Перечень используемого рабочего материала:
1. Пластилин.
2. Доски для лепки.
3. Цветной картон.
4. Цветная бумага.
5. Клей.
6. Краски – гуашь.
7. Альбомы для рисования.
8. Пуговицы.
9. Карандаши цветные.
10. Ножницы.
11. Крупы.
12. Текстильный материал.
13. Ватные палочки, диски.
Перспективный план работы кружка
«Творческая мастерская»
Сентябрь
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
1.Вводное занятие | Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля. |
|
2. «Осень наступила…» (рисование) | Учить рисовать в технике «пальчиковая живопись». Закреплять умение работать гуашью, салфеткой, ватной палочкой для изображения капелек. Развивать моторику рук, речь, в работе аккуратность, знания о цвете. | Кисти, гуашь разного цвета, баночки с водой, бумага для рисования |
3. «Холодный дождь» (рисование пластилином) | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина и наносить равномерно на всю поверхность бумаги. | Лист формата А4 с изображением туч, синий пластилин, салфетки. |
4. «Осеннее дерево» (аппликация). | Показать приемы приклеивания «обрывная аппликация» на листы с изображением дерева. | Лист формата А4 с изображением дерева, цветная бумага |
Октябрь
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
1.«Фрукты на тарелочке» (рисование | Учить рисовать фрукты (апельсин, яблоко, груша) округлых форм по спирали. Закреплять умение работать в технике «пальчиковая живопись», салфеткой, ватной палочкой. Развивать речь, знания о цвете, аккуратность, умение ориентироваться на альбомном листе, моторику рук. Воспитывать положительные эмоции от работы. | . Кисти, гуашь разного цвета, баночки с водой, бумага для рисования |
2. «Фрукты на тарелочке» (аппликация). | Учить детей наклеивать круглые предметы. Закреплять представления о различии предметов по величине. Закреплять правильные приемы наклеивания. | Клей, кисточки для клея, цветная бумага. |
3. «Фрукты на тарелочке» (лепка). Закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми движениями. Развивать мелкую моторику рук. Лист картона, пластилин. | Закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми движениями. Развивать мелкую моторику рук | Лист картона, пластилин. |
4. «Веселые мухоморы» (рисование ватными палочками).. | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. | Лист формата А4 с изображением гриба, белая гуашь, салфетки. |
Ноябрь
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
1. «Тили-тили, тесто …» (лепкаэкспериментирование, рисование на тесте). | Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности материала, создание изображения на пласте теста: отпечатки ладошек. | Пласт соленого теста. |
2. «Цветик-семицветик» (аппликация коллективная). Вовлечение в сотворчество с воспитателем. Освоение элементов бумажной пластики. Создание коллективной композиции из комочков мятой бумаги. Клей, кисточки для клея, цветная гофрированная бумага. | Вовлечение в сотворчество с воспитателем. Освоение элементов бумажной пластики. Создание коллективной композиции из комочков мятой бумаги. | . Клей, кисточки для клея, цветная гофрированная бумага. |
3. «Листочки танцуют» (рисование). | Освоение техники рисования кисточкой (промывание, набирание краски, примакивание), рисование осенних листьев – отпечатки на голубом фоне (небе), развитие чувства цвета и ритма | Кисти, гуашь разного цвета, баночки с водой, бумага для рисования. |
4. «Дождик дождик веселей!» (рисование ватными палочками, коллективная композиция). | Рисование дождя ватными палочками на основе тучи, изображенной воспитателем, развитие чувства цвета и ритма. | Гуашь синего цвета, ватные палочки, бумага для рисования. |
Декабрь
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
1. «Вот какая ёлочка!» (лепка рельефная из пластилина). | Создание образа ёлочки в сотворчестве с воспитателем: раскатывание жгутиков из пластилина зеленого цвета и прикрепление к стволу (колбаске). Развитие мелкой моторики. Практическое освоение пластических особенностей пластилина. | Лист картона, пластилин зеленого и коричневого цвета |
2. «Снежок порхает, кружится» (рисование кисточкой). | Создание образа снегопада с помощью кисточки и гуашевой краски белого цвета, закрепление приема примакивания ворса кисти, развитие чувства цвета и ритма. | Кисть для рисования, гуашь белого цвета, бумага для рисования. |
3. «Праздничная ёлочка» (аппликация, бумажная пластика». | Украшение ёлочки, нарисованной и вырезанной воспитателем, новогодними игрушками – кружками разного цвета и формы, звездочкой; закрепление техники приклеивания. | Кисти, краски, цветная бумага разного цвета, клей. |
4. «Снеговик» (аппликация из ватных дисков). | Создание образа снеговика в сотворчестве с воспитателем: выкладывание и приклеивание ватных дисков: развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики. | Кисти, ватные диски, клей, цветная бумага, картон. |
Январь
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
1. «Вкусное угощение» (лепка из соленого теста). | Лепка угощений для игрушек; получение силуэтных изображений из теста: выдавливание формочками для выпечки, обведение и украшение форм пальчиками; развитие тактильных ощущений, чувства формы и мелкой моторики. | Соленое тесто, формочки, гуашь, кисти |
2. «Колобок покатился по лесной дорожке» (аппликация с элементами рисования). | Создание образа колобка из ватного диска и наклеивание на дорожку, нарисованную фломастером; развитие восприятия; сравнение объемной формы и плоскостного рисунка, воспитание интереса к изодеятельности. | Ватные диски, клей, кисточки для клея, гуашь |
3. «Северное сияние» (рисование солью). | Познакомить с новой техникой рисования, развитие чувства цвета и ритма. | Цветная соль, баночки для создания композиции. |
4. «Ёлочка» (рисование зубной щеткой). | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования зубными щетками; развить познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности. Способствовать развитию мелкой моторики рук; закрепить навыки рисования; развить творческие способности детей. Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели. | Бумага для рисования, гуашь зеленого цвета, зубная щетка. |
Февраль
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
1. «Бублики-баранки» (лепка). | Лепка баранок, раскатывание колбасок и замыкание в кольцо. Оформление лепных изделий (посыпание манкой, маком, протыкание дырочек зубочисткой), развитие глазомера и мелкой моторики. | . Соленое тесто, мак, манка, зубочистки. |
2. «Свитер для папы» (аппликация из крупы). | Создание образа свитера, нарисованного и вырезанного воспитателем, наклеивание крупы | Шаблон свитера, вырезанного из цветного картона, макаронные изделия разной формы, клей, кисти для клея. |
3. «Лоскутное одеяло» (аппликация из фантиков). | Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу и составление коллективной композиции из индивидуальных работ; освоение понятия «часть» и «целое». | Картон белого цвета, фантики из-под конфет, клей, кисти для клея. |
4. «Солнышко, солнышко, раскидай колечки!» (рисование | Самостоятельный выбор материалов и средств художественной выразительности для создания образа фольклорного солнышка. | Кисти для рисования, карандаши, фломастеры, бумага для рисования. |
Март
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
1. «Ваза с цветами» (аппликация из макарон с элементами рисования, коллективная композиция). | Познакомить детей с новым способом аппликации. Закреплять навыки рисования гуашью. Способствовать развитию мелкой моторики рук. Закреплять навыки работы с клеем. Развивать чувство формы, композиции, творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. | Цветной картон, цветная бумага, клей, кисти для клея, макаронные изделия разной формы, гуашь, кисти для рисования, баночки с водой. |
2. «Флажки» (аппликация, выкладывание готовых форм). | Составление линейной композиции из флажков, чередующихся по цвету или форме. Оформление флажков декоративными элементами (наклейками), развитие чувства формы и цвета. | Картон белого цвета, флажки разной формы и цвета, вырезанные воспитателем, клей, кисти для клея. |
3. «Вот какие ножки у сороконожки!» (лепка). | Освоение нового способа лепки: раскатывание жгутиков прямыми движениями ладоней. Создание выразительного образа сороконожки в сотворчестве с педагогом: прикрепление «ножек» к туловищу, вылепленному воспитателем. | . Пластилин, стека. |
4. «Постираем полотенца» (рисование). | Освоение техники рисования прямых горизонтальных линий, развитие чувства цвета и ритма, создание композиции на основе линейного рисунка (бельё сушится на веревочке). | Бумага для рисования, цветные карандаши. |
Апрель
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
1. «Аквариум» (пластилинография с элементами аппликации). | Знакомство с новой техникой; обогащение интеллектуальной сферы. Развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, эстетическое восприятие. Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность. | Цветная бумага, картон, пластилин, кисти для клея, клей. |
2. «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…» (обрывная аппликация). | Создание выразительных образов луговых цветов – желтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации, развитие мелкой моторики, синхронизация движения обеих рук. | Лист бумаги с изображением одуванчика, цветная гофрированная бумага, клей, кисти для клея |
3. «Пора в космос» (объемная аппликация). | Совершенствование навыка ручного труда средством скручивания бумаги в трубу, развивать мелкую моторику пальцев рук. | Картон синего цвета, цветная бумага, клей, кисти для клея. |
4. «Почки и листочки» (рисование и аппликация). | Освоение изобразительновыразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и наклеивание листочков. | Лист бумаги с изображением ветки дерева, цветная бумага, клей, кисти для клея. |
Май
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
1. «Праздничный салют» (рисование тычком). | Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета, развивать чувство цвета, воспитывать самостоятельность, инициативность. | Кисть для рисования, бумага для рисования, гуашь разного цвета. |
2. «Дерево» (пластилинография). | Создание образа дерева, раскатывание жгутиков из пластилина и прикрепление к стволу, отрывание кусочков пластилина и примазывание к фону. | . Картон белого цвета, пластилин. |
3. «Вот ёжик – ни головы, ни ножек!» (лепкаэкспериментирование) | Моделирование образа ёжика: дополнение «туловища» – формы, вылепленной воспитателем, иголкамиспичками, зубочистками, развитие чувства формы, мелкой моторики | . Пластилин коричневого и черного цвета, зубочистки. |
4. «Дети – цветы жизни!» (аппликация, коллективная композиция). | ). Создание образа цветов на поляне, наклеивание шаблонов цветов на лист ватмана. | Лист ватмана, шаблоны цветов, вырезанные воспитателем, фото детей, клей, кисти для клея |
Месяц | Количество | Продолжительность занятия | Объем учебной нагрузки |
Сентябрь | 4 занятия | 15 минут | 1 час |
Октябрь | 4 занятия. | 15минут. | 1час. |
Ноябрь | 4 занятия | 15минут. | 1час. |
Декабрь. | 4 занятия. | 15минут. | 1час. |
Январь. | 4занятия. | 15минут | 1 час. |
Февраль. | 4занятия. | 15минут. | 1час. |
Март. | 4занятия. | 15минут. | 1час. |
Апрель. | 4занятия. | 15минут. | 1час. |
Май. | 4занятия. | 15минут | 1час. |
| Итого в год 36занятия |
| 8 час. |
Литература
1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.
3С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с..
4.Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с
5.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.
6.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
7.«Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «детство-пресс» 2004
8.« Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2003
9. Педагогический опыт ,опубликованный в журналах дошкольное воспитание
10.Медиоресурсы интернета « МААМ.ru», «Почемучка.ru» и т.д
11.Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
12.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-программа кружка по развитию мелкой моторики пальцев рук "мастерская самоделкина"
План-программа кружка по развитию мелкой моторики пальцев рук "мастерская самоделкина"...
Программа кружка «Веселые пальчики». Развитие мелкой моторики рук в первой младшей группе
Предлагаю Вашему вниманию один из способов развития мелкой моторики рук в первой младшей группе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы
Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет...
Программа кружка по развитию мелкой моторики с детьми второй младшей 2 группы «Ловкие пальчики»
Кружок «Ловкие пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делат...
Дополнительная общеобразовательная программа кружка по развитию мелкой моторики «Бусинки»
Цель программы: развитие и укрепление координации движений мелкой моторики рук у детей раннего возраста через нетрадиционное использование различных предметов, в играх, упражнениях и ра...
"Программа кружка по развитию тонкой моторики рук во второй младшей группе "ВЕСЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ"
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие ...